Потребовалась
подготовка новой редакции Федерального закона «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», которая 2
июня 1999 г. была принята Государственной Думой и 24 июня 1999 г. подписана
Президентом Российской Федерации. В новой редакции закона увеличена до 18
человек центральная часть избирательных списков, введен ряд дополнительных
требований к избирательным объединениям, усилен контроль за расходованием
избирательных фондов. В тексте новой редакции закона также учтена правовая
позиция Конституционного Суда, высказанная в постановлении от 17 ноября 1998 г.
№ 26-П.
Глава
3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы.
1. Внутренняя организация Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Должностные
лица. Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он
избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Избранный
Председатель предлагает кандидатуры на должность заместителя Председателя Совета
Федерации, количество которых устанавливается палатой. В соответствии с
Регламентом на первом заседании Совета Федерации второго созыва было избрано
четыре заместителя Председателя Совета Федерации. Регламент палаты
устанавливает, что Председатель и заместители Председателя Совета Федерации не
могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Круг полномочий
Председателя Совета Федерации весьма обширен. В его многочисленные обязанности
входит:
представление на
рассмотрение членов Совета Федерации проста повестки дня заседания Совета
Федерации;
ведение заседаний палаты;
подписание постановлений Совета Федерации;
созыв внеочередных заседаний палаты;
распределение
обязанностей между заместителями Председателя Совета Федерации;
контроль за деятельностью Аппарата Совета Федерации;
направление для
рассмотрения в комитеты Совета Федерации проектов федеральных конституционных
законов, одобренных Государственной Думой, федеральных законов, принятых
Государственной Думой, а также законопроектов, которые предполагается внести в
Государственную Думу в качестве законодательной инициативы;
направление
Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования федеральных
конституционных законов и федеральных законов, одобренных Советом Федерации.
Наряду с
осуществлением организационных функций по наведению внутреннего порядка
деятельности палаты Председатель Совета Федерации наделен рядом полномочий,
которые можно охарактеризовать как представительские. Так, ему предоставлено
право представлять палату во взаимоотношениях с Президентом Российской
Федерации, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, Конституционным Судом
Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, а также с
общественными объединениями, государственными деятелями и парламентами иностранных
государств, международными парламентскими организациями.
В рамках указанных
правомочий Председатель Совета Федерации участвует в согласительных
процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч.
1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласий между
федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того,
Председателю Совета Федерации поручено приводить к присяге лицо, назначенное на
должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации; принимать решения о
награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных
государств Почетной грамотой Совета Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и подписывать ее.
Председатель Совета
Федерации обязан представлять Совету Федерации доклады о деятельности палаты и
о проекте программы ее законопроектной работы. По вопросам, отнесенным к его
компетенции, Председатель издает распоряжения и дает поручения.
Перечень полномочий
Председателя Совета Федерации, содержащийся в Регламенте Совета Федерации, не
является исчерпывающим. Предусматривается, что Председатель Совета Федерации
решает и иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Заместители
Председателя Совета Федерации замещают председателя Совета Федерации во время
его отсутствия, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право
подписывать постановления палаты, издавать распоряжения. Им предписано вручать
награжденным Почетную грамоту Совета Федерации, организовывать взаимодействие
комитетов, комиссий Совета Федерации, а также осуществлять другие полномочия
по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с
Регламентом Совета Федерации и распределением обязанностей между заместителями
Председателя Совета Федерации.
Комитеты и
комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации
являются комитеты — постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях
реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской
Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими
правовыми актами.
Комитеты призваны решать следующие задачи:
осуществлять
подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов,
одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым
Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
разрабатывать и
предварительно рассматривать законопроекты и проекты иных правовых актов;
организовывать проведение парламентских слушаний;
решать вопросы
организации своей деятельности и деятельности палаты;
рассматривать в
пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета
Федерации.
Комитеты образуются из числа членов
палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов
Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его
заместителей. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета
палаты. Численный состав каждого комитета определяется Советом Федерации, но
при этом в состав комитета должны входить не менее 10 членов палаты. Состав
комитета утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов
Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.
Комитеты избирают
председателя и заместителей председателя. Председатель комитета утверждается
Советом Федерации, что оформляется соответствующим постановлением. Регламент
Совета Федерации устанавливает правило, согласно которому председатель,
заместитель председателя комитета Совета Федерации не могут быть
представителями от одного субъекта Российской Федерации.
Комитетам Совета
Федерации предоставлено право по основным направлениям своей деятельности в
случаях необходимости образовывать подкомитеты.
Совет Федерации
вправе принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании
новых комитетов.
В соответствии с
Постановлением Совета Федерации «Об образовании комитетов и комиссии Совета
Федерации» от 24 января 1996 г. в Совете Федерации второго созыва были
образованы одиннадцать комитетов и одна комиссия.
Основные сферы
деятельности комитетов и комиссий, круг их полномочий и порядок работы
закреплены в Регламенте Совета Федерации.
Внутренними
рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные
комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий
Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и
(или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты
могут входить члены комитетов Совета Федерации. Кроме того, в состав временных
комиссий могут быть включены Председатель Совета Федерации, его заместители.
Задачи, срок деятельности, полномочия и состав временных комиссий определяются
постановлением Совета Федерации.
В Совете Федерации
второго созыва образована одна постоянная комиссия — Комиссия Совета Федерации
по регламенту и парламентским процедурам. Как и комитеты, она является
постоянно действующим органом палаты. Основное назначение комиссии состоит в осуществлении контроля за
соблюдением Регламента Совета Федерации. В числе других ее полномочий — анализ
и обобщение предложений о внесении изменений и дополнений в Регламент, поступающих
от комитетов, комиссий, членов Совета Федерации; консультации членов Совета
Федерации, руководителей структурных подразделений, должностных лиц по практическому
применению конкретных положений Регламента; проведение аналитической работы по
проблемам совершенствования парламентских процедур и т.п.
