Настоящий грабеж осуществлен и в отношении
недр Удмуртии. Нефть, добываемая при советской власти в количестве 8—10 млн.
тонн в год (в пересчете на душу населения больше, чем в Татарии), уже не
является собственностью народа: 86% акций главного нефтедобытчика — Объединения
“Удмуртнефть” принадлежит компании “Сиданко”, не вложившей никаких инвестиций в
промышленность Удмуртии.
Сельские жители финских народов, живущие на
селе (ок. 65% мордвы, мари, коми и удмуртов; около 80 % коми-пермяков), в ходе
приватизации также пережили настоящую трагедию. В коми-пермяцком крае,
превращенном в сырьевой придаток экономики Пермской области, где было всего 6%
перерабатывающей промышленности, и где местное население в основном было занято
в леспромхозах, с началом приватизации почти все леспромхозы были закрыты, так
как в погоне за легкой прибылью лесоторговцы начали разрабатывать близлежащие
лесные массивы. Началась настоящая деградация края.
Экономическое и социальное обнищание народа
в конце XX века сравнимо лишь с периодом кризиса начала 1920-х гг., когда
Россия, пережив 7 лет войны, подверглась стихийному бедствию — небывалой засухе
и эпизоотиям. Промышленное и сельскохозяйственное производство Удмуртии к 1999
г. по сравнению с 1990 годом сократилось вдвое. Впервые в истории на селе
появилась безработица. Многие крестьяне живут в основном за счет натурального
хозяйства приусадебного участка, годами не получая зарплаты в общественном
производстве. В сельскохозяйственной отрасли Марий Эл заработная плата за 1999
г. была на 36 % ниже среднереспубликанского уровня. В Коми-пермяцком
национальном округе при прожиточном минимуме на одного жителя в 741 руб. (на дек.
1999 г.) заработная плата в сельском хозяйстве, где занято абсолютное
большинство коми-пермяков, составила 282 руб., в образовании - 678 руб.
Отсутствие денежных средств приводит к тому, что крестьяне не в состоянии ехать
в город для получения медицинской помощи и умирают от таких болезней, которые
могли быть излечены.
Ко всем бедам их ожидает еще интеллектуальная
деградация. Они не в состоянии из-за отсутствия средств направлять своих детей
на учебу.
Общий кризис, насаждающий в народе голод,
болезни, психологическую неустойчивость и напряженность, приводит к повышенной
смертности. В 1999 г. в Республике Марий Эл родилось 6,5 тыс. чел. и умерло
10,6 тыс. чел. В Удмуртской Республике число родившихся на 1000 чел. населения
с 1987 по 1998 гг. снизилось с 17,2 до 9,1, смертность - соответственно
увеличилась с 10,5 до 13,5. В Коми-пермяцком округе в 1997 г. коэффициент
рождаемости был 11,2, смертности - 16,1, в 1998 г. соответственно - 10,7 и
14,8, в 1999 г. - 11,1 и 16,4. Таким образом, в этом крае ежегодно население на
1 тыс. чел. сокращается на 5 чел.
В ходе реформ у финно-угорских народов
ежегодно возрастал суицид, который в среде мужчин удмуртов в 1996 г. дошёл до
небывалого уровня - 174 на 100 тыс. человек и лишь с 1997 г. начал несколько
снижаться, но сохранялся на самом высоком уровне в России: в 1997г. - 121,6; в
1998 - 107,6. Притом на селе, где в основном проживают удмурты, этот
коэффициент среди мужчин в 1998 г. составил 132,7. Среди сельского населения
доля лиц, умерших в трудоспособном возрасте, среди мужчин составила в 1997 г.
44,5 %, в 1998 г. - 43,1 %.
Таким образом, в истории финно-угорских
народов России, отброшенных в ходе реформ 1990-х годов на самую низкую ступень
социальной пирамиды, не было более опасной ситуации, чем сегодняшнее их положение.
Если в ближайшее время не будет изменена Конституция РФ и утверждены
нормативные акты по защите малочисленных, так называемых титульных, народов, не
будут приняты меры по социальной ориентации политики и экономики страны,
будущую трагедию или исчезновение финно-угорских народов с лица земли избежать
будет невозможно.
