Исследование всех факторов,
влияющих на формирование и эффективность использования товарных ресурсов,
позволяет выявить резервы их рационального использования, своевременно принять
меры по сокращению и исключению товарных потерь, создавать возможность
наиболее полного удовлетворения спроса покупателей и способствует росту
розничного товарооборота, повышению эффективности использования экономического
потенциала.
Таким образом, товарные ресурсы, как составляющая экономики
торговой организации, непосредственно влияют на все преобразования в сфере
обращения и находятся в неразрывной связи со многими сторонами их хозяйственной
и другой деятельности. Исследование процессов формирования и использования
товарных ресурсов позволило сделать вывод о том, что в условиях формирования
рыночной экономики существует множество проблем в данных процессах, а именно:
несовершенство методики и организации планирования товарных ресурсов,
несопоставимость данных плана, недостаточная информационная база для проведения
их анализа, отсутствии системы показателей оценки формирования и использования
ресурсов товаров и др. Все это свидетельствует о том, что данная тема актуальна
на современном этапе развития экономики и требует дальнейшего исследования.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование учета и отчетности товарных ресурсов
Каждая организация, подготавливая информацию, должна
придерживаться единых подходов и правил. Эти правила устанавливают те
отправные моменты в построении системы бухгалтерского учета в организации,
которые должны быть соблюдены при выборе учетных процедур и разработке учетного
процесса. Они – фундамент построения системы бухгалтерского учета в
организации, целью которых является обеспечение доступа к сопоставимой
информации, предоставление достоверной информации финансового положения и
результатов деятельности.
Нормативно-правовую
базу, регулирующую порядок учёта товарных ресурсов в розничной торговле можно
представить в следующем иерархическом порядке.
Первый уровень представляют Законы Республики
Беларусь и другие нормативно-правовые акты
законодательной и исполнительной власти:
1) «О бухгалтерском
учёте и отчётности». Закон Республики Беларусь от 17 мая 2004 года № 278 - З. Настоящий Закон определяет правовые и
методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета,
устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению
бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского
учета и отчетности в Республике Беларусь.
2)
«О торговле». Закон Республики Беларусь от 28 июля 2003 г. № 231-З. Принят
Палатой представителей 12 июня 2003 года. Одобрен Советом Республики 30 июня
2003 года.
Настоящий Закон определяет правовые основы осуществления
торговли на территории Республики Беларусь, государственного регулирования и
контроля в области торговли и направлен на создание благоприятных условий для
эффективного осуществления торговли в целях удовлетворения спроса физических и
юридических лиц на товары, выполнение работ, оказание услуг.
Второй
уровень – стандарты по бухгалтерскому учёту и отчётности, утверждённые
странами, на которые законодательно возложены функции нормативного
регулирования. Это общие правила составления и представления бухгалтерской
отчётности, где излагаются принципы и базовые правила учёта, основные понятия,
возможные бухгалтерские приёмы без раскрытия конкретного механизма их применения.
К ним относятся:
1) Об утверждении
положения о порядке оформления документа, подтверждающего факт покупки товара
(выполнения работы, оказания услуги). Постановление Министерства торговли
Республики Беларусь от 6 мая 2002 г. № 23.
Данное положение определяет порядок оформления документа, подтверждающего
факт покупки товара. При использовании кассовых суммирующих аппаратов и
специальных компьютерных систем документом, подтверждающим факт покупки
товаров, является кассовый чек.
2) Об утверждении положения о
порядке выдачи лицензий на экспорт и импорт товаров в Республике Беларусь и
положения о порядке регистрации внешнеторговых контрактов на экспорт товаров в
Республике Беларусь. Постановление Министерства торговли Республики Беларусь и
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 мая 2002 года №
25/29.
Данное положение определяет виды лицензий на экспорт и импорт товаров в
Республике Беларусь, выдаваемых Министерством торговли Республики Беларусь,
условия и порядок представления в Министерство торговли Республики Беларусь
документов, необходимых для их получения, порядок рассмотрения таких
документов, порядок выдачи лицензий, внесения изменений и дополнений в лицензии,
основания и порядок их приостановления и аннулирования и распространяется на
всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь
независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (далее -
заявителей), за исключением случаев, предусмотренных законодательством
Республики Беларусь.
3) Об утверждении
положения о поставках товаров Республики Беларусь. Постановление Кабинета
министров Республики Беларусь от 8 июля 1996 г. № 444. В соответствии с данным положением поставка товара производится на основании
договора.
По
договору поставки поставщик обязуется в обусловленные сроки, не совпадающие с
моментом заключения договора, передать покупателю в собственность (полное
хозяйственное ведение или оперативное управление) товар, предназначенный для
предпринимательских или иных целей, не связанных с личным (семейным, домашним)
потреблением, а покупатель обязуется принять товар и уплатить за него
определенную цену.
