Необходимо
отметить, что в отличие от всех иных образуемых Государственной Думой комиссий,
особое положение занимает мандатная комиссия, поскольку функционирует
она в течение всего срока полномочий палаты и обладает статусом комитета
Государственной Думы.
Следует также иметь
в виду, что на своем первом заседании в целях организационно-технического обеспечения
Государственная Дума избирает специальные временные комиссии: счетную,
по контролю за электронной системой голосования, по Регламенту Государственной
Думы.
Цели, задачи,
полномочия, содержащиеся в соответствующих положениях о комиссиях, а также их
состав и сроки деятельности закрепляются в постановлениях палаты.
Регламент
Государственной Думы предусматривает общие для комитетов и комиссий правила,
касающиеся их внутренней организации. Они сводятся к следующему.
Комитеты и комиссии
образуются из числа депутатов палаты, как правило, на основе принципа
пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав
данных органов определяется Государственной Думой. Он не может быть менее 12 и
более 35 депутатов палаты.
Председатели комитетов,
комиссий и их заместители избираются палатой в порядке, предусмотренном
Регламентом Государственной Думы, по представлению фракций и депутатских групп.
В состав комитетов
и мандатной комиссии не могут быть избраны Председатель Государственной Думы и
его заместители.
Все депутаты
Государственной Думы, за исключением Председателя Государственной Думы, его
заместителей, руководителей депутатских объединений, обязаны состоять в одном
из комитетов палаты. При этом депутат Государственной Думы может быть членом
только одного ее комитета (ст. 23 Регламента Государственной Думы).
Основной формой
работы комитетов и комиссий являются заседания, которые проводятся по мере
необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания правомочны, если на них
присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Проводит
заседание председатель комитета, комиссии или его заместитель. Внеочередное
заседание вправе созывать председатель комитета, комиссии по своей инициативе
или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета,
комиссии.
В заседании
комитета, комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса
депутаты Государственной Думы, не входящие в их состав. Кроме того, на
заседании указанных органов вправе присутствовать полномочный представитель
Президента Российской Федерации в Государственной Думе, полномочный представитель
Правительства Российской Федерации в Государственной Думе, представители
субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых
рассматриваются на заседании комитета, комиссии, и другие должностные лица
федеральных органов исполнительной власти.
На заседания
комитетов и комиссий могут быть приглашены эксперты, а также представители
заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств
массовой информации.
Комитеты и комиссии
вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях
принимаются комитетами, комиссиями раздельно.
Другими, не менее важными формами
работы комитетов и комиссий, являются парламентские слушания, конференции,
совещания, «круглые столы», семинары, проводимые в целях выяснения фактического
положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности,
а также по другим вопросам, 'находящимся в ведении комитетов и комиссий.
Для подготовки
отдельных вопросов комитеты и комиссии могут создавать рабочие группы из
числа своих членов, а также других депутатов Государственной Думы,
представителей государственных органов и иных организаций. Так, в соответствии
со ст. 221 Регламента Государственной Думы может быть образована временная депутатская
рабочая группа по подготовке первого заседания палаты нового созыва. Указанная
депутатская рабочая группа формируется из числа депутатов, избранных на новый срок.
К ее обязанностям может быть отнесена подготовка проектов соответствующих постановлений
Государственной Думы, а также других документов, связанных с началом работы
Государственной Думы нового созыва.
Комитеты и комиссии
Государственной Думы вправе привлекать к своей работе экспертов, назначать
независимую экспертизу законопроектов, запрашивать документы и материалы,
необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных
организаций.
Завершая
рассмотрение внутреннего устройства Государственной Думы, следует отметить,
что перечень ее органов будет не совсем полным, если не сказать о таком
структурном подразделении палаты, каким является Совет соотечественников при
Государственной Думе. Совет образован в соответствии с постановлением
Государственной Думы от 5 апреля 1995 г.' и определяется им как постоянно действующий
экспортно-консультативный орган, представляющий в Государственной Думе
российских соотечественников, проживающих за пределами Российской Федерации.
Совет соотечественников
при Государственной Думе формируется по представлению Комитета по делам
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками с учетом
предложений фракций и депутатских групп на срок полномочий Государственной
Думы данного созыва. В его состав наряду с депутатами Государственной Думы
включаются российские соотечественники, проживающие за пределами Российской
Федерации.
