Сначала я бы
разделил газетные издания по такому признаку, как характер аудитории:
Для жителей села;
Для городских
жителей (для дачников);
Издания общего
характера (для всех);
Особая группа –
издания для фермеров.
Издания,
рассчитанные на землевладельцев, земледельцев, сельских жителей.
Для этой группы
характерен общественно-политический уклон (но сюда, же можно отнести большую
часть отраслевых журналов).
В Ярославле
выходит газета «Северная пчела», заявленная издателями как «крестьянская газета
России», а также «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями.
Как уже отмечалось, сельская тематика занимает значительный объем газетной
площади в районных изданиях: ярославская районная общественно-политическая
газета и название взяла исходя из своей сути – «Ярославский агрокурьер».
Среди других
региональных изданий можно упомянуть пермскую «Крестьянскую газету», газеты
«Притяжение земли» (Иваново), «Сотка» (Тверь), «Фазенда» (Самара). Эти издания,
рассчитанные на садоводов-огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от
5-7 до 10-15 тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные
советы, публикуют материалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.
Издания,
рассчитанные на горожанина-земледельца и землевладельца.
Последние, за
редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйственную
информацию, не связанную с миром текущей политики.
Стремление
горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда
специализированных изданий: «Дачники», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и
др. Такие прикладные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят
сугубо «инструментарный» характер.
Довольно заметна
также восьмиполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и
огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московском издательстве
«Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К
основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская»,
«Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное
приложение «Дачный калейдоскоп».
Газета «Ваши 6
соток» выходит 2 раза в месяц на восьми полосах. Ее тираж – 150 тыс. экз. Это
издание сугубо практического назначения. С обилием материалов-консультаций,
советов. Читателей информируют, просвещают о болезнях растений и о способах
прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах различных сортов овощей и
т.д.
Издания общего
характера – рассчитанные как на сельских жителей, так и на горожан:
Возобновленная в
1991 г. газета «Крестьянская Россия» (основана в 1906 г.) тоже является
общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж – 88.796 тыс.
экз. (около 20 тыс. экз. идет по подписке). Этот еженедельник выходит на 16
полосах, имеет ежемесячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный
продовольственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 стр.
Основные рубрики
газеты – «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят»
(политика, астрология, народная медицина), «Ваше право» (юридические
консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории»,
«Семейный кошелек». Довольно популярен раздел «Бесплатные объявления», имеющий
такие рубрики, как: «Разное»; «Живность. Семена и саженцы»; «Недвижимость,
земля»; «Работа»; «Знакомства»; «Техника и технология».
Газета «Нива
России», тираж которой колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз., выходит
три раза в месяц на 16 полосах. Ее основные рубрики и разделы: «События, факты,
мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса»,
«Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».
Сюда же, кстати,
относится и «Сельская жизнь», о которой более подробно мы поговорим в отдельном
параграфе.
Отдельную группу
образуют фермерские издания.
Обособленно я их
выделил потому, что эта периодика достаточно отстранена от остальных аграрных
изданий, ввиду экономических, политических и хозяйственных предпосылок.
В основной своей
массе – это газеты, появившиеся в ходе развития фермерского движения. Нужно
подчеркнуть, что опыт издания фермерских газет небогат, труден и подчас
неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник
ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств «Русский фермер» (тираж колебался
от 15 до 50 тыс. экз.).
«Русский фермер»
выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая
модель. Публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной
содержания, но газета не сумела стать «голосом» российского фермерства, не
нашла своей ниши и оптимального распространения тиража.[1]
Проблемы
фермерства занимает большое место в московских «Крестьянских ведомостях»,
издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а
также на Кубани и в Ставрополе издающаяся у нас, в Ростове-на-Дону,
издательским домом «Крестьянин» меж-региональная еженедельная газета
«Крестьянин» - издание формата А-3, тиражом 90-110 тыс. экз., рассчитано на
жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на
простом, доступном им языке. Получает много писем и активно работает над ними.
К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского
[1] Система
средств массовой информации России. М., 2001. С. 114.
крестьянского
союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и
издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание
ивановских фермеров «Притяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс.
экз.).
Можно
предположить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных
органов самоуправления появится еще один класс сельских изданий – земские
газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села,
отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не
исключено также. Что некоторые из существующих ныне районных газет перейдут в
разряд земских изданий.[1]
При разном
тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьмиполосный объем. Почти каждая из
них практикует одно- и двухполосные разделы и достаточно большое внимание
уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная, некоторые
из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей как
России, так и СНГ.