В договоре, как правило, отражена следующая информация: предмет договора
(наименование товара, его количество, ассортимент, качество и комплектность),
порядок расчетов и цена товара, порядок поставки товара, транспорт, требования
к таре и упаковке, страхование, имущественная ответственность сторон, срок
действия договора, порядок изменения и расторжения договора, иные не противоречащие
законодательству Республики Беларусь условия, которые стороны признают
необходимым предусмотреть в договоре.
В качестве существенного условия в договоре должна быть указана цель
приобретения товара.
4) Об утверждении формы
государственной статистической отчетности № 3-торг (краткая) "Отчет о
продаже и запасах товаров" и указаний по её заполнению. Постановление
Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 августа 2003 г. №
106.
Данное положение утверждает прилагаемую форму государственной статистической
отчётности № 3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" и
указания по её заполнению.
5) Об утверждении
бланков унифицированных форм первичной учётной документации. Постановление
Министерства финансов Республики Беларусь от 19 апреля 2001 г. № 43.
Данное положение
утверждает бланки приходного кассового
ордера формы КО-1в, расходных кассовых ордеров форм КО-2 и КО-2в, кассовых книг
форм КО-4 и КО-4в согласно приложениям, а также положения о порядке их
заполнения.
6) Об утверждении
формы государственной статистической отчётности № 1- торг "Отчёт о
товарообороте и запасах товаров " и указаний по её заполнению.
Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 28 августа
2003 г. № 105.
Данное постановление утверждает прилагаемую форму государственной
статистической отчетности № 1-торг "Отчет о товарообороте и запасах
товаров" месячной периодичности и прилагаемые указания по ее заполнению.
7) Об утверждении
форм государственной статистической отчётности по розничной торговле.
Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 15 июля 2002
г. № 68. Положение утверждает прилагаемые
формы государственной статистической отчетности № 6-торг (складская)
"Отчет о наличии складской сети торговых организаций, № 1-торг "Отчет
о товарообороте и запасах товаров", № 3-торг "Отчет по розничной торговле",
3-торг (краткая) "Отчет о продаже и запасах товаров" и указания по
их заполнению.
8) Об утверждении бланков товарно-транспортной
накладной формы ТТН-1, товарной накладной на отпуск и оприходование
товарно-материальных ценностей формы ТН-2 и инструкций по их заполнению.
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 14 мая 2001 г. № 53.
Постановление утверждает бланки товарно-транспортной накладной формы ТТН-1
и товарной накладной на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей
формы ТН-2 согласно указанным приложениям, а также инструкции по их
заполнению.
9) Об утверждении формы
государственной статистической отчетности № 3-торг "Отчет по розничной
торговле" и указаний по ее заполнению. Постановление Министерства статистики
и анализа Республики от 28 августа 2003 г. № 107.
Постановление утверждает прилагаемую форму государственной статистической
отчетности № 3-торг "Отчет по розничной торговле" годовой периодичности
и указания по её заполнению.
10) О бухгалтерской отчётности организации. Постановление
Министерства финансов Республики Беларусь от 17 февраля 2004 г. № 16.
Постановление утверждает типовые формы бухгалтерской отчетности (согласно
приложениям):
-
бухгалтерский баланс (форма 1);
- отчет о прибылях и убытках (форма 2);
- отчет о движении источников собственных средств (форма 3);
- отчет о движении денежных средств (форма 4);
- приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5);
- отчет о целевом использовании полученных средств (форма 6).
11) О налоге на добавленную
стоимость. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь и
Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 18 декабря 2000
г. № 237/105.
В соответствии с положением суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные
при приобретении в Российской Федерации товаров, происходящих из третьих стран
и выпущенных в свободное обращение в Российской Федерации, подлежат отнесению
на увеличение стоимости указанных товаров.
Суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при ввозе указанных
товаров на таможенную территорию Республики Беларусь, подлежат вычету в
общеустановленном порядке.
Организации торговли взимают оптовую и торговую надбавки по указанным
товарам в установленных пределах к отпускным ценам, сформированным юридическими
лицами и индивидуальными предпринимателями с учетом налога на добавленную
стоимость, предъявленного к оплате резидентом Российской Федерации.
Организации торговли, реализующие товары, освобожденные от налога на
добавленную стоимость, взимают оптовую и торговую надбавки по указанным товарам
в установленных пределах к отпускным ценам, сформированным юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями с учетом налога на добавленную стоимость,
предъявленного к оплате резидентом Российской Федерации и уплаченного при
таможенном оформлении товара. Данное положение распространяется также на
организации и индивидуальных предпринимателей, освобожденных от налога на
добавленную стоимость.
