Меню
Поиск



рефераты скачать Учет и анализ розничного товарооборота ЗАО "Дом торговли Рамонак"

     б) продовольственных и непродовольственных товаров за наличный расчет;

     в) продовольственных и непродовольственных товаров по безналичному расчету исправительно-трудовым учреждениям для отпуска спецконтингентам за счет их личных денежных средств.

         Порядок отражения отдельных продаж в объеме розничного товарооборота торговой сети:

     а) по кредитным, пластиковым карточкам, электронным картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов вкладчиков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на приобретение товаров отражается, как продажа за наличный расчет;

     б) за иностранную валюту – в пересчете на национальную валюту исходя из среднемесячного курса валют, установленного Национальным банком республики;

     в) на борту самолетов, в пассажирских поездах – в розничном товарообороте магазина-склада по моменту сдачи ему выручки бортпроводниками и проводниками;

     г) на аукционах, через комиссионные магазины – по ценам фактической реализации;

     д) товаров длительного пользования по образцам (мебели, холодильников, легковых автомобилей и т.п.) – по времени фактической доставки их покупателю, независимо от времени уплаты денег;

     е) печатных изданий (книг, газет, журналов), изданий видео и грамзаписей по подписке – по времени фактической выдачи подписных изданий;

     ж) некоторых товаров (лекарств, топлива, транспортных средств, инвалидных колясок и т.п.) отдельным категориям населения со скидкой – в размере оплачиваемой населением стоимости;

     з) форменной одежды рабочим и служащим со складов материально-технического снабжения предприятий, организаций, учреждений – по времени ее выдачи в размере оплачиваемой стоимости;

     и) выдача товаров по всем видам выигрышей (денежно-вещевым лотереям, при проведении спортивных и других мероприятий), при погашении товарами облигаций государственных целевых беспроцентных займов – по их фактической стоимости по времени отпуска населению.

         В розничный товарооборот включается стоимость стеклянной посуды, проданной населению с товаром, за вычетом суммы возвращенной стеклянной посуды, а также стоимости стеклопосуды, принятой от населения в обмен на товар.

         В объем торговой выручки предприятий, колхозов, совхозов, организаций, учреждений, подсобных хозяйств, подведомственных юридическим лицам и их обособленным подразделениям включаются реализация населению продукции собственного производства, в том числе живой скот и птица, отходы производства, потребительские товары, полученные по бартеру, а также в порядке самостоятельных закупок.

         Стоимость расфасованных в предприятиях торговли продовольственных товаров учитывается в розничном товарообороте, с учетом стоимости упаковки.

     2. В состав розничного товарооборота торговой сети не включается:

     2.1. Продажа по безналичному расчету непродовольственных товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям, включая организации социального назначения; продовольственных товаров – юридическим лицам, их обособленным подразделениям, не относящимся к организациям социального назначения.

     2.2. Выдача рабочим и служащим товаров в погашение заработной платы.

     2.3. Стоимость возвращенных покупателями товаров, а также стоимость порожней стеклянной посуды, возвращенной в торговую сеть или принятой в обмен на товар.

     2.4. Отпуск товаров в счет взаиморасчетов или в порядке товарообмена между магазинами и другими организациями (кроме организаций социального назначения).

     2.5. Стоимость товаров, числящихся на балансе предприятия торговли и использованных на его внутрихозяйственные нужды.

     2.6. Продажа в предприятиях торговли проездных билетов, талонов на все виды транспорта, лотерейных билетов, телефонных карточек.

     2.7. Продажа населению почтовых марок, конвертов и почтовых открыток с марками, телефонных карточек отделениями связи.

     2.8. Стоимость входных билетов на рынки, ярмарки, аукционы, выставки-продажи и т.п..

         Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), переходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с одной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

         Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на вещевых, смешанных и продуктовых рынках.

 Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные процессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

 Показатель розничного товарооборота имеет количественную и качественную характеристики.

 Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации. Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы.

         Расширение ассортимента товаров способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более  высокого  качества, являющихся престижными,  позволяет  повысить  долю прибыли в цене товара,  т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Также это способствует повышению рентабельности.

         Розничный товарооборот торговых организаций включая общественное питание по областям представлен в таблице 1.1:

Таблица 1.1.  Розничный товарооборот торговых организаций включая общественное питание по областям

(в фактически действующих ценах, млрд. руб.)


2000

2001

2002

2003

Республика Беларусь

В т.ч. по областям:

Брестская

Витебская

Гомельская

Гродненская

Г. Минск

Минская

Могилевская

3018,7


403,2

375,5

436,0

331,7

796,2

367,5

310,6

5369,3


717,3

661,9

770,8

585,7

1432,7

656,0

544,9

7597,4


1020,4

917,8

1057,2

839,9

2105,4

927,3

729,4

9405,5


1243,5

1099,4

1299,3

1041,3

2718,9

1150,0

853,1

        

Примечание. Источник [28, с. 8]

         «Увеличение денежных доходов населения и своевременность выплаты заработной платы способствовало перевыполнению прогнозных параметров развития потребительского рынка. Рост розничного товарооборота за 2004 год оценивается на уровне 113% (прогноз 109,7 – 110,7%)» [23, с. 3].

