Фиктивные браки и разводы ради решения бытовых
проблем считают допустимыми 50% опрошенных, нетерпимо к этому относятся 39%
респондентов. В 1990 г., напротив, доля тех, кто осуждал подобные поступки, немного
превышала долю тех, кто их считал оправданными (43% против 39%). Опрошенные до
60 лет, особенно молодёжь, скорее допускают фиктивные браки и разводы,
респонденты старше 60 лет - скорее нет» [34].
Таким образом, браков в России заключается
меньше на 4%, но за 10 лет возросла доля людей, живущих в гражданском браке - с
3 до 7%. По переписи 2002 года среди 20-24-летних и 25-29-летних каждый пятый и
седьмой брачный союз соответственно не были юридически оформлен (среди населения
всех возрастов - 10%). Несмотря на то, что официальная статистика не учитывает
гражданские союзы, они, как утверждают исследователи Института экономики
переходного периода, стали довольно устойчивыми. Замещение формального брака
гражданским может свидетельствовать о более серьезном отношении к этому
институту, нежели у старшего поколения [35].
III. РЕАКЦИЯ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
3.1. Реакция христианской семьи на современные
вызовы
Так как Церковь состоит из семей, а семьи в
свою очередь состоят из отдельных личностей, важно рассмотреть роль каждого
верующего в отношении к существующей мировой системе.
3.1.1.Отношение христианина к миру
Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит
мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость
житейская, не есть от Отца, но от мира сего.
1 Иоан.2:15-16.
Для начала раскроем понятие христианин.
Наиболее удачно дать это определение, по моему мнению, удалось Ричарду Нибуру:
«Христианин – это человек, считающий себя членом сообщества людей, для которых
Иисус Христос – Его жизнь, слова, дела, судьба – представляют высшую ценность
как Ключ к пониманию себя и мира; как Источник знания о Боге, человеке и
нравственности; как постоянный Спутник совести; как долгожданный Избавитель от
зла» [37].
Понятие «мир» часто относится к тому
миропорядку, который образовал сатана. Этот миропорядок существует независимо
от Бога. В этом веке сатана использует мирские идеи, нравственность, философию,
психологию, культуру и т.д., чтобы противостоять Богу и Его праведным
стандартам. К примеру, он может использовать медицину, чтобы оправдывать и
поощрять убийство не рожденных детей; сельское хозяйство, чтобы производить губительные
для жизни наркотики и алкоголь, образование, чтобы насаждать нечестивую
философию. Мировая система состоит не только из явного зла, безнравственности и
греховных удовольствий; это также – дух бунта, противления и безразличия к Богу
[38].
Сатана – это бог сегодняшней мировой системы.
Он организовал этот мир в политическую, культурную, экономическую и религиозную
системы, враждебные Богу и Его народу [38].
Насколько злым является дьявол, настолько же
злым является и этот мир, который воплощает в себе все испорченное и растленное
и который развращает всех, кто попадает под его власть и влияние.
Иаков отмечает, что принадлежность миру влечет
за собой определенный склад ума: «Не знаете ли, что дружба с миром есть
вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом
Богу» (Иак. 4:4). Вражде против Бога сопутствует сосредоточенность на себе.
Павел описывает противоположность между миром и верующими, связывая ее с
абсолютно разными восприятиями вещей. Причина различия в понимании заключается
в различии участвующих в нем «духов»: « Но мы приняли не духа мира сего, а
Духа от Бога… (1 Кор.2:12). Исходящее от Христа предполагает направление
ума, совершенно отличное от взглядов мира. Иисус говорил, что Он не связан со
злыми помыслами, мнениями и обычаями мира, и Он показывал это Своей жизнью. Его
ученики и последователи должны делать то же самое [39].
В мире верующие – это странники и пришельцы.
