Карточки
личного учета на момент проверки были заполнены. Удержание подоходного налога
производится с учетом наличия иждивенцев, необходимые подтверждающие документы
с места жительства и места учебы предъявлены бухгалтеру. Данные по начислению
подоходного налога ежемесячно передаются по установленной форме в налоговую
инспекцию.
Нарушений
с внебюджетными фондами нет. Взносы в фонд социального страхования, медицинского
страхования, фонд занятости и Пенсионный фонд соответствуют действительности и
предъявляются во время.
В
процессе работы были исправлены первичные документы по учету кассовых операций.
Они не отражали искажения бухгалтерского учета, но не соответствовали
требованиям ведения учета, следовательно, наступил бы факт наложения штрафа в
размере от 3 до 5 минимальных оплат труда.
Аудиторская
проверка профессионально позволила подготовить предприятие к предстоящей проверке,
и, как следствие, к лицензированию.
Все
документы по бухгалтерскому учету были предъявлены аудитору для проверки.
В
результате подтвердилось, что финансовая отчетность предприятия в основном
правильно отражает его финансовое положение, прибыль и убытки, движение
денежных средств, бухгалтерский отчет отвечает требованиям законодательных и
нормативных актов по бухгалтерскому учету.
Финансовая
отчетность подготовлена добросовестно, на основе объективных данных
бухгалтерского баланса, исправлена в соответствии с требованиями и нормами.
Бухгалтерский
учет соответствует принципам и требованиям, учетная политика предприятия выбрана
правильно.
Своевременно
и полностью вносятся налоги и обязательные отчисления. Предприятие своевременно
рассчитывается с поставщиками, контролирует сроки поставки, но в случае
возникновения разногласий по срокам поставки необходимо выставлять штрафные
санкции, а в случае необходимости обращаться в арбитраж.
Заработная
плата, виды доплат рассчитываются в соответствии с законом и учетной политикой.
Праздничные часы оплачиваются в двойном размере, вечерние часы в размере 10% от
тарифной ставки. Заработная плата выдается в сроки, утвержденные Учетной
политикой (1-го числа, следующего за отчетным месяцем). Этот срок
обуславливается не большой численностью и быстротой обработки данных, начислением
взносов в фонды социального страхования и своевременного перечисления этих
средств по назначению.
Заключение
Бухгалтерский
учет на данном предприятии организован на основе требований, Положений, законодательных
и нормативных актов.
Возглавляет
эту службу главный бухгалтер. Бухгалтерская служба на предприятии подчиняется заместителю
генерального директора по экономике и финансам. В штате бухгалтерии 27 единиц.
Специалисты с высшим образованием. Два заместителя, 6 человек руководители
отделов.
Свою
деятельность предприятие развивает в направлении производства печатной
продукции. В основном это школьные учебники и школьные принадлежности.
Заказчиком является государство, дополнительно печатается большой объем
правовой и экономической литературы. Это предприятие продает свою продукцию во
все регионы страны. Предприятие прибыльное, рентабельность в пределах 12-14 %,
финансовое положение устойчивое.
По
численности это среднее предприятие, но объему выпуска и производству относится
к числу крупных в своей отрасли.
На
балансе предприятия свое профессионально- техническое училище по подготовке
рабочих специальностей по своему профилю. В других городах таких училищ нет.
Предприятие
подчиняется Министерству. Отчету и баланс представляются также в министерство.
Аудиторская проверка проводится обязательно раз в год перед годовым отчетом,
заключение аудитора прикладываются к годовому отчету. На предприятии 80% –
женщины, поэтому есть специфика организации труда и оплаты.
В
бухгалтерии расчетами с работниками по заработной плате занимается отдел по
расчетам с персоналом по оплате труда, который возглавляет начальник. Всю
работу отдел строит на основе Закона, Положения о бухгалтерском учете, всех
законодательных и нормативных актов.
Проверки
отдела проходят постоянно. Серьезных нарушений со стороны проверяющих органов
не отмечено. В отделе все работающие с высшим образованием, владеют
компьютерной технологией учета сбора и обработки информации. Работа строится на
основе месячного и квартального планов, поэтому срывов и опозданий по срокам
учета нет.
Начальник
отдела координирует всю работу, отвечает за расчеты с государством по
подоходному налогу, по начислению во внебюджетные фонды, следит за наличием
средств по фонду заработанной платы по источникам. Составляет отчетность,
проводит анализ использования заработной платы.
Работники
отдела ведут аналитический учет по подразделениям, составляют сводные регистры,
производят удержания, составляют справки, ведут подсчет заработной платы для
уходящих на пенсии.
Целью
данной выпускной квалификационной работы было исследование с практической и
научной точки зрения состояния организации учета труда и заработной платы на
предприятии.
С
практической стороны изучения организации труда и заработной платы позволило
решить следующие задачи:
Ø
применение правовой и
нормативной базы бухгалтерского учета,
Ø
практически принять участие в
работе отдела за месяц (заполнить табель учета рабочего времени, начислить
заработную плату по всем формам, произвести доплаты, удержания).
