- по полной цене исходного материала
– при реализации отходов на сторону для использования в качестве полноценного
ресурса;
- по действующей цене на отходы за
вычетом расходов на сбор и обработку, когда отходы идут в переработку внутри
организации или сдаются на сторону.
Материальные ресурсы, на которые цены
в течении года снизились, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного
года по ценам возможной реализации, когда они ниже первоначальной стоимости
приобретения, с отнесением разницы в ценах на результаты хозяйственной
деятельности.
Товарно-материальные ценности,
полученные в счет вкладов в уставный фонд организации, оцениваются по
договоренности сторон.
Основные методологические принципы
учета товарно-материальных ценностей (запасов) регламентированы международным
стандартом бухгалтерского учета 2. Согласно данному стандарту, к
товарно-материальным ценностям (запасам) относятся: «…активы, во-первых,
имеющиеся для продажи при обычной хозяйственной деятельности, во-вторых,
находящиеся в процессе производства для таких продаж и, в-третьих, существующие
в форме материалов для потребления в производственном процессе или при оказании
услуг» [21, с.89-90].
В Стандарте говорится о том, что
«товарно-материальные ценности (запасы) включают в себя закупленные материалы и
вспомогательные средства, подготовленные для переработки в процессе
производства; товары; землю и другую собственность, сохраняемую для
перепродажи, а также готовую продукцию и незавершенное производство» [21,
с.90].
К числу основных задач учета движения
используемых в организации товарно-материальных ценностей можно отнести
следующие:
- определение стоимости
(себестоимости, цены), по которой товарно-материальные ценности попадают в
оборот организации;
- определение стоимости, по которой
товарно-материальные запасы должны отражаться в активах баланса на дату его
составления;
- определение стоимости, по которой
товарно-материальные ценности должны быть списаны на затраты в результате их
использование, потребления или продажи.
Согласно Международному стандарту 2,
измерение и отражение в учете и отчетности стоимости товарно-материальных
запасов должно производится по наименьшей из двух оценок: по себестоимости или
по рыночной цене. При этом себестоимость служит основной исходной базой
стоимостной оценки запасов.
Стандартом оговорено также методика
определения себестоимости товарно-материальных запасов. В нее должна входит
покупная стоимость (цена), затраты по доставке, хранению и переработке.
Себестоимость товарно-материальных
ценностей зависит от большого количества разнообразных факторов. Основными из
них являются изменение цен и транспортных тарифов, длительность нахождения на
складах и в производственных цехах и др. При больших номенклатурах и сложных
технологических циклах трудно достоверно измерить действительную себестоимость
товаров, находящихся на хранении, в обработке или в отгрузке. Очень часто
бывает практически не возможно отслеживать и обеспечивать единство физического
(натурально-вещественного) и стоимостного потока товарно-материальных ценностей
в организации. Поэтому в международной учетной практике при оценке находящихся
в обороте организации товарно-материальных ресурсов по стадиям
«купля-переработка-продажа» приоритет отдается отражению стоимости без
обеспечения абсолютного соответствия ее величины фактическому физическому
движению ресурсов.
Среди основных методов оценки
стоимости товарно-материальных запасов (остатков), остающихся на балансе
организации, а также списываемых на затраты в результате потребления,
использования или продажи выделяют следующие:
- метод прямой идентификации;
- метод средневзвешенной цены
(стоимости);
- метод ФИФО;
- метод ЛИФО.
В большинстве зарубежных стран
организациям разрешено выбирать один из этих методов, провозглашать и
фиксировать этот выбор в своей учетной политике. Сделав выбор, организация
затем обязана придерживаться соответствующего метода оценки
товарно-материальных ценностей в учетно-аналитической практике как минимум в
течение одного года.
Практическое применение методов
прямой идентификации, средневзвешенной цены, ФИФО и ЛИФО в зарубежных
организациях осуществляется в рамках двух различных систем списания на затраты
стоимости потребленных товарно-материальных ценностей. Это может быть либо
система постоянного списания, либо система периодического списания
использованных товарно-материальных ресурсов.
Основу обеих систем списания
составляет известная формула учета движения товарно-материальных ценностей:
Онп + ДОп -
КОп = О кп, (1.2.)
где Онп – стоимость
остатков (запасов) товарно-материальных ценностей на начало учетного периода;
ДОп – дебетовый
оборот по счетам товарно-материальных ценностей за учетный период;
КОп – кредитовый
оборот по счетам товарно-материальных ценностей за учетный период, или
стоимость реализованных (израсходованных) ресурсов, подлежащая списанию на
затраты отчетного периода;
Окп – стоимость
остатка (запасов) товарно-материальных ценностей на конец учетного периода.
