Христианский брак и современные вызовы
Российская Церковь
Христиан Веры Евангельской
Заочный
Теологический Институт
Решение
о допуске к защите
|
Ректор
ЗТИ
|
_Решиковец Н.П._
|
к
защите допустить
|
________________
|
|
число
|
|
________________
|
|
подпись
|
Диплом
на тему:
«Христианский брак и современные
вызовы»
Выполнила:
|
студентка
5-го курса ХО-1,
Козуб
Тамара Григорьевна
|
Научный
руководитель:
|
Бак
Павел Анатольевич
|
Рецензент:
|
________________________
|
Оценка
рецензента:
|
________________________
|
Москва, 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. ХРИСТИАНСКИЙ
БРАК
1. Догматическое учение о браке
1.1. Происхождение супружества
1.2. Библейское установление о браке
1.3. Христианский брак как образ отношений
Христа и Церкви
2. Основы христианского брака
2.1. Завет
2.2. Помолвка
2.3. Добрачные взаимоотношения
2.4. Цели брака
2.5. Обязанности жен и мужей
2.6. О разводе
3. Отличительные особенности христианского
брака
3.1. Решение конфликта
3.2. Сила прощения
3.3. Верность и преданность
II. СОВРЕМЕННЫЕ
ВЫЗОВЫ
2.1. Сексуальная революция в Российской школе
2.2. Обнаженность
2.3. Пропаганда свободной любви
2.4. Порнография
2.4.1. Искаженная и губительная теория
"катарсиса" 60-70 гг.
2.4.2. Порнография - наркотик
2.4.3. Порнография - кризис семейных отношений
2.4.4. Порнография принимается за детей
2.5. Проституция
2.6. Вызовы нетрадиционных сексуальных
ориентаций
2.7. Гражданский брак
2.8. Супружеская измена
2.9. Снижение рождаемости
2.10. Вызовы средств массовой информации (СМИ)
2.11. Вызовы информационных технологий
2.11.1. Дети в виртуальной реальности
2.11.2. Общение в социальных сетях и его
последствия
2.12. Сквернословие
2.13. Брачность и разводимость в России
III.
РЕАКЦИЯ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ
3.1. Реакция христианской семьи на современные
вызовы
3.1.1.Отношение христианина к миру
3.1.2. Духовное отделение верующих
3.1.3. Освящение
3.1.4. Побеждая мир
3.1.5. Выживание христианской семьи в
современном мире
3.2. Духовная реакция Церкви на современные
вызовы
3.2.1. Духовно-нравственное воспитание
подрастающего поколения
3.2.1.1. Половое воспитание молодежи
3.2.2. Христианское целомудрие
3.3. Участие Церкви в общественно-политической
жизни общества
3.3.1. Пути преодоления общественного греха
3.3.1.1. Духовное возрождение
3.3.1.2. Реформа
3.3.1.3. Революция
3.3.2. Преобразование общества
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Брак у всех [да будет] честен и
ложе непорочно...
Евр. 13:4
В наш стремительно развивающийся
век многие общечеловеческие ценности нивелируются, утрачивают свою значимость.
Каким бы ни было значение семьи в обществе и для отдельных ее членов, она
перестала пониматься обществом как христианская. Этот факт находит
подтверждение как на уровне государственном – современное законодательство
выстроено относительно перспективы развода, а в ряде европейских государств –
признает браком однополые отношения, так и в общественной морали, которая воспринимает
«свободную любовь», «пробные браки» и различные извращения как нормативные явления.
За короткие сроки институт семьи
качественно изменился, так что существующая в общественном сознании модель
давно перестала соответствовать христианской.
В этом некий принципиально новый
обращенный к Церкви вызов. Отцы Церкви патристического периода имели дело с
языческими ярко-контрастирующими формами общественных представлений о браке,
которые можно было исправить, придав им христианское содержание. Современные
христиане имеют дело со стереотипами общественного сознания по форме
христианскими, но не являющиеся таковыми по содержанию, что катастрофически
затрудняет осознание обществом качественного отличия христианского брака.
Поэтому в современном мире от
христианских семей и христиан, вступающих в брак, требуется построить такой
уклад, который бы существенно отличался от принятых на уровне массового
сознания норм семейной жизни.
Не случайно автор выбрал тему
работы: «Христианский брак и современные вызовы», ибо только Библия и Церковь
дает правильное понимание в вопросах семьи, брака, супружества, как некой
духовной субстанции, свершающейся на небесах.
Актуальность выбранной темы
обуславливается тем, что никакие общечеловеческие стандарты, советы не могут
помочь достойно провести семейный корабль сквозь «житейское море», не причинив
урона живым душам, и только библейские, христианские ценности помогут достичь
желанной гавани, основанной на любви и верности до смерти.
В данной работе предпринимается
попытка описать основы библейского учения о браке, исследовать
духовно-психологическую и нравственную основу построения современных браков.
Показать преимущества построения брачных союзов на христианских ценностях.
Исследовать статистику разводов и их отрицательное воздействие на общество в целом.
