Обеспечение
экономической безопасности на общегосударственном уровне предполагает
проведение стратегии, направленной на сбалансированный экономический рост, то
есть на развитие конкурентоспособной экономики, обеспечивающей рост
благосостояния населения и предусматривающей расширение участия страны в
международном разделении труда. Задача обеспечения внешней неуязвимости национального
хозяйства решается с учетом баланса очевидных выгод и определенного ущерба,
наносимого процессом втягивания экономики той или иной страны в международные
экономические связи.
Внешнеэкономическая безопасность
любого государства с рыночной экономикой поддерживается правительственными
мерами, направленными и на стимулирование внешнеэкономических связей, и защиту
внутренней экономики и отечественных экспортеров от иностранной конкуренции.
Основными областями, где ощущается воздействие экономической политики
правительств зарубежных стран, являются международная торговля товарами и
услугами и “перелив капиталов” (иностранные инвестиции и кредиты). Что
касается международной торговли, то экспорт и импорт сельскохозяйственных
товаров и продовольствия (прежде всего зерна) остаются важнейшими сферами
мировой экономики, где активное вмешательство государства является важнейшим
фактором ценообразования и обмена продукцией, предопределяя высокую степень
политизации данного сектора межгосударственных экономических связей.
Важнейшим “структурным блоком”
национальной безопасности в различных государствах мира являются получившие
самостоятельную значимость комплексные мероприятия в области обеспечения продовольственной
безопасности страны.
Проблема международной и
национальной экономической безопасности, включающая, в частности,
гарантирование достаточного продовольственного обеспечения, занимает одно из
центральных мест в политике всех экономически развитых государств мира. При
этом вопросы развития сельского хозяйства и продовольственного положения в мире
являются приоритетными для международного сообщества. Они обсуждаются на
ежегодных совещаниях руководителей “большой семерки”, других
высокоавторитетных региональных и мировых форумах. Вопросы сельского
хозяйства, торговли продовольствием остаются в повестке дня и двусторонних
отношений США и стран ЕС, США и Японии.
Проблемам продовольствия была
посвящена и Всемирная встреча на высшем уровне в ноябре прошлого года. Римская
декларация по всемирной продовольственной безопасности и План действий,
принятый на Всемирной встрече на высшем уровне, заложили основу для реализации
различных путей достижения общей цели — продовольственной безопасности на
индивидуальном уровне, на уровне домашних хозяйств, национальном, региональном
и глобальном уровнях.
Одним из обязательств Римской
декларации записано: “Мы обязуемся приложить все усилия к тому, чтобы
продовольствие, торговля сельскохозяйственными продуктами и общая торговая
политика содействовали продовольственной безопасности для всех при помощи
справедливой и ориентированной на рынок мировой торговой системы”.
При некоторых различиях в подходах
разных стран к определению продовольственной безопасности общим для всех
является требование поддержания на необходимом уровне продовольственного
снабжения населения, который гарантировал бы устойчивое экономическое развитие
и социально-политическую стабильность в обществе. Причем надежность
продовольственной безопасности государства достигается как достаточным
самообеспечением продуктами питания, так и наличием средств для ввоза продуктов
в нужных количествах, при малой степени потенциальной уязвимости
продовольственного снабжения в случае осложнений (рост цен, нехватка валюты) и
нарушений (например, эмбарго на поставки) в поступлении продовольствия по
импорту.
Как считают эксперты ФАО, двумя
основными показателями состояния международной продовольственной безопасности
выступают объемы переходящих запасов зерна в мире, остающихся на хранении до
уборки следующего урожая, а также уровень производства зерна в расчете на душу
населения. Первый из двух показателей свидетельствует степени устойчивости
продовольственного положения в мире и о га рантиях на случай чрезвычайных
обстоятельств (стихийное бедствие, засуха, воина и т. п.). Безопасным считается
объем переходящих запасов зерна, соответствующий 60 дням мирового потребления,
или примерно 17% всего годового потребления. Динамика запасов зерна показывает
соотношение его производства и потребления в мире. Падение уровня запасов до
предельного минимума означает, что мировая продовольственная безопасность
находится в критическом состоянии, поскольку при сокращении объема запасов
ниже этого уровня потребления, как правило, начинается резкий рост мировых цен
на зерно (так было в 1972—1973 и 1979—1980 годах). Более общим показателем продовольственной
безопасности служит динамика производства зерна на душу населения,
характеризующая тенденции развития мирового продовольственного положения в
целом.
