Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и аудит оплаты труда

В целом анализ фонда оплаты труда показал, что он используется в пределах норм, как по категориям, так и по видам выплат.

Контрольную функцию за расходованием фонда оплаты труда осуществляет бухгалтерия, а анализ использование проводит отдел труда и заработной платы. Экономическая служба контролирует численный и квалификационный состав работающих на предприятии.

На базе аналитических данных, руководство принимает меры по устранению выявленных в результате анализа негативных явлений, принимает соответствующие меры.

2.5. Контроль за использованием фонда заработной платы


В условиях рыночной экономики важно не только грамотно организовать производство, но и быстро с выгодой реализовать результаты своего труда. Прибыль – это финансовый результат, в котором заинтересовано не только предприятие, но и государство. Прибыль формируется от цены и себестоимости. Цена должна быть конкурентоспособной.  Себестоимость составная часть цены. Все статьи затрат должны основываться на нормативе по каждому виду. Нормы расхода лежат в принципе списания затрат в себестоимость. Утвержденные нормы списания являются законом. Нормы затрат утверждаются на государственном уровне и самим предприятием. Положение о составе затрат на производство позволяет контролировать факт законного списания в пределах нормы и сверх нормы. В пределах нормы затраты списываются в себестоимость, а сверх норм – затраты должны списываться за счет собственных средств предприятия, уменьшая ее законную прибыль.

Контроль за списанием затрат в себестоимость или на соответствующий источник лежит на бухгалтерской службе.

Фонд заработной платы подлежит жесткому контролю, как со стороны самого предприятия, так и со стороны государства. Бухгалтер внимательно следит за выполнением всех документов и распорядительных актов, относящихся к организации и оплате труда. При проверках, обнаруженные нарушения, караются крупными штрафами и санкциями государственных органов вплоть до закрытия.

Предварительный контроль проводит служба бухгалтерии, начиная проверку с первичных документов по учету личного состава, нарядов на начисление заработной платы, применяемым расценкам, выплатам за особые условия и т.д. Совместно с отделом кадров проверяет наличие списочного состава по приказам с данными в табелях учета рабочего времени, с производственным отделом контролирует факт выпуска или производства продукции, с экономическими службами уточняет правильность применения расценок и ставок на работы, на правила премирования.

Внутренний контроль может проводит собственная аудиторская служба, которая проверяет:

-         правильность и своевременность начисленной основной и дополнительной заработной платы,

-         правильность расчетом всех удержаний (единого социального налога, налога на доходы физических лиц, отчислений  в ПФР, алиментов, подотчетных сумм и т.д.) с перечисления их адресам,

-         законность списания затрат на соответствующий источник (себестоимость, прибыль, собственные средства),

-         соответствие данных аналитического и синтетического учета по расчету с работниками по оплате труда.

Источниками информации являются данные аналитического и синтетического учета по счетам 70,  76 (субсчет расчеты по депонентам), 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 94, 71 "Расчет с подотчетными лицами", табели учета рабочего времени, листки временной нетрудоспособности, отпускные записки с расчетом сумм отпускного пособия и т.д.

Первоначально сверяются данные аналитического учета по счету 70 на первое число с записями в Главной книге, в сводных регистрах, с данными расчетно0палатежной ведомости. При выявлении  расхождения выясняются причины.

Особенно тщательно проверяются табели учета рабочего времени на наличие подставных или вымышленных лиц. Табельные списки  сверяются со списком личного состава в отделе кадров.

Первичные документы по начислению заработной платы не должны иметь подчисток и исправлений, обязательно подписаны и иметь расшифровки, все реквизиты заполнены. Проверяется возможность повторного использование первичных документов при начислении оплаты труда, возможность повторения одних и тех же лиц в расчетно-платежных ведомостях. Проверяются факты арифметических ошибок.

Далее проверку продолжают по конкретным вариантам начисления заработной платы или подразделениям.

