Меню
Поиск



рефераты скачать Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

             

                ЦЕНЫ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ ТОВАРЫ.


В 80-х и первой половине 90-х годов в развитых капиталистических странах продолжается инфляционный рост на продовольственные товары со среднегодовыми темпами от 2,2% в ФРГ и Нидерландах до 10,1% в Италии ( в США и Канаде- 3,8% ). Однако рост заработной платы и доходов опережал инфляционный рост стоимости продовольственных товаров.

В современных условиях глобальная концепция ценообразования на продукты питания в развитых капиталистических странах предусматривает: во- первых, активное возрастающее ценовое регулирование производства сельскохозяйственной продукции; во- вторых, снижающееся ценовое воздействие на внутренний рынок продуктов питания и потребительский спрос на них при возрастающем значении доходов населения в регуляции рынка и потребительского спроса; в-третьих, повышение эластичности потребления продуктов питания.

В продовольственном комплексе ( ПК) развитых капиталистических стран решающая роль в формировании розничной цены продовольственных товаров принадлежит в системе маркетинга, так как  в настоящее время 85-90% сельскохозяйственной продукции перед поступлением к потребителю проходит промышленную переработку. Так, в ПК США в розничной цене “ рыночной корзины продовольствия “ доля системы маркетинга с 1980 по 1992 г. возросла с 50 до 72%, а доля сельского хозяйства сократилось с 40 до 28%. Подобная структура розничных цен имеет место в ФРГ, Франции и других странах ЕС.

Таким образом, в развитых капиталистических странах при насыщенности рынка продовольственными товарами спрос на них определяется уровнем доходов населения, а влияние себестоимости сельскохозяйственной продукции на розничные цены нивелируется, так как доля сельского хозяйства в розничной цене уменьшается.

В современных условиях в АПК зарубежных стран общей концепцией ценообразования является приведение в соответствие закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и общественно необходимых затрат на ее производство и реализацию. При этом все чаще стремятся учитывать уровень и динамику мировых цен.

В современных условиях практически во всех развитых странах мира наблюдается рост цен на продовольственные товары; в то же время в большинстве этих стран указанный рост компенсируется опережающими темпами увеличения доходов населения. В капиталистической системе хозяйственности потребительский спрос на продукты питания диктуется доходами населения при ведущей роли цен в насыщенности потребительского рынка продовольственных товаров и услуг. При этом во многих странах возрастает бюджетная политика фермерских стран.

И наконец, практически во всех странах с развитой рыночной  экономикой создана правовая основа государственного регулирования цен в виде законов, указов, постановлений. Налажена и систематическая общедоступная публикация статистической информации о ценах, их уровне и динамике. Эти же данные, как правило, используются при регулировании уровня доходов, их индексации.(АПК 1997-№7)

           МИРОВОЙ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК.

Функционирование сельскохозяй­ственного производства и националь­ных и наднациональных рынков про­довольствия на Западе целиком осно­вано на системе государственного ре­гулирования. субсидии и внешнетор­говых ограничений.

Защита внутреннего рынка и вырав­нивание условии производства — не­избежные компоненты экономической политики каждого государства, причем аграрная сфера является почти обяза­тельной зоной относительно высокого уровня защиты. Эти защитные меры, кроме импортных тарифов, включают компенсационные сборы, акцизы, раз­личного рода налоги и неналоговые ограничения в виде квот. администра­тивною регулирования. Поэтому зачас­тую официальные таможенные пош­лины могут быть относительно неве­лики, но за счет других механизмов фактически ставятся непроходимые барьерные для импорта продовольствия. Например, если взять Японию, то там импортные пошлины кажутся относи­тельно небольшими: зерно — 5.3%, мясо — 16,9%, мясные изделия — 16.1%, молочные продукты —26,5% и т. д. Но за счет других элементов внеш­неторговых барьеров ввоз импортного продовольствия очень ограничен. Нап­ример, по рису существует пошлина в размере 15%, но оптовая торговля ри­сом монополизирована государством, и импорт риса в страну фактически запрещен.

В странах же. находящихся в эк­стремальных почвенно-климатических условиях, приходится прибегать ко всему арсеналу защитных мер, что­бы оградить местного производителя от пагубного воздействия мирового рынка. Примером может быть Финлян­дия. Внутренний рынок продоволь­ственных товаров в этой стране защи­щен не только за счет взимания тамо­женных пошлин, но и другими мето­дами государственного регулирования в форме компенсационных и уравни­тельных налогов, что позволяет мест­ным фермерам реализовывать свою продукцию по ценам, значительно пре­восходящим мировые. Вследствие этого достигнут высокий уровень самоо­беспечения продовольствием: пшени­ца — 177%. ячмень — 108%, овес — 174%. сахар — 95%. молоко — 12^%. говядина — 109%.

По официальным данным Финлян­дии, средний таможенный тариф на сельскохозяйственные товары состав­ляет только 11.2%. Однако эта сред­няя ставка может дать искаженное представление, поскольку она не от­ражает реальной степени защиты внут­реннего рынка.

