Меню
Поиск



рефераты скачать Формы управления сельского хозяйства и продовольствия за рубежом

В результате этого эффективность сельскохозяйственного производства в США выше, чем во многих странах ЕС,

В странах ЕС приняты более гуманные, щадящие крестьянские хозяйства, принципы аграрной политики. На начальном этапе в странах ЕС государственная финансовая помощь сельскому хозяйству в рамках единой сельскохозяйственной политики связывалась с необходимостью достижения самообеспеченности по основным продуктам.  В США же она была направлена преимущественно на увеличение сельскохозяйственного экспорта, защиту природной среды.

Государственное регулирование сельского хозяйства в США активно стимулировало его модернизацию и обеспечило благоприятный для отрасли общий режим доходов, налогообложения, накопления капитала. Важная составная часть государственного регулирования -финансово- кредитная поддержка аграрного сектора экономики. Финансирование осуществляется путем выделения из государственного бюджета ассигнований, которые направляются строго на целевые программы. На федеральном уровне превалирует две крупные программы: “Стабилизация доходов” и “Научное обеспечение”.

К числу главных относится программа “Стабилизация доходов фермеров”, на реализацию которой в настоящее время направляются крупные средства: от 30 до 50% всех бюджетных ассигнований в сельское хозяйство. В состав этой программы входят: программы “Страхования урожая” и “Сельскохозяйственный кредит”. По программе “ Страхование урожая” средства выделяет федеральная корпорация страхования урожая Министерства сельского хозяйства США, которая осуществляет страхование урожая фермеров от стихийных бедствий.

На федеральном уровне действуют более 10 межотраслевых целевых программ: консервация и изъятие земель, продовольственная помощь малоимущим слоям населения, маркетинг и инспекция и др. 80% бюджетных средств, распределяемых на эти программы, контролирует Министерство сельского хозяйства через Товарно-кредитную корпорацию (ТКК), Администрацию по делам фермеров (АДФ) и другие финансово-кредитные органы, оставшиеся (20%) средств расходуются через органы управления штатов и местные органы управления.

В последние годы самой приоритетной стала “Государственная программа поддержки цен”. В настоящее время бюджетным финансированием по данной программе охвачена 1/3 американских ферм, причем 70% этих средств получают фермеры, обеспечивающие годовой объем товарной продукции в стоимостном выражении 100 тыс. долларов.

Еще одна группа субсидий в системе прямого субсидирования фермерских доходов - платежи, возмещающие ущерб от стихийных бедствий. Их  получают фермеры, производящие зерно и хлопок-сырец, при условии участия в программах сокращения площади посевов. С этой группой субсидий связана программа “Страхование урожая”.

Значительные средства выделяются из госбюджета США на финансирование программы “Продовольственная помощь”, цель которой, во-первых, проложить пути реализации товарных “неликвидов” продовольствия, во-вторых, расширить внутренний рынок сбыта продовольствия, не снижая рыночных цен, и, в-третьих, повысить уровень продовольственного обеспечения низкооплачиваемых слоев населения при существующих рыночных ценах. Эта программа служит средством расширения спроса. В состав программы входят: программа продовольственных талонов, нескольких программ детского питания и

т.д.

Современный этап развития сельскохозяйственного производства США обусловливает возрастающую необходимость в ссудном капитале. Поэтому в системе государственного регулирования экономики страны важным является функционирование сельскохозяйственного кредита, в том числе льготного. Государственное регулирование сельскохозяйственного кредита выражается в следующих формах: создание особых государственных  кредитных институтов, организующих деятельность сети кооперативных банков сельскохозяйственного кредита; наделение кредитных организаций правом выпуска ценных бумаг; облегчение фермерам доступа к кредиту с помощью низких кредитных ставок; бюджетное финансирование организаций сельскохозяйственного кредита для покрытия убытков, вызванных снижением кредитных ставок и неуплатой кредитов.

Под контролем Министерства сельского хозяйства США функционирует ряд финансово- кредитных организаций, осуществляющих льготное кредитование фермеров.

Таким образом, в США финансово-кредитная поддержка фермеров и сельских жителей - важная составная часть процессов воспроизводства в сельском хозяйстве. ( АПК 1994-№8)


                                           ВЕНГРИЯ.


Институт регулирования сельского хозяйства, вступивший в действие с 1 марта 1990г., сделал предсказуемыми шансы сельхозпроизводителей в рыночной экономике, а в дальнейшем был дополнен необходимыми юридическими органами. Основная цель нормотворчества- создать юридические нормы, ввод которых позволит Венгрии присоединиться к Европейской унии.

Можно выделить три уровня регулирования аграрного производства.

Первый из них, его вершина- Министерство земледелия. Оно принимает необходимые решения единолично или в случае необходимости с Министерство финансов и Министерством торговли.

Второй уровень- Межведомственный комитет, в работе которого участвуют представители трех вышеназванных министерств, а также тех органов, которые прежде всего заинтересованы  в регулировании аграрного сектора.