Разумеется, продовольственная
зависимость любой страны возникает прежде всего в результате малой
эффективности ее национального агропродовольственного комплекса.
Предстоящие 15—20 лет ожидаются
значительные изменения ситуации на международном рынке сельскохозяйственных
товаров. Усиливается противоречие между нехваткой продовольствия и
ограниченной возможностью дальнейшего наращивания его производства в будущем.
Продовольственная проблема не решена даже в развитых капиталистических
странах. По данным ФАО, треть населения США недоедает, а 17% американцев
ложатся спать голодными.
Согласно прогнозам, спрос на
продовольствие возрастет к 2000 г. на 50%, а к 2050 г. — в 3 раза. Руководитель
ФАО Жак Диуф считает, что если не произойдет технологического прорыва для
увеличения производства продовольствия и повышения плодородия почвы, то к 2010
г. разразится сильнейший продовольственный кризис.
Завершение уругвайского раунда ГАТТ
соглашением о постепенном сокращении размеров аграрных субсидий приведет к
увеличению мировых цен на продукцию сельского хозяйства. Значение Западной
Европы как экспортера зерна уменьшится. В данной связи неизбежно возрастет
значение зерновых запасов как фактора обеспечения международной
продовольственной безопасности. Не исключено, что в этих условиях увеличится
спрос на продовольственную помощь со стороны менее развитых государств.
Продовольственная безопасность
является важной составной частью национальной безопасности и не ограничивается рамками экономической
безопасности государства или сообщества стран. Решение вопросов
продовольственной безопасности в той или иной мере связано с другими,
неэкономическими аспектами национальной безопасности, включая и
военно-стратегический аспект.
С проблемами продовольственного
производства тесно связаны вопросы экологической безопасности.
Сельскохозяйственная деятельность — одна из основных причин ухудшения
экологической ситуации и в России, и в мире (падение плодородия земель,
заражение водоемов ядохимикатами и т. п.). С другой вороны, деградация
естественных ресурсов стала серьезным ограничением развития растениеводства и
животноводства.
Важным аспектом внутренней
национальной безопасности является состояние здоровья населения, качество и
продолжительность жизни. Эти вопросы в значительной мере определяются тем,
насколько полноценно питание населения.
Известно, что США в 1973—1974 гг. в
ответ на нефтяное эмбарго, объявленное странами ОПЕК, рассматривалась
возможность использования “продовольственного оружия”. До сих пор поступления
от экспорта американского продовольствия позволяют США частично уравновешивать
затраты на импорт энергоносителей. При этом сельское хозяйство остается крупным
потребителем энергоресурсов: на него приводится около 17% всех затрат. Не
меньшее значение имеет энергообеспечение сельского хозяйства и в России.
Экспорт энергоносителей позволяет оплачивать импортные закупки кормов и
продуктов питания.
ФАО определяет национальную
продовольственную стратегию как политику, которая позволяет стране достичь
“наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате
интегрированных усилий по увеличению производства жизненно необходимых продуктов,
улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания
и голода”. По мнению экспертов ООН, вопросы национальной продовольственной
безопасности во всех странах мира (где в подавляющем большинстве развивается
рыночная экономика) имеют общегосударственное значение и являются предметом
политики правительств, формирующих политические, экономические и социальные
условия, благоприятные для решения проблем обеспечения населения
продовольствием. Степень вмешательства государства зависит от эффективности
аграрного бизнеса в той или иной стране. Во многих государствах Европейского
союза и Японии, где преобладают средние и мелкие фермы (5—10 га земли), а
проблема самообеспеченности продовольствием еще до конца не решена,
наблюдается активное вмешательство правительства в сельскохозяйственное
производство. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что различные
виды государственной финансовой помощи — субсидии, гарантирование цен и закупок
сельскохозяйственных продуктов, услуги и т. д. — составляли до последнего
времени, по расчетам специалистов, около 50% фермерского дохода в государствах
ЕС и примерно 70% в Японии.
