Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и анализ товарных ресурсов организаций розничной торговли

Учет и анализ товарных ресурсов организаций розничной торговли

           МИНИСТЕРСТВО   ОБРАЗОВАНИЯ   РЕСПУБЛИКИ   БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ»

                        Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита в торговле

 

Допущена к защите

Зав. кафедрой, к.э.н., доцент

                     Лесневская Н.А.

”___”______ 2005

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

             на тему: Учет и анализ товарных ресурсов организаций

                                  розничной торговли

                         


 

 

          Студентка-дипломница

          УЭФ,  5 курс, УТ - 2

                                                       



                           

 

       Н.И. Криштопчик

          Руководитель




        В.Б. Гурко

         Консультант

 

 

        Л.А. Попкова

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК  2005


СОДЕРЖАНИЕ

5


7

7


10

17

17


22

26


32

35

35

37

40


42


44

51

57

60




 
 


     Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1       Товарные ресурсы в торговле и возможности дополнительного их вовлечения в товарооборот . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .      

    1.1  Сущность, значение и резервы товарных ресурсов в торговле . .

    1.2  Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2  Учёт товарных ресурсов в торговле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                     2.1  Характеристика ОАО «Белхозторг» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

     2.2  Документальное оформление товарных операций по поступлению и выбытию товаров в торговле. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    2.3 Методика и организация учёта поступления и выбытия товаров. 

    2.4  Инвентаризация товаров и методика определения её результатов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .    3 Анализ товарных ресурсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3.1 Общая оценка обеспеченности товарными ресурсами. . . . . . . . . .

    3.2  Анализ поступления товаров. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3.3  Анализ использования товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

    3.4  Обобщение неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов оптимизации товарных ресурсов. . .                                                                                                                                                                                                  

    3.5  Разработка рекомендаций по компьютеризации учёта и анализа товарных ресурсов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .        Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .


Введение


           В современных условиях хозяйствования, когда происходит трансформация  экономических отношений в Республике Беларусь,  наряду с положительными результатами в этом процессе наблюдается немало негативных моментов и проблем. Их проявление в сфере обращения нередко связано с формированием и использованием товарных ресурсов, что в свою очередь ведёт к  отрицательным последствиям в деятельности торговой организации. Рост товарных ресурсов и повышение эффективности их использования – важный фактор успешного экономического развития хозяйствующих субъектов. В этой связи управление ресурсами товаров необходимо рассматривать как комплексную проблему, включающую такие глобальные вопросы развития отрасли, как их формирование и продвижение к потребителю, совершенствование организационной структуры управления экономикой в отрасли.

            Для принятия оптимальных управленческих решений нужна достоверная и своевременная информация о всех сторонах хозяйственно-финансовой деятельности организации. Ценность управленческих решений в этом случае находится в прямой зависимости от достаточности и уместности получаемой руководителем и специалистами организации учётно-аналитической  информации. Одним из наиболее ответственных и сложных участков информационного обеспечения в управлении торговым  предприятием является учёт товарных операций, в связи с чем его совершенствование приобретает особую актуальность и значимость.    

           Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что эффективность тактического и стратегического управления организациями торговли во многом зависит от достоверности, своевременности и полноты учётной и отчётной информации о состоянии, движении и использовании товарных ресурсов.

           Целью данной дипломной работы является исследование теоретических и практических вопросов организации учёта  и анализа товарных операций торговой организации и на основе этого разработать рекомендации по их развитию и совершенствованию. Для  достижения указанной цели исследования были поставлены следующие основные задачи:

          - изучить сущность и значение  товарных ресурсов;

          - исследовать процесс движения товарных ресурсов на торговом предприятии;

          - изучить организацию и методику учёта товарных операций;

          - изучить методику проведения инвентаризации и отражения её результатов в учёте;


            - рассмотреть систему показателей оценки обеспеченности и использования товарных ресурсов;

            - изучить методику проведения анализа поступления товарных ресурсов;

             - выявить прогнозные резервы оптимизации товарных  ресурсов;

             - разработать рекомендации по компьютеризации учёта и анализа товарных ресурсов.