Третий уровень - советы по продукции.

 В конечном счете решение за Министром земледелия. Межправительственный комитет- это орган, который лишь готовит решения.

Закон по регулированию государством аграрного сектора определяет три вида продукции. Некоторые - крупный рогатый скот, свиньи, кукуруза и пшеница - не подлежит непосредственному регулированию.

Инструментом  непосредственного регулирования являются гарантированные цены и квоты.

Гарантированная цена - это такая цена, по которой государство обязано закупать часть производственной агропродукции (КРС, свиней, молоко, кукурузу и пшеницу) в том случае, если рыночная цена упадет ниже этой гарантированной цены. С этими ценами всегда связана определенная квота, которая устанавливается Министерством земледелия на основании решения Межведомственной комиссии. Гарантированные цены и квоты за 3 мес. до начала календарного года ложны быть доведены до сельхозпроизводителей.

Другие средства регулирования это интервенционное вмешательство, различного вида субсидии, экспортные дотации и т. п.

Регулирующая деятельность государственных органов осуществляется на основе договоров с советами по продукции. Основные льготы, предусмотренные правилами регулирования, могут быть получены только через советы по продукции. Основным финансовым источником регулирования является бюджет, предусматривающий и рамки экспортных дотаций, и интервенционные рамки.

Важнейшее значение для подлинного регулирования рыночных отношений в аграрном секторе имеет информационная система как составная часть рыночной инфраструктуры. Но в этом Венгрия не достигла успехов.

Пожалуй, единственной организацией, которая в состоянии дать всеобъемлющую информацию о конкретном продукте, являются советы по продукции. Каждый совет формируется по вертикали и состоит из продуцентов, переработчиков и торговцев. Советы по продукции - это профессиональный орган по согласованию и осуществлению интересов и в то же время - функционирующая информационная система. Советам министерство передает часть средств, выделенных бюджетом на регулирование аграрного сектора. Советы ведут наблюдение за конкретным рынком той или иной продукции. По тем видам продукции, по которым применяются гарантированные цены, они участвуют в установлении квот.  

В целом, управление сельским хозяйством в Венгрии развито слабо, так как Венгрия является слабо развитым агропроомышленным комплексом.(Экономика сельского хозяйства России 1995-№11)

                            

                


                                          ВЕЛИКОБРИТАНИЯ.


В Великобритании преимущественное распространение получили средние хозяйства с площадью используемых сельхозугодий около 70 га. При этом из общего числа фермерских хозяйств около 405 обладают земельными участками, не превышающими 100 га. Чаще всего британская ферма - это чисто семейный бизнес, где число работников составляет всего 1-5 человек.

Несмотря на развитие основного производства растениеводческой и животноводческой продукции, британский фермер всегда стремится к ведению многопланового хозяйства или сочетанию нескольких видов бизнеса. Это вызвано необходимостью достижения финансовой стабильности, равномерного обращения капитала и уменьшению риска от возможных неудач от работы с монопроизводством.

Сельское хозяйство в Англии, и Шотландии характеризуется высочайшей культурой земледелия, где на большинстве площадей преобладает мостовая технология, позволяющая обеспечить высокую механизацию всех процессов при минимальном числе расходов агрегатов и расходном топливе.

В большинстве случаев фермеры - собственники своих земельных участков, но также они являются менеджером своего бизнеса. Однако он не обходится без услуг огромного числа сервисных, маркетинговых и консультационных компаний и организаций. Из всего множества таких услуг необходимо выделить внешний менеджмент, осуществляемый управляющей компанией через своих менеджеров.

Такой способ управления получает все большее распространение, так как управляющая компания позволяет фермеру достигать более высоких и устойчивых результатов, чем он мог бы получить самостоятельно, хотя фермер за эту услугу должен платить до 30 % своей прибыли.

Кроме чистого менеджмента управляющая компания может использовать свой собственный оборотный капитал. В этом случае фермер чаще всего получает оговоренный контрактом фиксированный доход. Но даже и в этом случае фермер получает большую прибыль, чем при самостоятельном менеджменте и использовании только собственных ресурсов.  

Успешная деятельность управляющих компаний позволяет им развивать и свое собственное производство, наращивая капитал и в результате проводить свою инновационную политику, опытную работу, а самое главное, централизованно готовить квалифицированных менеджеров. Особенность внутренней организации и управления крупными многоотраслевыми фермерами, как правило принадлежащим большим перерабатывающим компаниям или землевладельцам, является строгая специализация менеджмента. Здесь привычны такие определения, как " менеджер по зерну ", "менеджер по овцеводству" и т.д. Территориальные образования, объединяющие в себе отраслевые структуры подразделения, возглавляет главный директор. 

Никакой набор сервисных и консультационных услуг не способен решить проблемы проникновения на рынок сельхозпродукции и эффективного снабжения хозяйств топливом, удобрениями и т. д.