Продовольственная стратегия любого
государства должна заключаться в достижении оптимальной для национальных
условий комбинации политических, экономических, социальных, культурных,
психологических и прочих факторов, направленных на наиболее полное снабжение
населения продуктами питания, исходя из медицинских норм потребления калорий,
аминокислот и микроэлементов. Причем роль правительства заключается не в
подмене объективных экономических процессов, а в разработке долгосрочных целей
продовольственного обеспечения страны и мер социально-экономического
регулирования.
Правительства промышленно развитых
стран мира придают общегосударственное значение развитию национального
сельского хозяйства и обеспечению населения продовольствием. За последние полвека
в этих странах широко применялись разнообразные меры государственного
регулирования сельского хозяйства. Причем допустимый размер импортной
зависимости каждое государство определяло исходя из объема валютных ресурсов и
масштабов неудовлетворенного платежеспособного спроса населения на продукты
питания. Для развитых стран Запада не существует единых критериев
продовольственной безопасности, включая желательный уровень
самообеспеченности. Выработка этих критериев зависит от экономического
потенциала конкретной страны, природно-климатических условий, уровня развития
науки и техники, традиций в питании.
Все формы государственной поддержки
аграрному сектору экономики. в странах ОЭСР оценивались в начале 1990-х годов в
среднем 11—14 тыс.
долл. в год на одного полностью
занятого фермера (не менее 2,2 тыс. рабочих часов за сезон). Этот показатель
варьировал от 2—3 тыс. долл. в Швейцарии до 33 тыс. долл. в Норвегии. По
странам ЕС помощь в среднем составляла 8—10 тыс. долл. в год на одного фермера,
в США — 20—27 тыс. долл. В пересчете на 1 га сельскохозяйственных площадей
(включая заливные луга и постоянные пастбища) правительственная помощь в
странах ОЭСР в указанный период составляла 140—160 долл. (от 3 долл./га в
Австралии до 100—120 долл. в США, 500—600 долл. — в странах ЕС, 3 тыс. долл. —
в Норвегии и 9 тыс. долл. — в Японии).
По расчетам специалистов ОЭСР,
аграрная политика правительств стран, входящих в эту организацию, в последнее
время сопровождалась ежегодным перемещением финансовых средств в сельское
хозяйство (в виде государственных расходов и переплаты потребителям за регулированные
на искусственно высоком уровне цены на продовольствие) в размере 250—290 млрд.
долл., в США — 70—80 млрд. долл. Перемещение таких огромных средств, вносящее
коррективы в механизм функционирования рынка сельскохозяйственных товаров,
затрагивало в той или иной мере основную часть аграрного производства: от 69%
(стоимостного объема) в США до 85% — в Канаде.
В большинстве промышленно развитых
стран, экономика которых развивается на основе рыночных механизмов, стоимость
произведенной сельскохозяйственной продукции наполовину и более складывается
из различных форм бюджетных и других финансовых вложений государства в
аграрный сектор экономики. Во второй половине 1990-х годов такое состояние дел
будет сохраняться при постепенном сокращении бюджетных расходов на поддержание
сельскохозяйственного производства и торговли. При этом в отдельных странах
мира степень вмешательства государства в эту сферу экономики будет различной. В
некоторых из них государство устанавливает уровень закупочных цен, покупает и
продает продукты сельского хозяйства, контролирует цены и объемы импорта
продовольственных товаров. В то же время в Австралии и Новой Зеландии роль
государства сводится в основном к косвенным мерам регулирования. Так, в
Австралии правительство выплачивает фермерам субсидии на потребление горючего,
оказывает финансовую помощь в развитии сектора услуг, включая
исследовательские работы, гарантирует налоговые скидки. Посредством тарифных
барьеров государство создает “благоприятный режим” для местного производства
риса, сахара, молочных и ряда других продуктов сельского хозяйства.