Выявляют правильность расчета:

Ø                  по сдельным расценкам, тарифным ставкам и окладам,

Ø                  по премиальным системам (их обоснованность и соответствие системам премирования, наличия средств для этой оплаты)

Ø                  по доплатам на все виды работ (ночные, бригадирские,  работу в выходные дни, вредные условия, оплата простоев, сверхурочные и т.д.).

Операции с заработной платой могут быть почвой для незаконного присвоения денежных средств за счет завышения итоговых сумм в платежных ведомостях, в платежную ведомость включены не работающие на предприятии, суммы выданных ранее авансов не удерживаются при окончательном расчете, присваиваются депонированные суммы средств за отсутствующих или умерших работников.

Последующий контроль над рациональным использованием средств на оплату труда, за правильностью выдачи наличных на цели расчета с работниками осуществляют банки.

Предприятие каждый квартал составляет кассовый план и предоставляет его в банк, в котором оно обслуживается. На основании справок от предприятий банки проверяют начисленный фонд данным выполненного объема. На основе представленного кассового плана банк пересчитывает плановый фонд на выполненный объем. В случае превышения фактически начисленных средств над заработанными средствами, недостающие средства могут выдаваться за счет свободных остатков резервного капитала, неиспользованных средств фонда накопления, нераспределенной прибыли отчетного года или прошлых лет, бюджетных средств на оплату.

Не направляются на оплату средства:

-         от продажи основных средств,

-         арендная плата,

-         амортизационные отчисления,

-         средства целевых кредитов.

Выдача наличных на различные нужды из банков осуществляется на основе предоставления следующих документов:

-         Кассового плана, в котором предприятие самостоятельно рассчитывает размеры денежных средств на выдачу заработной платы, на хозяйственные нужды, на командировочные расходы, на торгово-закупочную деятельность, горюче-смазочные материалы, на представительские расходы. Этот план предприятие предоставляет банку за 55 дней до начала квартала.

-         Справки о наличии средств на потребление по источникам нарастающим итогом с начала года по данным баланса, при недостатке источников эти сведения предоставляются ежемесячно.

Контроль за использованием средств предприятия на получение наличных на оплату достаточно жесткий.  Вместе с тем, банки не контролируют порядок и сроки по выплате предприятиями задолженности по заработной плате, давая возможность использовать средства на оплату труда не целевым назначением. Увеличивается задолженность по оплате, а эти средства могут использоваться на обогащение руководства предприятия.

В настоящее время нет закона регулирующего ответственность руководителей за не выдачу заработной платы в установленные сроки.


Глава 3

Аудит учета и оплаты труда в ОАО «Полиграфист»

С 1998 года в ОАО «Полиграфист» аудиторская проверка не производилась. У предприятия заканчивается лицензия и принято решение о  проведении на законном основании. В ноябре 2002 года заключили договор с независимым аудитором о проведении сплошной проверки за три года, прошедших после проверки налоговой инспекции.

При заключении договора аудитор выяснил, что экономический субъект не будет прекращать деятельность, намерен развиваться дальше, заканчивается лицензия, нарушений со стороны налоговых органов не обнаружено, кредиторская задолженность не превышает расчетную, смены руководителя и главного бухгалтера не намечается, вся первичная документация в полном составе, объем работы не большой. Аудитор определил среднюю степень риска.

В соответствии со стандартом «План проведения аудита», одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ от 25.12.96 протокол № 6,  для предприятия ОАО «Полиграфист» был разработан план аудиторской проверки, которой предусмотрено:

Ø             Аудит учредительных документов, Устава, лицензии по видам деятельности, распорядительной документации, протоколы заседаний, штатное расписание;

Ø             Аудит Учетной политики;

Ø             Аудит основных средств;

Ø             Аудит  нематериальных активов;

Ø             Аудит товарных запасов;

Ø             Аудит издержек обращения;

Ø             Аудит реализации;

Ø             Аудит денежных средств и кассовых операции;

Ø             Аудит финансовых результатов и бухгалтерской  отчетности.

Аудитор провел проверку документов и Учетной политики. Изменений в деятельности, сбора и обработки  информации не отмечено.