         Необходимо четко разграничить понятия “состав” и “величина” товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

         К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия относят:

         объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

         объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах;

         ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров ( в рублях, процентах);

         однодневный объем товарооборота (руб.);

         объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

         объем товарооборота на 1 кв.м общей площади, в том числе торговой площади;

         время обращения товаров, дни оборота;

         скорость товарооборота, число оборотов.

         Основными резервами роста товарооборота являются:

дополнительная закупка товаров непосредственно у производителей на льготных условиях;

         повышение производительности труда торговых работников;

         оптимизация времени работы торгового предприятия;

         дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли.

         Таким образом, выполнение указанных задач содействует правильному учету движения товаров на торговом предприятии.




1.2  Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота




         На начало 2003 года в сфере обслуживания населения республики работало не более 700 тыс. человек. Из них около полумиллиона – в сфере торговли, включая общественное питание. За последние 100 лет количество работающих в торговле увеличилось на 50%. Имея такую численность, динамику и перспективы, документа, определяющего и регулирующего основы внутренней торговли – не было. В связи с этим, с 08.02.2004г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003г. №231 – З. Данный Закон позволит более  эффективно развивать рыночные отношения [15 ].

         Cовременные условия развития экономических отношений требуют повышения самостоятельности и ответственности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. В этой связи значительно возрастает роль бухгалтерского учета, так как он формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер их деятельности. Данная информация используется для принятия обоснованных управленческих решений самим предприятием и его внешними пользователям, к которым относятся и потенциальные инвесторы, проверяющие органы, органы управления. Таким образом, информационная функция бухгалтерского учета заключается в обеспечении учетно-экономической информацией для принятия решений на различных ступенях управления хозяйственной деятельностью.

         Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. № 3321 – XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности») «Бухгалтерский учет – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [16].

         Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных видов деятельности определена Законом Республики Беларусь  от 25.06.2001г. № 42 – З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»» и учетной политикой организации, разработанной в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», «учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Положения по бухгалтерскому учету и отчетности – нормативно-правовые акты, устанавливающие общие правила составления и представления бухгалтерской отчетности, принципы, порядок и способы ведения организациями учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций» [26].

         Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота в Республики Беларусь следующее:

         Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», подписанный Президентом Республики Беларусь 10.05.99г. № 255-З (с учетом изм. и доп.), устанавливаются правовые основы государственной политики в области ценообразования в республи-ке, категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирова-ния и контроля цен.

         Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999г. № 43, с изм. и доп. от 08.06.1999г. №58; от 30.06.1999г. №69; от 03.09.1999г. №111; от 12.11.1999г. №149; от 03.05.200г. №85; от 30.03.200г. №89; от 30.04.2004г. №111, регулирует процесс формирования цен.

         Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республики Беларусь « от 19.05.1999г. № 285, с изм. и доп. от 12.11.1999г. №670; от 12.04.2000г. №179 регулируются вопросы ценообразования в Республики Беларусь.

         Инструкция «О порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования» (утверждена приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.1995г. № 13 и Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Республики Беларусь от 20.03.1995г. №1) регулирует учет и использование ТТН, ТН и других бланков строгой отчетности.

         Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле (утверждена постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 59 от 02.07.2002г.) регулирует понятие и состав розничного товарооборота.

         Методические указания по определению индексов физического объема розничного товарооборота на территориальном уровне (утверждены приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.01.2000г. № 7) регулируют порядок пересчета товарооборота в сопоставимые цены.

         Мелкооптовая торговля регулируется Правилами продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.1999г. № 53.

         Порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами через специализированные магазины (секции, отделы) регулируется Временными правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверж-денными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.1997г. № 73.

         Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 53 от 05.03.2004г. утверждена Методика по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации на территориальном уровне.

         Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 106 от 28.08.2003г. утверждена форма государственной статистической отчетности  № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указания по ее заполнению.

         К обязательным платежам, которые в соот­ветствии с установленным порядком исключаются из выручки при определении финансового результата от реализации, в частности, относятся налоги и сборы, установленные законодательством и включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг). К таким платежам относится налог на добавленную стоимость, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 29.06.2001 г. № 94, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004г. № 16.

         В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2001 г. № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на пополнение оборотных средств направляется 6% валового дохода, полученного от реализации товаров.

         Из валового дохода в торговле производятся следующие отчисления:

Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора на формирование местных целевых бюджетно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2004г.», в размере 1,15%.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.