Меню
Поиск



рефераты скачать Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

Оглавление


Введение

Глава первая. Формирование и развитие сельскохозяйственной пропаганды

Глава вторая. Структурно-типологические Характеристики современной аграрной прессы

Глава третья. «Коммерческая» аграрная пропаганда

Заключение

Список литературы

Приложения
Введение


Сельскохозяйственные проблемы для России актуальны на протяжении всей ее истории. Вопрос собственности на землю обсуждается практически каждым поколением и благополучно откладывается «на потом» вновь и вновь. Вся русская литература, так или иначе, затрагивает тему русского народа, подавляющей частью которого является крестьянство. Если проследить историю российской публицистики, то она тоже постоянно затрагивает «крестьянский вопрос»; все это логически проистекает из того, что большая часть населения страны всегда была связана с землей. Об этом мы часто забываем, что очень вредит развитию не только сельского хозяйства, но и всех других отраслей российской экономики, которые во многом зависят от него.

 История развития аграрной прессы, на мой взгляд, соответствует классической периодизации в истории страны и выглядит приблизительно таким образом:

 С 1765 до 1861 гг. - долгий период крепостного права и соответственно споров о нем и о судьбе народа – в основном, через литературу и публицистику. Создание первого сельскохозяйственного журнала  связано с образованием в 1765 году по инициативе императрицы Екатерины II Вольного экономического общества по поощрению в России земледелия и домостроительства. Одновременно стал выходить журнал «Труды Вольного экономического общества» (1765-1915гг.). С этим же периодом связан выход таких журналов, как «Санкт-Петербургские еженедельные сочинения» (май-октябрь 1778г., издатель - Август Вицман); «Сельский житель» (1778-1779гг., издатель А.Т. Болотов); «Экономи-ческий магазин» (1780-1789гг. издатель – Н.И. Новиков); А также «Журнал для овцеводов», «Журнал общеполезных сведений», «Журнал сельского хозяйства».

 С 1861 по 1905гг. – продолжающиеся дискуссии по поводу проблем якобы освободившегося крестьянства и поисков эффективности сельского хозяйства. С этим периодом связан выход следующих изданий: «Прогрессивное сельское хозяйство», «Сельский хозяин», «Вестник сельского хозяйства», «Журнал опытной агрономии», «Хлебороб», «Друг пахаря», «В помощь хозяину» и т.д. «Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на прогрессивные взгляды отдельных редакторов, издателей и авторов, сельскохозяйст-венная журналистика дореволюционной России была предназначена главным образом для крупных землевладельцев и многих других представителей помещичьего класса. Тем не менее они представляют огромный интерес, как отображение социально-экономических и производственных отношений в сельском хозяйстве более чем столетней истории России»;[1]

3. 1905 – 1917гг. – реформы П.А. Столыпина и их крах,


[1] Акопов А.И. Отечественные специальные журналы 1765-1917гг.

Ростов-на-Дону, 1986. С. 117.


политизация крестьянского вопроса, использование его в  качестве инструмента в политической борьбе;

 С 1917 по 1930гг. – поиск новых форм организации сельскохозяйственного труда – артели, кооперативы и др., продразверстка и продналог;

 С 1930 по 1991гг. – коллективизация, массовая аграрная пресса, формирование коммунистической аграрной пропаганды, прямое влияние печатных СМИ на жизнь крестьянства;

 С 1991г. по настоящее время – новейшая история России с попытками решения старейшей проблемы, отсутствие четкой аграрной политики государства. Изменение структуры аграрных печатных СМИ. Появление «коммерческой пропаганды»

 Данная периодизация отражает достаточно общую ситуацию. Более правильным было бы ее детализировать, найти и обосновать развитие аграрных проблем в России и соответственно развитие аграрной прессы. Однако  такую задачу в рамках дипломного сочинения выполнить невозможно.

