3.3. Участие Церкви
в общественно-политической жизни общества
3.3.1. Пути преодоления общественного греха
Конкретная общественная ситуация, в которой
оказывается каждый человек не по своей воле – включая политическую и
экономическую систему, наши интеллектуальные и семейные истоки и корни, даже
географический район и место, где мы родились, - неизбежно вносит свой вклад в
те или иные проявления зла и в некоторых случаях делает грех неизбежным. Грех
является элементом нынешнего общественного устройства, от которого личность не
может избавиться. Важно воспринимать все это в контексте грехопадения. Раз грех
человечества внес искажение и порчу во все творение, несомненно, что это
относится и к социальным структурам. И если существует аспект греха и зла,
выходящий за пределы конкретных или отдельных человеческих существ, то нам
остается решить, какой подход мы должны усвоить в отношении коллективного
греха. Существует несколько путей преодоления общественного греха [39].
3.3.1.1. Духовное возрождение
Один из подходов основан на понимании
социального аспекта греха как простого соединения грехов отдельных личностей.
Поскольку коллективный грех есть лишь социальное проявление индивидуальных
грехов, общественные проблемы невозможно разрешить путем изменения общества.
Общество не является какой-то сущностью со своей собственной волей и своим собственным
разумом. Направление движения общества определяется разумом и волей составляющих
это общество членов. Поэтому перемена в нем может быть достигнута только
изменением личностей, которые его составляют. Это стратегия духовного
возрождения. Она основана на утверждении, что если все люди в обществе
преобразятся, то преобразится и само общество [39].
В основе этой точки зрения лежит глубокое
убеждение в человеческой порочности и греховности. Человек внутренне испорчен.
Исправление внешних обстоятельств или окружающих его условий не изменит
внутренней природы человека. А без внутреннего преображения человека греховное
состояние общества просто снова вернется, восстановится [39].
Для этой стратегии характерен упор на
личность. Единицей нравственности определяется отдельная личность. Группа не
считается сущностью, обладающей органическим единством. Это всего лишь собрание
или набор индивидуумов [39].
Описанное христианское «пробуждение снизу»
длится уже свыше 2000 лет. Из маленькой, оккупированной римлянами, страны оно
распространилось по всему миру от сердца к сердцу.
3.3.1.2. Реформа
Для другой стратегии характерно общее
убеждение, что имеющиеся проблемы выходят за рамки воли отдельных личностей, а
следовательно, должны решаться на более широкой основе, чем индивидуальное
обращение и духовное возрождение. Надо менять непосредственно общественные
структуры [39].
Наиболее распространенный вариант – реформа (изменение
политической формы общества). Он подразумевает работу по осуществлению такой
перемены с помощью политических средств. Для переустройства общества надо
избрать законодателей, которые примут законы, изменяющие нежелательные
общественные условия: поставить зло вне закона.
Например, в нашей стране через механизмы
закона можно создать общественный совет по нравственности на телевидении,
который займется предварительным просмотром программ и фильмов на телеканалах,
а также анализом вышедших передач. Совет по нравственности мог бы аккумулировать
те общественные запросы и интересы, которые есть в нашем обществе, и
предотвратить попытки навязать низкие стандарты, разрушающие нормы морали и
нравственности. Законодательным путем можно: запретить продажу пива и других
алкогольных напитков, а также их рекламу; аннулировать повсеместную практику
абортов; ввести запрет на деятельность народных делителей, гадателей, колдунов
и чародеев; решить проблему с игровыми заведениями, казино, сритптиз-барами и
т.п.
Введение в действие подобной законодательной
практики изменит условия, порождающие структурное зло. Эту точку зрения можно
назвать подходом или стратегией реформ. Она основывается на той идее, что
структура группы – группа при этом может быть сколь угодно широкой, в том числе
и всем обществом – имеет свою собственную реальность, независимую от воли
отдельных членов группы. Хотя и нет гарантии, что с изменением структуры
обязательно изменятся и личности, но, по крайней мере, будут изменены условия
или обстоятельства, в которых они живут и действуют [39].
3.3.1.3. Революция
Самый радикальный подход к изменению общественных
структур предполагает их разрушение или упразднение и замену их другими, при необходимости
с применением силы. Идея заключается в том, что структуры эти настолько
испорчены, что их нельзя уже освободить от пороков путем преобразования.