Научная новизна работы заключается
в определении и раскрытии специфики и опасности современных вызовов и
осмыслении реакции Церкви на их возникновение и распространения в общественном
сознании; показе путей выхода общества из духовно-нравственного кризиса.
Практическая значимость работы
заключается в улучшении понимания возникающих проблем в семьях и обществе,
умении их предвидеть и правильно реагировать на происходящие изменения в
массовом сознании.
I.
ХРИСТИАНСКИЙ БРАК
… И живите в любви, как и Христос
возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание
приятное
Ефесянам 5:2
Супружество – это нечто
уникальное. В брачному союзе у супругов появляется возможность разделить любой
аспект своей жизни друг с другом: от самых сокровенных мыслей и чувств до
последней нервной клетки собственного тела и взаимное тяготение доставляют мужчине и женщине
радость. Каждый дает обещание
прилепиться друг к другу и оставаться вместе и в горе, и в радости, в болезни и
здравии. Так приходит уверенность в безопасности, обеспеченной обоюдными
обещаниями. Они радуются силе и успехам друг друга, ведь каждому из них дан
советник, компаньон, лучший друг – партнер во всем в жизни.
Супружество принесло невыразимую
радость миллионам людей по всему миру, его отмечают как праздник, превозносят в
поэзии, прозе и музыке.
В браке два человека соединены в
одно, и поэтому между ними возникают самые близкие отношения, на какие только
способен человек. Этот процесс соединения двух личностей происходит не
автоматически. И муж, и жена, оба должны быть готовы созидать свой брак.
Но не все семьи берут на себя эту
обоюдную ответственность. Сегодня многим брак представляется временным
договором, действующим до тех пор, пока длится любовь. Наша культура особенно
дорожит свободой личности. Если отношения не удовлетворяют человека, нужно
выходить из игры. Если в браке нет любви, то ему нужно положить конец.
«Большинство браков разрушается
не из-за несовместимости, а потому что муж и жена не имеют понятия о том, что
необходимо для того, чтобы их брак «работал». В нашем обществе все меньше и
меньше вырастает людей с желанием строить серьезные взаимоотношения, которые
они прежде наблюдали у своих родителей. Тогда у наших предков ничего не надо
было придумывать, у них были веками выработанные стандарты, установки на основе
библейских ценностей на прочные взаимоотношения в течении всей жизни» [1].
Современные реалии таковы - мы
живем в век «вещизма», и он характеризуется тем, что люди отвыкли чинить свои
вещи. Если какой-то прибор перестает работать, то гораздо легче и даже дешевле
купить новый. Навязчивая реклама призывает нас к тому, чтобы добиваться того
чего у нас еще нет, а не быть благодарным за то, что уже мы имеем. У нас
появляется искушение думать, что правильный путь – это приобретение желаемого
при затрате наименьших усилий, а не трудом [1].
«Образ мышления современных людей
можно охарактеризовать фразой «попользуйся и выброси». У них не только с вещами
так: «попользуйся и выброси»; по той же схеме у них складываются и отношения с
друзьями. Этот образ мышления рождает такие же браки: «попользуйся и выброси» [1].
«Но наше общество уже начинает
понимать, что последствия этого не так безобидны. Единение, которое
подразумевает брак, значит, что два человека не могут быть так просто и
безболезненно разделены. Это как если бы взяли два листа бумаги и склеили их.
Они становятся одним, и их уже нельзя разделить без того, чтобы не причинить
вреда одному и другому» [1].
1. Доктринальное
учение о браке
Хорошо жене чтить Христа через
мужа, хорошо и мужу не бесчестить церкви чрез жену.
Св. Григорий Богослов
1.1. Происхождение супружества
Священное Писание в рассказе о
сотворении мира повествует о том, как Бог создал людей обоего пола: "И
сотворил Бог человека по образу Cвоему; по образу Божиему сотворил его; мужчину
и женщину сотворил их". Потом Он повелел им: "Плодитесь и размножайтесь,
и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1:27). Следовательно, в супружестве
не только любящие говорят друг другу "да", но сам Бог благословляет и
подтверждает этот союз.
Любовь была и остается основной
причиной сотворения человека. Писание говорит нам, что «Бог есть любовь»
(1 Ин. 4:8,16).
Согласно рассказу о сотворении,
встреча с женщиной освобождает мужчину от одиночества. Сотворенные животные не
были для человека совершенными компаньонами. Лишь сотворение женщины принесло
ему полное удовлетворение.
Рассказ о том, как Бог создал Еву
из ребра Адама, а затем представил ее Адаму, словно в обряде венчания,
прекрасно передает основные библейские принципы брака. Здесь в 1:27-28: «И
сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию…» предлагается
Божественная модель отношений между полами. Если в 1:28: «…и сказал им Бог:
плодитесь и размножайтесь» подчеркивается важность деторождения, то в
2:20-24: «…и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» объясняется
природа сотрудничества в браке. Муж и жена, прежде всего, дополняют друг друга.