 В России пресса по-настоящему начала влиять на крестьянство только в период советской власти, когда крестьян обучили грамоте, предложили им четко дифференцированные специализированные издания, с помощью которых власть вела свою пропаганду, приносящую определенные результаты. Поэтому в данной работе предпринимается попытка проследить становление аграрной прессы, а, стало быть, тематики и отчасти пропаганды именно с момента установления советской власти. Без исторического экскурса рассмотрение этих проблем может привести к неправильному пониманию той обстановки, которая сложилась в аграрной  прессе на сегодняшний день.

 Поскольку сельскохозяйственная тематика в печатных СМИ Советского союза была неразрывно связана с аграрной пропагандой, а, вернее сказать, во многом формировалась благодаря последней, то первой задачей моей дипломной работы будет рассмотрение особенностей этой пропаганды, того, как она повлияла на формирование аграрной прессы, во что трансформировалась после исчезновения СССР и как последний факт отразился на структуре аграрной периодики сегодняшней России. В связи с этим я прослежу ее основные тенденции, попытаюсь выявить основные типологические признаки, исходя из чего, предложить классификацию.

 Кроме того, в последней главе я постараюсь описать то, как работает коммерческая аграрная фирма, с которой мне довелось сотрудничать и которая для развития своей деятельности активно использует рекламу, ввиду чего у нее сформировалась жестко идеологизированная политика, имеющая много общего с аграрной партийной пропагандой времен СССР.

При подготовке этой дипломной работы я использовал научную и учебную литературу, материалы периодической печати, специализированные издания сельскохозяйственного направления, некоторые статистические материалы, а также собственный опыт работы в коммерческой аграрной фирме в должности журналиста(копирайтера). Последний факт и повлиял на выбор темы моей дипломной работы, к тому же  представилась хорошая возможность для получения специальной информации из первых рук, поэтому отдельное спасибо нужно сказать руководителю общественно-методического отдела фирмы «Агровит» Калинину А.Н. и зам. руководителя этой фирмы по идеологическим вопросам Карпухину А.В.

Искреннюю признательность выражаю зам. гл. редактора газеты «Сельская жизнь» Ю.П. Савину за предоставление материалов редакции, а также доцентам факультета журналистики МГУ В.С. Кулеву и  В.И. Сапонову за содействие при подготовке моей дипломной работы.

Глава первая: Формирование и развитие сельскохозяйственной аграрной пропаганды.


 По утверждению советских исследователей дореволюционная царская печать была далека от реалий и не отвечала требованиям времени. При этом они выделяли на их фоне печать революционную, подпольную. Зачастую  это, конечно, являлось пропагандистской уловкой и в большей степени относилось к периоду последних лет добольшевистской России, когда кризисы в стране следовали один за другим, а царское правительство, потом и временное, как и соответственно правительственная печать, поглощенные войнами и внутренними разладами, не могли держать ситуацию под контролем, хотя попытки все же были. Так, по мнению профессора Р.П. Овсепяна, «Политика лавирования и заигрывания привела царское правительство в 1905 г. к идее организации в России печати, имитирующей интересы народа. Она была рассчитана на крестьянские массы и предназначена для распространения среди них взглядов и убеждений господствующих классов. Свою главную задачу они (газеты – прим. авт.) видели в воспитании крестьянства в духе миролюбия, смирения, преданности и повиновения. Истинное предназначение подобного рода журналистики – воспитание верноподданничества,»[1] но последующие события свели на нет все

[1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 16.


эти попытки взять под контроль крестьянство.

Между тем, вплоть до начала Первой Мировой войны, российское сельское хозяйство развивалось достаточно интенсивно, страна вышла на первое место в мире по экспорту пшеницы, начинали приводиться в жизнь многообещающие долгосрочные программы по реформе сельского хозяйства, но положение крестьянства с каждым годом все больше ухудшалось. Аграрная печать была на достаточно высоком уровне. Единственный минус состоял в том, что она не была массовой – это  и повлияло в определенной степени на судьбу России.

К 1917 году отображение реального положения дел становится прерогативой так называемой «легальной»* прессы – это стало формой борьбы за власть. Похожую картину мы видим сейчас, раз в четыре года, перед президентскими и парламентскими выборами, т.к. именно в это время больше всего произносится слов на актуальные темы, и нигде больше всего не говорится об аграрных проблемах России, чем в предвыборных обещаниях и программах.

