Меню
Поиск



рефераты скачать Экономико-статистический анализ эффективности производства зерна на примере группы районов


Снижение валового сбора зерновых и зернобобовых культур в Россий­ской Федерации и недостаточная обеспеченность населения в основных продуктах питания в условиях перехода к рыночным отношениям привело к зна­чительным закупкам продовольственного и фуражного зерна, а также про­дукции животноводства за рубежом.

Так, импорт зёрна 1992 г. составлял 28,8 млн. т; при валовом сборе зерновых культур в 1991 г. в объеме, 89,1 млн. т. В последующие годы закуп­ка зерна за границей сокращалась. При этом возросли по­купки таких видов продукций животноводства, как мясо птицы, сыр, масло сливочное и колбасные изделия, на производство которых требуется расходо­вать значительные объемы фуражного зерна. Расчеты показывают, что - кос­венно через продукцию животноводства в Россию завозится не менее 20 млн. т. – зерна. В последние годы Россия начала поставлять значительные объемы зерна на экспорт. Сокращение объемов производства зерна отразилось на товарности от­расли и закупках продукций в федеральный и региональный фонды.

В условиях развития конкуренции в агропромышленном комплексе и предпринимательской деятельности существенно изменились каналы реали­зации зерна. На первый план выступают рыночные каналы продажи продук­ции вместо жесткого централизованного ее распределения. Открылись новые каналы реализации, такие как поставка зерна по товарным кредитам, бартер­ный обмен, продажа на колхозном рынке, выдача работникам в порядке оплаты труда. Если в 1991 г. заготовительным организациям было поставлено почти 63% всего реализованного зерна, то в 2006 г. - только 17%. Значительная часть зерновых культур была реализована по рыночным каналам. [1]


1.2. Основные показатели эффективности производства зерна


Эффективность производства зерна характеризуется системой натуральных и стоимостных показателей. Среди натуральных показателей главным является урожайность зерновых культур и производство зерна на единицу площади пашни. (схема 1) [1]

Схема 1

Показатели экономической эффективности производства зерна




Уровень рентабельности производства зерна, %


 

Прибыль от реализации зерна в расчете на 1 ц продукции, руб.


 





Все эти показатели следует рассматривать в динамике с учетом объективных факторов, влияющих на уровень того или иного показателя. Под объективными факторами имеются в виду природно-климатические условия. В последние годы наиболее существенное влияние оказывают факторы, которые нельзя считать объективными. Главным из них является диспаритет цен – низкие темпы роста цен на продукцию сельскохозяйственного производства по сравнению с темпом роста цен на материально-производственные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве (прежде всего на продукцию топливно-энергетического комплекса) и на сельскохозяйственные машины и оборудование. [2]

Основными направлениями дальнейшего увеличения объемов производства и повышения эффективности возделывания зерновых культур является последовательная интенсификация на базе развития химизации и мелиорации, внедрения прогрессивных технологий выращивания и уборки зерна, применение новых более продуктивных сортов и гибридов зерновых культур. Немаловажное значение в повышении эффективности производства зерна отводится выбору каналов реализации, повышению качества продукции, государственной поддержке зернового производства, а также росту материальной заинтересованности при выращивании зерновых культур.


1.3. Методы экономико-статистического анализа эффективности производства зерна


Основными методами экономико-статистического анализа эффективности производства зерна являются: статистическое наблюдение, табличный метод, сводка и группировка, абсолютные и относительные величины, средние величины, индексный и дисперсионный методы, корреляционно-регрессионный анализ.

На первом этапе статистического исследования, т. е. наблюде­ния, формируются первичные статистические данные.

Под наблюдением понимается научно и планомерно, систематически организованный сбор массовых дан­ных о различных явлениях и процессах социально-экономической жизни.

