Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

Сначала я бы разделил газетные издания по такому признаку, как характер аудитории:

Для жителей села;

Для городских жителей (для дачников);

Издания общего характера (для всех);

Особая группа – издания для фермеров.

Издания, рассчитанные на землевладельцев, земледельцев, сельских жителей.

Для этой группы характерен общественно-политический уклон (но сюда, же можно отнести большую часть отраслевых журналов).

 В Ярославле выходит газета «Северная пчела», заявленная издателями как «крестьянская газета России», а также «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Как уже отмечалось, сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях: ярославская районная общественно-политическая газета и название взяла исходя из своей сути – «Ярославский агрокурьер».

 Среди других региональных изданий можно упомянуть пермскую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Иваново), «Сотка» (Тверь), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов-огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10-15 тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют материалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.

Издания, рассчитанные на горожанина-земледельца и землевладельца.

Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйственную информацию, не связанную с миром текущей политики.

 Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачники», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие прикладные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят сугубо «инструментарный» характер.

 Довольно заметна также восьмиполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московском издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся  «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дачный калейдоскоп».

 Газета «Ваши 6 соток» выходит 2 раза в месяц на восьми полосах. Ее тираж – 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения. С обилием материалов-консультаций, советов. Читателей информируют, просвещают о болезнях растений и о способах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах различных сортов овощей и т.д.

Издания общего характера – рассчитанные как на сельских жителей, так и на горожан:

Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (основана в 1906 г.) тоже является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж – 88.796 тыс. экз. (около 20 тыс. экз. идет по подписке). Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежемесячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продовольственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 стр.

 Основные рубрики газеты – «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, народная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Семейный кошелек». Довольно популярен раздел «Бесплатные объявления», имеющий такие рубрики, как: «Разное»; «Живность. Семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знакомства»; «Техника и технология».

 Газета «Нива России», тираж которой колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз., выходит три раза в месяц на 16 полосах. Ее основные рубрики и разделы: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».

 Сюда же, кстати, относится и «Сельская жизнь», о которой более подробно мы поговорим в отдельном параграфе.

Отдельную группу образуют фермерские издания.

Обособленно я их выделил потому, что эта периодика достаточно отстранена от остальных аграрных изданий, ввиду экономических, политических и хозяйственных предпосылок.

 В основной своей массе – это газеты, появившиеся в ходе развития фермерского движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерских газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств «Русский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.).

 «Русский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель. Публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания, но газета не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального распространения тиража.[1]

Проблемы фермерства занимает большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополе издающаяся у нас, в Ростове-на-Дону, издательским домом «Крестьянин» меж-региональная еженедельная газета «Крестьянин» - издание формата А-3, тиражом 90-110 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им языке. Получает много писем и активно работает над ними. К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского


[1] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 114.


крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «Притяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.).

 Можно предположить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных органов самоуправления появится еще один класс сельских изданий – земские газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села, отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не исключено также. Что некоторые из существующих ныне районных газет перейдут в разряд земских изданий.[1]

 При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьмиполосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухполосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная, некоторые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей как России, так и СНГ.

 Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). Вообще все эти журнальные издания (их около 30) можно разделить следующим образом:

· научно-теоретические и научно-практические журналы;

· научно-производственного и научно-технического

[1] Система средств массовой информации России. М., 2001. С. 115.

характера;

· публицистические научно-практические журналы;

· информационно-рекламные;

· журнальные приложения.

В группу научно-теоретических и научно-практических журналов входят: «АПК: экономика, управление» (прежде – «Экономика сельского хозяйства», основан в 1921г.; ежемесячник предназначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и студентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК» (издается с 1987г.; этот, выходящий один раз в два месяца, журнал ориентирован на работников АПК, фермеров); «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» (основан в 1878г.; выходит ежеквартально, рассчитан на ученых-специалистов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит c 1949г. 6 раз в год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механизация и электрификация сельского хозяйства» (издается с 1930г., ежемесячник рассчитан на специалистов АПК); «Тракторы и сельскохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930г., ориентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий» (ежемесячник основан в 1926г.; предназначен для экономистов, юристов, руководителей предприятий. Сотрудников и студентов вузов).

Все эти журналы, за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются изданиями министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ.

К ним небольшой группой примыкают журналы научно-производственного и научно-технического характера. Среди них - «Ветеринария» (ежемесячник издается с 1924г. и рассчитан на врачей-ветеринаров, специалистов АПК, фермеров, научных работников, владельцев домашнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходит с 1934г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Молочное и мясное скотоводство» (издается с 1956г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров); «Мясная промышленность» (выходит с 1923г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Пчеловодство» (издается с 1921г. 6 раз в год для пчеловодов-профессионалов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный журнал для широкой аудитории «Экономика сельского хозяйства России», выходящий с 1994г., а также массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работников АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987г.).

Особую группу составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля России», выходящие соответственно с 1990 и 1991гг.

Издаются и журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и информация» (выходит с 1989г.; предназначен для руководителей АПК, деловых людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991г.; распространяется среди производителей и потребителей химической продукции).