В отличие от тихоокеанских соседей
правительство Японии более внимательно относится к данному вопросу. В этой
стране открыто признается, что от состояния продовольственного снабжения
населения зависит обеспечение национальной безопасности. Достигнутую 50%-ную
самообеспеченность продовольствием, во многом благодаря государственной
финансовой помощи фермерам, руководство страны считает необходимым
поддерживать и в дальнейшем. С этой целью оно проводит, в частности, политику
жестких ограничений на ввоз продовольствия в страну (например, импорт риса до
последнего времени был запрещен полностью).
Согласно закону о продовольственном
контроле, правительство Японии регулирует цены и торговлю рисом, ячменем,
пшеницей. Государство покупает и продает рис (по ценам в 6—8 раз выше
международных). Цену устанавливает правительство по рекомендации Совета по
ценам на рис. Японское агентство по продовольствию, являющееся частью
министерства сельского хозяйства, лесоводства и рыбного хозяйства, имеет
эксклюзивное (монопольное) право определять размеры импорта зерновых.
В странах ЕС, где существуют
примерно такие же программы стабилизации фермерских цен и доходов, на поддержку
сельского хозяйства выделяются средства как из единого бюджета Евросоюза, так и
из национальных бюджетов. Для многих государств западноевропейского “Общего
рынка” в 1980-е годы было характерным возрастание национальных расходов на
сельское хозяйство. Так, в Италии они увеличились на 30%, во Франции — на 34,
в ФРГ — на 55. Однако в 1990-е годы отмечается тенденция постепенного
сокращения размеров государственных аграрных субсидий, что связано с
бюджетными проблемами как отдельных стран, так и Европейского союза в целом, а
также с ситуацией по производству продуктов сельского хозяйства в странах ЕС и
на международном рынке сельскохозяйственных товаров.
Представители большинства
западноевропейских государств и Японии признают, что уровень
самообеспеченности их стран в продовольствии был бы заметно ниже без крупной
финансовой поддержки развития сельского хозяйства. Так, страны ЕС благодаря
многолетним программам субсидирования фермеров добились в целом
самообеспеченности зерновыми к началу 1980-х годов. В этой связи зарубежные
эксперты отмечают, что в странах с высоко развитой экономикой и большими экспортными
возможностями незначительная зависимость от импорта продовольствия не вызывает
особого беспокойства у политического руководства. Например, продовольственная
самообеспеченность Италии, по оценке экспертов ГАТТ, составляет 79%, ФРГ (до
объединения с ГДР) — 93%. Однако страны с более значительной импортной
зависимостью, а также экономически менее развитые столкнулись с дополнительными
трудностями в обеспечении продовольствием при уменьшении финансовой и
материальной правительственной помощи сельскому хозяйству.
В США пятилетний закон “О
продовольственной безопасности” имеет более чем полувековую историю. При этом
специалисты отмечают, что распространенное в странах Запада государственное
гарантирование уровня цен на фермерскую продукцию содействует их стабильности
и оказывает регулирующее воздействие на структуру и объемы сельскохозяйственного
производства, не затрагивая основы рыночного хозяйствования.
Бюджетные ассигнования на сельское
хозяйство — важнейший элемент государственного регулирования экономического и
социального состояния сельского хозяйства США. Только за 80-е годы совокупные
бюджетные расходы на аграрную
политику удвоились, а за последние 25 лет — увеличились более чем в 8 раз.
Причем темпы их роста за этот период опережали темпы инфляции, особенно быстро
повышались расходы по федеральной программе стабилизации доходов фермеров. В
последние годы бюджетные расходы составляют до четверти стоимости валовой
продукции сельского хозяйства, куда они включаются по методике расчета
министерства сельского хозяйства США.