Ø
составить сводные регистры,
Ø
провести аналитический и
синтетический учет затрат на оплату труда, по удержаниям,
Ø
начислить пособие по временной
нетрудоспособности в связи с болезнью,
Ø
начислить пособие по беременности
и родам,
Ø
начислить пособие по
несчастному случаю на производстве,
Ø
начислить отпускное пособие,
Ø
рассчитать налогооблагаемую
базу по взносам в фонды социального страхования.
В
процессе работы проведен анализ использования фонда оплаты труда по источникам
и по подразделениям. Увязан анализ с возможностью выплат. Подготавливала
справки в банк.
В
основном работа проводилась по учету труда и заработной платы отдела сбыта
предприятия. Этот отдел занимается сбытом готовой продукции.
Рабочие
по упаковке продукции находятся на сдельной оплате труда с ежемесячным
премированием из фонда заработной платы в размере 40%.
Рабочие
по погрузочным работам оплачиваются по часовым тарифным ставкам за отработанное
время с ежемесячным премированием по итогам работы в размере 40 % из фонда
заработной платы. Оплата специалистов производится из расчета 50% из фонда
заработной платы и 50% из фонда потребления при условии не превышения норматива
дебиторской задолженности и запасов готовой продукции на складах. Доплата
проводится по представления финансового отдела.
Бухгалтерский
учет труда и заработной платы – трудоемкая и ответственная работа, требует
больших знаний и практических навыков.
На
предприятии можно предложить ряд усовершенствований по учету труда и заработанной
палаты, улучшить систему контроля.
При
расчете по сдельным расценкам в печатном цехе в 4 квартале был допущен
перерасход сдельного фонда заработной платы по вине организаторов и низкой
технологической дисциплины работников. Перерасход списали на резервный фонд, и
премию по итогам за квартал выплатили полностью из общего фонда. В 2003 году
перерасход будет списываться с конкретного цеха, участка за счет уменьшения
размера сумм направленных на премирование из фонда потребления. Такой подход
уменьшит размер вознаграждения всем работающим этого подразделения.
Можно
сделать работу по оформлению первичных документов с меньшими затратами.
Составлять наряды сразу на более длительный период, сразу проводить начисленный
фонд через компьютер в увязке с объемами. Это позволит больше внимания уделять
контролю и анализу, более оперативно выявлять причины перерасхода по
определенным статьям.
В целях
сокращения затрат предложено отказаться от авансовых выплат за месяц, перейти
на разовое начисление итоговой заработанной платы.
Расчеты
с акционерами проводятся раз в год на основании решения Общего собрания
акционеров. Два года дивиденды не выплачивались в виду отсутствия средств.
Экономические
службы предприятия разрабатывают системы применения аналогичной оплаты, как по
отделу сбыта, т.е. по конечному результату на каждое производственное
подразделение, рассчитывают долю возможного по выполненному объему работ, фонду
заработной платы. Это повысит ответственность руководителей за организацию
производства с наименьшими затратами. Такой подход уменьшает количество
хозяйственных операций и при расчете за труд, уменьшает количество первичной
документации при начислении заработной платы. При выполнении нормативных
затрат, финансовых показателях, объемов, отсутствие рекламаций, штрафов
соответствующее подразделение по квалификационным коэффициентам будет получать
свое вознаграждение. Но, за предприятием останется право выделять своим
сотрудникам материальную помощь из фондов на непредвиденные бытовые
обстоятельства.
Рассмотрев
задачи, цели, основные источники информации и методы аудита расчетов по оплате
труда, можно утверждать, что бухгалтерский учет и аудит этого отдельно взятого
участка деятельности хозяйствующих субъектов достаточно полно регламентирован
нормативными документами, и при соблюдении требований законодательства при
учете этих операций каждое конкретно взятое предприятие способно обеспечить
достоверное отражение движения денежных средств при расчетах с подотчетными
лицами. Аудит, являясь инструментом внешнего контроля, в этом случае только
подтверждает высокий уровень внутреннего контроля операций в ОАО «Полиграфист».
Таким
образом, учет труда и заработной платы на предприятии является важным как со
стороны учета затрат по себестоимости, так и фактором социальной стабильности
на предприятии, так и в государстве. В настоящее время необходимы меры
государственного характера по разрешению проблем, связанных с возможностью
увеличения оплаты за труд.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Аксененко А.Ф. Аудит:
современная организация и развитие// Бухгалтерский учет.-1992. №4.
2.
Альбом новых унифицированных форм первичной учетной
документации, утвержденный постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 №71а
3.
Анализ прибыльности продукции.
– М.: ДЕЛО, 1996.
4.
Ананьина Е.К., Данилочкина Н.Г.
Управление затратами. – М.: ФИЛИНЪ, 1998.
5.
Аудит: учебник для вузов / Под ред. Проф. В.И.
Подольского – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
6.
Барсукова И.В. Организация учета труда и его оплата
// Бухгалтерский вестник, 2002, №9. С.50-60
7.
Барышников Н.П. Бухгалтерский
учет, отчетность и налогообложение. Изд. 3-е перераб. и доп. – М: ФИЛИНЪ 1998.