Требования и предложения, которые сегодня
истекают от встревоженной элиты финно-угорских народов России, тщетно
пытающихся освоить стратегию борьбы за “этническую мобилизацию”, возрождение и
развитие, в основном проистекают из норм традиционного обычного права,
соотнесенных со стандартами, вырабатываемыми на международном уровне. Главное
требование связано с реализацией их прав на территорию своего исконного
обитания. Но законодательная база ни в одной из финно-угорских республик России
не содержит каких-либо норм, регламентирующих индивидуальные и коллективные
права коренных народов. Конституция России содержит упоминание о коренных
народах, но отсутствует юридический механизм их политического представительства
в органах государственной власти. Кроме того финно-угорские народы, “имеющие
собственные” национально-государственные образования и считающиеся титульным
этносом, фактически лишены специальных прав на свою государственность, территорию,
её недра, на средства производства и национальное богатство в любом его виде.
Этот антинацменовский антиправовой механизм, похоже, выработан особо тщательно
и иезуитски изощренно, с тем, чтобы легче было приватизировать все, что имеется
на землях проживания национальных меньшинств, чтобы нейтрализовать их
патриотизм и возможную консолидацию в борьбе за выживание.
Между тем, именно в нынешний период, как
никогда, должна быть повышена роль государства в осуществлении национальной
политики в полиэтничном сообществе, каковым традиционно являлась Россия. Именно
государство должно усилить свою роль в сохранении народного добра от
разграбления и передачи его в собственность закордонных олигархов. Государство
также должно уберечь всю социальную сферу жизни общества, так как
новоиспеченные капиталисты полностью исключили ее из функциональных
обязанностей. Они даже не владея контрольным пакетом акций предприятий и целых
отраслей (энергоресурсы) путем хитроумной организации финансирования
обеспечивают себе полный контроль и фактическое всевластие в них. И им
совершенно безразлично кто проживает на территории добывания капитала, более
того, им выгодно не иметь там коренного населения, обладающего исторической
памятью и национальным самосознанием и претендующего на свои исконные права.
Именно с этой целью олигархи “Лукойла” предоставляют хантам и манси бесплатно
городские квартиры, забирая взамен их родовые владения.
При всем своеобразии финно-угорские народы
являются россиянами и в полной мере разделяют трагическую судьбу всех народов.
Чтобы решать свою судьбу они должны консолидироваться с ними и бороться за
общедемократические перемены в России. Они могут и должны использовать весь
опыт самозащиты, имеющийся в различных национальных республиках. Наиболее
привлекательным является опыт Коми республики, где принят ряд законов,
обеспечивающих правовые гарантии коренному народу. Здесь принят закон о статусе
съезда коми народа. Его решения рассматриваются на правительственном уровне, по
ним разрабатываются государственные планы осуществляются конкретные
мероприятия. Третьей программной задачей финно-угорских народов является
использование международно-правовых норм, особенно деклараций ООН, под которыми
подписывалась наша страна. Чрезвычайно важным документом является также
Международная конвенция №169 Международной Организации Труда о коренных
народах. Одним словом, этническим мобилизаторам финно-угорских народов России в
современных условиях необходимо выработать новые тактические и стратегические
планы в борьбе за выживание.