Третий уровень представляют методические
указания и рекомендации, разработанные уполномоченными органами в соответствии
с действующим законодательством и содержат более детальные рекомендации по
организации учёта соответствующих объектов, они излагают варианты правил и
рекомендации по порядку учёта того или иного объекта и призваны по возможности
более полно определить правила учёта, изложенные в документах первого и второго
уровней системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, в т.ч.
отдельные элементы техники ведения учёта соответствующего объекта. Подобные
указания составляются в дополнение к положениям бухгалтерского учёта. К ним
относятся:
1) Об утверждении Типового плана счетов
бухгалтерского учёта и Инструкции по применению Типового плана счетов
бухгалтерского учёта. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь №
89 от 30 мая 2003 г.
Типовой план счетов и Инструкция по его
применению предназначены для ведения бухгалтерского учета в организациях всех
форм собственности и видов деятельности независимо от организационно-правовых
форм ведущих учет двойной записи.
2) Об утверждении
инструкции по учёту розничного товарооборота, товарных запасов в торговле.
Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29
октября 2004 г. № 190.
Инструкция по учету розничного
товарооборота, товарных запасов в торговле применяется для проведения
государственного статистического наблюдения, объектами которого являются
юридические лица, их обособленные подразделения, индивидуальные
предприниматели, осуществляющие деятельность в розничной торговле и
общественном питании, физические лица, осуществляющие продажу
сельскохозяйственных продуктов на рынках.
3)
Об утверждении положения о порядке формирования и применения цен и тарифов.
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 22 апреля 1999 г. №
43.
Настоящее
Положение устанавливает порядок формирования и применения цен и тарифов на
продукцию, товары, работы, услуги и применяется всеми юридическими лицами и
индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную деятельность
на территории республики, если Президентом или Правительством Республики
Беларусь не установлен иной порядок.
4) Методические
указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Постановление Министерства финансов
Республики Беларусь от 5 декабря
1995 г. № 54.
Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации
имущества и финансовых обязательств организации и оформления её результатов.
5) Об
утверждении методических рекомендаций по расчёту и бухгалтерскому учёту потерь
товаров в магазинах (отделах, секциях) самообслуживания и торгующих с открытой
выкладкой товаров. Постановление Министерства торговли от 17 марта 2000 г. № 3.
При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания
и с открытой выкладкой, списываемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении
торговой организации, применяются рекомендуемые в методических рекомендациях
нормы или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.
Если в магазине (отделе, секции) самообслуживания отдельные товары
продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к
ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не
производится.
6) Об утверждении
положения о приёмке товаров по количеству и качеству. Приказ Министерства
торговли Республики Беларусь от 27 октября 1999 г. № 113.
Положение регулирует отношения
юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и формы
собственности, и физических лиц - предпринимателей, осуществляющих свою деятельность
без образования юридического лица, по приобретению товара, созданию условий для
его сохранности, своевременной и правильной приемки по количеству и качеству,
кроме товара, приобретаемого для личного (домашнего, семейного) пользования.
К
четвертому уровню относятся рабочие инструкции и указания по учёту товарных
операций, объектов и разделов учёта непосредственно на предприятии. На
предприятии разрабатывается учётная политика, в которой зафиксировано: описание
принятых способов ведения бухгалтерского учёта, план счетов, применяемые формы
первичных документов и регистров бухгалтерского учёта (в отличие от типовых),
регламентация движения первичных документов и регистров бухгалтерского учёта,
т.е. график документооборота.
К
четвёртому уровню относятся приказы и распоряжения, издаваемые на предприятии,
должностные инструкции работников.
Формирование
учётной политики необходимо по нескольким причинам. Так, законодательство в
ряде случаев предусматривает несколько вариантов отражения одной и той же операции,
а также бывают ситуации, когда нормативные акты противоречат друг другу.
Правовое
регулирование учёта товарных ресурсов включает не только государственное, но и
частное правовое регулирование. Данное саморегулирование имеет основные
источники правового регулирования - это локальные нормативные акты в виде
уставов и учредительных договоров, координирующих работу организации.
Нормативно-правовая база носит общий характер, но не совсем отвечает
современным требованиям, т.к. частые изменения в законодательстве вызывают еще
большую нестабильность в работе торговых предприятий и в целом в экономике
Республики Беларусь. На наш взгляд, для более эффективного управления
хозяйственно-финансовой деятельностью организации необходимостью является
повышение квалификации бухгалтеров, их участие в конференциях и семинарах,
проводимыми Министерством финансов Республики Беларусь, Министерством по
налогам и сборам Республики Беларусь. Целесообразно также приобрести
компьютерную программу «Эксперт» или «Консультант» для того, чтобы своевременно
отслеживать частые изменения в нормативно-правовой базе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|