Эти проблемы решают различные организации фермеров, чаще всего по своей форме являющиеся кооперативами ( по законодательству Великобритании ). Они не обладают ни большими уставными фондами, ни оборотными капиталами, а получаемая прибыль полностью распределяется между учредителями- фермерами. Каждый из фермеров здесь обладает акцией в один фунт стерлингов, а кооператив управляется советом директоров, и исполнительный директор во главе с директором, назначаемый советом. В настоящее время кооперативы построены по узкоспециализированному принципу - маркетинговые, снабженческие и машинные кружки. Однако жестокая конкуренция за привлечение новых участников заставляет кооперативы расширять сферу своей деятельности, выходя за рамки обычной специализации.

В Великобритании все более заметной стала тенденция к ужесточению конкуренции между крупными банками за финансовый рынок в аграрном секторе страны. Банки резко изменили свою политику и методы работы, что видно на примере одного из пяти самых крупных банков страны - Мидлендбанка. В результате исследования финансового рынка фермерских хозяйств было установлено следующее: - в стране мало банков, полностью владеющих ситуацией т том, что происходит в аграрном секторе и каковы тенденции ее изменения; - отсутствует концепция управления финансами фермерских хозяйств; - нет ясности, кто должен работать с фермерами во время оборота денег; - фермерство является надежным видом бизнеса с малой степенью риска на вложенные средства.

По материалам исследований банк ввел в своей структуре новый отдел финансового менеджмента по сельскому хозяйству. Здесь каждый менеджер напрямую работает с клиентом - фермером, самостоятельно оценивает его кредитную историю, его уровень менеджмента на собственной ферме. Кроме того, финансовый менеджмент банка имеет возможность изучать все показатели движения финансовых средств и аудита , что дает ему возможность оценить истинную потребность клиента в финансовых средствах.

Мидлендбанк предоставляет фермерам широкий набор банковских услуг, в том числе:

n    краткосрочные займы (до 5 лет);

n    долгосрочные инвестиционные кредиты для строительства зданий  общего назначения (до 10 лет) и специального назначения (до 7 лет).

Для приобретения земельных участков фермер может получить долгосрочный инвестиционный кредит  на 25 лет. Банк большое внимание уделяет подготовке новых финансовых менеджеров, используя практические задания и стажировки при разработке бизнес- планов и планировании бюджетов конкретных фермерских хозяйств.

Наибольший интерес для специалистов органов управления АПК представляет вопрос, каким должны быть функции министерства в условиях полного господства рыночных отношений. Британское сельскохозяйственное ведомство несет ответственность перед обществом за следующее:

n    охрана здоровья и общества от некачественной сельхозпродукции;

n    продовольственная безопасность государства;

n    экологическая безопасность сельскохозяйственного производства;

n    использование земли как средства производства;

n    экономический анализ отрасли и их тенденции изменения;

n    реализация общеевропейского законодательства по сельскому хозяйству;

n    сотрудничество со странами ЕС и защита интересов британских фермеров;

n    охрана сельскохозяйственных животных;

n    использование внутренних ресурсов отрасли.

Министерство по всем перечисленным направлениям  решает только общегосударственные проблемы, не вмешиваясь в дела фермерских хозяйств.

Все сотрудники министерства являются государственными служащими, при этом в самом министерстве работают только 8,5 тыс. человек, а остальные в различных агенствах. В лондонском офисе министерства работают только 500 человек, а остальные в региональных центрах по всей Великобритании.

Министерство не представляет своим фермерам финансовой помощи, за исключением тех случаев, когда фермер принимает участие в какой - либо государственной программе ( например, элитное животноводство или сохранение горных пастбищ).Основной источник субсидий для британских фермеров - ЕС, регулирующий европейский рынок сельхозпродуктов. (Международный сельскохозяйственный журнал 1997-№5)  

 




                 

                     ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА.

С точки зрения рынка, сельское хозяйство - прежде всего производитель потребительских товаров, которые удовлетворяют насущные потребности населения. Потребление продовольствия имеет свои физические границы, после их достижения дальнейшее увеличение затрат на продовольствие происходит за счет роста добавленной стоимости, то есть путем повышения качества продуктов, долее глубокой их переработки. Доля затрат на продовольствие в общих затратах потребителей нестабильна. Увеличение спроса на сельскохозяйственную продукцию после достижения определенной границы потребления продовольствия  может произойти только за счет прироста населения, который в развитых странах не велик. Низкий рост спроса на продовольствие вступает в  противоречие с повышением производительности труда в сельском хозяйстве и постоянном увеличении производства сельскохозяйственной продукции. Поскольку сельскохозяйственное производство в значительной степени изолировано от сигналов рынка посредством защиты и регулирования рынка, такое положение приводит к  появлению излишков сельскохозяйственной продукции. Проблему излишков можно решать путем либо длительного хранения продукции, требующего значительных затрат, либо субсидирование экспорта  на мировой рынок.

В условиях свободного  рынка спрос и предложение продовольствия регулируется путем постоянного вытеснения наименее эффективно работающих производителей их сельскохозяйственного производства с помощью увеличения предложения.(АПК 1995-№2)  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.