Пусл 5 – Пусл 4 = 602193-2103=
+600090 тыс.руб.
Пусл 6 – Пусл 5 = 2115-602193=
-600078 тыс.руб.
Общее уменьшение: - 4205 тыс.руб.
Таким образом, в течение 2007 г. балансовая прибыль
уменьшилась на 4205 тыс.руб. и в конце года составила 2115 тыс.руб. На
уменьшение прибыли повлияли факторы: уменьшения объема продаж, который уменьшил
прибыль на 5439 тыс.руб.; увеличение коммерческих расходов, которые уменьшили
прибыль на 936 тыс.руб. И только два фактора в течение года повлияли на
увеличение балансовой прибыли: это уменьшение себестоимости и изменение
операционных расходов в сторону их уменьшения, совокупное влияние которых
составило: 2408 + 12 = + 2420 тыс.руб.
Основная прибыль, получаемая предприятием, складывается из
доходов по обычным видам деятельности, в частности, от продажи товаров и услуг.
Поэтому целесообразно изучить более детально, финансовые результаты по обычным
видам деятельности.
Рис.
5. Динамика показателей финансовых результатов по обычным видам деятельности
На рисунке 5 прослеживается тенденция изменения показателей
по обычным видам деятельности, в частности, выручка от реализации товаров
снизилась до 56656 тыс.руб. в 2007 г по сравнению с 2006 г. Уровень
управленческих расходов практически не изменился, а коммерческие расходы
возросли. Как следствие прибыль от продаж в течение изучаемого периода имеет
стойкую тенденцию к понижению, так если в 2005 г ее сумма составляла 7691 тыс.
руб., в 2006 г - 6436 тыс.руб., а в 2007 г уже 2219 тыс.руб.
Какие элементы финансовых результатов значительно повлияли
на уменьшение прибыли от реализации в течение 2005-2007 гг. изучим на основании
таблицы 9, где представлена структура и динамика изменения показателей.
Таблица 9
Структура и динамика показателей по видам деятельности.
Показатели
|
Структура, в %
|
Темп роста, в %
|
2005г
|
2006г
|
Откл.
+/-
|
2007г
|
Откл.+/-
|
2005г
|
2006г
|
Откл.+/-
|
2007г
|
Откл.+/-
|
Выручка
|
Всего
|
100
|
100
|
0
|
100
|
0
|
372,01
|
109,17
|
-262,84
|
91,24
|
-17,93
|
товары
|
74,33
|
75,44
|
+1,11
|
57,32
|
-18,12
|
332,77
|
110,81
|
-221,96
|
69,32
|
-41,49
|
услуги
|
25,67
|
24,56
|
-1,11
|
42,68
|
+18,12
|
567,73
|
104,42
|
-463,31
|
158,56
|
+54,14
|
Полная
себестоимость
|
Всего
|
86,48
|
89,63
|
+3,15
|
96,08
|
+6,45
|
338,95
|
113,15
|
-225,8
|
97,81
|
-15,34
|
товары
|
57,94
|
62,77
|
+4,83
|
64,83
|
+2,06
|
279,19
|
118,25
|
-160,94
|
68,6
|
-49,65
|
услуги
|
28,54
|
26,88
|
-1,66
|
48,9
|
+22,02
|
599,48
|
102,81
|
-456,67
|
166,0
|
+63,19
|
Прибыль от
продаж
|
Всего
|
13,52
|
10,36
|
-3,16
|
3,92
|
-6,44
|
988,56
|
83,68
|
-904,88
|
34,48
|
-49,2
|
товары
|
16,39
|
12,69
|
-3,7
|
10,14
|
-2,55
|
1198,07
|
84,5
|
-1113,57
|
72,93
|
-11,57
|
услуги
|
-2,87
|
-2,32
|
+0,55
|
-6,22
|
-3,9
|
-209,57
|
-88,34
|
+121,23
|
-244,79
|
-156,45
|
Данные таблицы 9 показывают, что в 2005 г и 2006 г
наибольшую долю в выручке составляет выручка от продажи товаров, однако, к
концу 2007 г показатель снизился на 18,12 % и составил 57,32 %. Соответственно
на 18,12 % увеличилась доля выручки от реализации услуг, а темп ее роста в 2007
г. составил 158,56 %.
Доля полной себестоимости в выручке увеличилась с 86,48 % в
2005 г. до 96,08% в 2007 г. Динамика роста данного показателя отрицательна,
такое изменение доли себестоимости связано с увеличением в ее составе доли
себестоимости услуг с 28,54 % в 2005 г до 48,9 % в 2007г.
Доля прибыли от продажи товаров снизилась с 16,39 % в 2005
г до 10,14% в 2007 г., в то время когда реализация услуг вообще приносила
убыток в течение всего изучаемого периода, причем убыток с каждым годом
возрастал.