К 1980-м годам в США около 30%
фермерского дохода составляли различные правительственные субсидии и дотации.
Государство также стимулировало спрос на продовольствие посредством
предоставления много миллиардной помощи малоимущим в виде бесплатных “продовольственных
талонов”, дающие право на приобретение различных продуктов питания на
определенную сумму.
В результате активного
государственного вмешательства рыночная система в аграрном секторе экономики
США утратила свою былую (например, в период кризисов 1920-х и 1930-х годов)
стихийность и непредсказуемость, имевших отрицательные последствия и для
сельскохозяйственных производителей, и для потребителей продовольствия. В
итоге продовольственный вопрос в США потерял значение “социального
дестабилизатора”, которое он приобрел в годы Великой дегрессии.
В 1990 г. в Конгрессе США
происходило многомесячное обсуждение очередного пятилетнего
сельскохозяйственного закона, в ходе которого, в частности, отмечалось, что
выделяемые на поддержку фермеров многомиллиардные средства обеспечивают
“продовольственную безопасность и стабильные цены на продовольствие в США”. За
такое положение, по словам сенатора Конрада, каждый американец в среднем
платит по 14 центов в день, которые идут через бюджет на финансирование
фермерства. И хотя дотации фермерам уменьшились с 25,8 млрд. долл. в 1986 г. до
7,8 млрд. в 1990 г., бюджет самого крупного в стране гражданского ведомства —
министерства сельского хозяйства — продолжал расти. В 1991 г. он составил 55
млрд. долл. (44 млрд. долл. в 1988 г.).
Перспективы аграрного протекционизма
в мире непосредственно будут связаны с выполнением решений последнего,
уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров в рамках ГАТТ, на
месте которого в 1995 г. возникла Всемирная торговая организация (ВТО). Россия
подала официальную заявку на вступление в ВТО и с июля 1995 г. начаты
предварительные переговоры по этому вопросу.
Положение развивающихся стран,
импортирующих продовольственные товары, может значительно ухудшиться в
результате торгового соглашения, принятого в ходе уругвайского раунда переговоров.
Об этом говорится в отчете, опубликованном ФАО.
Соглашение по ГАТТ, которое вступило
в силу в июле 1995 г., приведет к 9%-ному подъему в мировой торговле
сельскохозяйственными продуктами, принеся выгоды промышленно развитым странам,
а не беднейшим государствам мира.
По оценкам ,приведенным в отчете,
расходы стран Африки на импорт сельскохозяйственных продуктов возрастут с 8,4
млрд. долл. в 1990 г. до 14 млрд. долл. в 2000 г., причем 15% этого роста
произойдет в результате уругвайских соглашений.
Развивающиеся страны ожидают роста
своих обязательств по оплате продовольствия, в то время как льготные условия
для доступа на рынки развитых стран снижаются.
По прогнозам Джеймса Гринфилда,
отвечающего в ФАО за товарную политику, Австралия и Новая Зеландия выиграют в
торговле, а Европа потерпит убытки. Африка окажется в весьма затруднительном
положении, если только не расширит производство продовольствия и
внутрирегиональную торговлю продуктами и не диверсифицирует экспорт
сельскохозяйственных культур.
Согласно отчету ФАО, объемы экспорта
сельскохозяйственной продукции из Северной Америки к 2000 г. вырастут с 15 до
22 млрд. долл. благодаря росту поставок злаковых культур, жиров и масел, мяса
и молока.
Многое из этого может поступить в
Западную Европу, которая должна открыть свои сельскохозяйственные рынки и
увеличить к 2000 г. чистый импорт с 10 до 15 млрд. долл. При этом страны
Европейского союза сократят объемы экспорта зерновых, растительного масла,
молока и сахара.
