Военные метафоры в языке современных газет
Министерство высшего образования
Карельский государственный педагогический
университет
Историко-филологический факультет
Кафедра русского языка
Тема: Военные
метафоры в языке современных газет Курсовая работа курсу «Современный
русский язык»
Выполнила: студентка 4 курса ФФ ЗО
Зайцева И.М.
Научный руководитель:
Новоселова В. А., к. фил. н, доцент
Петрозаводск
2006
Оглавление
Часть 1.
Газетно-публицистический стиль
Публицистический
стиль.............................................................................................. 4
Жанры
публицистики....................................................................................................... 6
Функционально-стилистические
особенности газетно-публицистического стиля............................................................................................................................................. 8
Средства
речевой выразительности в публицистике.............................. 10
Метафора
как средство речевой выразительности................................... 12
Особенности публицистической метафоры........................................................................... 12
Классификация
метафор............................................................................................. 15
Семантическая классификация метафор................................................................................ 15
Структурная классификация метафор................................................................................... 16
Функциональная классификация метафор............................................................................... 17
Часть 2. Военные метафоры в языке газеты
Метафоризация
военной лексики в языке газеты..................................... 19
Структурная
классификация военных метафор........................................ 20
Военные
метафоры в языке спорта....................................................................... 24
Классификация военных метафор в спорте........................................................................... 25
Военные
метафоры в общественно-политическом языке.................. 28
Заключение............................................................................................................................... 35
Список сокращений............................................................................................................ 36
Литература.................................................................................................................................. 37
Введение
Тема данной курсовой работы «Военные
метафоры в языке газеты». Актуальность выбранной темы обусловлена особой ролью СМИ
в современном обществе. В настоящее время на территории
Российской Федерации издается огромное количество газет весьма разнообразных по
своей тематике и содержанию. Особая специфика газет в том, что они
оказывают известное влияние на мнения людей, оставляют то или иное впечатление,
что достигается за счет эмоциональности суждений, экспрессивности оценок,
использования различных средств речевой выразительности, в частности, метафоры. Все это позволяет журналистам писать
газетные статьи живым, ярким, образным
языком, вследствие чего публицистика приобретает все большую популярность. В настоящее время образности языка публицистики посвящается все больше научных
статей.
Целью настоящего исследования является рассмотрение и описание особенностей
военной метафоры как неотъемлемой части яркого и образного языка современных
газетных публикаций.
В связи с этим поставлены следующие задачи:
1.
изучить лингвистические источники по теме;
2.
рассмотреть функционально-стилистические особенности
газетной публицистики;
3.
описать средства речевой выразительности характерные
для публицистического стиля;
4.
выявить специфику публицистической метафоры;
5.
провести комплексный анализ военных метафор в газетных
текстах;
6.
определить особенности употребления военных метафор в
языке газет.
Источником исследования являются центральные газеты за 2005-2006 гг.
(«Комсомольская правда», «Российская газета», «Парламентская газета»,
«Советский спорт», «Известия», «Медицинская газета» и др.)
Методы исследования:
1.
Стилистический анализ метафорической модели
2.
Структурный анализ метафоры как лексико-грамматической
конструкции.
3.
Когнитивный анализ метафор.
Исследование интересно также тем, что
содержит материал, иллюстрирующий употребление метафоры в
общественно-политической и спортивной лексике.
Каждый
функциональный стиль современного русского литературного языка – это такая его
подсистема, которая условиями и целями общения в какой-то сфере общественной
деятельности и обладает совокупностью стилистически значимых языковых средств.
Функциональные стили неоднородны, каждый из них представлен рядом жанровых
разновидностей, например, в научном стиле – научные монографии и учебные
тексты, в официально-деловом - законы, справки, деловые письма, в
газетно-публицистическом - статья, репортаж и т. п. Многообразие жанровых
разновидностей создается многообразием содержания речи и ее различной
коммуникативной направленностью, т. е. целями общения. Именно цели общения
диктуют выбор стилистических приемов, композиционной структуры речи для каждого
конкретного случая.
В соответствии со сферами общественной деятельности в современном
русском языке выделяют следующие функциональные стили: научный,
официально-деловой, публицистический, художественный и разговорно-обиходный.
Каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и
синтаксических структур, которые и реализуются в той или иной степени в каждом
жанре данного стиля.