В число основополагающих задач Совета входят
изучение экономических, политических, правовых, социально-психологических и
других проблем жизни и деятельности российских соотечественников, проживающих
за пределами Российской Федерации, а также подготовка соответствующих
предложений по координации действий, направленных на защиту прав и свобод
российских соотечественников в государствах их проживания.
Заключение.
Сегодня не вызывает сомнений, что парламентаризм как
эффективное воплощение представительной власти в нашей стране пока еще
находится на стадии становления. И в этом не совсем объективно
"винить" исключительно Основной Закон. Он не был нам ниспослан свыше,
его разработали и "протащили" на референдуме вполне определенные
политические силы. И было это сделано в ситуации отсутствия в стране
законодательной, представительной власти как таковой. И есть желание продлить
срок этой ситуации. Вот в чем смысл главных усилий тех, кто против формирования
Совета Федерации путем всеобщих выборов. Это важно понять.
Поскольку в России отсутствует сплоченная и сильная
оппозиция, способная эффективно использовать те немногие элементы
парламентаризма, которые предусмотрены Конституцией, мы имеем еще один очень
активный, не ограниченный дебатами источник законодательства. Это факт, и
оспаривать его невозможно. "Указной" период, который еще год назад
можно было оправдывать особыми обстоятельствами, необходимостью движения в
условиях "дефицита" законов, похоже, становится стилем правления
исполнительной власти. Основополагающая сфера общественной жизни регулируется
указами и распоряжениями исполнительной власти, вплоть до налоговой системы и
льгот, подменяя законодательную власть. Но значит ли это, что у парламентаризма
в России нет будущего?
На мой взгляд, размышляя над судьбами парламентаризма
в России, следует четко разграничить два аспекта этой проблемы. Первый
заключается в оценке роли и возможностей Парламента, Федерального Собрания в
его нынешнем виде. Для меня несомненно, что при всей урезанности его полномочий
по сравнению с президентской и исполнительной властью влияние Парламента на
положение дел в стране, политическую и государственную жизнь могло бы быть
гораздо более весомым. Главное условие этого - добрая воля обеих ветвей власти,
их постоянное, конструктивное и честное взаимодействие. Кстати, такая мысль
явственно прозвучала в первом президентском Послании Федеральному Собранию.
Но на практике такое взаимодействие не сложилось. И
Президент и Правительство РФ не жалуют Совет Федерации и Государственную Думу
своим вниманием. Если глава Правительства еще время от времени появляется на
парламентской трибуне, то Президент вообще предпочитает общаться с Федеральным
Собранием через своих представителей или председателей палат. Не может не
тревожить стремление действовать в жизненно важных вопросах в обход
Федерального Собрания, как это было, например, с вводом армии в Чеченскую
Республику, злоупотребление правом создавать указы, игнорирующие мнение
парламентариев (например, указ о втором, денежном этапе приватизации), с
нарушением действующего законодательства.
У Федерального Собрания нет действенных правовых
рычагов для преодоления разрыва между волеизъявлением избирателей, позицией
парламентского большинства и курсом "партии власти".
Лично у меня не остается сомнений в тщетности надежд
на то, что нынешняя российская власть пойдет на серьезную, реальную
корректировку своей политики. И потому именно Парламент обязан оправдать свое
предназначение быть действительным выразителем интересов граждан, а не
статистом в спектакле, где постановщик и актеры на главных ролях -
представители исполнительной власти. Тут нужен правовой, эволюционный путь,
нужно набираться терпения и формировать работоспособный парламент, работающий
на постоянной основе. Кстати, в заключительных положениях Конституции четко
сказано, что Совет Федерации первого созыва работает не на постоянной основе.
Простая формальная логика подсказывает то, что работа
Совета Федерации второго созыва предполагается на постоянной основе.
Второй аспект - судьбы парламентаризма в нашей стране. Насколько
глубокими могут быть конституционные изменения, направленные на повышение роли
законодательной, представительной власти? Мне не кажутся убедительными
заявления тех, кто отвергает саму идею сильной президентской власти
применительно к России.