В борьбе за власть победили большевики во многом благодаря прессе, т.к. большевистские газеты преобладали над другими партийными изданиями по всем регионам России. Именно тогда, кстати, было положено начало формированию структуры и принципов партийной пропаганды и печати, на базе которых и была выстроена вся, потом уже государственная коммунистическая печать.

Мы знаем, что, придя к власти, большевики, пользуясь


* «легальная» пресса - здесь имеется в виду вышедшая из подполья после провозглашения Манифеста 17 октября 1905 года до этого нелегальная партийная печать (прим. автора).


«военным» положением, постепенно закрывают все неугодные издания, предоставляя аудитории взамен «идеологически подкованную» печать. Так можно проследить судьбу следующих газет, выходящих в 1917 - 1918гг.: «Деревенская беднота», «Деревенская правда», «Солдатская правда».

С 1918 года вместо них начала выходить центральная крестьянская газета «Беднота» (1918-1931гг.), наследовавшая от своих предшественников лучшие черты, обеспечившие ей массовость: она затрагивала актуальные проблемы, газета говорила на одном языке с читателем, т.к. часто авторами, внештатными корреспондентами были обычные, часто малограмотные люди (крестьяне, солдаты), кроме того активно публиковали свои материалы агрономы, зоотехники, ученые.

Как пишет Р.П. Овсепян, «В «Бедноте» не было пространных статей, заголовки материалов были краткими, лаконичными. Читателю нравилась эта газета, и он тянулся к ней. Тираж ее вырос с 350 тыс. экз. в конце ноября 1918 г. до 750 тыс. экз. в 1920 г.»[1]

Во время гражданской войны, проводя политику «военного коммунизма», большевики утратили возникнувшее было доверие крестьянства, поддержка которого была необходима новой власти. Поэтому «на новом этапе требовалось убедить миллионы среднего крестьянства в необходимости переделки деревни, завоевать его доверие».[2] Кроме того, новое государство столкнулось с первыми послевоенными трудностями, новая экономическая политика поставила


[1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 69.

[2] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С.28.


издания в трудные финансовые условия: возросла себестоимость  печати, а поэтому розничная и подписная цена газет тоже подскочила. Затем, как следствие, упали тиражи, а благодаря некоторой либерализации вновь начала развиваться оппозиционная пресса. «Кризис печати, имевший многообразные формы проявления, - пишет Р.П. Овсепян - требовал комплексных мер для его преодоления. Среди них главное место заняла материальная помощь. Видя, что подписка на периодическую печать не дает желаемых результатов, 13 съезд РКП(б) принял директиву, согласно которой местным партийным органам и редакциям газет вменялось в обязанность принять меры к тому, чтобы каждый коммунист стал подписчиком партийной газеты, а на каждые 10 крестьянских дворов была выписана одна массовая крестьянская газета.

 Имелась ввиду не только «Беднота», но и увидевшая свет в конце ноября 1923г. «Крестьянская газета», на которую возлагались особые надежды. В условиях, когда НЭП набирал обороты, а кризис печати шел на убыль, возникала необходимость в массовом издании, которое бы в доступной форме помогало малограмотному деревенскому населению правильно ориентироваться в новых условиях хозяйствования. Газету волновали буквально все вопросы крестьянской жизни: проблемы землеустройства, землепользования, агротехники; она помогала крестьянину советами, вела с ним активную переписку. При редакции имелся свой юрист, свой агроном, которые консультировали читателей, отвечали на их вопросы.»[1]

Для завоевания читателя вся печать была ориенти-


[1] Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журналистики. Москва, 2001. С. 90-91.


рована на массовость, но вместе с тем, понимая, что влиять на людей, в основном безграмотных, живущих на огромной территории, очень тяжело, новая власть повсеместно открывает «ликбезы», призванные «правильно» учить грамоте население. Вместе с этим начала формироваться и региональная печать. Особенно ярко это можно проследить в период и после создания Советского союза, что предопределило рождение республиканской прессы.