Они должны выйти из мира, не сообразовываться с ним и побеждать его. Любовь к
миру оскверняет наше общение с Богом. Невозможно любить мир и Отца
одновременно. Любить мир означает быть в близком общении, тесно соприкасаясь и
принимая его ценности, интересы, пути и удовольствия; это означает получать удовольствие
или наслаждаться тем, что оскорбительно или противно для Бога. «Похоть очей»: в
наше время это включает желание развлекаться просмотром порнографии, насилия,
безнравственности в театре, по телевизору, в кино и журналах. «Гордость
житейская»: заключается в стремлении превозносить, прославлять и возвышать себя
как центр жизни [39].
Мир и истинная Церковь – это две совершенно
разные группы людей. Мир – под властью сатаны; Церковь принадлежит
исключительно Богу. Таким образом, верующие должны отделить себя от мира [39].
3.1.2. Духовное отделение верующих
Отделение от всего злого очень важно для
отношений с Богом. Отделение самого себя морально и духовно от греха и от
всего, что противно Иисусу Христу, приближает к Богу, вводит в близкие
отношения с Ним и приводит к таким отношениям, при которых Бог наш Небесный
Отец, а мы являемся Ему сынами и дочерьми.
В Ветхом Завете отделение постоянно
требовалось Богом от Его народа. Народ Божий должен быть иным, святым и
отделенным от всех других народов, чтобы принадлежать Богу. Одной из причин,
почему Бог наказал Свой народ пленением, было их постоянное желание перенимать
идолопоклонство и безбожный образ жизни окружающих народов.
В Новом Завете Бог заповедал отделение
верующего от пораженной мировой системы, от ложных учителей и церквей, вводящих
в заблуждение. Цель отделения заключается в том, чтобы мы как Божий народ могли
устоять в спасении и святости, жить только для Бога и, главное, убеждать неверующий
мир в истине Евангелия.
Отказ верующего отделиться от зла, лжи и
нечистоты повлечет за собой потерю отношений с Богом [38].
Чтобы одержать победу над грехом, необходимо
освящение верующих.
3.1.3. Освящение
Писание учит, что «никто не увидит Господа»
без святости (Евр. 12:14). Дети Божьи достигают освящения верой через
возрождающую работу Святого Духа в их сердцах. Благодаря Святому Духу они
способны не грешить, даже если не избавлены от искушений и возможности греха.
Освящение – работа как Бога, так и Его людей.
Для выполнения Божьего завета верующие должны участвовать в освящающей работе
Духа через сознательное прекращение злых дел.
Истинное освящение требует, чтобы верующий
поддерживал близкое общение с Христом, общался с верующими, посвящал себя
молитве, умерщвлял грех, любил праведность и исполнялся Духом.
В Новом Завете освящение не рассматривается
как медленный процесс оставления греха. Это процесс всей жизни, которым мы
постоянно умерщвляем греховные желания плоти, постепенно изменяемся в образ
Христа и проявляем все большую любовь к Богу и людям.
3.1.4. Побеждая мир
Однако реакция верующего на мир не должна
выражаться просто в уходе от него. Это было бы в значительной мере негативным и
пораженческим подходом. Как Христос пришел в мир, так и христианин должен проявлять
праведность и являть ее миру, чтобы тьма в мире рассеялась. Павел призывал
филиппийцев «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными
среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в
мире» (Фил. 2:15). Но верующим следует быть готовым к тому, что свет,
который они являют, будет отвергаться и даже встречать вражду и противоборство.
Слово побеждать предполагает, что
последователи Иисуса встретятся на своем пути с сопротивлением. В самом деле,
ненависть к ним со стороны мира – показатель того, что они принадлежат Христу,
а не миру. Иисус ободряет: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я
победил мир» (Ин. 16:33).
Верующему нет нужды находиться под властью
мира. Осуждение его уже состоялось. В духовном смысле мир был осужден через
смерть на кресте и воскресение Христа. Однажды мир подвергнется настоящему суду
и осуждению пред Божьим престолом. Фактически, верующие сами будут участвовать
в суде над миром, так что сейчас они не должны покоряться миру [39].
3.1.5. Выживание христианской семьи в
современном мире
Современное поколение христианских
семей находится под угрозой. Светская система школьного образования подрывает
устои семьи, телевидение, кинофильмы, журналы и музыка расшатывают Божественные
законы о семье и приносят неправильные стереотипы в христианскую семейную
жизнь. И в этой борьбе победить могут только духовно сильные христиане, знающие
Иисуса Христа, живущие по Писанию (Ефес.1:3) и исполненные Духом Святым
(Ефес.5:18).
