Кооперативы – наиболее действенная
структура в аграрной сфере Финляндии, обеспечивающая фермерам необходимые
условия производства и гарантирующая сбыт продукции, внедрение достижений НТП.
Объединяя практически всех фермеров, кооперативы играют ведущую роль в
экономических связях аграрного сектора с другими отраслями народного хозяйства.
Это касается как сбыт с/х –ой продукции и ее
переработки, так и производственного снабжения, кредитования и обслуживания
фермерских хозяйств.
Велико значение кооперативов в
интеграции с/х и сферы переработки.
Практически все мясоперерабатывающие предприятия и молочные заводы являются
кооперативной собственностью, Свыше 75% мяса и продуктов его переработки и 92%
молока и молочных продуктов поступают от кооперативов.
Вторым по объему направлением
кооперативной деятельности являются производственное снабжение фермерских
хозяйств. В Финляндии кооперативы поставляют до 50% удобрений, 65% кормов, 40%
техники и топлива.
В целом успех деятельности
сельскохозяйственных кооперативов объясняются тем, что они представляют собой
удачную форму координации крупного производства в условиях развития
агропромышленной интеграции и мелкого фермерского хозяйства, основанного на
частной земельной собственности.
Таким образом, благодаря участию
трех властных структур (государственной, профессиональной и производственной )
в формировании аграрной политики Финляндии образуется стройная система
управления сельским хозяйством.
Министерство сельского и лесного
хозяйства ( государственный уровень ) формирует основные направления
хозяйственной деятельности в отрасли. Детальная переработка практических
вопросов и проблем аграрного производства осуществляется в ходе переговоров и
соглашений правительства с представителями обществ производителей
(профессиональный уровень) и сельскохозяйственных кооперативов
(производственный уровень). Такое сотрудничество позволяет выработать
оптимальные условия для эффективной деятельности фермеров и ограничить
административное вмешательство государства в сельскохозяйственное производство.
Еще в 1955 году переговоры Союза
фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском
хозяйстве в Германии.(АПК 1996-№7)
ГЕРМАНИЯ.
Еще в 1955 году переговоры
Союза фермеров Германии с правительством привели к принятию закона о сельском
хозяйстве Германии. Закон о сельском хозяйстве Германии можно расценивать как
основной закон по сельскому хозяйству. В нем отражены действующие основы
национального координирования аграрной политики, а также описаны конкретные
политические средства ее осуществления. Таким образом, заложенные в закон
положения должны были стать исходной точкой для всех мероприятий по содействию
аграрному сектору на национальном уровне. Поскольку закон фиксировал в основном
довольно общие положения, Союз фермеров Германии попытался закрепить в нем т
ряд конкретных мер помощи. Это долгосрочные гарантии высоких закупочных цен на
сельскохозяйственные продукты и институциализация аграрной политики, которая
должна была положить конец постоянным политическим столкновениям по вопросам
сельского хозяйства.
Союзу фермеров не удалось прямо
закрепить в законе постоянные гарантии цен и доходов. Однако в законе
указывалось на то, что по отношению к сельскому хозяйству должны применятся
защитные мероприятия. С помощью всеобщих инструментов хозяйственного
регулирования, таких как торговая, кредитная, ценовая политика и т. д. решено
уравнять относительно неблагоприятное положение сельского хозяйства по
отношению к остальным народнохозяйственным отраслям, чтобы создать условия для
повышения уровня производства.
Таким образом, аграриям в законе
удалось отразить необходимость постоянной защиты их интересов на самом высоком
политическом уровне, однако эта защита не предполагала защиту и поддержку
каждого предприятия в отдельности, что не соответствовало бы немецким
представлениям о системе хозяйствования, защита предполагала поддержку и
необходимость выживания всего сельского хозяйства в целом.
В параграфе 4 закона указывалось,
что министр сельского хозяйства ежегодно обязан публиковать официальный отчет о
положении в сельском хозяйстве за прошлый год. Закон служит основой для
предоставления федеральных средств для осуществления целей, предусмотренных
законом.
