-
увеличить
число покупателей;
-
увеличить
количество товара, купленного одним и тем же покупателем.
2. Продавец: способность и умение продавца продать
товар не должны быть оставлены без внимания со стороны производителя. В
интересах фирмы стимулировать, поощрять и наращивать эти качества. Цель
стимулирования, обращенного к продавцу - превратить безразличного к товару
продавца в высоко мотивированного энтузиаста.
3. Торговый
посредник: являясь естественным звеном между производителем и потребителем, он
представляет собой специфический объект стимулирования, выполняющего в данном
случае регулирующие функции. При этом цели стимулирования могут быть
следующими:
-
придать
товару определенный имидж, чтобы сделать его легко узнаваемым;
-
увеличить
количество товара, поступающего в торговую сеть;
-
повысить
заинтересованность посредника в активном сбыте той или иной марки и т.д.
Выбор тех или
иных средств стимулирования зависит от поставленных целей. Их можно объединить
в три большие группы:
-
предложение
цены (продажа по сниженным ценам, льготные купоны, талоны, дающие право на
скидку);
-
предложение
в натуральной форме (премии, образцы товара);
-
активное
предложение (конкурсы покупателей, игры, лотереи).
Рассмотрим
структуру системы стимулирования сбыта, приведенную на рис. 4.
Рисунок 4 - Структура системы стимулирования
сбыта
Мы можем
классифицировать различные виды стимулирования иным образом, по их
происхождению и воздействию на клиентуру. В этом случае мы приходим к трем
обобщенным типам стимулирования:
Общее
стимулирование, применяемое на месте продажи. Его отличительной чертой является
заданность темы. Оно служит инструментом общего оживления торговли (годовщина,
церемония открытия).
Избирательное
стимулирование предполагает помещение товара вне мест общей выкладки на
выгодной позиции, например в начале ряда или стеллажа. Товар может быть также
сосредоточен в каком-либо месте торгового зала.
Индивидуальное
стимулирование осуществляется в местах общей экспозиции товаров и, как правило,
исходит от производителя. Рекламная афиша, указатель сигнализируют о том, что в
отношении определенного товара осуществляется стимулирование в виде снижения
цен, конкурсов, премий и т. д. В этом случае меры по стимулированию
воспринимаются потребителем лишь в тот момент, когда он останавливается перед
магазинной полкой. В количественном отношении стимулирование продаж главным
образом направлено на потребителя. Оно обращено к самым широким массам и имеет
своей целью обеспечить продажу товара, создать поток потребителей
непосредственно в том месте, где осуществляется продажа товара. В этом состоит
отличие стимулирования от приемов прямого маркетинга, которые обращены
непосредственно к каждому потенциальному покупателю с тем, чтобы побудить его к
заказу товара вне места торговли. Потребитель, несомненно, обладает наибольшей значимостью. Вся политика
коммерческой деятельности сводится к воздействию именно на потребителя.
Широкий спектр приемов стимулирования сбыта был создан с единственной целью -
самым эффективным образом привлечь потребителя к товару и удовлетворить его
запросы.
Главная цель,
которая ставиться перед коммерческой деятельностью - способствовать увеличению
прибылей фирмы. Изучение рынков сбыта, определение номенклатуры выпускаемых
изделий, установление цен и прочие вопросы маркетинговых исследований имеют
своей целью нахождение оптимальных (с точки зрения получения максимальной
прибыли) условий реализации товарной продукции. Тот факт, что прибыль в
конечном итоге реализуется в сфере обращения, объясняет пристальное внимание,
которое уделяется каждой фирмой организации и совершенствованию своих сбытовых
операций.
Исследование
основных форм и методов сбыта направленно на выявление перспективных средств
продвижения товаров от производителя до конечного потребителя и организацию их
розничной продажи на основе всестороннего анализа и оценки эффективности
используемых или намечаемых к использованию каналов и способов распределения и сбыта,
включая те из них, которыми пользуются конкуренты. Критериями эффективности
выбора в данном случае являются: скорость товародвижения, уровень издержек
обращения и объемы реализации продукции. Считается, что эффективность
избираемых фирмой форм и методов распределения и сбыта тем выше, чем короче
период времени, затрачиваемого на доведение товаров от места производства до
места реализации и на их продажу конечному потребителю; меньше расходы на их
организацию; больше объемы реализации и полученная при этом чистая прибыль.