Среди десятков
крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы
(«Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). Вообще
все эти журнальные издания (их около 30) можно разделить следующим образом:
· научно-теоретические и
научно-практические журналы;
· научно-производственного и
научно-технического
[1] Система
средств массовой информации России. М., 2001. С. 115.
характера;
· публицистические
научно-практические журналы;
· информационно-рекламные;
· журнальные приложения.
В группу
научно-теоретических и научно-практических журналов входят: «АПК: экономика,
управление» (прежде – «Экономика сельского хозяйства», основан в 1921г.;
ежемесячник предназначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и
студентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК»
(издается с 1987г.; этот, выходящий один раз в два месяца, журнал ориентирован
на работников АПК, фермеров); «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной
академии» (основан в 1878г.; выходит ежеквартально, рассчитан на
ученых-специалистов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит c 1949г. 6 раз в
год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механизация и электрификация
сельского хозяйства» (издается с 1930г., ежемесячник рассчитан на специалистов
АПК); «Тракторы и сельскохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930г.,
ориентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хозяйства и
перерабатывающих предприятий» (ежемесячник основан в 1926г.; предназначен для
экономистов, юристов, руководителей предприятий. Сотрудников и студентов
вузов).
Все эти журналы,
за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются
изданиями министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.
К ним небольшой
группой примыкают журналы научно-производственного и научно-технического
характера. Среди них - «Ветеринария» (ежемесячник издается с 1924г. и рассчитан
на врачей-ветеринаров, специалистов АПК, фермеров, научных работников,
владельцев домашнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходит с
1934г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Молочное и мясное
скотоводство» (издается с 1956г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров);
«Мясная промышленность» (выходит с 1923г. ежеквартально для специалистов
отрасли); «Пчеловодство» (издается с 1921г. 6 раз в год для
пчеловодов-профессионалов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный
журнал для широкой аудитории «Экономика сельского хозяйства России», выходящий
с 1994г., а также массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работников
АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987г.).
Особую группу
составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля
России», выходящие соответственно с 1990 и 1991гг.
Издаются и
журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и
информация» (выходит с 1989г.; предназначен для руководителей АПК, деловых
людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991г.; распространяется среди
производителей и потребителей химической продукции).
Отдельную группу
составляют журнальные приложения: приложение к журналу «Сельская новь» -
«Приусадебное хозяйство» выходит с 1981г. – это ежемесячник, он предназначен
для владельцев приусадебных участков, садоводов и огородников. Более
оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу – «Приусадебное
хозяйство. Субботний курьер». Выходит с 1994г., рассчитано на садоводов и
огородников. В отличие от основного приложения, имеющего 63 страницы,
«Субботний курьер» печатается на 4-8 полосах.
Приложение «Живая
вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяйство» рассчитано на
специалистов-мелиораторов, выходит с 1985 года один раз в два месяца на 64
страницах.
Объем аграрных
журнальных изданий колеблется от 32 страниц (журналы «Молочная промышленность»
и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц
(соответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные машины» и «Известия
Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13
журнальных страниц. В зависимости от цели и назначения издания.
Распространяется по России. СНГ, странам Балтии.
Три года назад в
газетно-журнальном мире России появился такой своеобразный тип издания, как
газета-альманах. «Новый землевладелец» издается в Москве и рассказывает о
вековом опыте землевладельцев (формат А-3, выходит 2 раза в месяц, 40 тыс.
экз. тираж, объем – 24 страницы). Имеет восьмистраничное ежемесячное приложение
«Муха» (формат А-4, тираж 10 тыс. экз.). Это приложение – своеобразное
продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.
К бюллетеням
можно отнести информационно-рекламное издание Ассоциации крестьянских
(фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник
АККОР».
Особые
непериодические издания – это, как правило, издания коммерческого характера,
выпускаемые к определенным событиям (выставкам, презентациям и т.п.) – это
всевозможные брошюры, листовки, полиграфическая продукция (буклеты, открытки,
календари, плакаты, флаерсы и т.п.).
Чтобы более
подробно понять структуру сегодняшней агарной прессы я бы предложил рассмотреть
и следующую классификацию сельхоз-периодики, составленную согласно характеру
той информации, которую она несет.
Отраслевые
издания;
Общественно-политические;
Рекламно-информационные;
Развлекательные.
