|
Таблица 7. Поступление товаров по ОАО «Белхозторг» за 2004 г. в действующих ценах, млн. р. Примечание. Источник: по данным аналитического учета ОАО « Белхозторг» по счету 41/2 «Товары в рознице» (приложение 6, 8). ОАО «Белхозторг» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Особенно высокие темпы роста достигнуты по магазину №1. При анализе особое внимание уделяется также источникам поступления товаров. В условиях формирования рыночных отношений торговые организации получили большие права и возможности вовлечения в товарооборот дополнительных товарных ресурсов путём закупки товаров непосредственно у производителей и по импорту. В связи с этим возрастает значимость инициативы и предприимчивости торговых работников в изыскании дополнительных товарных ресурсов. Для полного удовлетворения спроса населения ОАО «Белхозторг» необходимо проводить работу по наполнению магазинов товарами достаточного ассортимента. На 2005 г. Обществом заключено 680 договоров с организациями разных форм собственности. В соответствии с планом мероприятий ОАО «Белхозторг» по обеспечению выполнения показателей социально-экономического развития на 2005 г. предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам товаров 2004 г. и согласно заключенным договорам. В 2004 г. получено товаров на сумму 13358 млн. р. от 449 поставщиков разных форм собственности. От 338 республиканских производителей получено товаров на сумму 10414 млн. р., что составляет 78% к общей сумме ресурсов, от 111 посредников, завезших товары из-за пределов республики, поступило товаров на сумму 2945 млн. р. или 22% от общей суммы. По сравнению с прошлым годом поступление товаров отечественного производства снизилось на 2,7%. Таким образом, в 2004 г. ОАО «Белхозторг» обеспечило высокие темпы роста поступления товаров. Однако поступление товаров было равномерным только на 94,6%. Это свидетельствует об имеющихся перебоях в продаже отдельных товаров. С целью недопущения таких перебоев организации необходимо организовать более строгий контроль над тем, как выполняются заявки и заказы магазинов (в соответствии с указанным объемом, ассортиментом), как соблюдается график завоза товаров, своевременно ли предоставляются заявки на склад. Велика роль оперативного анализа в обеспечении постоянного наличия товаров достаточного ассортимента и бесперебойной торговли ими, в реализации товаров, что непосредственно влияет на эффективность использования товарных ресурсов. Оперативный анализ использования товарных ресурсов в магазине должен осуществляться повседневно. В результате такого анализа, на основании данных оперативного учёта продажи товаров также можно получить сводную оперативную информацию о динамике товарооборота по торговой организации. В настоящее время проведение такого анализа является трудоемким процессом в связи с нехваткой специалистов и отсутствием современных технических средств. В розничной торговле начинают применяться кассовые аппараты с автоматическим считыванием информации о товаре с ярлыков или упаковок со штриховым кодом. Обработка экономической информации на ЭВМ с использованием терминалов, микропроцессоров и других технических средств позволит получить информацию об остатках, поступлении, реализации и прочем выбытии товаров в самом подробном ассортименте, что значительно улучшит управление торговым процессом, и будет способствовать предупреждению завоза в розничную торговую сеть товаров, не пользующихся спросом покупателей.
3.3 Анализ использования товарных ресурсов
Важным вопросом анализа является изучение эффективности использования товарных ресурсов. Основным показателем эффективности выступает объём товарооборота на рубль товарных ресурсов (Этов), который определяется по формуле:
(8) Этот показатель показывает, сколько рублей товарооборота приходится на каждый рубль товарных ресурсов. По магазину №1 ОАО «Белхозторг» данный показатель составил: , . Таким образом, эффективность использования товарных ресурсов в отчётном году оказалась выше прошлого года. При анализе определяется также обратный показатель эффективности использования товарных ресурсов, т.е. объём товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, а также частные показатели. К ним относится доля прочего выбытия товаров в товарных ресурсах или в объёме товарооборота. Для анализа и оценки эффективности использования товарных ресурсов составляется таблица 8. Таблица 8. Показатели эффективности использования товарных ресурсов по магазину № 1 ОАО «Белхозторг» за 2004 г., тыс. р. | ||||||||||||||||||||||||||||
Показатели |
Фактически за |
Отклонение в динамике |
В % к прошлому году |
||||||||||||||||||||||||||
Прошлый год |
Отчётный год |
||||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||||||||||||||||||||||
1.Розничный товарооборот, тыс р. |
2029609 |
2591243 |
+561634 |
127,67 |
|||||||||||||||||||||||||
2. Объём товарных ресурсов, тыс р. |
2029705,2 |
2591246,6 |
+561541 |
127,66 |
|||||||||||||||||||||||||
3.Прочее выбытие товаров, тыс р. |
96,21 |
3,61 |
-92,6 |
3,75 |
|||||||||||||||||||||||||
4. Объём товарооборота на 1 рубль товарных ресурсов, р. |
0,99995 |
0,99999 |
0,00004 |
100 |
|||||||||||||||||||||||||
5. Объём товарных ресурсов на 1 рубль товарооборота, р. |
1 |
1 |
- |
- |
|||||||||||||||||||||||||
6. Прочее выбытие товаров к объёму товарооборота, % |
0,0047 |
0,0001 |
-0,0046 |
2,13 |
|||||||||||||||||||||||||
7. Прочее выбытие товаров к объёму товарных ресурсов, % |
0,0047 |
0,0001 |
-0,0046 |
2,13 |
Примечание. Источник: [14, с. 64, таблица 4], данные синтетического учета ОАО «Белхозторг» по счетам 41/2 «Товары в рознице», 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (приложение 6, 7).
