|
Примечание. Источник [28, с. 8] «Увеличение денежных доходов населения и своевременность выплаты заработной платы способствовало перевыполнению прогнозных параметров развития потребительского рынка. Рост розничного товарооборота за 2004 год оценивается на уровне 113% (прогноз 109,7 – 110,7%)» [23, с. 3]. Необходимо четко разграничить понятия “состав” и “величина” товарооборота: состав товарооборота складывается из различных видов продаж, а величина – из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам). К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия относят: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах; объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах; ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров ( в рублях, процентах); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; объем товарооборота на 1 кв.м общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров, дни оборота; скорость товарооборота, число оборотов. Основными резервами роста товарооборота являются: дополнительная закупка товаров непосредственно у производителей на льготных условиях; повышение производительности труда торговых работников; оптимизация времени работы торгового предприятия; дополнительное открытие торговых точек и внедрение прогрессивных форм торговли. Таким образом, выполнение указанных задач содействует правильному учету движения товаров на торговом предприятии. 1.2 Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота На начало 2003 года в сфере обслуживания населения республики работало не более 700 тыс. человек. Из них около полумиллиона – в сфере торговли, включая общественное питание. За последние 100 лет количество работающих в торговле увеличилось на 50%. Имея такую численность, динамику и перспективы, документа, определяющего и регулирующего основы внутренней торговли – не было. В связи с этим, с 08.02.2004г. вступил в силу Закон Республики Беларусь «О торговле» от 28.07.2003г. №231 – З. Данный Закон позволит более эффективно развивать рыночные отношения [15 ]. Cовременные условия развития экономических отношений требуют повышения самостоятельности и ответственности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности. В этой связи значительно возрастает роль бухгалтерского учета, так как он формирует информацию о результатах и состоянии всех сфер их деятельности. Данная информация используется для принятия обоснованных управленческих решений самим предприятием и его внешними пользователям, к которым относятся и потенциальные инвесторы, проверяющие органы, органы управления. Таким образом, информационная функция бухгалтерского учета заключается в обеспечении учетно-экономической информацией для принятия решений на различных ступенях управления хозяйственной деятельностью. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 18.10.1994г. № 3321 – XII (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности») «Бухгалтерский учет – система непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении имущества и обязательств организации методом двойной записи в денежном выражении на счетах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством Республики Беларусь» [16]. Необходимость ведения бухгалтерского учета в организациях различных видов деятельности определена Законом Республики Беларусь от 25.06.2001г. № 42 – З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности»» и учетной политикой организации, разработанной в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003г. № 89. Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности», «учетная политика – совокупность способов и методов ведения бухгалтерского учета, используемых организацией. Положения по бухгалтерскому учету и отчетности – нормативно-правовые акты, устанавливающие общие правила составления и представления бухгалтерской отчетности, принципы, порядок и способы ведения организациями учета отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций» [26]. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности розничного товарооборота в Республики Беларусь следующее: Законом Республики Беларусь «О ценообразовании», подписанный Президентом Республики Беларусь 10.05.99г. № 255-З (с учетом изм. и доп.), устанавливаются правовые основы государственной политики в области ценообразования в республи-ке, категории, принципы свободного ценообразования, государственного регулирова-ния и контроля цен. Положением «О порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденного постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.04.1999г. № 43, с изм. и доп. от 08.06.1999г. №58; от 30.06.1999г. №69; от 03.09.1999г. №111; от 12.11.1999г. №149; от 03.05.200г. №85; от 30.03.200г. №89; от 30.04.2004г. №111, регулирует процесс формирования цен. Указом Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республики Беларусь « от 19.05.1999г. № 285, с изм. и доп. от 12.11.1999г. №670; от 12.04.2000г. №179 регулируются вопросы ценообразования в Республики Беларусь. Инструкция «О порядке учета, хранения и использования бланков строгой отчетности субъектами хозяйствования» (утверждена приказом Министерства финансов Республики Беларусь от 22.03.1995г. № 13 и Государственного налогового комитета при Кабинете Министров Республики Беларусь от 20.03.1995г. №1) регулирует учет и использование ТТН, ТН и других бланков строгой отчетности. Инструкция по учету розничного товарооборота и товарных запасов в торговле (утверждена постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 59 от 02.07.2002г.) регулирует понятие и состав розничного товарооборота. Методические указания по определению индексов физического объема розничного товарооборота на территориальном уровне (утверждены приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 05.01.2000г. № 7) регулируют порядок пересчета товарооборота в сопоставимые цены. Мелкооптовая торговля регулируется Правилами продажи товаров и продукции общественного питания из розничной торговой сети юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, утвержденными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 14.05.1999г. № 53. Порядок комиссионной торговли непродовольственными товарами через специализированные магазины (секции, отделы) регулируется Временными правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами, утверж-денными приказом Министерства торговли Республики Беларусь от 30.05.1997г. № 73. Приказом Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 53 от 05.03.2004г. утверждена Методика по расчету общего объема розничного товарооборота через все каналы реализации на территориальном уровне. Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь № 106 от 28.08.2003г. утверждена форма государственной статистической отчетности № 3-торг (краткая) «Отчет о продаже и запасах товаров» и указания по ее заполнению. К обязательным платежам, которые в соответствии с установленным порядком исключаются из выручки при определении финансового результата от реализации, в частности, относятся налоги и сборы, установленные законодательством и включаемые в цену продукции (товаров, работ, услуг). К таким платежам относится налог на добавленную стоимость, исчисленный в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, утвержденная постановлением Государственного налогового комитета Республики Беларусь от 29.06.2001 г. № 94, в редакции постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004г. № 16. В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.07.2001 г. № 989 «О мерах по оздоровлению финансового состояния организаций, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность» на пополнение оборотных средств направляется 6% валового дохода, полученного от реализации товаров. Из валового дохода в торговле производятся следующие отчисления: - Согласно Постановления МНС РБ от 29.03.2004г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке исчисления, сроках уплаты и представления налоговым органам налоговых декларация (расчетов) о суммах исчисленного сбора на формирование местных целевых бюджетно-инвестиционных фондов и сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда в 2004г.», в размере 1,15%. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.