Главная цель состоит в сокращении суммарной величины сбытовых издержек, которая
во многом, если не в основном, зависит от уровня коммерческой работы и службы
сбыта. Если учесть, что у многих предприятий затраты на реализацию и сбыт продукции
достигают примерно 40% общего уровня издержек производства, то становится
очевидным значение этого направления маркетинговых исследований.
В условиях
рыночной экономики возрастает значение деятельности с целью получения
максимальной прибыли для удовлетворения потребностей работников и
производственного развития предприятия. При определении объема закупки того или
иного товара и возможностей его продажи поставщики и торговое предприятие
должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. возможность
получения оптимального уровня и массы прибыли. Выявление факторов, влияющих на
прибыль, предполагает изучение экономических условий ее формирования. Под
воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торгового
предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень
прибыли. На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы,
что и на валовой доход и издержки обращения. Объем и уровень прибыли находятся
в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в
обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения. Величина прибыли
в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности,
возникающие при продаже товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к
уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли.
Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены.
При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку
существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма
прибыли растет, затем рост ее замедляется и наконец она стабилизируется или
снижается, что зависит от группы товаров. Таким образом, рассмотрение основных
вопросов деятельности торгового предприятия в современных условиях рыночной
экономики является весьма актуальной и важной для изучения и понимания.
2.3 Характеристика основных направлений увеличения объема
продаж
Рассмотрим на рис.5 основные предложения, направленные
на увеличение объема продаж ООО «Сэм-опт».
Рис. 5 - Предложения
по увеличению объема продаж ООО «Сэм-опт»
Использование
в деятельности магазина «Сэм-опт» всех предложенных выше возможных способов
оптимизации своей деятельности в различных аспектах способны увеличить объем
продаж предприятия.
В процессе
управления продажами торгового предприятия решаются две основные задачи: 1)
повышение общей суммы прибыли в процессе ее формирования; 2) эффективное
распределение полученной прибыли по отдельным направлениям ее использования.
Среди этих задач приоритетной является первая, т.к. от ее решения во многом
зависят формы и пропорции распределения прибыли на предприятии.
Механизм
управления формированием суммы прибыли торгового предприятия с использованием
системы “взаимосвязь издержек, объема реализации и прибыли” построен на ее зависимости
от следующих основных показателей:
а) объема
реализации товаров;
б) суммы и уровня
чистого дохода (валового дохода за минусом налоговых платежей, осуществляемых
из него);
в) суммы и уровня
переменных издержек обращения;
г) суммы
постоянных издержек обращения;
д) соотношения
постоянных и переменных издержек обращения.
Эти показатели
могут рассматриваться как основные факторы формирования суммы прибыли от
реализации товаров, воздействуя на которые можно получить необходимые результаты.
Внешняя среда
предприятия оценивается преимуществами и недостатками перед конкурентами.
Рынок - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.
ООО «Сэм-опт»
работает на всех этих рынках. Каждому типу рынка присущи свои специфические
черты, которые продавцу необходимо внимательно изучать, но выбирая рынок сбыта
своей продукции, ООО «Сэм-опт» в первую очередь ориентируется на
потребительский рынок.
Также очень
важное значение в работе организации занимает деятельность конкурентов. Поэтому
необходимо проводить постоянный анализ конкурентов, их доли рынка, методы
охвата, что позволит быстро реагировать на изменение их тактики. Прогрессивные
методы можно привлекать в своей деятельности, а слабые места использовать в
конкурентной борьбе.
Изучив сильные и
слабые стороны конкурентов, можно сказать, что успешной деятельности на столь
насыщенном конкурентном рынке ООО «Сэм-опт» препятствуют:
-
низкая
организация сбыта и очень низкий уровень рекламного обеспечения (источником
рекламы является Газета «Шанс», «Лидер».);
-
отсутствует
планирование объемов товарооборота и с этим связаны накладки при поставках
товара;
-
не
разработана сетка расчетов с заказчиками, то есть, нет определенной даты уплаты
окончательного платежа, что в свою очередь вызывает накладки, но уже при
расчете с заводом – изготовителем.
Большинство
уязвимых мест в организации связано, на мой взгляд, с отсутствием четко
сформулированных целей, даже приблизительного плана и направления дальнейшего
развития бизнеса.