Различие систем постоянного и
периодического списания на затраты стоимости реализованной товарно-материальных
ценностей заключается в последовательности расчета таких элементов данной
формулы, как кредитовый оборот (КО) и остатки на конец периода (Окп).
В Республике Беларусь организациям
разрешено выбирать один из методов оценки стоимости товарно-материальных
запасов (остатков), провозглашать и фиксировать этот выбор в своей учетной
политике. Сделав выбор, организация обязана придерживаться соответствующего
метода оценки товарно-материальных ценностей в учетно-аналитической практике
как минимум в течение одного года.
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь от 04.05.98 г. №694 «О государственной программе перехода
на международные стандарты бухгалтерского учета в Республики Беларусь»
определило целью реформирования бухгалтерского учета «приведение национальной
системы бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами
финансовой отчетности и требованиям рыночной экономики». Существенные изменения
в национальном учете произошли в текущем году: учетная политика направлена на
максимальное удобство сбора информации налоговыми службами и другими
государственными органами [19, с.90].
Практика, основанная на реализации
международных стандартов учета, ориентирована на свободную рыночную экономику и
разрабатывается ассоциацией профессиональных бухгалтеров для получения
понятной, своевременной, существенной информации, достаточной для принятия управленческих
решений руководством, удобной инвесторам, сотрудникам компании.
Бухгалтерский учет фиксирует
количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с качественной
стороной путем сплошной, непрерывной, документальной регистрации всех
хозяйственных операций, как в натуральном, так и в денежном измерении.
Основные направления
совершенствования организации бухгалтерского учета определены с учетом рыночной
экономики. В новых условиях бухгалтерский учет должен обеспечивать более
экономное использование материальных ресурсов, сокращение производственных
запасов, что приведет к высвобождению ресурсов, позволит пополнить рынок
средствами производства.
Перед учетом материальных ресурсов
стоят следующие задачи:
1)
правильное
и своевременное документальное оформление всех операций по заготовке,
поступлению и отпуску материалов; выявление и отражение затрат, связанных с их
заготовлением; расчет и списание отклонений фактической себестоимости ценностей
от их учетной стоимость по направлениям затрат;
2)
выбор
наиболее приемлемой оценки материальных ресурсов в текущем учете;
3)
контроль
за сохранностью материальных ресурсов в местах их хранения и на всех стадиях
движения;
4)
постоянный
контроль за соблюдением установленных норм запасов материальных ценностей;
5)
систематический
контроль за использованием товарно-материальных ценностей в производстве на
базе обоснованных норм их расходования;
6)
контроль
за технологическими отходами и потерями и их использование;
7)
своевременное
получение точно информации по величине экономии или перерасхода
производственных запасов по сравнению с установленными лимитами (нормами);
8)
своевременное
осуществление расчетов с поставщиками товарно-материальных ценностей, контроль
за ценностями, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.
Необходимым условием выполнения
планов по производству продукции, снижению ее себестоимости, росту прибыли,
рентабельности является полное и своевременное обеспечение организации сырьем и
материалами необходимого ассортимента и качества.
Рост потребности организации в
материальных ресурсах может быть удовлетворен экстенсивным путем (приобретением
или изготовлением большего количества материалов и энергии) или интенсивным
(более экономным использованием имеющихся запасов в процессе производства
продукции).
Первый путь ведет к росту удельных
материальных затрат на единицу продукции, хотя себестоимость ее может при этом
и снизиться за счет увеличения объема производства и уменьшения доли постоянных
затрат. Второй путь обеспечивает сокращение удельных материальных затрат и
снижение себестоимости единицы продукции. Экономное использование сырья,
материалов и энергии равнозначно увеличению их производства.
Задачами анализа обеспеченности материальными
ресурсами являются
а) оценка реальности планов
материально-технического снабжения, степени их выполнения и влияния на объем
производства продукции, ее себестоимость и другие показатели;
б) оценка уровня эффективности
обеспеченности организации материальными ресурсами.
в) выявление внутрипроизводственных
резервов экономии материальных ресурсов и разработка конкретных мероприятий по
их использованию.
Источниками информации для анализа
материальных ресурсов являются: план материально-технического снабжения,
заявки, договоры на поставку сырья и материалов, формы статистической
отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов (3-сн, 4-сн и др.) и
о затратах на производство (1-п, 5-з), оперативные данные отдела
материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского
учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.
В настоящие время данные
бухгалтерского учета должны содержать информацию для изыскания резервов
снижения себестоимости продукции в части рационального использования
материалов, снижения норм их расходов, обеспечения надлежащего хранения и
сохранности.