8.
Безруких П.С. Комментарии о
составе затрат. – М:- Бухгалтерский учет 1999.
9.
Белобородов Ю.К. Оплата
больничных в 2002 г. // Главбух, 2002, №7. С.63-71.
10.
Бухгалтерский учет: учебник / А.С. Бакаев, П.С.
Безруких и др.; под ред. П.С. Безруких. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Бухгалтерский учет, 2002.
11.
Вещунова Н.Л., Неелова Н.В.
Основы бухгалтерского учета. – М: Финансы и статистика. 1998.
12.
Временные правила аудиторской
деятельности в Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 22 декабря
1993 г. N 2263).
13.
Галанина Е.Н. Бухгалтер и
налоги. – М: Финансы и статистика. 1998.
14.
Гейц И.В. Заработная плата и другие
расчеты с физическими лицами. – М: Дело и сервис 1999.
15.
Инструкция "О составе
фонда заработной платы и выплат социального характера". Постановление
Госкомстата Росси от 10.07.95.№89.
16.
Иринина Н.Ю. Учет расчетов с персоналом //
Современный бухучет, 2002, №9. С.46-55.
17.
Камышанов В.И. Практическое
пособие по аудиту. – М: ИНФРА.1996.
18.
Козлова Е.П., Парашутин Н.В.,
Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет. – М: Финансы и статистика.
1998.
19.
Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. М.:
Финансы и статистика, 2000.
20.
Кондаков Н.П. Бухгалтерский учет: пособие для
повышение квалификации бухгалтеров. М.: ИНФРА-М, 2002.
21.
Лабынцев Н.Т. Аудит: теория,
методология и практика. – М: Финансы и статистика.1998.
22.
Лихина И.В., Калмыкова Е.Г.
Выплата пособий по беременности, родам и уходом за ребенком // Главбух, 2002,
№4. С.43-50.
23.
Лебедев В. Локальные нормативные акты, регулирующие
наемный труд // Российская юстиция, 2002, №8. С.22-24.
24.
Лытнева Н.А. Отражение в отчетсности оплаты труда и
связанных с ней налогов // Бухгалтерский учет, 2002, №24. С.13-18.
25.
Налоговый кодекс. Части первая
вторая (с изменениями и дополнениями на 1 февраля 2002 г.). М.: ООО «ВИТРЭМ»,
2002.
26.
О порядке исчисления среднего
заработка в 2000 году Постановление Минтруда и социального развития РФ от 22
01. 2000 года.
27.
План счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной деятельности организации. Инструкция по применению. М.,
2001.
28.
Положение по ведению бухгалтерского учета и
бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г.
29.
Постановление Госкомстата РФ от 06.04.01 №26 «Об
утверждении унифицированных первичной учетной документации по учету труда и его
оплате».
30.
Постановление Правительства РФ
от 18.07.96 г. № 841 "О порядке перечне видов заработной и иного дохода,
из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей" (
в ред. от 20.05.98 г.) № 465.
31.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Аналитические процедуры"(Одобрено Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации 22 января 1998 г., протокол N
2).
32.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Документирование аудита" (Одобрено Комиссией по
аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996
г., протокол N 6).
33.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита"
(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля
1999 г. протокол N 3).
34.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Изучение и оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего
контроля в ходе аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N 6).
35.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Планирование аудита" (Одобрено Комиссией по аудиторской
деятельности при Президенте Российской Федерации 25 декабря 1996 г., протокол N
6).
36.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых
экономических субъектов" (одобрено Комиссией по аудиторской деятельности
при Президенте РФ 20 октября 1999 г., протокол N 6).
37.
Правило (стандарт) аудиторской
деятельности “Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита"
(Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации
15 июля 1998 г., протокол N 4).
38.
Расчеты с работниками: отвечаем на ваши вопросы //
Консультант бухгалтера, 2002, №11(112). С.79-92.
39.
Ройбу А.В. Учет и расчеты пособия по временной
нетрудоспособности // Бухгалтерский учет, 2002, №17. С.13-16.
40.
Русалева Л.А. Теория
бухгалтерского учета: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
41.
Самойлов И.В. Начисления и выплаты пособий по
временной нетрудоспособности // Бухгалтерский вестник, 2003, №1. С. 72-100.
42.
Субботина О.М. Ежегодные
отпуска // Главбух, 2002, №9. С.71-80.
43.
Трудовой кодекс Российской
Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ ( в ред. от 25.07.2002).
44.
Федеральный закон от 19 ноября
1995 г. №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей"
(в ред. от 25.07.2002)
45.
Федеральный закон от 11 февраля
2002 г. №17-ФЗ «О бюджете фонда социального страхования РФ на 2002 г.»
46.
Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит:
Учебное пособие. – М: ИНФРА – М. 1995.
47.
Щадилова С.Н. Расчет
заработанной платы на предприятиях всех форм собственности. Практическое
пособие. Изд. 4-е переработ. и доп. – М: Дело и сервис.1999.
Приложение №1.
Бухгалтерский
баланс ОАО «Полиграфист» за 2002 год.
(тыс.
руб.)
|