Интеграционные тенденции стран
послевоенной Европы привели, как известно, к образованию в 1967 году
Европейского Сообщества, что было предпосылкой и условием для осуществления
единой экономической политики, в том числе и в сельском хозяйстве. Главным
инструментом достижения поставленной цели должно было стать построение общего
рынка.
Формирование общего рынка
сельскохозяйственных продуктов было нелегким. Это объяснялось различиями между
объединившимися странами в сложившихся производственных структурах, различной
степенью и формами поддержки производителей.
Было предложено несколько
альтернатив формирования единой аграрной политики. Под сильным давлением стран,
ориентированных на экспорт сельскохозяйственной продукции (Франция, Нидерланды)
предпочтение было отдано разработке системы единого рыночного порядка для
различных видов сельскохозяйственных культур. Можно выделить три различных
рыночных порядка. Рыночный порядок с гарантированными ценами и защиты от
импорта предусматривал интервенции (административное вмешательство во
внутренний рынок), дотации на экспорт продукции, таможенные пошлины и сборы на
импортируемые товары. Зерно, говядина, животное масло, молочный порошок
(обязательные интервенции), сахар (обязательные интервенции с одновременным
квотированием), свинина, вино, рыба, определенные сорта фруктов и овощей
(периодические вынужденные интервенции).
Рыночный порядок без установления
гарантированных цен с защитой от импорта - таможенные пошлины. Рыночный порядок
с прямыми дотациями- твердая пшеница, хмель, табак.
Для каждой зерновой культуры
ежегодно назначаются ориентировочные цены. Они соответствуют определенной
степени качества при оптовой торговле. Пороговая цена также определяется для всех
видов зерновых Все указанные выше цены устанавливаются на продукцию
определенного качества. При установлении интервенционной цены, как правило
предусматриваются скидки для продукции низкого качества.
Сборы взимаются при завозе на
территорию Союза зерна с мирового рынка. Они предусмотрены как для видов
зерновых, так и для муки, круп. Величина сбора равна разницей между пороговой
ценой и СИФ- ценами.
Программа сельскохозяйственного
кредитования для всех земель Германии имеет цель поддержки инвестиционных
мероприятий по рационализации и улучшению условий жизни. Получить кредит могут
только сельхозпроизводители, общие доходы которых не превышают установленных
границ. Подлежат поддержке также внутрихозяйственные инвестиции, направленные
на улучшение качества продукции.
На новых землях поощряются
дополнительно инвестиции для сельскохозяйственного производства, приобретение с/ х техники не старше 5 лет и т.д.
Производитель сельхозпродукции может получить льготный кредит до 143 000
немецких марок на 1 работника и предприятие. В областях с неблагоприятны ми
климатическими условиями государство берет на себя погашение 5% по кредиту, в
традиционных областях -3%.
Рассчитанная общая сумма процентов
по кредиту, погашение которых государство берет на себя, выплачивается
единовременно. Собственный вклад хозяйств в инвестиции должен составлять
минимум 10%.
Содействие реорганизации и
образованию новых предприятий получают все реорганизованные
сельскохозяйственные предприятия, существующие в форме кооперативов, обществ и
товариществ, работающих в сфере садоводства, рыбо- и пчеловодства. На поддержку
со стороны государства могут рассчитывать фермеры, которые более половины
своего рабочего времени посвящают работе в сельском хозяйстве и у которых долее
половины их суммарных доходов приходится на сельское хозяйство, а также те,
доходы которых от сельского хозяйства составляют не менее 25% общих доходов.
В Германии льготный государственный
кредит предоставляется под 1% кредита в течение 28 лет. Кроме того для молодых
фермеров предусматриваются особо льготные условия для получения
кредита.(Достижение науки и техники 1996-№6)
ПОЛЬША.