1.2 I Всемирный
конгресс финно-угорских
народов
Все эти изменения стали ощутимым и на
территориях, населенных финно-уграми. Начиная с 1985 года, но главным образом с
1989 года, прошли многочисленные политические мероприятия и научные конференции,
которые с различных точек зрения разбирали и анализировали положение
финно-угорских народов, причем говорилось о таких явно или скрыто
взаимосвязанных вопросах, как экономическое положение, история финно-угорских
народов, демографическая, языковая ситуация и — что раньше почти невозможно
было себе представить — правовой статус
В начале февраля 1992 года в Сыктывкаре 4
финно-угорские общественные организации — Комитет возрождения коми народа (с
1997 года называется Исполнительный комитет Съезда народа коми),
„Масторава" - Общество национального возрождения мордовского народа,
Исполнительный комитет Всеудмуртской ассоциации „Удмурт Кенеш" и
„Югор" -Общество родителей коми-пермяцкого языка — создали Ассоциацию
финно-угорских народов, АФУН, и с целью призвать к присоединению опубликовали
проект Устава . „Положение об Исполкоме Ассоциации финно-угорских народов
Российской Федерации" было принято на I Съезде финно-угорских народов
Российской Федерации, прошедшем 15-16 мая 1992 года в Ижевске, а сформулированный
на этом съезде временный Устав АФУН позже был принят как окончательный 29 июня
1992 года в Сыктывкаре, где состоящий из избранных съездом членов Исполком
избрал из своего состава председателя и сопредседателя.
Движение финно-угорских народов и съезд финно-угорских
народов Российской Федерации, а позднее конгресс всех финно-угров, то есть
Всемирный конгресс финно-угорских народов, приобрели двойное значение:
Всемирный конгресс финно-угорских народов, с одной стороны, — это движение, у
которого имеются постоянные элементы, организации, структуры, печатный орган и
имеются постоянно изменяющиеся, развивающиеся, прогрессирующие или же,
наоборот, регрессирующие проявления, временные мероприятия, спонтанные
элементы; с другой стороны, Всемирный конгресс финно-угорских народов — это
международное событие: общее собрание делегатов, целью которого является обмен
опытом, оценка ситуации, организация и осуществление представительства
интересов, своих стран или международных, принятие решений и заслушивание
отчетов.
Представители финно-угорских народов,
делегаты и участники Всемирного конгресса финно-угорских народов, исходя из
реалий современности, предоставивших историческую возможность реализации
стремления наших народов к сотрудничеству поставили целью реализацию
международных норм в области права народов на самоопределение, прав коренных
народов, национальных меньшинств и прав человека, постановили:
• Всемирный конгресс финно-угорских народов является форумом этих
народов, не зависимым от правительств и политических партий, ставящим задачу
достижения неправительственной организации ООН;
• конгресс является открытым для всего мирового сообщества добровольным
объединением равноправных родственных народов, присоединившимся к
общеевропейскому процессу безопасности и сотрудничества и руководствующимся
Всеобщей декларацией прав человека, Парижской хартии для новой Европы, 169
Конвенцией Международной организации труда, касающейся прав коренных народов и
национальных меньшинств,
• делегаты намерены осуществить волю финно-угорских народов к
сотрудничеству и оказанию взаимопомощи в области права, экономики, экологии,
социальных вопросов, информации, образования, науки и культуры;
Исходя из общепризнанных норм международного
права и исторически сложившихся разнообразных форм национального и
государственного устройства финно-угорских народов, делегаты конгресса признали
право каждого народа на национальное самоопределение в формах, удовлетворяющих
интересы самих этих народов. Данные формы могут иметь широкий спектр: от
различных форм культурно-национальной автономии до национальных государств, а
также создание различных коалиций, союзов и обществ. Содействуя возрождению
финно-угорского мира, выживанию ряда родственных народов и развитию. Так же
было принято решение считать необходимым и целесообразным добиваться правовых и
организационных условий для всестороннего и равноправного сотрудничества
братских народов между собой и со всем мировым сообществом.
В области экономики и экологии
содействовать развитию прямых экономических связей между предприятиями,
учреждениями., организациями и частными лицами финно-угорских государств,
национально-территориальных образований, регионов компактного проживания
финно-угорских народов, а также
проводить согласованную политику в области экологии, не допуская
размещения на территории оружия массового поражения, создать
заповедно-экологические зоны с лечебно-оздоровительными и
туристско-экскурсионными комплексами в регионах проживания финно-угорских
народов.
В области информации, культуры, науки и
образования поддержать создание Международного фонда финно-угорских народов
на условиях долевого участия стран их проживания, принять систему
нормативных актов, направленных на сохранение и развитие языков, самобытной
культуры и традиций финно-угорских народов, принять решение о ежегодном
проведении дней финно-угорских народов в соответствии с установившейся
международной традицией, содействовать изданию ежегодного журнала
финно-угорских народов для освещения истории и современного состояния этих
народов.
