Итак, специфика газетной речи
состоит именно в особой и намеренной ее выразительности, экспрессивности
высказывания. Но эта черта не изолирована. Другой основной стилевой чертой
является наличие стандарта.
По мнению Г. О. Винкура,
стандарт, штамп является самой характерной чертой языка газеты[6]. В. Г.
Костомаров выделил единый стилистический конструктивный принцип газеты -
диалектическое объединение «экспрессии» и «стандарта», понимаемых как оценочные
и информирующие начала в противопоставлении друг другу. Эти признаки
соотносятся с взаимодействием двух ведущих функций газеты: информационной и
воздействующей, которые неравномерно распределяются по газетным жанрам и
находятся в соответствии с двойственной природой газеты, призванной и
информировать, и убеждать, воздействовать [7].
Среди причин
стандартизованности языка газеты выделяют: стремление к документальности
изложения; повторяемость тематики; оперативность в подготовке материалов[8]. Поиск способов экспрессивности в особых
условиях газетного творчества вызывают быстрый переход экспрессии в стандарт,
когда даже оборот, удачный с точки выразительности, тиражируется многими
газетами и очень быстро «стирается», превращаясь в штамп. На этот факт обратил внимание еще Ш. Балли: «Язык
газет переполнен штампами – да иначе не может и быть, трудно писать быстро и
правильно, не прибегая к избитым выражениям»[9].
Оппозиция «стандарт – экспрессия»
позволяет провести стилевую границу между языком художественной литературы и
языком публицистики, хотя стандарт и экспрессия присутствуют и в той и в другой
языковой сфере[10].
Таким образом, единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее
специфику газетной речи, становится стилистическим принципом организации
высказывания.
Особая роль средств речевой выразительности в
публицистике обусловлена взаимодействием ее основных функций.
Уже в древности
знали, что воздействующая сила речи возрастает, если она чем-то выделяется. Существует множество экспрессивных средств
(эмоционально-оценочная лексика, тропы, синтаксические конструкции, в том числе
фигуры и др.), с помощью которых журналист пытается привлечь внимание читателя,
расставляя логические акценты и экспериментируя с языком, органично сочетая
стандарт и экспрессию.
По мнению Г. Я. Солганика, категория экспрессивности «в рамках
газетно-публицистического стиля целесообразно рассматривать как видовое понятие
по отношению родовому – оценочности»[11]. В
газетно-публицистической речи назначение окрашенных элементов не только и не
столько образность (как в художественном стиле), сколько создание оценочного
эффекта, положительного или отрицательного.
Оценочность выражается прежде всего в лексике: в
сравнительно большой частотности качественно-оценочных по семантике
прилагательных и существительных, метафоризации, в отборе фразеологии, в
особенностях использования синтаксических средств.
Под влиянием воздействующей функции публицистика
преобразует, трансформирует слова из разных сфер языка, придавая им оценочное
звучание. Большой популярностью пользуются метафоры, в частности переносное
употребление специальной лексики. Метонимия дает возможности авторам публикаций
реализовать различные ассоциации по смежности предметов и явлений. Действенным
средством создания выразительности являются трансформированные
фразеологические обороты, афоризмы, пословицы. В
статьях перефразируются названия фильмов, известных книг, песен, фрагментов
рекламных роликов, известные высказывания политиков и пр. В языке газеты часто используются каламбуры –
высказывания, в которых одновременно реализуется разные значения слова (прямые
и переносные). Кроме того, широко используются и фамилии политиков, но,
как правило, в отрицательном контексте и с негативной характеристикой.
Образуются новые формы от фамилий какого-либо политического деятеля
(всевозможные -исты, -изации, -овщины и пр.). Внимание
читателей привлекают и рифмованные строки, выступающие в качестве заголовков.
Стремясь дать образное описание предмета, журналисты часто прибегают к созданию
индивидуально-стилистических неологизмов, часто имеющих ироническую окраску.
Публицистические тексты не обходятся без индивидуальных перифраз – описательных
оборотов, употребляемых вместо слова или словосочетания. В газетах
присутствует большое количество заимствований, использующихся журналистами для
привлечения внимания к статье. Журналисты нередко используют самые ходовые,
широко распространенные слова и выражения разговорно-бытовой лексики. В языке
прессы присутствуют, помимо просторечных и разговорных и иноязычных лексем,
элементы подъязыков (жаргоны, арго, диалекты, пиджинизмы).
Публицистика
отбирает синтаксические конструкции, обладающие значительным потенциалом
воздействия. Именно выразительностью привлекают конструкции разговорной речи
(сжатость, емкость, лаконичность, демократичность, доступность). Для выражения
сильных чувств, убеждения, воздействия, заострения темы используются
возможности книжной речи (параллелизм предложений, анафора и эпифора, антитезы
и др. стилистические фигуры).