Таблица 10
Показатели, характеризующие рентабельность по видам доходов
Показатели
|
2005 г
|
2006 г
|
Отклонение, (+,-)
|
2007 г
|
Отклонение, (+,-)
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Выручка
|
Всего
|
56880
|
62095
|
+5215
|
56656
|
-5439
|
товары
|
42276
|
46845
|
+4569
|
32475
|
-14370
|
услуги
|
14604
|
15250
|
+646
|
24181
|
+8931
|
Полная
себестоимость
|
Всего
|
49189
|
55659
|
+6470
|
54437
|
-1222
|
товары
|
32955
|
38969
|
+6014
|
26731
|
-12338
|
услуги
|
16234
|
16690
|
+456
|
27706
|
+11016
|
Прибыль от продаж
|
Всего
|
7691
|
6436
|
-1255
|
2219
|
-4217
|
товары
|
9321
|
7876
|
-1445
|
5744
|
-2132
|
услуги
|
-1630
|
-1440
|
+190
|
-3525
|
-2085
|
Рентабельность торговой
деятельности
|
22,05
|
16,81
|
-5,24
|
17,69
|
+0,88
|
Рентабельность по
предоставлению услуг
|
-11,18
|
-9,44
|
+1,74
|
-14,58
|
-5,14
|
В таблице 10 приведены показатели, характеризующие
рентабельность по видам деятельности. Анализ показателей таблицы 10 показывает,
что предприятие реализует товары, которые приносят основную прибыль предприятию.
Однако в течение изучаемого периода прибыль предприятия от реализации товаров
значительно сократилась, так, если в 2005г. прибыль составляла 9321 тыс.руб.,
то к концу 2007г. она составила 5744 тыс.руб. Сократилась и сумма выручки от
реализации товаров с 42276 тыс.руб. в 2005г., до 32475 тыс.руб. в 2007г., в то
время как выручка полученная от реализации услуг увеличилась на 8931 тыс.руб.
Однако, сопоставляя сумму увеличения выручки от продажи услуг и сумму
увеличения себестоимости этих услуг равную 11016 тыс. руб., можно утверждать,
что темпы роста выручки от реализации услуг меньше ,чем темп роста ее
себестоимости, что в свою очередь является отрицательным моментом.
Рентабельность торговой деятельности сокращается, если в 2005
г она составляла 22,05 %, то к концу 2007 года уже 17,69%, а деятельность по
предоставлению услуг предприятия в виду убытков не рентабельна.
В течение 2005г-2007г предприятие несет убытки по виду
деятельности: услуги. Причем, если в начале изучаемого периода убыток составлял
1630 тыс.руб., то к концу 2007г убыток составил уже 2085 тыс.руб.
Рис. 6. Динамика финансовых результатов по реализации услуг
На рисунке 6 представлена динамика изменения результатов
реализации услуг, где наглядно представлены изменения показателей выручки и
себестоимости в период 2005-2007 гг. Очевидно, что убыток от реализации услуг
связан с превосходящей суммой себестоимости над суммой полученной выручки.
Создавшееся положение на предприятии в области продаж
угрожающе и грозит потерей доходности предприятия. Руководству необходимо
предпринять срочные меры по исправлению сложившейся ситуации, разработать план
по расширению рынка сбыта товаров, отказаться от политики предпочтения крупных
мелким покупателей. Для этого нужна тесная ежедневная работа квалифицированных
специалистов таких как: менеджеров, маркетологов, экономистов и аналитиков, что
позволит исключить углубление неблагоприятных тенденций.
Важнейшим показателем, отражающим конечные финансовые
результаты деятельности предприятия, является прибыльность (рентабельность).
Рентабельность характеризует прибыль, полученную с 1 рубля средств, сложенных в
финансовые операции либо в другие предприятия.
Таблица 11
Исходные данные для расчета рентабельности, (тыс.руб.).
Показатели
|
2005 г
|
2006 г
|
2007 г
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Среднегодовая
стоимость активов
|
5921
|
311171
|
616870
|
Среднегодовая
стоимость оборотных активов
|
5921
|
311158
|
309290
|
Среднегодовая
стоимость внеоборотных активов
|
0
|
13
|
307581
|
Среднегодовая
стоимость собственного капитала
|
2589
|
6242
|
306630
|
Прибыль от продаж
|
7691
|
6436
|
2219
|
Чистая прибыль
|
4692
|
4042
|
1524
|
Выручка
|
56880
|
62095
|
56656
|
Коэф.
оборачиваемости капитала
|
9,61
|
0,2
|
0,09
|
Коэф. финансовой
маневренности
|
2,29
|
49,85
|
2,01
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|