Основная задача наблюдения - это обеспечение сбора досто­верных, полных, массовых и сопоставимых данных об интересую­щем нас объекте или явлении. В практике используются две орга­низационные формы наблюдения - отчетность и специальное ста­тистическое наблюдение. В зависимости от охвата наблюдения они бывают: сплошные и несплошные. При сплошном наблюдении все единицы изучаемой совокупности подвергаются наблюдению. При несплошном наблюдении только часть единиц подвергается наблюдению. В результате наблюдения мы получаем показатели. Любой статистический показатель содержит количественные и качественные данные и должен иметь сведения о месте и времени действия.

Результаты статистического наблюдения представляются в виде статистических таблиц. Таблица является наглядной рацио­нальной систематизированной формой изложения статистической информации. Основу любой статистической таблицы составляет ее макет, который образуется от пересечения строк и граф. В строках и графах располагают статистические показатели. Различают под­лежащее и сказуемое статистической таблицы.

Подлежащее таблицы располагается слева, по строкам - это то, что мы хотели бы охарактеризовать. Сказуемое - это цифровая характеристика подлежащего, на­ходится в графах таблицы. Обязательны заголовки таблицы, подлежащего и сказуемого, в которых должно отражаться содержание таблицы, время и место действия.

Статистическая сводка полученной информации в результате наблюдения, в широком ее понимании, предполагает систематиза­цию и группировку цифровых данных, характеристику образован­ных групп системой показателей. Группировка является важней­шим этапом статистического исследования, а также методом позволяющим уловить переход количественных изменений в качест­венные, выявить закономерности их развития.

Под группировкой понимается расчленение данной совокуп­ности на качественно-однородные группы с выделением типичной группы.

Качественно-однородной группой считается группа, которая обладает внутренней однородностью, т. е. имеет больше признаков сходства, чем различия.

Типичной группой называется группа качественно-однородная, самая многочисленная по удельному весу определяю­щего признака.

Группировку можно провести двумя способами:

а) посредством разделения совокупности на однородные части;

б) путем объединения в группы единиц совокупности по ти­пичным признакам. [3]

Абсолютной величиной называется величина, измеряющая размер общественного явления в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных единицах измерения. Абсолютные величины могут быть индивидуальные и суммарные.

Относительная величина – это величина, получаемая от сравнения (деления) двух абсолютных величин. Относительные величины имеют такие же единицы измерения, что и абсолютные.

Средняя величина – это типический размер данной совокупности, отражающий характерные черты в среднем. Средние величины применяются в статистике в силу действия закона больших чисел.

1 следствие: Около средней величины всегда колеблется наибольшее число наблюдений.

2 следствие: При большом числе наблюдений средняя величина не становится случайной, а применяет какую-то усредненную форму и  тогда наступает равенство:  f=(x1, x2, x3…xn)= (x1, x2, x3,…xn), где

x – средняя величина;

x1, x2, x3 – варианты.

Средняя величина рассчитывается по массовым данным.

Индекс – это относительный показатель, измеряющий изменение явления во времени или в  пространстве. Прежде всего, индекс – это относительный показатель, но не каждый относительный показатель является индексом. Индексы применяются к тем величинам, которые непосредственно не поддаются суммированию. Поскольку индекс – относительный показатель, то он, получается, от сравнения двух абсолютных величин. Величина, с которой производится сравнение, называется базисной и обозначается подстрочным знаком - «0», величина, которую сравнивают, называется текущей (отчетной) и обозначается подстрочным знаком – «1». Каждый индекс состоит из двух элементов:

Индексируемой величины – той величины, которая изменяется и по которой дается название индекса;

Вес индекса – это величина, которая постоянна и по ней определяется состав индекса.