В связи с предстоящим
вступлением Польши в Европейский союз расширились исследования, освещающие
государственную политику по отношению к аграрному сектору, степень ее
соответствия совместной аграрной политики ЕС. Если пользоваться методикой
Организации экономического сотрудничества и развития ( ОЭСР), то уровень субвенций
в Польше в 1995 г. составил 21%, а в ЕС -15%-49%.
С 1989г., когда началась
либерализация экономической жизни, в Польше были вообще сменены ориентиры
проводимой ранее аграрной и продовольственной политики. Было прекращено
субсидирование импорта и продуктов питания, что сразу же привело к резкому
росту цен на продовольствие, способствовало инфляции. В свою очередь это
принудило польское правительство принять меры стабилизированного характера для
улучшения рыночного равновесия и удержания резкого цен на продовольствие, что и
привело к использованию определенных методов государственного регулирования.
В системе инструментов
государственного регулирования аграрного рынка особое место отводится
гарантированным ценам и экспортно -импортному механизму для основных
агропродуктов - зерна, молочных продуктов, свинины и говядины. Эти меры более
или менее отвечают предусмотренным совместной аграрной политикой ЕС. Аграрное
рыночное агенство ( АРА), которое подчинено министерству сельского хозяйства и
пищевой промышленности, осуществляет все необходимые интервенционные меры: покупает и продает агропродукты,
расходует и пополняет государственные резервы продовольствия, предоставляет
гарантии по сельскохозяйственным кредитам и субсидии при строительстве оптовых
продовольственных рынков.
Правительство Польши устанавливает
минимальные цены на продовольственную пошлину и рожь, которые являются и
интервенционными. Если рыночные цены снижаются ниже минимальных, то АРА
проводит интервенционные закупки. Кроме того, агенство закупает зерно в
государственные резервы. Продажа из интервенционных запасов может
осуществляться как на внутреннем рынке, так и на экспорт в соответствии с
действующими правилами мировой торговли. С 1994 года в Польше действует
специальная организация по рынку сахара. Интервенционные меры применяются по
молочным продуктам. АРА может влиять на рынок молокопродуктов тем, что закупает
у молокозавода сливочное масло по интервенционным ценам, а те в свою очередь
платят продуцентам молока за него минимальную цену.
Интервенция на рынке свинины,
которая в Польше является приоритетной в производстве и потреблении мяса,
направлена на стабилизацию цены, а по говядине ограничивается закупками в
государственный резерв. По всем другим агропродуктам роль государства сводится к
экспортно - импортному регулированию.
Рыночные и поддерживающие цены в
Польше, кроме цен на пшеницу и свинину, значительно ниже, чем в Евросоюзе. В
1995/96 г. Интервенционные цены
на пшеницу в Польше составляли 79%, к интервенционным ценам ЕС, а на свинину в
1993 - 1995 г.г.- 83% к ценам Евросоюза. В то же время цены на говядину в 1995
г. В Польше были на уровне 46% к ценам ЕС, на молоко жирностью 3,7% составляли
47% к ценам ЕС.
На нужды аграрного сектора в 1994 г.
из государственного бюджета было выделено 2,3 млрд. ЭКЮ - 9% всей расходной
части. Из этой суммы 72% были направлены на социальные нужды села, 8,1% - на
снижение затрат по приобретению производственных ресурсов и только 4% - на
поддержку цен на агропродукцию и доходов фермеров.
Проводится целый ряд мероприятий по
развитию сельской местности, охране окружающей среды, поддержке структурных
сдвигов в аграрном секторе. Среди них: приватизация земли и изменение отношений собственности в сельском
хозяйстве, интегрированное развитие села и технической инфраструктуры,
модернизация сельскохозяйственных предприятий и т. д.
В аграрной политики Польши
значительное место отводится модернизации и рационализации аграрной структуры,
закреплению молодых и начинающих фермеров, помощи сельскому хозяйству в районах
с неблагоприятными для ведения агропроизводства условиями. Структурные
изменения в Польше обеспечиваются поддержкой сокращения расходов на
производственные ресурсы, предоставлением производственных кредитов на льготных
условиях, увеличением количества применяемых удобрений и средств защиты в
растениеводстве, качественным улучшением поголовья скота и льготным
налогообложением.