           Методологии  учёта и анализа товарных ресурсов  в торговле уделено большое внимание такими учёными, как Кудрявец З.В., Кожарский В.В., Кравченко Л.И., Николаева Г.А., Савицкая Г.В., Баканов М.И. [6, 7, 26, 33, 2].

          В книге  Кожарского В.В. “Бухгалтерский учёт в торговле” подробно рассмотрены операции, характерные для организаций, занимающихся торговлей [7]. Николаева Г.А. в своём учебном пособии излагает документальное оформление и методику учёта движения товаров, их поступление, реализацию, инвентаризацию [26].

         В учебнике Кравченко Л.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» подробно изложена методика комплексного анализа обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов,  проведён расчёт основных показателей, а также дан сравнительный и оперативный анализ [23].

         В учебном пособии Баканова М.И. «Анализ хозяйственной деятельности в торговле» раскрыт анализ розничного товарооборота и товарных запасов на торговом предприятии, а также дан факторный, сравнительный и оперативный анализ торговой деятельности организации в условиях строго централизованного управления [2].  

         В учебном пособии Савицкой Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» изложена методика комплексного и глубокого факторного анализа хозяйственной деятельности организации [33].

            Дипломная работа выполнена на практическом материале ОАО «Белхозторг», г. Минск.

1 ТОВАРНЫЕ РЕСУРСЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИХ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ТОВАРООБОРОТ



1.1                  Сущность, значение и резервы товарных ресурсов в    торговле


В условиях натурального хозяйства продукты производились непосредственно для потребления. Они не были товаром. Отличительной особенностью товарного производства является то, что продукты производятся для обмена, становятся товарами. Классическая политическая экономия характеризует товар как «предмет, вещь, которая  удовлетворяет какие-либо человеческие потребности и производится для обмена. Полезность вещи делает её потребительской стоимостью, но наличие у вещи потребительской стоимости не делает вещь товаром».

Вторым свойством, обязательно присущим товару, является его меновая стоимость, т.е. способность товара обмениваться на другой товар в определённых количественных соотношениях. Основой меновой стоимости товара, позволяющей приравнивать их друг к другу в определённых пропорциях, является общественный труд, воплощённый в товарах и проявляющийся при обмене товара, т.е. их стоимость.

В современной рыночной экономике характерным является следующее  более широкое определение товара: «Товар – всё, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления» [32, с. 105].

На современном этапе аспектам изучения товарных ресурсов уделяется внимание в работах многих экономистов.

Товарные ресурсы, по мнению Маркиной Н.Г., состоят из товарной продукции различных отраслей промышленности и сельского хозяйства и образуют вместе с импортными изделиями товарные ресурсы предметов потребления [25, с. 4].

Тимофеев Г.П. считает, что товарные ресурсы страны - это все товары народного потребления и средства производства, которые реализуются как товар [36, с. 39].

Под товарными ресурсами ещё в социалистическом обществе понимались все товары (отечественные, импортные и принятые для комиссионной продажи), которыми располагает государство на определённый период времени [17, с. 19].

В современной научной и учебной литературе под товарными ресурсами понимается совокупная масса произведенных в стране и поступивших по импорту товаров для реализации на внутреннем рынке или для экспорта. Это понятие трактуется в трудах таких учёных-экономистов, как Валевич Р.П., Кравченко Л.И., Абрютина М.С.  Баканова М.И. [10, 6, 1].