Напомню, в нашей стране роль учреждений парламентского
типа была и остается скромной, культура и традиции парламентаризма не обрели
достаточной прочности и устойчивости. Для политической системы России
характерно преобладание исполнительной власти, тогда как представительные
учреждения - Земский Собор, Государственные Думы, Государственный Совет,
Верховный Совет СССР - всегда были весьма урезаны в своих законодательных и
контрольных функциях, о чем уже упоминалось.
Таким образом, для установления в России
парламентаризма, если под ним понимать ведущую роль Парламента в политической
системе, его главенство над исполнительной властью, - для такого
парламентаризма в нашем Отечестве нет исторической почвы. И что, по моему
мнению, не менее важно - для него у нас нет и соответствующих экономических,
социальных, политических, культурных реалий. Вся нынешняя российская
действительность с такими ее атрибутами, как кризисное положение в хозяйстве и
финансах, этнополитическая напряженность и конфликты, политическая
нестабильность, разгул преступности и т.д., нуждается в жестком, авторитетном
правлении, основанном на вотуме доверия, полученном от всего народа.
Президентская институция современной России совершенно необходима. Но не за
счет ущемления полномочий Парламента, пренебрежительного отношения к нему.
Парламент - это орган всегда эмоциональный, иногда лозунговый, но и жизненно
необходимый для демократии, ибо он представляет интересы народа, защищает права
национальностей, права и свободы граждан России.
Поэтому реальная проблема, на мой взгляд, состоит не в
отказе от института президентства или его ослаблении. Она во введении
президентуры в такие правовые рамки, которые бы обеспечивали его
подконтрольность обществу, а значит, Парламенту по ряду существенных вопросов и
тем самым исключали бы самую возможность возникновения двух отмеченных выше
крайне негативных явлений: парадокс "безответственной
ответственности"; разрыв между волеизъявлением избирателей и курсом
Президента и Правительства. Речь не идет об "экспансии" Парламента в
сферу компетенции исполнительной власти, о восстановлении классических законодательных
и контрольных функций Парламента. Выражаясь в терминах точных наук, речь идет о
решении задачи на оптимум, выборе наилучшего варианта соотношения двух ветвей
власти, равно свободного как от президентской "автократии", так и от
парламентской "тирании".
Парламентаризм как форма правления, обеспечивающая
приоритет представительной власти над исполнительной, не подходит нынешней
России еще и по другой причине. Такой парламентаризм предполагает наличие
профессионального политического "класса", поставляющего своих
представителей в Парламент. Этот класс у нас только начинает складываться,
настоящих профессионалов, как все мы можем видеть, пока явно недостаточно.
Исключительно важно, чтобы формирование нормальной,
сбалансированной президентско-парламентской республики в России шло правовым
путем, на базе взаимных компромиссов трех ветвей власти, установленных
Конституцией. Слишком много было в России в уходящем столетии потрясений,
слишком дорого они обошлись нам, чтобы еще раз решать политические проблемы не
правовыми революционными средствами.
Как мы убедились, общественное согласие не может быть
достигнуто с помощью специального договора. Оно может быть плодом только
Конституции, устанавливающей баланс всех ветвей власти и потому позволяющей
вести конструктивный диалог государства и общества на основе права и морали.
Конституция и закон должны господствовать над всеми ветвями власти, над
обществом и человеком. Только это обеспечит нам свободу, демократию и успешное
осуществление реформ, направленных на благополучие и "единство российского
общества, Российского государства, защиту прав и свобод граждан и
национальностей страны.
Список использованной
литературы.