Структура
отраслевой сельскохозяйственной прессы практически не изменилась с советских
времен, т.к. основные ее представители выпускаются при содействии Минсельхоза,
который в свою очередь сохранил все традиции издания аграрной периодики,
поэтому внутренняя ее классификация почти такая же, как и при Советском Союзе,
только лишь с добавлениями некоторых новых видов изданий:
общего содержания
(«Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии», «Международный
сельскохозяйственный журнал»);
по
растениеводству («Селекция и семеноводство»);
по животноводству
(«Животновод», «Мясная промышленность»);
по механизации и
электрификации («Тракторы и сельскохозяйственные машины»);
по пчеловодству
(«Пчеловодство»);
экономические
(отчасти «Сельский коммерсант», «Экономика сельского хозяйства»).
Общественно-политические
издания представлены очень широко, т.к., как уже отмечалось, часть
сельскохозяйственной тематики взяла на себя региональная пресса. Поэтому можно
сделать такое разделение:
центральные
аграрные издания с общественно-политическим уклоном («Сельская жизнь»,
«Крестьянская Россия», «Нива России»);
региональные
аграрные издания с общественно-политическим уклоном;
а) областные,
краевые («Земля Нижегород-ская»);
б) районные
(«Ярославский агрокурьер» - районная общественно-политическая газета, «Красный
пахарь» - республика Башкортостан, газета Благо-вещенского района);
в) городские
(московский еженедельник «Граунд»);
региональные
общественно-политические
издания,
затрагивающие периодически аграрную проблематику и имеющие постоянные рубрики,
рассчитанные на дачников (параметры распространения те же).
В группу
общественно-политической агарной периодики я бы отнес и фермерские издания
(примеры см. выше).
Далее – аграрные
издания с рекламно-информационным уклоном. Я бы выделил 2 группы:
рекламные (журнал
«Агрохимбизнес» - в основном, рекламная информация);
рекламно-информационные
(газета «Граунд» - московский еженедельник, имеющий подзаголовок «Собственникам
недвижимости в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся
основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от
Москвы, размер участка. Вид собственности, освоенность участка, стоимость и
т.д.). Немало полезной информации содержат разделы «Строительные материалы:
что, где, почем», «Советы специалиста», «Консультации юриста».
Последняя группа
– развлекательные издания, или, скажем так, тяготеющие к развлекательности:
молодежные
(«Сельская молодежь» - скорее информационное издание, которое сегодня, утратив идеологическое
направление былой деятельности, большей частью находится в поиске своей ниши,
мало отвечая своему названию);
женские
(«Крестьянка» - журнал, давно утративший былое предназначение, но все же
оставивший за собой название, а стало быть, часть былой целевой аудитории);
детские (для
сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская
новь». Называется «Стригунок» - детский иллюстрированный журнал для младшего и
среднего школьного возраста, выходит один раз в два месяца на 4-8 страницах).
Практически не
представлены агарные издания для мужчин, хотя некоторые с большой натяжкой
можно отнести именно к ним. Например, казанское издание «Сам хозяин», или тот
же «Сельский коммерсант». Прямо, конечно, не говорится, что эти издания именно
для мужчин, но подспудно все-таки подразумевается именно это, тем более, что
сами названия дают кое-какие намеки на предполагаемый пол аудитории.
Для окончательной
ясности я бы еще разделил всю аграрную прессу России по такому признаку, как
охват аудитории:
общероссийские
издания («Крестьянская Россия», «Сельская жизнь»);
межрегиональные
издания («Крестьянин», распро-страняющийся в Ростовской обл., Ставропольском и
Краснодарском краях; сюда же я бы отнес газету «Наша дача», которая при
относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске
распространяется во многих российских регионах, а также в Белоруссии, Молдавии,
Узбекистане и Украине.);
региональные (все
те региональные издания, о которых говорилось выше, при разделении прессы по
характеру информации);
Здесь также
присутствует особая группа – международные издания: они рассчитаны на
специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участков, сельских жителей
выпускаются. «Международный сельскохозяйственный журнал» рассказывает о
достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе. Он издается
Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два
месяца.
Другое издание
подобного типа – российско-американский ежеквартальный журнал независимых
земле-владельцев и садоводов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован
широкой аудитории – фермерам, арендаторам, работникам колхозов и совхозов,
жителям села, горожанам, имеющим дом в деревне, членам садоводческих
товариществ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|