В результате уругвайских соглашений
больше всего в объемах мировой торговли увеличится сбыт масел, включая
растительное. К 2000 г. поставки этих продуктов должны возрасти до 38 млн. т,
или на 3,2% ежегодно. Ожидаемый рост торговли домашним скотом составит 2% в
год, что к 2000 г. позволит увеличить объемы торговли до 18,7 млн. т.
По мнению ФАО, многие страны должны
пересмотреть свою продовольственную политику в свете выводов, сделанных этой
организацией. Многим из развивающихся стран следует использовать любые возможности
для наращивания производства пищевых продуктов и повышения обеспеченности
продовольствием.
Вторая важнейшая договоренность,
вызывавшая до этого наиболее острые разногласия между США, странами ЕС и
Японией в ходе Уругвайского раунда, фактически затянувшие переговоры на три
года, касается темпов снижения уровня государственной поддержки национальных
производителей и экспортеров сельскохозяйственных товаров. При базовом уровне
государственного аграрного протекционизма в 1986— 1988 гг. в среднем за год
промышленно развитые страны обязаны снизить этот уровень на 20% к 2000 г., а
развивающиеся — на 13,3% течение 10 лет. Более заметно должны снизиться
экспортные субсидии, которые практикуют прежде всего США, страны ЕС и ряд
других государств Европы. Средний уровень экспортных субсидий сокращается на
21% к 2000 г. Общая стоимость экспортных субсидий, как и стоимостной объем
самого субсидируемого экспорта аграрной продукции, должен быть уменьшен за
шесть лет на 36%. Эти решения следует учитывать Российской Федерации при разработке
аграрной политики на. перспективу.(АПК 1997-№2)
ИСТОЧНИКИ:
1. Войтех В. Влияние
государства на рынок сельскохозяйственной продукции и продовольствия.// АПК: экономика управления -1995-№2-с.60
2. Грей К. Роль государства в
аграрном секторе США. // Экономика сельского
хозяйства России -1997-№4-с.31-32
3. Дайджест: Аграрная политика Польши.// Экономика сельского хозяйства
России-1998-№4-с.35
4. За рубежом: опыт, новость. Основы аграрной
политики в Германии.//Достижение
науки и техники -1996 -№6-с.45-48
5. Кучуков Р. Ценообразование в
АПК стран с развитой экономической экономикой. //АПК:
экономика
управления -1997-№7-с.55
6. Лебедева О. Государственное
регулирование сельским хозяйством в США //АПК: экономика управления
-1996-№7-с.73-76
7. Масленников В. Аграрный
сектор в развитых зарубежных странах.//-Диалог- 1996- №3- с.37
8. Михайленко И. АПК в
Великобритании.//Международный
сельскохозяйственный журнал - 1997-№5 -стр.17
9. Назаренко В. Мировой
продовольственный рынок. .//АПК: экономика управления
-1996-№2-с.28-33
10. Приходько Т. Управление
сельским хозяйством в Финляндии.//АПК: экономика управления
-1996-№7-с.25
11. Приходько Т Приходько Т.
Управление сельским хозяйством во Франции.//АПК: экономика управления
-1996-№2-с.25-27
12. Руцкой А. Радугин Н.
Продовольственная безопасность:
зарубежный опыт.//АПК: экономика управления -1997-№2-с.7
13. Тарьяну Б. Государственное
регулирование Венгрии.//АПК: экономика управления -1995 -№11-с.
36
14. Чирков Е. Государственная
поддержка и регулирование агропромышленного производства. //АПК: экономика управления -
1998-№7-с.73-76
15. Шипош А. Халмаи П. Цели
аграрной политики Венгрии. //АПК: экономика управления
-1992-№8-с.54-57
ПЛАН
1. Взаимоотношение отраслей
сельского хозяйства зарубежных стран.
2. Аграрная политика зарубежных
стран:
а) Франция
б)
Финляндия
в)
Польша
г)
США
д)
Венгрия
е)
Великобритания
3. Продовольственная политика
а)
Цены на продовольственные товары
б)
Мировой продовольственный рынок
в)
Продовольственная безопасность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|