Газетно-публицистический стиль самый сложный и
разветвленный функциональный стиль русского языка с многочисленными переходными
(межстилевыми) явлениями. Он функционирует в общественно-политической сфере и
используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например,
передовая статья, репортаж), в публицистических статьях в периодической печати.
Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.
Принципиальные отличия публицистики от художественной
литературы состоят в ориентации на мысль, факт, документ, эстетически
преображаемые[1].
Художественная же литература создает вымышленный мир, обобщая, типизируя
реальность и передавая ее в конкретных, чувственных образах. Хотя в обоих родах
литературы есть много общего, не менее важно учитывать принципиальное различие,
- прежде всего, различный подход к действительности, разный вид обобщения.
Художник создает типические образы через изображение
конкретного. Журналист исследует типы, общие проблемы, конкретное и
индивидуальное имеют для него второстепенное значение. Позиция журналиста - позиция человека
наблюдающего, размышляющего, оценивающего.
Писатель, изображая действительность, выражает свои
симпатии и антипатии косвенно, посредством созданных им картин. Публицист же
прямо и открыто убеждает, агитирует, пропагандирует, высказывает свою точку
зрения.
Различный подход к действительности обуславливает и
разные функции языка, слова в художественной литературе и публицистике,
формирование разных систем языковой и речевой выразительности, разных приемов
воплощения замысла.
Таким образом, публицистика - словесное искусство особого
рода, своеобразное по форме, методу подхода к действительности, средствами
воздействия.
Публицистический стиль реализуется в разных жанрах. Под жанрами в теории
журналистики понимаются устойчивые типы публикаций, объединённых сходными
содержательно-формальными признаками (жанрообразующими факторами). Жанр всегда
представляет собой органическое единство содержания и формы, где приоритет
всегда принадлежит содержанию, идее.
Выделяют 3 группы газетных жанров:
Информационные (заметка, интервью, отчет, репортаж и
др.) Их объединяет событийный повод для выступления. Они, как правило,
оперируют простой, первичной информацией и нацелены на оперативное сообщение
фактов, событий. Главный признак информационных жанров - новизна.
Аналитические (статья, корреспонденция, версия,
комментарий, журналистское расследование, открытое письмо, обозрение и др.) Их
объединяет глубокое исследование жизни и всесторонний анализ фактов. При
создании этих материалов проводится анализ-синтез действительности, расчленяя
исследуемое явление на составные части, подробно изучая их, отделяя существенное
от несущественного, главное от второстепенного, а затем делая выводы, обобщения
и рекомендации.
Художественно-публицистические (зарисовка, беседа, исповедь,
очерк, фельетон, памфлет, пародия, эпиграмма и др.). Им свойственны
образность, типизация, эмоциональная выразительность и насыщенность
литературно-художественными изобразительными средствами, языковыми и
стилистическими особенностями. В них конкретный, документальный факт как бы
отходит на второй план, для автора важнее умение подняться над явлением, над
фактом.
Таким образом,
информационные материалы - констатируют, аналитические - осмысливают и
обобщают, художественно-публицистические - типизируют реально-документальную
действительность.
В газете
основную часть публикаций составляют тексты информационных жанров, меньше -
аналитических жанров и еще меньше - художественно-публицистических жанров.
Каждый жанр – это определенный способ организации речи,
определенная речевая форма, в которой большую роль играет образ автора, его
отношение к действительности.
В передовой статье журналист
выступает как представитель коллектива, организации, союза и т.д. Здесь
создается своеобразный коллективный образ автора. Более индивидуализирован,
конкретен образ автора в очерке, весьма специфичен в фельетоне. Очень слабо
«авторское я» выражено в заметке. Для стиля заметки характерна устремленность
на сообщение. Репортаж дает читателю наглядное представление о событии.
Автором репортажа может быть только человек, наблюдавший событие. Отсюда –
возможность и необходимость авторской оценки происходящего, личного отношения к
изображаемым событиям. В очерке факт, событие воспроизводится и служит поводом
для авторских размышлений, обобщений, постановки проблем. Фельетон от других
жанров отличает сатирическое отражение действительности. Сатиру определяет и
используемые речевые средства (гипербола, каламбур, стилевой контраст,
фразеология).
Авторская мысль, образ автора – это центр, к которому
сходятся и которыми определяются все главные черты стиля автора. Таким образом,
автор играет самую значимую роль в формировании публицистической картины мира,
выявления характера ее речи, формирования газетно-публицистических жанров.