Изучая дисперсию интересующего нас признака в пределах изучаемой совокупности, мы можем рассчитать только общую дисперсию по всей совокупности в целом. Но мы лишены возможности оценить влияние отдельных факторов, определяющих колеблимость индивидуальных величин. Для того, чтобы отделить влияние каждого фактора на общую колеблимость необходимо провести группировку всей совокупности по какому-либо фактору. Тогда нужно выделить три показателя дисперсии:

1.                 Общая дисперсия, которая показывает колеблимость признака в целом:

2.                 Межгрупповую дисперсию, которая отражает вариацию признака за счет того фактора, который положен в основу группировки:

3.                 Внутригрупповую дисперсию, она характеризует вариацию за счет всех остальных признаков, которые не были учтены:

Корреляционно-регрессионный анализ ведется в определенной последовательности и состоит из ряда этапов:

1.                 Установление причинных зависимостей в изучаемом общественном  явлении;

2.                 Формирование  корреляционной  модели  связи;

3.                 Расчет  и  анализ  показателей  регрессии (решение  уравнения);

4.                 Расчет  и  анализ  показателей  тесноты связи.

Корреляционно-регрессионный анализ позволяет по данным статистического наблюдения решить две основные задачи:

- определить среднее изменение результативного признака (функции) при изменении фактора (аргумента) на единицу в абсолютном и относительном измерении.

-  установить меру относительного влияния факторного признака на изменение результативного, разложить вариацию последнего по источникам образования и определить роль фактора в общем объеме вариации  результата. [4]

2. Характеристика уровня производства

Для характеристики уровня производства и себестоимости зерна необходимы данные, которые представлены в таблице 2.

На основе этих данных будут рассчитаны следующие показатели:

·                   урожайность зерновых культур, ц/га:


·                   себестоимость одного центнера зерна, р.:

·                   удельный вес зерновых в общей площади посевов, %:

·                   удельный вес денежной выручки от реализации зерна в стоимости товарной продукции:

·                   производство зерна на гектар пашни, ц:

Рассчитанные данные приведены в таблице 3.








Таблица 2

Исходные данные по районам

 

Районы

Площадь, га

Затраты, всего

Полная себестоимость, тыс.руб

Выручка от реализации

Реализовано зерна,ц

Валовой сбор,ц

Количество

Внесено удобрений,тыс.руб.

Пло-

щадь пашни

вся посев-ная пло-щадь

Пло-щадь посева зерно-вых

в т.ч. Убран-ная

тыс. руб.

тыс. чел-ч

зерно, тыс. руб

всей проду-кции

зерно, тыс .руб.

всей продук-ции,тыс.руб.

маш-х сил

тракторов,шт.

Комбайнов,шт.

Черемховский

9823

6970

4863

4833

13842

53

3048

5910

2985

5880

11457

13842

3820

15

6

157

Чунский

3471

3652

2850

2353

8636

29

4875

5101

5168

5721

14066

27770

3860

37

15

265

Куйтунский

48667

43106

25079

25079

62795

241

39504

5008

57317

71190

191169

393897

76734

226

79

6785

Балаганский

25222

15135

11625

11295

25460

428

9250

11387

13494

15717

43449

117769

39120

127

57

2050

Зиминский

47865

39974

33985

33985

171954

345

17589

19904

20039

22799

71812

661789

123598

165

88

16398

Усть-Илимский

7592

7066

4300

3600

13144

40

2391

36587

4258

39650

9978

50860

10616

54

22

682

Усольский

96923

79659

51260

50860

241072

697

28722

98376

34595

120941

111596

1338165

268661

586

247

34599

Качугский

23828

16966

9555

9555

17158

148

2448

3050

4812

5546

11200

81047

34749

182

62

227

Киренский

1764

1721

1315

1315

5023

46

1533

2103

1535

2594

5077

16877

4660

43

12

26

Иркутский

49232

37376

20500

19265

90953

296

25392

121991

27921

132585

84420

298401

126329

367

124

8832

Усть-Кутский

1193

877

279

279

1115

5

177

1750

237

1490

338

1840

3558

15

4

0

Итог

315580

252502

165611

162419

651152

2328

134929

311167

172361

424113

554562

3002257

695705

1817

716

70021

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.