Меню
Поиск



рефераты скачать Федеральное собрание Российской Федерации

В случае отсутствия Председателя Государственной Думы засе­дания Совета Государственной Думы проводит один из его замести­телей. В отсутствие руководителей депутатских объединений и пред­седателей комитетов по их поручению в заседании Совета Государ­ственной Думы принимают участие их представители из числа де­путатов Государственной Думы. В этом случае заместитель Предсе­дателя Государственной Думы и представители депутатских объеди­нений имеют право решающего голоса.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать:

полномочный представитель Президента Российской Федерации в Государственной Думе; полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе; представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Со­вета Государственной Думы рассматривается вопрос о законопроек­тах, внесенных данными субъектами права законодательной иници­ативы. Право присутствовать на заседаниях Совета Государственной Думы и вносить предложения по проекту порядка работы палаты предоставлено также депутатам Государственной Думы.

Конкретные полномочия Совета Государственной Думы состоят в формировании проектов примерной программы законопроектной Работы Государственной Думы на текущую сессию, календаря рас­смотрения вопросов на очередной месяц, порядка работы Государственной Думы на очередное заседание. В обязанности Совета Го­сударственной Думы входят также созыв внеочередных заседаний палаты, принятие решений о проведении парламентских слушании, о награждении Почетной грамотой Государственной Думы Феде­рального Собрания Российской Федерации.

Целый ряд полномочий Совета Государственной Думы связан с техническим обеспечением законотворческой деятельности. Это — на­значение соответствующих комитетов ответственными за подготовку законопроектов к рассмотрению Государственной Думой; направле­ние законопроектов для рассмотрения в комитеты палаты, депутат­ские объединения, субъектам права законодательной инициативы, а также направление законопроектов, подготовленных ответственны­ми комитетами палаты к рассмотрению Государственной Думой, и материалы к ним Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, субъекту права законодательной инициати­вы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект и т.д.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде вы­писок из протокола заседания Совета Государственной Думы, кото­рый подписывается председательствующим на заседании.

2.3. Депутатские объединения.

Организации и деятельности депу­татских объединений в Государственной Думе посвящена глава 3 Рег­ламента палаты. В ней установлено, что депутатские объединения — фракции и депутатские группы — образуются для совместной дея­тельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматрива­емым Государственной Думой.

Под фракцией понимается депутатское объединение, сформиро­ванное на основе избирательного объединения, прошедшего в Госу­дарственную Думу по федеральному избирательному округу, а также из депутатов Государственной Думы, избранных по одномандатным избирательным округам и пожелавших участвовать в работе данного депутатского объединения. Эти критерии являются определяющими при создании фракции. Количество депутатов, представляющих из­бирательное объединение, не имеет при этом значения. Все фракции Государственной Думы, независимо от численности входящих в них депутатов, подлежат регистрации.

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать де­путатские группы. В отношении депутатской группы Регламент ус­танавливает ограничение — количество входящих в нее депутатов должно быть не менее 35 (п. 4 ст. 16). Только в этом случае объ­единение депутатов может называться депутатской группой и под­лежит регистрации.

В Государственной Думе первого созыва было сформировано 9 депутатских объединений: 8 фракций и одна депутатская группа

В Государственной Думе второго созыва — семь депутатских объеди­нений: четыре фракции (Коммунистическая партия Российской Фе­дерации, Либерально-демократическая партия России, «Наш дом — Россия», «Яблоко») и три депутатские группы (Аграрная депутатская группа, «Народовластие», «Российские регионы»).

Следует отметить, что в Совете Федерации не существует фор­мализованных депутатских объединений. Это объясняется тем, что структурирование этой палаты происходит не на партийной основе. Членами Совета Федерации являются представители субъектов Фе­дерации, обладающие реальной властью и отстаивающие интересы конкретных регионов, а не принципы своей политической принад­лежности.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Де­путатам, не вошедшим ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшим из депутатского объединения, предо­ставляется право войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Согласно Регламенту депутат Государственной Думы вправе со­стоять только в одном депутатском объединении (п. 1 ст. 18). Вместе с тем, предусматривается возможность выбытия депутата из депу­татского объединения в случае выхода из него или перехода в другое зарегистрированное депутатское объединение на основании письмен­ного заявления либо на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении депутата из состава своего депутатского объединения. Иными словами, депутат вправе сам решить, в каком депутатском объединении ему состоять и состоять ли вообще. Так, согласно аналитическим материалам Ко­митета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в Государственной Думе второго созыва 15 депутатов перешли из фракций в другие депутатские объединения, 4 депутата из депутатских групп пополнили собой фракции.