В современном мире одиночество
стало чуть ли не нормой, и сатана вновь и вновь нашептывает людям, что они
должны брать от жизни всё, что только возможно, например, менять жён и мужей.
Если к этой печальной картине прибавить ещё поголовное увлечение модой и
украшениями, то развод и измена, колеблющие наше общество, станут ещё более
очевидными.
К правильной семейной жизни
невозможно прийти случайно, она не возникает сама собою. Это кропотливый труд
обоих супругов. Если же супруги не могут создать правильные взаимоотношения в
семье, основанные на Слове Божием, то их жизнь обесценивается и обессмысливается.
«Нехорошо быть человеку одному», - говорит Библия.
Мужчина крайне нуждается в
помощнике, и потому сатана направляет свои удары именно на него. Мир предлагает
свободную жизнь без брачных уз и ответственности за аморальное поведение. К
сожалению, есть христиане, попавшиеся на эту удочку. Страдают от ударов мира и
жены, забывая о самой святой их обязанности – об учреждении семейного очага и
воспитании детей (Притчи 31:10-31) [40].
Святое Писание не утратило своей
актуальности и сегодня, поскольку человек не изменился. Слово Божие конкретно и
ясно определяет обязанности каждого члена семьи и подчеркивая важность их
исполнения во благо самой семье, как родителям, так и детям.
Библии есть одна заповедь, обращенная
непосредственно к детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо
сего требует справедливость». «Почитай отца твоего и мать», это -
первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо и будешь долголетен на
земле» (Ефес.6:1-3).
Слово «дети», в греческом
подлиннике означает не только «маленькие дети», но «все дети, находящиеся на
иждивении родителей». Любой, живущий в доме и считающий себя сыном или дочерью
этой семьи, должен повиноваться своим родителям и почитать их [40].
Не всегда дети с удовольствием
повинуются своим родителям, тогда последним приходится напоминать им, что это
их обязанность. Дети должны знать о своей обязанности повиноваться родителям и
почитать их. А этому их должны научить родители.
Если родители любят друг друга настоящей
Божественной любовью, то у них есть все возможности научать детей повиновению и
послушанию. Ведь послушание является ничем иным, как ответом детей на
родительскую любовь. Порядок в семье также помогает детям проявлять послушание.
Писание указывает и на обязанность
родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в
учении и наставлении Господнем» (Ефес.6:4). Мы уже видели, что в жизни это
очень трудно осуществить, но Бог посылает необходимые силы и мудрость. Часто
родители-христиане отдают своих детей на воспитание миру, переложив свои обязанности
на плечи государства, надеясь, что оно воспитает детей христианами. Практика
показывает обратное – дети ещё дальше уходят от Христа [40].
Родители должны без всяких
компромиссов встать на сторону Иисуса Христа, сознательно порвать с безбожной
системой и посвятить свою жизнь своим семьям. При этом нужно помнить, что какие
бы ошибки они ни допускали в прошлом, Бог милосердно простит им их. Если они
исполнят сой долг, Бог вознаградит них [40].
Приведу один научный опыт. Ученые
взяли обыкновенную лягушку и посадили её в таз с холодной водой, причём лягушка
в любой момент могла из этого таза выпрыгнуть. Воду в тазу начали очень
медленно подогревать. Её подогревали настолько медленно, что лягушка не
обращала на это внимания, продолжая сидеть в тазе. Температура воды постепенно
дошла до кипения, и лягушка, не подавая никаких признаков неудобства, просто
сварилась заживо. Она в любой момент могла бы выскочить из таза и избежать
смерти, но ей казалось, что всё обстоит нормально, она просто не замечала
этого.