Необходима новая отправная точка, а это требует радикального ниспровержения
существующих форм. Какое бы влияние не оказывали общественные структуры на
людей, влияние это является динамическим, а не статическим. Таким образом,
когда какая-то структура упраздняется, ее влияние прекращается. Она уже не
вызывает такого извращения человеческой природы, пагубное действие которого
прекратится лишь тогда, когда произойдет духовное возрождение [39].
Эта стратегия, которую можно назвать
стратегией революции, характерна для наиболее радикальных форм политической и
религиозной философии. Ее опасные идеи с недавних пор стал провозглашать
известный в России и странах СНГ пастор из Риги Алексей Ледяев, выпустив книгу
под названием «Новый мировой порядок». Однако его идеи были отвергнуты всеми
протестантскими деноминациями и широкого распространения не получили.
Из трех описанных выше подходов в преодолении
общественного греха можно сделать вывод: если, зло является по своей природе
как индивидуальным, так и общественным, то наступление на него надо вести при
сочетании стратегий, а не с помощью лишь одной из них. Поскольку сердца и личностная
природа отдельных людей испорчены, духовное возрождение необходимо. С другой
стороны, поскольку существуют структуры зла в мире, выходящие за пределы
возможностей отдельных людей, должны применяться какие-то средства и способы
обновления этих структур. Стратегия революции – слишком крайний подход; она
отступает от учения Христа в отношении насилия. Наш Господь кроткий и смиренный
сердцем и Царство Его не от мира сего. Агрессивность противна Святому Духу.
Сочетание стратегий духовного возрождения и
ненасильственных реформ внушает более всего надежды в борьбе с грехом и злом в
нашем мире. Здесь требуется выдвижение на первый план проповеди Евангелия, а
также активного мирного преобразования общества [39].
3.3.2. Преобразование общества
Уже своим пребыванием в обществе мы
свидетельствуем о той Истине, Которая вдохновляет нас поступать по доброй
совести, жить мирно, относиться к ближнему со вниманием…
[Христианин] не тот, кто отрекся от каких-либо
контактов с миром, но тот, кто ходит перед Богом, чем бы ни занимался: метет ли
двор, составляет ли смету, пишет компьютерную программу или учит детей.
Артемий Владимиров
Истинная миссия, цель и полномочия Церкви не в
том, чтобы выйти из этого мира, а напротив – влиять на него и насаждать в нем
культуру и природу Царства Божьего. Церковь, которая понимает Божьи принципы,
может эффективно применять их как на личном, так и на глобальном уровне. Современное
общество нуждается в христианах во всех социальных сферах: в сфере торговли,
средств массовой информации, искусства, правительства, социальных услуг и
многих других сферах, которые находятся за пределами Церкви. Бог предназначил
каждому верующему оказывать влияние и приносить перемены в тех областях, где он
имеет авторитет и вес.
Даже самая многочисленная Церковь будет
бесполезной, если она не воздействует на общество и не изменяет культуру
страны, если она не обращается к обществу с призывами и не решает проблемы,
существующие в стране [44].
Призвание Церкви без лицеприятия служить
людям из всех социальных групп нашего общества, особенно «малым сим» (Матфея
25:40), а не только состоявшимся успешным людям. Церкви следует обратить
внимание на людей, которые в обществе считаются наименее влиятельными и ценными,
на тех, кто находится на самом его дне. Истинное служение заключается в том,
чтобы касаться жизни этих людей и изменять ее.
Подавая пример решения проблем общества, верующие
христиане вдохновляют многих последовать своему примеру. Многие служители Божьи
сегодня делятся своим опытом: «Вместо того чтобы обвинять правительство в
бездействии, мы берем ответственность на себя – создаем программы, регистрируем
свои общественные организации и начинаем движение, которое нацелено на решение
определенной проблемы» [44].