Парламентская практика свидетельствует, что председателями депутатских объединений становятся, как правило, лидеры тех пар­тий или движений, на основе которых формировался избирательный блок или избирательное объединение, т. е. наиболее известные по­литические деятели и самые активные парламентарии. Они являются координаторами и своеобразными организаторами работы фракций и депутатских групп; играют значительную, а зачастую решающую роль при формировании позиции депутатского объединения по тем или иным вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы. При решении вопросов, относящихся к компетенции Совета Государственной Думы, мнение руководителей депутатских объеди­нений, как и мнение Председателя Государственной Думы, является решающим в отличие от председателей комитетов Государственной Думы, которые входят в Совет Государственной Думы с правом со­вещательного голоса.

Уровень сплоченности депутатских объединений определяется прежде всего дисциплиной, присущей объединениям. Причем она более выражена во фракциях, нежели в депутатских группах, так как именно во фракциях их члены связаны помимо принадлежности к одному парламентскому объединению еще и жесткой партийной дис­циплиной. Это влияет на показатель «внутрифракционной сплочен­ности» как при обсуждении и голосовании за тот или иной проект, так и при принятии других решений.

При всем многообразии политических партий и движений, пред­ставленных в Государственной Думе, между депутатскими объеди­нениями складываются устойчивые связи, часто выражающиеся в со­впадении позиций фракций и групп по обсуждаемым вопросам. Вза­имодействие между депутатскими объединениями зависит в основ­ном от социально-политической обстановки в обществе и от отно­шения политических партий и движений, которые представляют фракции, к определенным событиям, которым они должны дать свою оценку. Причем для некоторых партий эти события являются сти­мулом к взаимодействию, укреплению связей, для некоторых — пре­пятствием к ним, а иногда и причиной разрыва. Это в свою очередь влияет на общие результаты работы Государственной Думы.

О роли депутатских объединений в Государственной Думе можно судить по тем полномочиям, которые предоставлены им Регламен­том. Объем таких полномочий достаточно велик и их можно было бы разделить на несколько групп.

2.3.1. Полномочия по формированию руководящих органов палаты.

Депутатские объединения вправе выдвигать кандидатов на долж­ность Председателя Государственной Думы и его заместителей. По представлению депутатских объединений палатой избираются пред­седатели комитетов, комиссий и их заместители. В комитетах и ко­миссиях депутатские объединения располагают числом мест, пропор­циональным их представительству. Руководители депутатских объ­единений входят с правом решающего голоса в состав Совета Госу­дарственной Думы.

2.3.2. Полномочия по подготовке и решению процедурных вопросов.

Депутатские объединения могут потребовать от Совета Государст­венной Думы созыва внеочередного заседания палаты с определени­ем даты его проведения; вносить предложения о проведении закры­того заседания, а также по составлению календаря рассмотрения во­просов на очередной месяц.

2.3.3. Полномочия в сфере законотворческого процесса.

Они вы­ражаются прежде всего в том, что группа депутатов — представителей депутатского объединения может внести на рассмотрение Государ­ственной Думы законопроект по любому вопросу. Кроме того, зако­нопроект, поступивший в Государственную Думу от других субъек­тов законодательной инициативы, и материалы к нему в обязатель­ном порядке направляются в депутатские объединения. При рассмот­рении законопроекта на заседании Государственной Думы заслуши­ваются предложения и замечания депутатских объединений. Регла­ментом предусмотрено, что законопроект, не принятый Государст­венной Думой, дальнейшему рассмотрению не подлежит. Однако в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

2.3.4. Полномочия по решению вопросов, входящих в соответствии с Конституцией в компетенцию Государственной Думы.

Депутат­ские объединения вправе вносить проекты постановлений по вопро­сам о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначе­ние Председателя Правительства Российской Федерации, о недове­рии Правительству, о назначении на должность и освобождении от должности председателя Центрального банка Российской Федерации и по ряду других вопросов, отнесенных ст. 103 Конституции Рос­сийской Федерации к ведению Государственной Думы. При обсуж­дении данных вопросов преимущественное право на выступления принадлежит представителям депутатских объединений. Состав спе­циальной комиссии, образуемой палатой для дачи заключения на предложение о выдвижении обвинения против Президента Россий­ской Федерации, формируется с учетом пропорционального пред­ставительства депутатских объединений. А при решении вопроса о назначении Уполномоченного по правам человека в Российской Фе­дерации депутатские объединения могут вносить предложения о кан­дидатах на эту должность.