Учет поступления материалов
обеспечивает контроль за их сохранностью и своевременностью оформления всех
операций, а анализ обеспеченности организации материальными ресурсами дает
возможность выявить внутрипроизводственные резервы экономии материалов и
разработать конкретные мероприятия по их использованию.
Создание организации ОАО
«Слониммебель» начинается с 1939 года, когда на базе кожевенного завода была
организована артель «Красный столяр» с численностью 50 человек.
В 1956 году на базе артели была
организована Слонимская мебельная фабрика и передана в ведение Министерства
«Беллесбумпром».
В 1971 году фабрика стала филиалом
ПДО «Мостовдрев».
31 октября 1997 года путем выделения
из состава «Мостовдрев» было организовано открытое акционерное общество
«Слониммебель».
На сегодняшний день ОАО
«Слониммебель» входит в состав концерна «Беллесбумпром», в котором занимает
устойчивое положение. Так объем производства корпусной мебели составляет 4,4%
от общего объема производства корпусной мебели по концерну, при этом ОАО
«Слониммебель» является одним из крупнейших производителей наборов мебели для
спальни с использованием МДФ.
ОАО «Слониммебель» располагается на
территории 9,4398 гектаров. Производственные площади включают в себя:
машинно-облицовочный цех, сборочно-отделочный цех, цех брусковых деталей,
ремонтно-механический цех, энергоцех, склад техматериалов, склад готовой
продукции, компрессорная, котельная, административное здание, а также ряд
вспомогательных зданий, сооружений и цехов. Имеются подъездные пути для
автомобильного транспорта, оборудованные площадки для погрузочно-разгрузочных
работ, а также полное обеспечение электроэнергией, теплом и водой.
Для организации характерен серийный
характер производства, который позволяет оперативно реагировать на изменение
рыночной конъюнктуры. Имеющееся оборудование позволяет производить самую
различную гамму корпусной мебели, в том числе и с использованием гнутоклеенных
элементов.
В организации внедрена и действует
международная система менеджмента качества серии ИСО 9001. в настоящее время
организация готовится к внедрению экологического стандарта ИСО 14000.
На данном этапе производственная
мощность организации, рассчитанная по ведущему оборудованию, составляет 85%.
Необходимо отметить, что производственная мощность организации была увеличена в
конце 2005 года в связи с приобретением и внедрением дополнительно
деревообрабатывающего центра с численным программным управлением.
Основным видом выпускаемой продукции
является производство наборов мебели для спальни, удельный вес которых в общем
объеме производства составляет 80,4%. Структура выпускаемой продукции
представлена в виде круговой диаграммы (рис.2).
П р и м е ч а н и е: Источник [3,
с.15]
Рабочий план счетов бухгалтерского
учета ОАО «Слониммебель», разработанный на базе Типового плана счетов.
Руководство бухгалтерским учетом
возложено на главного бухгалтера. Права, обязанности и ответственность главного
бухгалтера определяется ст.7 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете
и отчетности» от 25.06.2001г. №42-З [12].
Бухгалтерский учет в ОАО
«Слониммебель» осуществляется бухгалтерией, являющейся самостоятельным
структурным подразделением.
Первичные учетные документы создаются
исполнителями и поступают в бухгалтерию в соответствии с утвержденным графиком
документооборота. При ведении бухгалтерского учета используется
журнально-ордерная форма учета.
Производственные запасы учитываются
по фактической себестоимости, с отражением разницы между себестоимостью
поступивших материальных ценностей на счете 16 «Отклонение в стоимости
материалов». Образующиеся отклонения списываются на производство по проценту
предшествующего месяца пропорционально списанным в отчетном месяце запасам в
конце отчетного периода.
В целях уменьшения влияния
инфляционных процессов на формирование производственных затрат обеспечение
увязки текущих доходов и расходов включение стоимости материальных ресурсов в
состав себестоимости продукции (работ, услуг) производить по средневзвешенным
ценам.
Переоценка производственных запасов
производится в порядке и сроки предусмотренные соответствующими решениями
Правительства.
В целях обеспечения контроля за
сохранностью материальных ценностей и денежных средств путем сопоставления их
фактического наличия с данными бухгалтерского учета проводить периодические
инвентаризации активов и пассивов баланса.
Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ОАО «Слониммебель» за четыре года, предшествующих планируемому году,
представлен в таблице 2.1.
По своим должностным обязанностям
весь персонал разделяется на управленческий персонал (руководители), инженерно-
технические работника (специалисты), служащие и рабочие.
В составе работников ОАО
«Слониммебель»:
- руководители – 32 человек;
- специалисты – 26 человек;
- служащие – 1 человек;
- рабочие – 362 человек;
- охрана – 14 человек.
Таблица 2.1. Динамика основных показателей хозяйственной
деятельности ОАО «Слониммебель» за 2002-2005 гг.
|