Отдельную группу составляют журнальные приложения: приложение к журналу «Сельская новь» - «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981г. – это ежемесячник, он предназначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и огородников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу – «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выходит с 1994г., рассчитано на садоводов и огородников. В отличие от основного приложения, имеющего 63 страницы, «Субботний курьер» печатается на 4-8 полосах.

Приложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяйство» рассчитано на специалистов-мелиораторов, выходит с 1985 года один раз в два месяца на 64 страницах.

Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 страниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (соответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные машины» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц. В зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России. СНГ, странам Балтии.

Три года назад в газетно-журнальном мире России появился такой своеобразный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладелец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте землевладельцев (формат А-3, выходит 2 раза в месяц, 40  тыс. экз. тираж, объем – 24 страницы). Имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, тираж 10 тыс. экз.). Это приложение – своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.

К бюллетеням можно отнести информационно-рекламное издание Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».

 Особые непериодические издания – это, как правило, издания коммерческого характера, выпускаемые к определенным событиям (выставкам, презентациям и т.п.) – это всевозможные брошюры, листовки, полиграфическая продукция (буклеты, открытки, календари, плакаты, флаерсы и т.п.).

Чтобы более подробно понять структуру сегодняшней агарной прессы я бы предложил рассмотреть и следующую классификацию сельхоз-периодики, составленную согласно характеру той информации, которую она несет.

Отраслевые издания;

Общественно-политические;

Рекламно-информационные;

Развлекательные.

Структура отраслевой сельскохозяйственной прессы практически не изменилась с советских времен, т.к. основные ее представители выпускаются при содействии Минсельхоза, который в свою очередь сохранил все традиции издания аграрной периодики, поэтому внутренняя ее классификация почти такая же, как и при Советском Союзе, только лишь с добавлениями некоторых новых видов изданий:

общего содержания («Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии», «Международный сельскохозяйственный журнал»);

по растениеводству («Селекция и семеноводство»);

по животноводству («Животновод», «Мясная промышленность»);

по механизации и электрификации («Тракторы и сельскохозяйственные машины»);

по пчеловодству («Пчеловодство»);

экономические  (отчасти «Сельский коммерсант», «Экономика сельского хозяйства»).

Общественно-политические издания представлены очень широко, т.к., как уже отмечалось, часть сельскохозяйственной тематики взяла на себя региональная пресса. Поэтому можно сделать такое разделение:

центральные аграрные издания с общественно-политическим уклоном («Сельская жизнь», «Крестьянская Россия», «Нива России»);

региональные аграрные издания с общественно-политическим уклоном;

а) областные, краевые («Земля Нижегород-ская»);

б) районные («Ярославский агрокурьер» - районная общественно-политическая газета, «Красный пахарь» - республика  Башкортостан, газета Благо-вещенского района);

в) городские (московский еженедельник «Граунд»);

региональные общественно-политические

издания, затрагивающие периодически аграрную проблематику и имеющие постоянные рубрики, рассчитанные на дачников (параметры распространения те же).

В группу общественно-политической агарной периодики я бы отнес и фермерские издания (примеры см. выше).

Далее – аграрные издания с рекламно-информационным уклоном. Я бы выделил 2 группы:

рекламные (журнал «Агрохимбизнес» - в основном, рекламная информация);

рекламно-информационные (газета «Граунд» - московский еженедельник, имеющий подзаголовок «Собственникам недвижимости в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка. Вид собственности, освоенность участка, стоимость и т.д.). Немало полезной информации содержат разделы «Строительные материалы: что, где, почем», «Советы специалиста», «Консультации юриста».

Последняя группа – развлекательные издания, или, скажем так, тяготеющие к развлекательности:

молодежные («Сельская молодежь» - скорее информационное издание, которое сегодня, утратив идеологическое направление былой деятельности, большей частью находится в поиске своей ниши, мало отвечая своему названию);

женские («Крестьянка» - журнал, давно утративший былое предназначение, но все же оставивший за собой название, а стало быть, часть былой целевой аудитории);

детские (для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется «Стригунок» - детский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школьного возраста, выходит один раз в два месяца на 4-8 страницах).

Практически не представлены агарные издания для мужчин, хотя некоторые с большой натяжкой можно отнести именно к ним. Например, казанское издание «Сам хозяин», или тот же «Сельский коммерсант». Прямо, конечно, не говорится, что эти издания именно для мужчин, но подспудно все-таки подразумевается именно это, тем более, что сами названия дают кое-какие намеки на предполагаемый пол аудитории.

Для окончательной ясности я бы еще разделил всю аграрную прессу России по такому признаку, как охват аудитории:

общероссийские издания («Крестьянская Россия», «Сельская жизнь»);

межрегиональные издания («Крестьянин», распро-страняющийся в Ростовской обл., Ставропольском и Краснодарском краях; сюда же я бы отнес газету «Наша дача», которая при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине.);

региональные (все те региональные издания, о которых говорилось выше, при разделении прессы по характеру информации);


Здесь также присутствует особая группа – международные издания: они рассчитаны на специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участков, сельских жителей выпускаются. «Международный сельскохозяйственный журнал» рассказывает о достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе. Он издается Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.

Другое издание подобного типа – российско-американский  ежеквартальный журнал независимых земле-владельцев и садоводов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широкой аудитории – фермерам, арендаторам, работникам колхозов и совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в деревне, членам садоводческих товариществ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.