Для ОАО «Полиграфист» при аудите расчетов по оплате труда был предложен следующий вариант программы (см. таб.16).

При проверке начисления средств на оплату труда и включения некоторых выплат в совокупный доход отмечены следующие недостатки. При выдаче материальной единовременной помощи торговому агенту Дмитриеву А.С. в связи со смертью матери, сумма в размере 1000 рублей были отнесена на общую сумму заработной платы и с неё не был удержан налог на доходы физических лиц, к тому же начислен ЕСН.


Таблица 16

Программа аудита. Проверяемая организация: ОАО «Полиграфист»

Период аудита: 2002 год         

Планируемые виды работ

Период проведения

Рабочие документы

1

Оценка правильности оформления и начисления выплат сотрудникам по всем основаниям


1 декада 2003 года

Первичная документация (авансовые отчеты и проч.), журнал-ордер ф.7

2

Наличие единой нумерации авансовых отчетов

10-12 января 2003 года

Авансовые

Отчеты

3

Аудит определения и отнесения на себестоимость затрат, связанных с подотчетными суммами

13-16 января 2003 года

Главная книга

4

Соблюдение сроков сдачи авансовых отчетов подотчетными лицами

17-18 января 2003 года

Авансовые

Отчеты

5

Аудит использования подотчетных сумм строго по целевому назначению

19-21 января 2003 года

6

Соответствие сальдо счета 71 в оборотной ведомости остаткам журнала-ордера ф.7

22 января 2003 года

Оборотная ведомость. Журнал-ордер ф.7


Были сделаны следующие изменения. В карточке аналитического учета по начислению заработной платы сторнированы сумма 130 рублей в ноябре и включены в оплату следующего месяца. Законность выдачи единовременной помощи подтверждена копией свидетельства о смерти. В других синтетических и сводных регистрах, также в журнале хозяйственных операций. Решение о выдаче помощи было принято на собрании коллектива магазина и занесено в протокол собрания.

Данные проверки аудитор отразил результат в табл. 17.

 

 

 

Таблица 17

Перечень  расчетно-платежных ведомостей, в которых

допущены ошибки при отнесении выплаченной единовременной

помощи на заработную плату

Номер

Расчетно-платежной ведомости

Дата

Сумма

Причина выплаты

11

01.12.02.

1000=

Заявление Дмитриева, документ, решение коллектива


Аудитор                                                                          подпись _________

Директор ОАО «Полиграфист»   Еременко Д.Д.   подпись _________

Изменения отражены проводками в табл. 18.

Таблица 18

Дата

Название операции

сумма

Дебет

Кредит


30.09.02

30.09.02

30.09.02

30.09.02

25.11.02

25.11.02

Начислена  единовременная помощь

Начислены взносы в фонд соцстраха

Начислены взносы в ПФ

Начислены взносы в фонд мед страха

Начислена единовременная помощь

Начислен налог на доходы физ.лиц


1000

40

140

36

1000

130


20

20

20

20

96

70


70

69-1

69-2

69-3

70

68


 

Факт выдачи и подписи Петренко А.И. действительны. Проверкой установлено, что приходные и расходные кассовые ордера в порядке соблюдения  по их заполнению не отвечают требованиям. Не на всех проставлен штамп «получено», «оплачено», и нет расшифровки подписей.

Документы приведены в порядок, произведены все исправления.

По учету заработной платы и рабочего времени проверены все табеля и ведомости. Трудовые книжки на месте, записи в них проведены на основании приказа. Личные дела заведены на каждого с фотографиями. Должностные инструкции разработаны. Каждый работник ознакомлен с ними. Дополнительные обязанности занесены  в должностные обязанности. Табель учета рабочего времени заполняется каждый день, с выделением праздничных, вечерних и ночных часов работы. Расчет средней численности для целей налогообложения соответствует инструкции и методике расчета. Исправлений и подчисток нет.

В ведомости начисления заработной платы отклонений и замечаний нет, кроме случая с выдачей единовременной материальной помощи. Подписи и расшифровки к ним есть.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.