Фактическая защита с учетом всех видов налогов и сборов на импорт. включая скользящие компенсационные сборы, акцизы и налоги с продаж. составляет в пересчете к импортной стоимости, в %: говядина свежая и мороженая — 341, свинина свежая270, баранина — 390, молоко с жиром до 6% — 144, сливки — 454. масло сливочное — 566, сыр — 305, пшени­ца — 352, ячмень, овес. кукуруза — 236, тростниковый сахар — 307.

Почти 80% всех сборов таможенно­го управления составляют акцизы, компенсационные сборы и налоги с продаж, а собственно импортные пош­лины играют весьма скромную роль. В целом же это создает условия для эф­фективного функционирования сель­ского хозяйства в тяжелых почвенно-климатических условиях.

Кроме тарифной и налоговой защи­ты собственного производства от дей­ствия сил мирового рынка и поддер­жания приемлемых экономических условий для расширенного воспроиз­водства. стандартной стала практика регулирования цен и товарной интер­венции, на что расходуются огромные средства. Государственная поддержка сельского хозяйства, прежде всего в целях поддержания его международ­ной конкурентоспособности, привела к тому, что весьма значительная часть доходов фермеров поступает за счет затрат государственного бюджета, как национального, так и наднациональ­ного. Характерно в этом отношении положение в Европейском союзе, где основная часть бюджета этой между­народной организации идет на поддер­жание цен на сельскохозяйственную продукцию и защиту от влияния миро­вого рынка (табл. 1). При этом, не­смотря на в целом благополучные при­родные условия и высокую техничес­кую вооруженность, уровень такой внешнеторговой защиты составляет порядка 60%, что не дает реальных возможностей для зарубежных экспор­теров (кроме стран тропическою поя­са) проникать на этот рынок

                               

                                                                                                   Таблица 1

                                     

Уровень субсидирования производства важнейших видов сельскохозяйственной продукции в ЕС, %


1987 г..

1989г.

1991 г.

 

Пшеница

60                      29                         62

Масличные культуры

76                      61                         67

Сахар

78                      47                         68

Растениеводство  всего

68                      38                         61

Молоко

64                      55                         67

Говядина

46                      55                         54

Мясо птицы

22                      25                         15

Баранина

74                      75                         72

Свинина

7                         7                            8

Животноводство  всего

41                      42                         44

Вся продукция

49                      41                         49


Кроме наднациональных в Европейском союзе функционируют нацио­нальные системы субсидирования. Примером такой массивной госу­дарственной поддержки сельского хо­зяйства является Франция. Здесь кроме общих основных дотаций и субси­дий, которые идут через аппарат Ев­ропейского союза, существует ряд про­грамм прямых производственных суб­сидий. Доля этих субсидий в валовом доходе сельского хозяйства колеблет­ся по годам от 4,6 до 15%. Можно ука­зать на следующие виды государствен­ной помощи.

1. Дотации на обустройство моло­дых фермеров (от 21 до 35 лет), имею­щих сельскохозяйственное образова­ние и соответствующие профессио­нальные навыки. В горных районах молодые фермеры на эти цели получа­ют от 108 до 162 тыс. франков, в не­благоприятных для сельскохозяй­ственного производства зонах — от 67 до 100 тыс., остальные — от 52 до 78 тыс. франков.

Молодые фермеры получают также льготные кредиты (всего 3,4—6,6% годовых) сроком на 12 лет.

Число молодых фермеров, которым была предоставлена дотация, состави­ла в 19S8 г. 10,8 тыс. человек, в 1992 г. — уже 12,8 тыс., общая сумма выплат в 1992 г. достигла 4 млрд. франков,

2. Компенсационная помощь фер­мерам горных районов и районов с неблагоприятными природными усло­виями. Это специальная помощь, ус­танавливаемая Министерством сель­ского и лесного хозяйства для живот­новодческих ферм, расположенных в определенных зонах (около 364 тыс. фермерских хозяйств). Субсидии про­изводятся из расчета 163—933 фран­ка на одну условную голову скота, но не более чем на 50 условных голов. Выплаты по растениеводству (в ос­новном фуражные культуры) произво­дят из расчета 764 франка на 1 га. Ежегодно дотируется выращивание около 4 млн. голов крупного рогатого скота па общую сумму 1,6 млрд. фран­ков.

Компенсационная помощь также выплачивается в основном из государ­ственного бюджета. Решение о выдаче дотации принимают префект департамента и управление сельского и лес­ного хозяйства.

3. Субсидии под вывод пахотных земель из сельскохозяйственного про­изводства выделяются в размере от 1,5 до 3,5 тыс. франков на 1 га для поддер­жания плодородия земель.