С этого момента Консультативный Комитет стал
являться координирующим органом Всемирного конгресса финно-угорских народов и
стал действовать в соответствии с нормами международного права и принципами
ООН.
Глава 2
2 II Всемирный конгресс финно-угорских народов
В августе 1996 года в Будапеште, когда
Венгрия отмечала 1100-летия обретения новой родины, состоялся II Всемирный
конгресс финно-угорских народов. В работе конгресса принимало участие уже 18
делегаций народов [1]. Атмосфера, царившая на этом конгрессе в те 4 дня (16-21
августа 1996 г), показала, что финно-угорское движение существует в
организационной форме, что оно не только не потеряло своей актуальности, но
приобрело новых сторонников и последователей (на II конгрессе приехало уже 18
делегаций, тогда как на I Конгрессе работало 16). Если дальше проводить
параллели между двумя конгрессами, то, несомненно, надо отметить тот факт, что
в Будапеште, помимо пленарного заседания была организована работа секций, для
того, чтобы как можно большее количество участников смогло принять участие в
работе конгресса.
Работу конгресса открыл президент Венгерской республики
Арпад Генц, который в своем выступлении выпазил радость оттого, что видит на
этом конгрессе такое количество старых знакомых, с которыми он встречался не
только в Венгрии, ни и во время своего официального визита в Республики
Мордовии, Марий Эл, Удмуртии, Коми, а также в Ханты-Мансийский автономный округ
в июле 1993 года. Кроме того, Арпад Генц отметил, что время работает против малых
культур, поэтому совершенно необходимо, используя новые возможности обновленной
России, эти культуры сохранить. Президент заявил, что с одной стороны,
является осуществление контроля над выполнением принятых соглашений и
требования их полного осуществления. А с другой стороны, Россия должна
сформулировать позитивные формы и способы сотрудничества для руководства
республик и автономных округов, в которых проживают финно-угорские народы.
Поприветствовав и пожелав успешной работы участникам конгресса Арпад Генц
передал в дар ВУЗам, работающим в финно-угорских республиках в Российской
Федерации, спутниковые антенны.
На
следующий день, 17 августа, началась непосредственная работа конгресса. Всего
было организовано 6 секций, где обсуждали различные проблемы, выслушивали
предложения и принимали решения касающиеся политики, экономики, культуры и
образования, СМИ, информационных систем, а также демографии, здравоохранения,
охраны окружающей среды и сотрудничества молодежных движений и организаций.
2.1 Секция политика
В
работе секции политики приняло участие около 100 человек. Выступили
представители различных движений финно-угорских народов, различных политических
и культурных организаций, депутаты парламента [2]. Очень многие делегаты из
Российской Федерации были представителями своих народов в различных органах
власти. Они отчитывались о том, какие общественные движения действуют у них
дома; какая взаимосвязь существует у них с другими движениям и как происходит
диалог с местной верховной властью.
Говорилось
на заседаниях секций также и о нынешних возможностях и перспективах жизни
финно-угорских народов [3]. Особенно учитывалось то, что процесс демократизации
в России принял глобальный характер [4], поэтому в ходе перестройки необходимо
в полной мере обеспечить государственный суверенитет и учитывать те правовые
субъекты, которые представляют финно-угорские народы [5].
В
своих докладах и отчетах выступавшие из Российской Федерации давали разные
оценки различным явлениям. Однозначно позитивно оценивалось развитие национального
самосознания и самоопределения, формирование общественный организаций
различных финно-угорских народов, а также активное участие в разработке
постановлений и других политических и экономических решений, которые определяют
политическое, правовое и экономическое положение финно-угорских народов..
Однако не все появившиеся возможности воплотились в жизнь. На заседаниях секции
говорилось о том, что финно-угорским народам придется и впредь сталкиваться с
серьезными трудностями, потому что очень много вопросов осталось не решенными.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|