С 1990 г. Польша ликвидировала
государственную монополию внешней торговли, а также нетарифные меры
регулирования экспорта - импорта. В силу этого уже в начале 90 -х годов
польская таможенная система стала одной из наиболее либеральной в Европе. В
последние годы введена новая система таможенных сборов за агропродукцию,
отвечающей в полной мере законодательным актом.(Экономика с/х России 1998-№4)
США.
Министерство сельского хозяйства США
собирает данные для аналитических целей по ценам, которые американские фермеры
получают и платят. Но в Америке ценовой паритет ( соотношение двух индексов : цен на сельскохозяйственную
продукцию и цен на средства производства для сельского хозяйства ) начиная со
второй мировой войны непрерывно падает, с небольшими подъемами.
Тенденция падения ценового паритета
в долгосрочной перспективе в рыночной экономике хорошо объяснена. С
экономическим развитием страны население все меньшую долю своего растущего
дохода тратит на продукты питания . В Америке расходы на питание ( включая
питание в ресторане ) сегодня только 12% против 22% в 1948 г. Возросшая
продуктивность ведет не только к удешевлению продовольствия, но и позволяет
переместить ресурсы из сельского хозяйства в другие отрасли.
Правительство США не контролирует и
не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы. Также оно не контролирует
процентную ставку по правительственным программам по аграрному кредиту.
Отсутствие контроля за ценами
означает, что цены являются равновесными. Эти цены являются ключевой
характеристикой американской аграрной экономики: это означает, что нет тенденций к появлению дефицита,
избытка топлива, сельхозтехники и т. д. Поэтому нет оснований для
государственного распределения ресурсов для фермеров.
Хотя в сельском хозяйстве нет
регулированных цен и дотаций на средства производства, американское
правительство помогает фермерам создавать собственные кооперативы по закупкам и
иногда производству средств производства, а также применяет другие меры
поддержания конкуренции в “1-й сфере американского АПК”. Это также включает в
себя проведение либеральной политики в международной торговле средствами
сельскохозяйственного производства. С 1933 г. Министерство сельского хозяйства
США проводит программы минимальных цен для фермеров в определенных условиях по
ряду продуктов ( в основном по зерну и хлопку ). Эти программы лишь дополняют
рыночную экономику, действующую в американском сельском хозяйстве. Закупки
Министерства сельского хозяйства США были покупками “покупателя в последней
инстанции”, закупками избытка продукции для последующего хранения и реализации
непосредственно через конкурентные коммерческие рыночные каналы.
Бюджетные расходы на американские
программы ценовой поддержки и стабилизации различаются очень сильно по годам,
повышаясь в годы большого урожая и низких рыночных цен. Прямые
правительственные выплаты фермерам обычно составляют 5% всех поступлений от
реализации сельскохозяйственной продукции ( это включает выплаты за консервацию
плодородных земель ).Рекордным урожаем был отмечен в 1987 г., когда прямые
правительственные выплаты достигли 16,7 млрд. Долларов, или 12% всех
поступлений от продажи фермерской продукции. Это также составило одну треть
процента ВВП США в этот год.
Министерство сельского хозяйства США
также помогает американским фермерам реализовывать их продукцию, поддерживая
сбытовые кооперативы и гарантируя конкурентность рынка сельскохозяйственной
продукции, предоставляя исчерпывающую информацию о стандартах и ценах на
мировых рынках. Число занятых на фермах сейчас менее 3 млн. человек из 130 млн.
человек трудовых ресурсов США. Фермер в этой стране менее защищен государство,
чем в странах Европейского Союза, так как рыночный механизм США основан на
ценах, более полно отражающих закон спроса и предложения, а государственное
вмешательства в ценообразование минимальное. Какую бы программу финансирования
мы ни рассмотрели, она направлена прежде всего на защиту потребителя и
природной среды. Фермерам приходится действовать в жестоких условиях жесткой
конкуренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|