Таким образом, с целью
эмоционального и эстетического воздействия на читателя публицисты используют
самые разнообразные средства речевой выразительности: метафору, олицетворение,
метонимию, подбирают лексику и фразеологию, наиболее эффективно и точно
выражающие мысль и привлекающие внимание, дают яркие и необычные заголовки,
органично сочетают стандарт и экспрессию.
Метафора
прочно вошла в публицистический арсенал активных средств воздействия на
читателя. Утверждение Аристотеля: "Всего важнее - быть искусным в
метафорах, перенять их от другого нельзя; это - признак таланта"[12], - остается основополагающим
принципом художественного творчества и одним из критериев мастерства писателя и
журналиста.
Метафора - перенесение наименования с одного объекта (предмета, лица, явления) на
другой, сходный с первым в каком-либо отношении.
Исследование метафоры становится тотальным. Изучаются ее
стилистические возможности, семантика и функции, закономерности метафоризации,
устройство метафорического знака. Так, В.Г.Гак, говоря о метафоре в языке,
отмечает ее универсальность, проявляющуюся в "пространстве и во
времени, в структуре языка и функционировании. Она присуща всем
языкам во все эпохи, она охватывает разные аспекты языка и обнаруживается во
всех его функциональных
разновидностях"[13].
По мнению Арутюновой Н. Д., метафора служит тем орудием мысли, при помощи
которого нам удается достигнуть самых отдаленных участков нашего
концептуального поля [14].
Лакофф Д. и Джонсон М. утверждают, что
метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только
в языке, но и в мышлении и действии[15]. Современная когнитивная лингвистика считает метафору не
тропом, призванным украсить речь и сделать образ более понятным, а формой
мышления. В коммуникативной деятельности метафора - важное средство воздействия
на интеллект, чувства и волю адресата.
Публицистическая метафора (как и художественная)
представляет собой употребление автором определенного слова, переосмысленного
на базе образно-ассоциативного подобия, которое возникает в результате
субъективного впечатления, ощущения, эмоционального восприятия. Это,
с одной стороны, отражение реального мира и объективного знания о нем, закрепленного в языке, а с
другой - способ создания индивидуального, образного мира журналиста.
Ассоциативность, вызываемая метафорическим употреблением слова, помогает более
ярко представить описываемую журналистом реальность.
Газетные
метафоры можно разделить на общеупотребительные (тиражируемые журналистами) и
на индивидуально-авторские.
Одной из характерных черт современной газетной публицистики
является метафоризация терминов: "Характерной
приметой многих современных газетно-публицистических текстов является
переносное употребление в них специальной научной, специальной
профессиональной, военной лексики, лексики, относящейся к спорту"[16].
Специальная терминология оказывается практически неисчерпаемым
источником для новых, свежих, нештампованных способов речевого выражения.
Многие узкопрофессиональные слова начинают использоваться как языковые
метафоры.
Существует некоторое "недоверие" к газетным
метафорам, источник которого коренится в противопоставлении их
художественным и оценке роли газетных метафор с позиций художественной речи,
которая более приспособлена для функционирования метафор.
По мнению одних авторов, метафора в газете нередко проходит
путь: метафора - штамп - ошибка. В этой универсальности как бы заложены
объективные условия для появления в газете, как пишет В.Г. Костомаров,
"непродуманных стилистически, а часто и логически неоправданных
метафор". Называя их "бичом
печатного слова", он считает, что они подтверждают мнение об утилитарности
метафоры в газете, куда она привлекается в качестве экспрессемы, чтобы
"перебить стандарт". В полемике с
В.Г. Костомаровым А.В. Калинин признает, что у художественной литературы
и газеты - разные задачи и функции. Но это не дает
оснований "... принижать газетную метафору, низводить ее функцию до чисто
утилитарной… Не так уж часто, но в
газетах все же бывают метафоры яркие, интересные, помогающие читателю
увидеть какие-то новые связи, через которые "раскрывается мир"[17].
Позиция ученого возвращает метафорам в газете их естественную
функцию - функцию художественного познания.
Именно ориентация на положительные, удачные образы позволяет подойти к
неудачным семантическим образованиям как к явлению необязательному и не столь
уж неизбежному для газетной стилистики. Словесные неудачи надо
рассматривать не как типичное для газеты явление, а как издержки.
Опасность штампа «таится не в самом повторении,
например, метафор, а в их неоправданном употреблении»[18]. По
мнению И. Д. Бессарабовой[19],
создание
метафоры – это то же, что и поиски единственно подходящего, необходимого
слова. Привнесение метафор, как и других тропов, во многом зависит от жанра и
содержания публикации, не каждая метафора подойдет и к общей интонации текста.