Выражение помощник соответственный ему означает, что она восполняет то, чего
ему недостает. Она его недостающее ребро. Вот как Маттью Хенри комментирует то,
что Бог выбрал для сотворения Евы именно ребро: « Созданная не из головы, чтобы
превосходить его, и не из ступней, чтобы попираться им, а из его груди, чтобы
быть равной ему, под мышкой, чтобы быть защищенной, у сердца, чтобы быть
любимой». Возможно, ребро описано романтически, но это верно отражает
библейский идеал брака [2].
Союз между мужчиной и женщиной
мыслится как пожизненный: человек присоединится ( букв. «прилепится») к
своей жене, и они будут одна плоть.
Апостол Павел в Еф. 5: 31: «Посему
оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна
плоть» приводит эти слова, осуждая развод.
Человек должен ставить интересы своей
жены выше всего, даже выше интересов своих родителей. Когда говорится, что он
оставит отца и мать свою, то не имеется в виду, что он станет жить в каком-то
другом месте, речь идет о том, что он отодвинет на второй план важнейшую
обязанность попечения о родителях и будет заботиться в первую очередь о жене.
Жена в свою очередь подчиняется мужу [2].
В супружеской любви партнеры
"познают" друг друга и становятся "одной плотью".
Наглядно выражено принципиальное равенство мужчины и женщины: «Вот это кость
от костей моих и плоть от плоти моей». Это впечатляющее признание равноправия
полов значительно опередило свою эпоху. В ходе истории эта мысль пробивалась с
трудом [3].
Наконец, следует отметить, что Бог
не создал для Адама нескольких жен или еще одного Адама, выразив тем самым Свое
неодобрение полигамии (Лев.18:18: «Не бери жены вместе с сестрою ее, чтобы
сделать ее соперницею, чтоб открыть наготу ее при ней, при жизни ее» и Втор.
17:17: «И чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его…» )
и гомосексуализма (Лев. 18:22: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною, это мерзость»).
1.2. Библейское установление о
браке
В Эдемском саду еще до
грехопадения Бог установил желаемые Ему отношения – брак между мужчиной и
женщиной. Из брака выходит по воле Божьей семья. О браке и семье, как порядке
творения, и реакции Бога на результаты Своего творения написано: «И увидел
Бог все, что Он сделал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31).
Когда через сатану пришел грех, то
Божий порядок в отношении брака и семьи не потерял силу. Вследствие
грехопадения добавились новые аспекты. Бог одевает человека. Супруга подчинена
супругу. Жена должна в скорби и страдании рождать.
Первый грех не имел с браком и
семьей ничего общего. Ева, а затем и Адам, стали непослушны воле Творца. Их
глубокое падение было не плотское, а духовное. Их грех был противлением по
отношению к воли Бога. До сегодняшнего дня противление воли Божией остается
основным злом и корнем всех зол в нашей грешной натуре.
Как следствие грехопадения трещина
прошла тотчас через брак, а затем вскоре и через семью. Павший Адам упрямо
обратился к своему Творцу и одновременно к своей жене. «Адам сказал: жена,
которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). Это
был первый крах в семье.
Уже в следующей главе посев греха
приносит урожай насилия и преступления. «Каин сильно огорчился, и убил его
(Авеля)» (Быт. 4:5,8).
Один из потомков Каина нарушил
Божий порядок брака. «И взял себе Ламех две жены; имя одной Ада, и имя
второй Цилла» (Быт. 4:19). Так человек впервые стал на путь
многоженства, которое, как следствие, имеет невыразимое горе и по сей день.
В жизни патриарха Авраама и особенно
Иакова многоженство проявилось как проклятие (сравним Авраама, Сару и Агарь или
несчастную семейную жизнь Иакова вследствии конфликта между Рахилью и Лией). В
Библии ни один полигамный брак не приносит благословение.
На страницах Пятикнижия мы видим,
что Божии избранные инструменты утратили способность к познанию первоначальной
воли Творца по отношению к браку. Ветхий Завет показывает нам, как на
протяжении столетий Бог хотел вернуть Свой народ к давно забытым основам брака.
Закон Моисея содержит в себе
многочисленные заповеди для чистой жизни в браке, семье и для родственников. В
Псалмах, Притчах и Песне Песней яркий свет падает на порядок и нормы, а также
на обетования и радость для любви и брака по воле Божией. Пророки серьезно
говорят народу Божиему – Израилю о неполадках, которые во времена упадка стали
особенно заметными в этой области. За четыреста лет до Христа пророк Малахия писал,
что такие легкомысленные отношения, как развод, «партнерские браки» и подобные
явления стали обычными. Мал. 2:16 – «…посему наблюдайте за духом вашим и не
поступайте вероломно».
Между ветхозаветным текстом и
словами нашего Господа Иисуса Христа, Который указывает всем задающим в этом
аспекте вопросы на первоначальный порядок брака мы видим четкую связь.
Священное Писание является для Сына Божьего основой и критерием. «Он сказал
им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину
сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене
своей и будут два одною плотью» (Матф.19:4-5).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|