Как видно из таблицы 8 эффективность использования товарных ресурсов по магазину №1 по сравнению с прошлым годом не изменилась. Доля прочего выбытия товаров в общем объёме товарных ресурсов по сравнению с прошлым годом несколько снизилась, что с положительной стороны характеризует работу магазина №1 ОАО «Белхозторг».
Показатели оценки обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов, к сожалению, не находят отражения в практике планирования, в учете и отчетности ОАО «Белхозторг», что отрицательно сказывается на результатах его работы. Чтобы судить об эффективности деятельности организации, недостаточно использовать только один какой-то показатель. Для этого требуется система показателей, а для сопоставления их результатов – система критериев, способных достаточно полно и достоверно описать все стороны торговой и другой деятельности организации, соблюдая при этом принципы целенаправленности, достоверности, доступности, комплексности, которые обеспечивают определенный качественный уровень управления организацией.
3.4 Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов оптимизации товарных ресурсов
Если бы не было прочего выбытия товаров, то поступление в прошлом году возросло бы на 0,0046% (0,096/2092,7*100), а в отчётном году на 0,0001% (0,0036/2718*100). Розничный товарооборот в прошлом году увеличился бы на 0,0047% (0,096/2029,6*100), а в отчётном на 0,0001% (0,0036/2591*100).
Одновременно подсчитываются возможные резервы роста товарооборота, товарных ресурсов, имеющие реальный характер, и которые могут быть использованы в будущей торговой деятельности организации. На 2005 г. ОАО «Белхозторг» предполагается обеспечить закуп товаров в объёме не менее 105% к ресурсам 2004 г. Также организация планирует в 2005 г. расширить деловые контакты с партнерами из стран ближнего зарубежья с целью наполнения рынка товарами номенклатуры хозяйственного обихода, не производимыми в Республике Беларусь, изыскать невырабатываемых в республике и недостающих на внутреннем рынке товаров на сумму 3 млрд.руб., принимать участие в ярмарках, проводимых в странах СНГ, поставить на экспорт товаров на сумму 300 млн. руб.
В целях привлечения покупателей ОАО «Белхозторг» целесообразно обеспечить рекламу о наличии товаров и оказываемых услугах через собственный сайт в интернете, через средства массовой информации, выпуск собственных каталогов, проспектов, календарей, фирменных упаковочных материалов.
Для наиболее полного и глубокого изучения влияния факторов на результатный показатель используются приёмы множественной корреляции и регрессии. Множественный корреляционно-регрессионный анализ позволяет установить влияние многих факторов, действующих во взаимной связи друг с другом. При проведении такого анализа решаются две задачи:
1) изучается теснота связи между анализируемыми показателями. Для этого рассчитываются коэффициент парной и частной корреляции, коэффициент множественной корреляции, Фишера, Стьюдента, множественной детерминации;
2) количественно измеряется действие каждого фактора на результатный показатель, т.е. исследуется характер связи.
Для корреляционного анализа приняты к расчету следующие показатели по магазину №1 «Хозяйственные мелочи» ОАО «Белхозторг» за последние два года в разрезе отдельных месяцев:
У – товарооборачиваемость (в днях оборота);
Х1 – фактический розничный товарооборот (тыс. руб.);
Х2 – удельный вес основной товарной группы в товарообороте (%);
Х3 – выработка на 1 работника (тыс. руб.);
Х4 – товарооборот на 1 м торговой площади (тыс. руб.).
При обработке на ПВЭМ (приложение 9), коэффициент детерминации получился равным 0,688. Это показывает, что связь между показателями высокая, т.е. на товарооборачиваемость повлияло 68,8 % от всех факторов.
Основная задача корреляционно-регрессионного анализа – построение регрессионной модели. Это позволяет количественно измерить влияние всех основных факторов на результатный показатель, подсказать значение функции, что в конечном итоге способствует оптимальному управлению. Уравнение многофакторной регрессионной модели имеет вид:
У = 97,567 – 2,246х1 + 0,4004х2 + 14,593х3 + 1545,894х4
Таким образом, если объём розничного товарооборота возрастал на 1 тыс. р., то товарооборачиваемость снижалась на 2,246. При увеличении удельного веса основной товарной группы в товарообороте на 1% товарооборачиваемость увеличивалась на 0,4004. При росте выработки на 1 торгового работника на 1 тыс. р. товарооборачиваемость увеличивалась на 14,593. Увеличение выработки на 1 м2 торговой площади способствовало увеличению товарооборачиваемости на 1545,894.
Сравнение рассчитанных на основе регрессионного анализа значений результатного показателя с факторами позволяет выявить резервы повышения эффективности хозяйствования. Результаты корреляционно-регрессионного анализа могут быть использованы как в повседневной работе, так и при разработке прогнозов тактического и стратегического характера.
3.5 Разработка рекомендаций по компьютеризации учёта и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.