Метафора может остаться непонятой при нарушениях семантико-парадигматических,
семантико-грамматических связях. Метафора чувствительна не только к соседству с
определяемым словом в прямом значении, но и с другой метафорой или метафорами.
Но, несмотря на это, метафоры активно используются в
газетной публицистике, увеличивая информативную ценность сообщения с помощью
ассоциаций, вызываемых переносным употреблением слова, участвуя в важнейших
функциях публицистики – убеждения и эмоционального воздействия.
Метафора как одно из наиболее популярных средств
художественной выразительности, помогает представить какое-то сложное
понятие как относительно
простое, новое - как хорошо известное, абстрактное - как конкретное. Специфика газет
предусматривает наличие тиражируемых метафор, но только от мастерства
журналиста зависит то, чтобы «стандарт» не превратился в «ошибку». Надо
стремиться, чтобы употребление метафор было продиктовано, прежде всего, не
желанием оживить материал, а стремлением добиться эффективности печатного
слова, его действенности. Вялые выражения,
обтекаемые формулировки в языке газет просто
неприемлемы, т.к. публицистика призвана активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение.
В истории лингвистики существовало несколько трактовок
вопроса классификации метафор[20].
Разные исследователи выделяли их в определенные типы, разрабатывали различные
подходы и критерии, в соответствии с которыми распределяли затем метафоры по
разным классам. Метафора представляет собой сложный знак, имеющий ряд
структурных особенностей и специфических черт содержательной стороны, а также
выполняющий в языке определенные функцию. Но, как заметил В. М. Москвин,
«свода параметров, по которым может производится классификация метафоры, мы до
сих пор не имеем. Поэтому систематизация, а в целом ряде случаев - и выявление
таких параметров, т.е. классификация метафор с лингвистической точки зрения,
представляются действительно неотложными задачами отечественной науки о языке»[21]. Москвин предложил, на взгляд исследователей,
наиболее полную классификацию метафор. Им были разработаны структурная,
семантическая и функциональная классификация метафор[22].
Семантическая классификация на взгляд
исследователей представляет наибольший интерес, благодаря обширному полю для
исследовательской деятельности. Данная классификация опирается на особенности содержательной стороны метафорического знака, которые
заключаются в их смысловой двуплановости (одновременное указание на основной и
вспомогательный субъект), т.е. сравнение чего-то (основного субъекта) с чем-то
(вспомогательным субъектом, термином-сравнения) по какому-то признаку
(аспекту сравнения). Так, содержанием метафоры "эпидемия неплатежей"
является сравнение неплатежей с эпидемией по признаку распространенности;
распространенность - это сфера сходства двух указанных объектов.
Данная классификация разграничивает метафоры:
§
по
основному субъекту сравнения;
§
по вспомогательному
субъекту сравнения (антропоцентрические или олицетворение, анималистические,
«машинные»);
§
по
общности вспомогательного и основного субъектов сравнения;
§ по
степени целостности внутренней формы метафор (образные метафоры
(общепоэтические (узуальные, общепринятые) и неологические
(индивидуально-авторские), стертые метафоры и мертвые метафоры).
Исходя из принадлежности знака-носителя образа
(вспомогательного субъекта) к системе терминов той или иной отрасли традиционно
исследователи выделяют следующие группы
метафор:
§
медицинские («предвыборная лихорадка», «острый приступ
раскаяния», «экономический инсульт» и др.);
§
спортивные («эстафета неплатежей», «рекордные
показатели производства», «игра в одни ворота» и др.);
§
военные («предвыборные баталии», «продовольственная
война», «экономический прорыв» и др.);
§
технические («рычаги власти» и др.);
§
азартные («политическая рулетка» и др);
§
биологические («политические роды») и др.
Классификация по вспомогательному субъекту сравнения
представляет интерес не только для филологов, но также и для историков,
культурологов, политологов, социологов. Метафора социальна. Метафоры
показывают, как картина мира отражается в общественном сознании. По
справедливому мнению Г. Пауля, из совокупности метафор, ставших в языке
узуальными, можно видеть, какие интересы преобладали в народе в ту или иную
эпоху, какие идеалы были заложены в основу культуры на том или ином этапе ее
развития[23].
А. П. Чудинов продолжает эту мысль: «каждый новый этап социального развития
страны отражается в метафорическом зеркале, где вне зависимости от чьих-либо
намерений фиксируется подлинная картина общественного самосознания. Система
базисных метафор – это своего рода ключ к пониманию «духа времени»[24]. «Поэтому актуальность их
исследования определяется не только собственно лингвистическими потребностями,
но представляет собой междисциплинарную проблему»[25].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|