Конституция Российской
Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г Официальное
издание М Юрид лит , 1997 64 с
Федеральный закон от 5
августа 2000 г «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 2000 №
32 Ст 3336
Федеральный закон от 24
июня 1999 г «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации 1999
№26 Ст 3178
Федеральный
конституционный закон от 26 февраля 1997 г «Об Уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской
Федерации 1997 № 9 Ст 1011
Регламент
Государственной Думы Федерального Собрания -парламента Российской Федерации
Принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г , с изменениями
и дополнениями от 15 апреля, 19 июня, 16 июля, 23 октября, 4 декабря 1998 г ,
21 апреля, 21 и 29 сентября, 26 ноября 1999 г , 19 января, 19 мая, 2 и 28 июня,
7 июля, 4 и 27 октября, 6, 15 и 22 декабря 2000 г // Собрание законодательства
Российской Федерации 1998 № 7 Ст 801, № 16 Ст 1828, № 26 Ст 3048, № 30 Ст 3699,
№ 44 Ст 5441, №52 Ст 6348,1999 № 17 Ст 2111, №39 Ст 4588, №43 Ст 5176, № 49 Ст
5965, № 50 Ст 6099, 2000 № 4 Ст 365, № 22 Ст 2283, № 24 Ст 2529, № 28 Ст 2925,
№ 30 Ст 3128; № 42 Ст 4125, №45 Ст 4436, № 50 Ст 4879, № 52 (ч I) Ст 5109;
2001. № 1 (ч П) Ст 59
Регламент Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Утвержден постановлением
Совета федерации от 6 февраля 1996 г , с изменениями и дополнениями от 10 апреля,
26 июня, 26 декабря 1996 г , 23 января, 24 декабря 1997 г , 13 марта, 10 июля
1998 г , 27 января, 9 июня, 11 ноября 1999 г , 19 апреля, 17 мая, 7 июня, 25
октября 2000 г // Собрание законодательства Российской Федерации 1996 № 7 Ст
655, № 16 Ст 1774, № 27 Ст 3204, 1997 № 1 Ст 45, № 5 Ст 629, 1998 № 1 Ст 8, №
12 Ст 1389, № 29 Ст 3475, 1999 № 6 Ст 762, № 13 Ст 3088, № 24 Ст 2921, №7 Ст
бЗО, 2000 № 17 Ст 1797, № 21 Ст 2137, № 24 Ст 2462, № 44 Ст 4308
Постановление
Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 r № 1-П «По делу о толковании части 4
статьи 105 и статьи 106 Конституции Российской Федерации"// Собрание
законодательства Российской Федерации 1995 №13 Ст 1207
Конституция (Основной
закон) Российской Федерации - России. Принята на внеочередной седьмой сессии
Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 г., с изменениями и
дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 года, от 31 мая, 16
июня и 15 декабря 1990 года, от 24 мая и 1 ноября 1991 го-да и законами
Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 1С декабря 1992 года. - М.:
Известия, 1993. 127 с.
Путин В.В. Власть должна
быть работающей!: Телеобращение Президента Российской Федерации к гражданам
страны // Российская газета. 2000. 19 мая.
Комментарий к
Конституции Российской Федерации /Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд
«Правовая культура», 1996. 552 с.
Комментарий к
Конституции Российской Федерации /Отв. ред. Л.А. Окуньков, 2-е изд., доп. и
перераб. - М.: БЕК, 1996. 664 с.
Конституция Российской
Федерации: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. - М.:
Юристъ, 1997. 716 с.
Конституция Российской
Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. Лепёшкин И. М. - М.: Центр
конституционных исследований Московского обществ, науч. фонда, 1997. 702 с.
Козлова Е.И., Кутафин
О.Е. Конституционное право России:
Учебник. - М.: Юристъ,
1998. 520 с.
Гранкин И.В. Парламент
России. - М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1999.304с.
Гребенников В.В.,
Васецкий Н.А., Полуян Л.А. Федеральный законодательный процесс в зеркале
статистики (аналитический обзор) // Государство и право. 1998. № 9. С. 91-97.
Дмитриев Ю.А., Черкашин
Е.Ю. Законодательные органы России от новгородского вече до Федерального
Собрания. - М., 1995. 194с.
Крестьянинов Е.В.
Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство
и право. 1995. № 12. С. 3-10.
Селезнев Г.Н. Вся власть
- закону! (Законодательство и традиции указного права в России). - М.: Группа
«Сегодня», 1997. 143 с.
Советское
государственное право // Под ред. B.C. Основина. Изд-во Воронежского
университета. 1991. 213 с.
Очерки парламентского
права / Под ред. и с предисл. Б.Н. Топорнина. - М., 1993. 254 с.
Шейнис В.Л. Как
реформировать Совет Федерации: Президентские законопроекты - два шага вперед,
большой шаг назад // Независимая газета. 2000. 31 мая.
Строев Е.С. Не навреди:
Размышления о реформе государственного устройства России // Независимая газета.
2000. 6 июня.
Иванченко А.В., Рыжков
В.А., Салмин А.М. Властная вертикаль и Конституция: Законодательные инициативы
Владимира Путина в свете задач государственного строительства в России //
Независимая газета. 2000. 23 июня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|