Этот пример служит хорошей
иллюстрацией того, что происходит сейчас во многих христианских семьях. Сначала
мы находились в ситуации, которую можно считать «прохладной», поскольку
традиционно христианский уклад в церквях способствовал созданию соответствующей
духовной обстановки. Поэтому нам было вполне удобно и комфортно «сидеть» на
месте. Но постепенно температура воды стала повышаться. Ведь мир все больше и
больше разлагается, а христиане, привыкшие к подобной жизни, не замечают как приближается
гибель. Уже давно христианские семьи должны были бы «выпрыгнуть из этого таза»,
из мирского окружения.
Мы не можем и дальше утешать себя
тем, что жизнь в нашей стране способствует улучшению нашего духовного
состояния. Мы не должны доверять этой обманчивой ситуации, где сатана и все
умножающиеся грехи «подогревают воду» всё сильнее. Христиане должны пробудиться
и вернуться к библейским принципам.
Только тогда, когда каждый человек
отдаст свою жизнь в руки Бога, когда Господь Иисус войдёт в каждую семью и
когда эти семьи будут исполнены Духом Святым, тогда станет не только возможным,
но даже просто нормальным существование семьи, основанной на Божественных
установлениях и принципах.
Что же характеризует семью, в
центре которой находится Иисус Христос? Семья, которая исполнена Духом Святым?
Согласно Посланию к Ефесянам (6:1-4), в такой семье обязательно будет
послушание детей (ст.1-3) и затем послушание родителей (ст.4). Не следует
забывать, что образ жизни христиан должен радикально отличаться от образа жизни
мирских людей. Верующие в Христа должны быть светом в этом греховном мире
(Мат.5:13-16). Бог призывает каждого, кто называется Его именем к этому и наша
жизнь должна быть совершенно особой жизнью, отличающейся от того, что диктует
современный мир [40].
Священное Писание призывает нас
думать, говорить и поступать по-новому. Мы должны быть выше всего земного, мы
должны облечься в «нового человека» (Ефес.4:24; Кол.3:10), мы должны
поступать достойно звания, в которое мы призваны (Ефес.4:1), но мы не должны
быть привязанными к тому, что на земле (Кол.3:2) и не должны поступать, как
прочие народы (Ефес.4:17). Мы, верующие, не можем жить так, как живет мир.
Другими словами, мы «избавлены от царства тьмы и введены в царство возлюбленного
Сына» (Кол.1:13) [40].
Отличие христиан от людей мира
сего заключается в стремлении уподобиться Христу. Для достижения этого
необходимо быть истинным христианином, руководимым Духом Святым. Мир, видя нас,
верующих людей, может прийти ко Христу.
3.2. Духовная
реакция Церкви на современные вызовы
С появлением новых вызовов, Бог Духом Святым
дает Церкви вырабатывать иммунитет против них, чтобы сохранить общество от
морального разложения и чтобы Церковь могла устоять под напором новых концепций
греха.
Наше присутствие на земле, как учеников
Христа, действует подобно соли в мясе. Процесс греховного разложения уже
налицо. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности - моральной,
религиозной, общественной, политической. Мы не можем уничтожить разложения,
которое уже явлено в наличии, но мы можем приостановить его на достаточно
долгое время, чтобы цели Божьей милости и благодати были исполнены. Затем, когда
наше влияние перестанет ощущаться, разложение достигнет высшей точки и
результатом будет всеобщая деградация, сопровождающаяся приходом антихриста [41].
К сожалению, некоторые проповедники используют
это учение о явлении антихриста для того, чтобы вселить в христиан позицию
пассивности и фатализма. «Антихрист идет, говорят они. И становится все хуже и
хуже, и ничего уже нельзя сделать». И, в результате, христиане слишком часто
сидят сложа руки в благочестивом страхе и наблюдают, как разрушительные действия
сатаны беспрепятственно происходят вокруг них [41].
Как соль земли, мы, Христовы ученики, несем
двойную ответственность. Во-первых, благодаря нашему присутствию, Бог не лишает
землю Своей милости и благодати. Во-вторых, силою Святого Духа в нас мы сдерживаем
силы разложения и беззакония до назначенного Богом срока [41].
Осуществляя эти цели, Церковь выполняет роль
барьера, препятствующего осуществлению крайне амбициозных планов сатаны -
подчинить мир своей власти.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|