Для реализации своих полномочий депутатские объединения ис­пользуют не только выступления и голосование на заседаниях Госу­дарственной Думы, но также и иные формы работы, к которым следует отнести:

направление заявлений и обращений депутатских объединений к Депутатам Государственной Думы с целью довести особые мнения фракции или депутатской группы по определенному вопросу до сведения Государственной Думы;

подготовка и проведение парламентских слушаний, конферен­ций, семинаров, «круглых столов». Эта форма используется в законотворческой деятельности с целью выяснения мнения регионов, спе­циалистов, общественности по конкретным проблемам, которые тре­буют законодательного решения;

встречи лидеров фракций с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, руководителями министерств и ве­домств;

организация расширенных заседаний фракций и депутатских групп с приглашением на них представителей федеральных органов государственной власти. Данная форма используется в целях взаи­модействия депутатских объединений с другими ветвями власти по урегулированию различных вопросов;

сотрудничество с регионами, которое осуществляется путем про­ведения заседаний депутатских объединений с приглашением пред­ставителей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, где обсуждаются проблемы этих регионов; используются также выезды депутатов в республики, края и области — субъекты Российской Федерации. Результатом такого взаимодействия зачас­тую становятся договоры о совместной деятельности;

работа с избирателями. В Государственной Думе проводится прием граждан; рассматриваются поступившие от них предложения и жалобы; депутаты выезжают в регионы, определенные им депутат­скими объединениями для встречи с избирателями, где информируют последних о своей депутатской деятельности, принимаемых законах. работе депутатского объединения и т.п.;

поддержка связей со средствами массовой информации. Здесь спектр взаимодействия достаточно широк и разнообразен. Это II пресс-конференции руководителей и представителей фракций и де­путатских групп, и встречи с журналистами, выступления в печати, на телевидении и радио, проведение в некоторых случаях рабочих заседаний депутатских объединений с участием представителей средств массовой информации. Кроме того, как правило: каждое де­путатское объединение имеет собственный печатный орган;

расширение международных контактов. Фракции и депутатские группы обмениваются опытом парламентской работы с зарубежными странами, проводят встречи с парламентскими делегациями, пред­ставителями партий, фондов других государств; организуют совмест­ные семинары по вопросам парламентской деятельности; подписы­вают соглашения о сотрудничестве.

2.4. Комитеты и комиссии Государственной Думы.

В иерархии структурных подразделений Государственной Думы особое место от­ведено комитетам, поскольку именно на них возложено основное бремя по повседневной, кропотливой работе, связанной с законотворческой деятельностью палаты. Это в свою очередь определяет нали­чие широкого спектра прав и обязанностей, закрепляемых за коми­тетами Регламентом Государственной Думы.

Полномочия комитетов можно условно разделить на две группы. Первая относит к ведению комитетов решение вопросов, непосред­ственно связанных с законопроектной работой. К ней следует отнести предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рас­смотрение палаты; дача заключений и предложений по соответст­вующим разделам проекта федерального бюджета; подготовка запро­сов в Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с решением палаты и т. п. Вторую категорию полномочий коми­тетов можно охарактеризовать как организационные. Они включа­ют в себя проведение парламентских слушаний, решение вопросов внутренней деятельности комитетов и др.

Формируются комитеты в зависимости от необходимости законо­дательного урегулирования, и тем самым решения на государственном Уровне основополагающих вопросов государственной и общественной жизни. Согласно Постановлению Государственной Думы второго со­зыва от 19 января 1996 г. «Об образовании комитетов Государственной Думы» было сформировано 28 комитетов.

Столь внушительный перечень комитетов и, соответственно, направлений деятельности Государственной Думы, свидетельствует о широком диапазоне ее полномочий в сфере законотворческой ра­боты, а также об огромном количестве проблем, накопившихся в выше обозначенных сферах и требующих своего законодательного уре­гулирования.

По мере их разрешения определенные комитеты могут быть лик­видированы и, наоборот, в случае необходимости разрешения вновь возникающих задач могут образовываться и другие комитеты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превы­шающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Конкретные задачи, цели, полномочия комитетов закрепляются в со­ответствующем положении о комитете, которое утверждается поста­новлением палаты.

В случае необходимости решения в рамках основного направле­ния деятельности того или иного комитета конкретной, самостоя­тельной задачи, им могут быть созданы специальные подразделе­ния — подкомитеты.

Рабочими органами Государственной Думы являются также ко­миссии. В отличие от комитетов — постоянно действующих органов палаты — деятельность комиссий ограничена определенным сроком или конкретной задачей, по мере выполнения которой они прекра­щают свою деятельность.

Согласно Регламенту в Государственной Думе образованы сле­дующие комиссии: мандатная; по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, пре­дусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции Российской Федерации (вы­движение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности), а также другие для рассмотрения и решения конкретных, как правило, злободневных вопросов (п. 1 ст. 30 Регламента Государственной Думы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.