 Согласно постановлению Правления Белкоопсоюза в состав собственных товарных ресурсов в потребительской кооперации Республики Беларусь включаются виды и объём деятельности отдельных отраслей потребительской кооперации без учёта стоимости сырья, переданного на промышленную переработку и поставок на экспорт продукции заготовительно-перерабатывающего комплекса системы, в т. ч.:

    - производство потребительских товаров кооперативной промышленностью;

    - производство собственной продукции в общественном питании;

    - объём закупок сельскохозяйственных продуктов;

    - продажа товаров на комиссионной основе и оборот по скупке товаров у населения [29, с. 1].

По мнению Абрютиной М.С., товарные ресурсы складываются из трёх  составляющих:

    - товарных запасов во всех подразделениях и звеньях производства и  обращения;         

     - импорта;

     - производства (отгрузки) товаров отечественными производителями.

Это касается товарных ресурсов, которые входят в систему товарного обращения. На выходе же Абрютина М.С. выделила комплекс показателей «использование товарных ресурсов», который включает:

                - удовлетворение экономических потребностей за счёт приобретённых товаров отечественного производства и импортных;

                 - экспорт;

     - товарные запасы на конец года [1, с. 87].

Итак, обобщая изложенное, можно сделать вывод, что «товарные ресурсы» - это предметы потребления для реализации на внутреннем рынке или для экспорта. Если это понятие охарактеризовать применительно к торговым организациям, то их можно рассматривать, как массу товаров, поступающих из различных источников, которая предназначена для последующей продажи конечному потребителю для личного или коллективного потребления.

 В условиях перехода к рыночным отношениям существенно изменяется процесс формирования товарных ресурсов. Ранее основными источниками формирования товарных ресурсов являлись промышленное производство и сельское хозяйство. На современном этапе организации торговли формируют свои товарные ресурсы на основании свободного закупа товаров. Значительно увеличилось число каналов, через которые осуществляется процесс формирования товарных ресурсов.

Для непосредственного перехода к проблемам формирования и использования товарных ресурсов следует обратить внимание на некоторые цифры, касающегося данного вопроса. Если рассматривать объём товарных ресурсов в целом по Республике Беларусь, то в 2003 году он составил 15170000 млрд. р., в том числе в государственной торговле объём товарных ресурсов составил 2791000 млрд. р., а в потребительской кооперации – 1541000 млрд. р. (приложение А). По сравнению с прошлым годом происходит увеличение объёма товарных ресурсов. При этом торговые организации потребительской кооперации имеют наименьшую долю в общем объёме товарных ресурсов Республики Беларусь.

 Значительный резерв пополнения товарных ресурсов содержится в улучшении организации торговли, особенно в части соблюдения норм продажи товаров. На эффективность использования товарных ресурсов влияют: специализация организации, условия и формы продажи товаров, порядок расчётов и другие факторы. К коммерческим факторам относится формирование ассортимента товаров, объём и методы закупа товаров в соответствии со спросом покупателей, осуществление контроля за поступлением товаров по всем товарным признакам, усиление контроля за качеством товаров и обеспечением их сохранности, выполнение планов и заключенных договоров.

 Данные факторы играют огромную роль в экономическом развитии торговой организации, поэтому они широко освещены в литературных источниках. Например, часто рассматривается закупка товаров, которая влияет на рост товарных ресурсов, а впоследствии и на эффективность их использования. Ошибки в закупке влекут за собой  излишний завоз, что приводит к порче (продовольственные товары) или к потере потребительской стоимости и ненужности (непродовольственные товары).

Рациональная организация закупки товаров означает приобретение товарных ресурсов нужного качества, в нужном количестве, в нужное время, у надёжного поставщика, по приемлемой цене.

Немаловажную роль в формировании товарных ресурсов играет осуществление контроля за поступлением товаров и их качеством, а также выполнение планов и условий поставки товаров, что впоследствии влияет на эффективность  использования товарных ресурсов в торговле.

Наконец, социальные факторы, такие как общий уровень культуры населения, национальные обычаи, традиции, условия труда работающих, их профессиональная подготовка, планирование товарооборота несомненно оказывают влияние на уровень и объём товарных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.