4. Субсидии и займы на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и улучшение жизни фермеров. Предназначены для высо­коквалифицированных фермеров, в возрасте до 58 лет, имеющих от одно­го до трех наемных рабочих. Основное условие выделения этих субсидий и займов — обязательство фермера уд­воить ежегодный доход. Число ферме­ров, получивших эти субсидии и зай­мы, в 1992 г. составило примерно 12.5 тыс. Средняя дотация — 115 тыс. франков, а средний заем. который вы­дается сроком на 6 лет, — 460 тыс. франков.

5. Дотации сельскохозяйственному производству, подвергшемуся стихий­ным бедствиям. Их выделяет нацио­нальный фонд гарантий по стихийным бедствиям. Так, в 1992 г. выплаты в 42 департаментах, пострадавших от засу­хи, составили примерно 900 млн. фран­ков.

6. Выплаты за прекращение произ­водства молока. На молоко устанавли­ваются квоты ЕС. Дотации составляют 2,91 франка на 1 л молока при общем объеме производства не более 60 тыс. л в год в равнинных зонах. Эти субси­дии выделяют только фермерам, ре­шившим прекратить производство мо­лока.

7. Специальные дотации, устанав­ливаемые ежегодно в зависимости от складывающихся экономических ус­ловий. В 1993 г. были уменьшены вы­платы фермеров в фонды социального обеспечения на 400 млн. франков, зе­мельный налог—на 490 млн. франков, оказана помощь в покупке фуражного зерна на 500 млн. франков, увеличена премия ЕС на поддержание молочного стада коров до 40 экю (280 франков) на 1 голову, на эти же цели Министерством сельского хозяйства Франции были выделены 25 экю (175 франков) на 1 голову.

8. Субсидии, направленные на по­вышение сельскохозяйственного дохо­да фермера, предоставляются тем фер­мерам, которые хотят восстановить свое хозяйство и довести его до уровня ферм такой же специализации  в данной зоне. Такой фермер получает 25 тыс. франков в год (в течение 6 лет).

Кроме того, существуют еще не сколько видов субсидий, связанных с сохранением окружающей среды. строительством малых оросительных систем и т. д.

В США — стране с лучшими в мире природными условиями для сельско­хозяйственного производства — так же широко практикуется прямая це­левая финансовая помощь фермерам. не говоря уже о системе поддержания цен, стимулировании экспорта, развитии сельской инфраструктуры и т. д. Взаимоотношения России с мировым рынком продовольствия строятся и, видимо, в обозримом будущем могут строиться, исходя из понимания ряда основополагающих факторов.  

Мы можем прежде всего зада .себе вопрос — что такое мировой рынок и что такое мировые цены? Ответ здесь один: мировой рынок — это рынок экспортных товаров, произведенных в лучших условиях наиболее эффектив­ными производителями и реализуемых 'по приемлемым для производителя ценам. Мировые же цены — это цены на основе себестоимости в лучших ус­ловиях производства, полученных на­иболее эффективными производителями. При этом нужно иметь также в виду экспортные субсидии и другие формы стимулирования экспорта.

Все остальные производители в мире, которые работают в худших ус­ловиях или менее эффективными спо­собами. имеют более высокую себес­тоимость. Поэтому они либо не могут конкурировать с мировыми ценами, либо должны прибегать к каким-то мерам защитного характера, в против­ном случае соответствующие отрасли сельского хозяйства будут раздавлены. Это элементарные истины, и их хо­телось бы повторить в свете тех заявлений, высказываний, программ, ко­торые наполняют нашу сегодняшнюю жизнь.

Каковы же в этом отношении исходные позиции отечественного сель­ского хозяйства? По оценкам компе­тентных географов и агроклиматологов, средняя природная продуктив­ность гектара пашни в бывшем СССР (вероятно, это еще более верно для России), была в 2,8 раза ниже, чем в США. и примерно в 2 раза ниже, чем в Западной Европе. Это, естественно, неустранимый фактор, который нуж­но учитывать при определении нашей внешнеторговой политики.

Российское сельское хозяйство в пять раз более энергоемко и в четыре раза более металлоемко, чем амери­канское. Частично это объясняется значительно худшими природными условиями, частично — значительно меньшей эффективностью производст­ва и использования ресурсов. Что ка­сается природных ресурсов, то это фактор постоянный, а повышения эффективности труда и производства по всем имеющимся международным стандартам можно добиться лишь в течение длительного времени. Миро­вой опыт показывает, что рост эффек­тивности использования ресурсов на 2—3% в год в долговременном плане 'является высоким показателем. Сле­довательно, в исторически обозримом будущем нужно исходить из того, что сельское хозяйство России работает и будет работать в худших условиях и с, гораздо меньшей эффективностью, чем стран, которые определяют пол­ожение на мировом рынке. При этом разрыв в уровне себестоимости и за­трат на единицу продукции будет ос­таваться очень существенным. Сельс­кое хозяйство России, во всяком слу­чае большинство его отраслей, будет постоянно в проигрышном положении по сравнению с Западом.(АПК 1996-№2)



                    ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ  БЕЗОПАСНОСТЬ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.