 Республиканские издания строились по образу и подобию центральных печатных органов: аналоги «Бедноты» и «Крестьянской газеты» появляются на национальных языках («Колхозница Украины», «Социалистическое сельское хозяйство Узбекистана», «Колхозы и совхозы Казахстана»).

 Примерно таким же, «клонированным» образом строилась и региональная печать: «Смоленская деревня», «Ярославская деревня», «Красный пахарь»…

Наряду с общеполитическими, а также некоторыми специализированными изданиями, рассчитанными на массового читателя, в стране появляются отраслевые журналы, рассчитанные на специалистов.

Так по линии издательства «Колос» выходит 37 подобных изданий: всесоюзные журналы «Земледелие, «Животноводство», «Хлопководство», «Картофель и овощи», «Механизация и электрификация».

 В.И. Сапонов разделяет все отраслевые издания послереволюционного периода на 4 группы:

общего содержания («Вестник с/х науки»);

по растениеводству («Корма», «Земледелие», «Селекция и семеноводство»);

по животноводству («Ветеринария»);

по механизации и электрификации («Гидротехника и мелиорация»).[1]

Также можно добавить сюда и пятую группу изданий -  экономические аграрные журналы («Экономика сельского хозяйства»).

К особому отряду можно отнести такие издания, как «Крестьянка», «Сельская молодежь», «Сельская новь», для которых характерны общеполитические, культурно-художественные и научно-популярные тексты.

Сначала сельскохозяйственная пропаганда в печати носила преимущественно производственный и политический характер, вытекавший из генеральной задачи первых лет Советской власти – «создать и укрепить союз рабочего класса и трудового крестьянства, заложить социалистические основы сельскохозяйственного производства и деревенского быта». К 1926 году была сформирована широкая сеть крестьянской печати, основу которой составляли три типа  массовых крестьянских газет:  центральная, губернская и уездная.

К концу 30-х годов, когда коллективизация в деревне была завершена, газеты по своей направленности и содержанию становятся в целом рабоче-крестьянскими в системе общеполитической прессы. Был выработан новый тип общеполитической газеты: районная и республиканская. Одновременно и в соответствии с общей тенденцией (усиление специализации советских газет и журналов по отраслям народного хозяйства) усиливалась специали-


[1] Сапонов В.И. Печать и проблемы сельскохозяйственной пропаганды (формы и методы). Москва, 1977. С. 42–46.


зация сельскохозяйственной печати по отраслям сельско-хозяйственного производства.

 В дальнейшем, после формирования так называемого «социалистического типа крестьянина», советская сельскохозяйственная пропаганда расширяет сферу своего воздействия, приобретая все больше социальных черт, тем самым, обуславливая новую тенденцию прессы середины 20 века – универсализация.

 Задача пропаганды при любом строе сводится к тому, чтобы приводить интересы реципиента в соответствие с интересами государства и общества.

 Задача газет и не только аграрных - преодоление психологического барьера у аудитории, дифференцированный подходит к ней, осуществление общественного контроля за работой того же сельского хозяйства. Надо сказать, что эти задачи выполнялись очень лихо.

По утверждению И.И. Засурского, «Успехи СССР в сфере пропаганды нельзя недооценивать. Имиджмейкерами новой государственно-экономической структуры выступало огромное количество талантливых людей, начиная с Эйзенштейна и Маяковского. Основой советской пропагандистской системы были печать и кинематограф, однако позже значительную роль стало играть радио. Основными характеристиками советской пропаганды была четкая адресная направленность сообщений, структурирование системы СМИ в расчете на гомогенные группы потребителей (впрочем, гомогенизация общества была одной из важнейших задач всего социалистического проекта). Советское государство было главным заказчиком политической рекламы, но его требования к изданиям не слишком отличались от современного рекламодателя - скорее можно сказать, что государство было единственным рекламодателем и могло настаивать на безоговорочном выполнении своих требований.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.