Сегодня, как и 2000 лет назад христиане
призваны идти к людям с Божьими принципами и преподносить их в такой форме, не
искажая при этом учение Христа, которую они с удовольствием будут принимать,
прислушиваясь к нашим словам. Многочисленные общественные организации, основанные
христианами, дают Богу возможность действовать и производить изменения в
стране, не вызывая противостояния со стороны власти. Когда Церковь занимает
сильную и активную позицию в обществе, люди Божьи могут приходить к власти и
добиваться влияния на самых высоких постах в государстве [44].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Если нравственность имеет своим источником
веру в Бога, и Церковь является школой нравственности, то христианский брак и
семья становятся той институцией в земной человеческой жизни, где любовь и
христианские нравственные нормы актуализируются прежде всего. В падшем мире,
где все искажено греховными страстями и преступлением, где глубочайшим образом
повреждена сама человеческая природа, брак и семья все же остаются той
укрепленной цитаделью, где хранится и действует любовь, где из поколения в поколение
передается жизнь, где воспитывается совесть, взращивается вера [7].
Когда мужья и жены работают для Царства
Божьего, у них не остается времени для внутренних проблем, конфликтов, измен,
депрессий и других пороков и грехов, в которых утопает этот мир. Если семья
любит Бога, исполняется Святым Духом, горит для Него, выполняет Его планы на
этой земле, то в ней не будет места для праздности и духа поражения.
Господь наполняет христианские браки особым духовным
смыслом и содержанием, вкладывая в сердца Своих детей цели и глобальные мечты совершать
великие дела для Его Царства. Богу нужны семьи, которые будут охвачены Божьей
идеей распространять Евангелие по всей земле и которые соответствовали бы Его
высоким стандартам, готовые посвятить себя на служение и взять возложенную на
них ответственность. Уверена, люди не смогут оставаться равнодушными видя Божий
свет таких браков.
Истинная христианская семья, построенная в
соответствии с принципами Царства Божьего, может стать ответом на многочисленные
вопросы и проблемы, которые стоят перед современным человеком.
Из истории гонений первых христиан в Римской
империи видно, что верующие своим мученическим подвигом и активной проповедью
Евангелия буквально очистили все пороки и низкие нравственные стандарты идущей
к закату цивилизации, и совершили радикальное ненасильственное преобразование
общества. И сегодня учение Христа способно трансформировать любую культуру,
наполнив ее истинным духовным содержанием.
Из проделанной мною работы, как верующие, так и
неверующие люди могут еще яснее увидеть надвигающиеся вызовы нравственности
нашему обществу, их специфику и направленность к изменению массового сознания, разрушению
семейных и общечеловеческих ценностей. В работе предложены механизмы реакции
христиан и Церкви Христовой на современные вызовы.
В заключении, хочется сказать, что истинная
проблема духовно-нравственного кризиса России заключается не во внешней политике
или экономике, а в падении морали. Народу ставят ложный диагноз проблем, разные
партии, политики, идеологи и попытка решения нравственных проблем силами
государства, без вмешательства Церкви только усугубляет ситуацию. Церковь
является главным средоточием морали и нравственности, и ей государство и общество
должны предоставить полномочия для духовно-нравственного преобразования
общества, всех социальных институтов. Но, даже если общество не предоставит
Церкви должных полномочий, не даст «зеленый свет» в политику и бизнес, закроет
доступ в те сферы, где царствуют идолы по имени «жизненные ценности», Церковь
Христова всегда готова и будет со всяким постоянством совершать свое служение
нуждающимся людям, семьям и народностям.
Литература
[1] Ники и Шила Гамбл. Как прожить в супружеском союзе
долго и счастливо. – М.: Российский Альфа офис, 2004 г., - 330 с.
[2] Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий
Завет. Книга Бытие - Книга Иова. – Спб.: Мирт, 2000 г., – 646 с.
[3] Фердинанд Кренцер. Завтра мы снова будем верить. Основы католического
вероучения. Электронная версия книги.
[4] Петер Майер. Чистота, любовь, брак (Божий порядок
- путь благочестия). 1993 г., – 215 с.
[5] Религиозно-нравственный смысл христианского брака.
А.Л. Анисин. Сибирская Православная газета. Электронная версия журнала.
[6] Крэйг Хилл. Брак завет или контракт. – К.:
«Основания семьи», 2004 г., – 64 с.
[7] Протоирей Владимир Воробьев. Православное учение о
браке.
[8] Уилсон Дуглас. Преобразование брака. – Спб.:
Ортодоксальное христианство, 2002 г., – 144 с.
[9] Мир на распутье. Глобальные общественные процессы перед лицом новых
нравственных вызовов. Алексий II, патриарх Московский и
всея Руси
Церковь и время. №28
(2004).