Отсюда появляется особый характер публицистических текстов[2] :
- Субъективная окрашенность. Палитра авторских чувств, красок
варьируется от сухого перечисления фактов до пафоса и патетики.
- Исповедальность. Автор высказывает свои мысли и чувства.
- Документальность. Для публициста характерны динамизм,
сиюминутность восприятия. Автор стремится зафиксировать сегодняшний день,
событие, новость.
- Объективность. Автор стремится расширить фонд знаний, повлиять
на формирование мнений и выразить установки той социальной группы, которую он
представляет.
- Социальность. Задача автора заключается в
соотнесении реальностей с социальными интересами и целями определенных групп.
В жанрах современной публицистики отмечается
усиливающаяся личностная авторская тенденция[3]. Личностная тенденция и тенденция к
усилению информативности обусловливают активный процесс формирования новых
жанров. Для современного периода характерна нивелировка чисто информационных
жанров, развитие жанров аналитического типа (проблемные статьи, мнение
экспертов, журналистские расследования, ответы на вопросы, рекомендации и
предложения), а также расширение в составе газеты объема текстов
развлекательного характера (кроссворды, анекдоты, гороскопы и т.д.). Наряду с
рекламой, данные жанры характерны не только для газет, ориентированных на
«легкое» чтение, но и для серьезных информационно-аналитических изданий. Но в
тоже время исследователи отмечают и исчезновение отдельных жанров[4]. В
прессе процветают криминальные темы: насилие, разврат, убийства и т.п. Из
журналистики исчезают составляющие жанры: очерк, фельетон, репортаж. Происходит
сужение жанров до заметок, расширенных заметок и интервью. Теория жанров
отличается чрезвычайной сложностью, многоаспектностью, однако журналисту важно
разбираться в специфике видов и жанров публицистики.
Среди функций публицистики традиционно выделяются
следующие:
§
информационная (сообщение о положение дел,
разного рода фактах и событиях);
§
комментарийно-оценочная (часто изложение фактов
сопровождается комментарием к ним, их анализом и оценкой);
§
популяризаторская (передавая
многообразную культурную, историческую, научную информацию, публицистика
способствует пополнению фонда знаний своих читателей);
§
воздействующая (не случайно СМИ называют
«четвертой властью»: их влияние на взгляды людей очевидно).
Но основными функциями публицистики являются воздействующая
и информационная.
Информационная функция. Информационная
функция обуславливает употребление нейтральной, общестилевой лексики, в которой
особую роль играет политическая, экономическая. Это связано с тем, что главный
интерес публицистики – общественно-политические проблемы. Главный критерий употребления,
отбора речевых средств - общедоступность. Исключаются языковые средства, не
обладающие этим качеством: узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы,
арготизмы и др. - все, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.
Общедоступность лексики обусловлена
обращенностью публицистики к широкой и разнородной аудитории.
Газета призвана просвещать массы, что обусловлено
информационными ее задачами. Таким образом, газета выполняет и популяризаторскую
функцию – сообщения о новых научных открытиях, общественных проблемах,
политической ситуации и т.п. Отсюда обращение газеты к средствам научной речи,
проявляющиеся не только в научных статьях, но и в статьях, посвященным
политическим, социально-экономическим и др. вопросам.
Функций воздействия
(экспрессивная функция),
важнейшая для газетно-публицистического стиля, продиктована предназначением
газеты: информируя, выражать определенную общественную (партийную,
индивидуальную) позицию и убеждать читателя в ее истинности. Экспрессивная функция
газеты, обусловленная ее пропагандистской направленностью, вызывает, прежде
всего, открытую оценочность речи. Предмет публицистики – жизнь в обществе,
политика, экономика – касается каждого человека. А где есть интерес -
необходима оценка происходящего. По самой своей природе публицистика призвана
активно вмешиваться в жизнь, формировать общественное мнение. По сравнению с
другими функциональными стилями доля средств и способов достижения
экспрессивности оказывается в публицистической речи весьма высокой[5]. Публицистика берет из литературного языка
практически все средства, обладающие свойством оценочности. Экспрессивно
значимыми в публицистике оказываются все языковые средства. Стилистическое
мастерство журналиста и состоит в том, чтобы выбрать наилучшие в данном
контексте языковые средства воздействия на читателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|