Анализ внешней
среды показал, что есть угрозы:
-
появление
на рынке конкурентов;
-
возможность
быть скупленными другими более успешными предприятиями и т.д.
Но есть и
возможности, которые открываются перед организацией:
-
выход на
новые потребительские и географические рынки (г.Сарапул, Глазов, Воткинск);
-
расширение
ассортимента реализуемых товаров.
Все эти проблемы
может решить разработка бизнес-плана развития предприятия. Поэтому, чтобы ООО
«Сэм-опт» развивалось и обрело устойчивость на рынке города Ижевска, я
предлагаю разработать стратегию максимизации прибыли, как основу процветания и
достижения целей.
Решение
вышеназванных проблем поможет фирме вести успешную и достойную борьбу на
конкурентном рынке, сложившемся в Удмуртии.
Основные связи
между «сильными» и «слабыми» сторонами предприятия, а также его угроз и
возможностей установим с помощью матрицы SWOT, которая имеет следующий вид (табл.
24).
Слева выделяется
два блока («сильные» и «слабые» стороны), в которые соответственно выписываются
все выявленные на этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы
также выделяется 2 блока («возможности» и «угрозы»), в которые вписываются все
выделенные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуются четыре поля:
СИВ, СИУ, СЛВ и СЛУ. На каждом из полей необходимо рассмотреть все возможные
парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке
стратегии поведения организации.
Таблица 17 SWOT – анализ фирмы.
|
Возможности:
Расширение
рынка услуг;
Снижение
издержек;
Обновление
торгового оборудования;
Выход
на новые сегменты рынка
|
Угрозы:
Возможность
появления новых конкурентов;
Неблагоприятные
изменения в экономической конъюнктуре
|
Сильные
стороны:
Наличие
собственных торговых площадей;
Качество
обслуживания;
Стабильные
отношения с поставщиками;
Наличие
собственных средств
|
ПОЛЕ
СИВ
|
ПОЛЕ
СИУ
|
Слабые
стороны:
Низкая
оборачиваемость капитала;
Нехватка
оборудования;
Текучесть
кадров;
Отсутствие
в чистом виде маркетинговой службы
|
ПОЛЕ
СЛВ
|
ПОЛЕ
СЛУ
|
В отношении тех
пар, которые были выбраны с поля СИВ, следует разрабатывать стратегию по
использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от
возможностей, которые появились во внешней среде:
-
наличие
собственных торговых площадей дает возможность расширить рынок потребителя;
-
при
наличии собственных денежных средств предприятие сможет расширить ассортимент
товаров.
Для тех пар,
которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом,
чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в
организации слабости.
Выход на новые
сегменты рынка дает возможность появлению дополнительных источников
финансирования, что позволит приобрести новое оборудование за счет увеличения
оборачиваемости капитала. Расширение рынка потребителей позволит
воспользоваться услугами маркетинговой службы.
Если пара
находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы
организации для устранения угрозы. Появление новых конкурентов компенсируем
высоким качеством предоставляемых услуг.
И, наконец, для
пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна выработать такую стратегию,
которая позволила бы ей избавиться от слабости и попытаться предотвратить
нависшую над ней угрозу.
Отсутствие четко
определенной стратегии приведет к тому, что конкурент, тщательно изучив
конъюнктуру рынка и проработав стратегию завоевания рынка, может полностью
вытеснить фирму с рынка.
При выработке
стратегии следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою
противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если
ее использует конкурент, и наоборот, удачно предотвращенная угроза может
создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если
конкурент не устранит эту же угрозу.
ООО «Сэм-опт»
является узкоспециализированным предприятием, поэтому при выборе стратегии мы
обратились к методике «SPACE», в основе которой лежит анализ положения фирмы и
условий ее функционирования по четырем координатам:
-
конкурентное
преимущество фирмы;
-
финансовое
положение;
-
«привлекательность
отрасли»
-
стабильность
экономической среды.
Таблица 18 Определение конкурентного
преимущества фирмы
Факторы
|
Оценка
факторов
|
Доля
рынка
|
5
|
Качество
продукта
|
3
|
Стадия
жизненного цикла продукта
|
6
|
Цикл
замены продукта
|
4
|
Приверженность
потребителей
|
5
|
Использование
производственных мощностей у конкурентов
|
3
|
Технологическое
know-how
|
2
|
Степень
вертикальной интеграции
|
5
|
Прочие
|
4
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|