[10] Ценностный потенциал базового образования в
духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова;
Институт общего образования МО России: Международный научный педагогический
Интернет-журнал. Ред. совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов,
Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П.
Будаков;
[11] Сексуальная революция в Российской школе. Не пора
ли остановиться? Михаил Ходанов, член Союза писателей России. – Народное
образование 9/07.
[12] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.
- М.: Изд-во СВБ, 1993 г., - 223 с.
[13] Что случилось с нравственностью? К.А. Савельева. Материалы
«Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский
Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004 г.,
с.123-127.
[14] Послание к Римлянам и Галатам. П.И. Онуфрийчук. Международный
кассетный библейский институт, 2003 г., с.19.
[15] Кэтрин А. Лист, Досси Истон. The
Ethical Slut. М.: Livebook, 2006 г., – 90 с.
[16] Новый путь мышления (или мышление нового мирового порядка). Владимир
Хубирьянц. Газета «Для тебя».
[17] Чума порнографии.
[18] Социальная концепция Русской Православной Церкви о семье.
[19] По направлению к биороботу. И.Медведева, Т.Шишова.
Электронная версия журнала «Москва».
[20] 15 лет россиянка провела в секс-рабстве.
Аргументы и факты. №43, 2007 г.
[21] Традиционное
христианство и нетрадиционная сексуальная ориентация. Д. Подорожный.
Христианский портал «Дом на скале».
[22] Гражданский брак всегда обречен. Ирина Рахимова. Статья на сайте
«Настоящая любовь», в разделе «Мифы о любви»,
[23] Дом без крыши. Ирина Мошкова. Статья на сайте «Настоящая любовь», в
разделе «Мифы о любви»,
[24] Александр Ткаченко, журнал «Фома». Цитата на сайте «Настоящая любовь»,
в разделе «Мифы о любви»,
[25] Генри Клауд, Джон Таунсенд. Брак: где проходит
граница? – М.: Триада, 2006 г., – 352 с.
[26] В сетях нереальной реальности. Алина Скачкова.
Журнал «Миссионер» №1’07, с. 44.
[27] Тревожна статистика: статья портала «Ребенок в
сети».
[28] Общение в социальный сетях может привести к
разводу: статья на сайте Всероссийского Цента изучения общественного мнения.
[29] Д. Олсон. Когда глаза мужчины начинают блуждать.
Электронная версия буклета, переведенная на русский язык Романом Петровым.
[30] О грехе сквернословия. Электронная версия «Православной газеты».
[31] О сквернословии. М.Таранов. Газета «Тайная Власть».
[32] Брачное состояние населения России. Сайт «Всероссийская перепись населения
2002».
[33] Жениться по любви, но с брачным договором: статья на сайте Всероссийского
Цента изучения общественного мнения.
[34] Кризис брака: кто виноват и что делать? Статья на
сайте «Год семьи 2008».
[35] Из-за
водки россияне разводятся чаще, чем из-за тещи: статья на сайте Всероссийского Цента изучения
общественного мнения.
[36] Из-за чего разводятся в России? статья на сайте Всероссийского Цента
изучения общественного мнения.
[37] Ричард Нибур. Христос и общество. – Новосибирск: Посох, 1999 г., –
256 с.
[38] Полноценная жизнь. Библия с комментариями. Под
ред. Дональда Стэмса. USA: Life Publishers Internationnal, 2001 г., - 1400 с.
[39] Миллард Эриксон. Христианское богословие. – Спб.:
Библия для всех, 2004 г., - 1088 с.
[40] Христианская семья под угрозой влияния современного мира. Джон Мак-Артур.
Статья на сайте «Христианская семья и школа».
[41] Д. Принс Влияние на историю через пост и молитву. - Львов: Тимофей
2004. - 130 с. [42] С. Аделаджа. Церковь славная и победоносная. – К.: Светлая
звезда, 2005 г., – 120 с.
[43] Никаких извинений: правда о жизни, любви и сексе.
Пособие для преподавателя.- М.: Духовное возрождение, 2001 г., - 208 с.
[44] С. Аделаджа. Реформация. – К.: Светлая звезда,
2008 г., – 216 с.
[45] Б. Уилкинсон. Библейский портрет
супружества. Учебное пособие. – Киев: «Путешествие по Библии», 2000 г., – 100
с.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|