К числу временных комиссий относятся:
Мандатная, Счетная, Редакционная комиссии, Временная комиссия по регламенту,
образуемые в процессе проведения заседаний Совета Федерации, а также
многочисленные комиссии, создаваемые для решения конкретных задач, например,
Комиссия по международному техническому и гуманитарному сотрудничеству,
Комиссия по подготовке вопроса о правовом статусе города Севастополя и др.
К временно
функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые
комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации
парламентских слушаний. К их работе помимо членов Совета Федерации привлекаются
представители министерств и ведомств Российской Федерации, других
государственных органов, общественных объединений, научных учреждений.
Кроме этого, комитетам и комиссиям предоставлено право
создавать на общественных началах экспертные советы, привлекать к работе в
качестве экспертов специалистов различного профиля, назначать независимую
экспертизу законопроектов.
В процессе своей
деятельности комитеты и комиссии вправе обращаться к государственным органам,
общественным объединениям, должностным лицам с просьбой о предоставлении
необходимой документации. В этом случае должностные лица и организации обязаны
предоставлять запрашиваемые материалы.
В обязанности
комитетов и комиссий входит представление отчетов о своей деятельности,
которые заслушиваются на заседании Совета Федерации.
Основной формой работы комитетов и
комиссий
являются заседания, которые подразделяются на очередные и внеочередные. Очередные
заседания проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Внеочередные заседания вправе созывать председатель комитета, комиссии по
своему усмотрению, либо по поручению Председателя Совета Федерации или его
заместителя, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не
менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии. Комитеты и
комиссии Совета Федерации вправе также проводить совместные заседания.
Заседания комитетов Совета Федерации могут проводиться непосредственно в
субъектах Российской Федерации.
Другой немаловажной
формой работы комитетов и комиссий Совета Федерации являются парламентские
слушания. Они проводятся по вопросам, связанным с основными направлениями
деятельности комитета, комиссии. На парламентские слушания приглашаются члены
Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, должностные лица, эксперты,
представители государственных органов, общественных объединений, научных
учреждений и т.д.
Аппарат Совета
Федерации. К
структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета
Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное,
документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета
Федерации, его органов, членов Совета Федерации.
2.
Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации
2.1. Должностные лица.
Возглавляет
палату Председатель Государственной Думы. В отличие от Совета Федерации в
число должностных лиц Государственной Думы входит Первый заместитель Председателя
Государственной Думы. Так же, как и Совет Федерации, Государственная Дума
избирает заместителей Председателя Государственной Думы. Согласно
постановлению Государственной Думы от 18 января 1996 г. «О заместителях
Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»,
Государственная Дума второго созыва избрала семь заместителей Председателя
палаты.
Председатель
Государственной Думы, его Первый заместитель и заместители избираются из числа
депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.
Кандидатов на указанные должности вправе выдвигать депутатские объединения и
депутаты Государственной Думы. Порядок избрания данных должностных лиц
урегулирован в Регламенте Государственной Думы. В нем, в частности,
установлено, что перечисленные выше должностные лица не могут быть
представителями одной фракции, депутатской группы.
Функции
Председателя Государственной Думы, равно как и Председателя Совета Федерации, весьма
схожи и условно могут быть поделены на организационные и представительские.
Полномочия по
осуществлению организационных функции обязывают Председателя Государственной
Думы:
вести заседания палаты;
ведать ее внутренним распорядком;
организовывать работу Совета Государственной Думы;
осуществлять общее
руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;
назначать на
должность и освобождать от должности Руководителя Аппарата Государственной
Думы и его первого заместителя.
В рамках данных
полномочий Председатель Государственной Думы вправе по собственному усмотрению
включать в проект порядка работы Государственной Думы следующие вопросы: о
выборах на вакантную должность заместителя Председателя Государственной Думы; о
замещении вакантных мест в комитетах и комиссиях палаты. Ему предоставлено
право издавать распоряжения по вопросам, отнесенным к его компетенции. В
обязанности Председателя Государственной Думы входит представление
Государственной Думе докладов о деятельности палаты за истекшую сессию и о
проекте программы ее законопроектной работы на очередную сессию и др.
Представительские
полномочия наделяют Председателя Государственной Думы правом представлять
палату во взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Советом
Федерации, Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации,
Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным Судами Российской Федерации,
Генеральным прокурором Российской Федерации, Центральной избирательной
комиссией, Центральным банком, Уполномоченным по правам человека в Российской
Федерации, со Счетной палатой Российской Федерации, с общественными
объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с
парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств
и международными организациями.
В рамках указанных
полномочий Председатель Государственной Думы участвует в согласительных
процедурах, используемых Президентом Российской Федерации в соответствии с ч.
1 ст. 85 Конституции Российской Федерации, для разрешения разногласии между
органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации.
Обязанности
заместителей Председателя Государственной Думы сводятся к следующему:
они замещают
Председателя Государственной Думы во время его отсутствия;
по его поручению ведут заседания палаты;
координируют
деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы;
решают другие вопросы
внутреннего распорядка деятельности палаты в соответствии с Регламентом
Государственной Думы и распределением обязанностей между заместителями
Председателя Государственной Думы.
2.2.
Совет Государственной Думы.
Совет
Государственной Думы можно охарактеризовать как коллегиальный, постоянно
действующий орган палаты, созданный для предварительной подготовки и рассмотрения
организационных вопросов деятельности палаты.
В состав Совета
Государственной Думы входят Председатель Государственной Думы, руководители
депутатских объединений с правом решающего голоса. С правом совещательного
голоса в работе Совета Государственной Думы участвуют заместители Председателя
Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|