Учет и анализ розничного товарооборота ЗАО "Дом торговли Рамонак"
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение …………………………………………………………………………5
1. Розничный товарооборот – один
из важнейших показателей в торговле…………………………………………………………………….. 8
1.1.
Значение, закономерности и основные направления
развития розничного товарооборота. .……………………………………………. 8
1.2.
Нормативно-правовое
регулирование учета и отчетности розничного товарооборота.
…………………………………………………………..14
2. Учет розничного товарооборота………………………………………... 18
2.1.
Характеристика ЗАО «Дом торговли Рамонак»
………………… 18
2.2.
Документальное
оформление реализации товаров в розничной торговле ………………………………………………………………….
26
2.3.
Методика
и организация учета розничного товарооборота ………… 29
3. Анализ розничного
товарооборота……………………………………..
34
3.1.
Анализ выполнения плана и динамики товарооборота,
равномерности и ритмичности развития розничного товарооборота ……………….. 34
3.2.
Анализ
влияния основных факторов на изменение розничного товарооборота
…………………………………………………………. 40
3.3.
Обобщение
неиспользованных возможностей и экономическое обоснование прогнозных резервов
розничного товарооборота…….. 58
3.4.
Разработка
рекомендаций по компьютеризации учета и анализа розничного
товарооборота…………………………………………….. 60
Заключение……………………………………………………………………
65
Список
использованных источников……………………………………... 69
Приложения…………………………………………………………………..
72
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных
отношений повышает ответственность и самостоятельность работников предприятий в
выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективной их
работы. Предприятиям предоставлено право самостоятельно планировать свою
деятельность и определять перспективы развития, исходя из спроса на товары,
уровня конкурентоспособности, самостоятельно определять численность и состав
работников, выбирать формы и системы оплаты труда, определять размер фонда
оплаты труда и фонда потребления.
Для эффективной
деятельности субъектов хозяйствования в условиях рынка необходима полная
информация, позволяющая правильно ориентироваться в выборе различного рода
решений. В создании такой информации заметную роль играет бухгалтерский учет,
благодаря которому отражается и обобщается экономическая информация для
выявления общественных процессов во всей их сложности и конкретности. Такая
информация нужна не только для внутреннего, но и для внешнего пользования.
Бухгалтерский учет занимает одно из главных мест в системе управления. Он
отражает реальные процессы изменения стоимостных показателей субъектов
хозяйствования всех форм собственности, служит основой для планирования их
деятельности. Являясь частью процесса управления, бухгалтерский учет позволяет
осуществлять контроль за обоснованностью и законностью хозяйственных операций,
а также за соблюдением платежной и финансовой дисциплины субъектов
хозяйствования.
Одно из центральных мест во всей системе
учета принадлежит учету розничного товарооборота. От его уровня зависят
основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятий, такие как
валовой доход, прибыль, рентабельность, финансовое положение предприятия.
Розничный товарооборот – один из важнейших
показателей качества торгового обслуживания населения. В Республике Беларусь
товарооборот растет высокими темпами, но за счет инфляции.
Розничный товарооборот –
один из основных показателей, по которому оценивается деятельность предприятий
и организаций торговли. Он включает в себя продажу товаров населению для личного
потребления, а так же предприятиям, организациям и учреждениям для
коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время
население страны расходует на покупки товаров 77% своих денежных доходов и
через розничный товарооборот получает более 90% фонда личного потребления.
Продажа товаров и тары
населению производится за наличный расчет, по чекам банка, по перечислениям со
счета вкладчиков банка. При этом продажа товаров по расчетным чекам банка, по
перечислениям со счетов вкладчиков (по их перечислениям) учитывается как
продажа за наличный расчет.
Продажа товаров
организациям, учреждениям и предприятиям производится, как правило, по
безналичному расчету. Исключение составляет отпуск непродовольственных товаров,
продаваемых за наличный расчет в пределах разрешенных сумм. Реализация из
торговой сети товаров учреждениям, предприятиям и организациям называется
мелкооптовым оборотом. В розничном товарообороте торговли он занимает,
приблизительно, около 5% в общем товарообороте.
Розничный товарооборот
существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты,
поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием
розничного товарооборота.
Анализ розничного
товарооборота позволяет определить, в какой степени выполнен план товарооборота
и удовлетворен спрос покупателей, какие изменения произошли в товарообороте за
отчетный период и чем они были вызваны, вскрыть новые явления, а также
имеющиеся резервы в развитии товарооборота. Анализ товарооборота используется
не только для разработки прогноза, но и как действенное средство хозяйственного
руководства, с помощью которого осуществляется контроль за ходом реализации
товаров и разрабатываются меры, обеспечивающие успешный рост товарооборота.
Выбранная тема дипломного исследования
включающая в себя изучение методики и организации ведения учета и проведения
анализа товарооборота организаций торговли является сегодня особенно актуальной
и вполне современной и требует дальнейшего исследования и изучения.
Главная цель дипломной работы предусматривает критическую оценку
существующей методики и организации учета и анализа товарооборота в торговле,
разработку рекомендаций по совершенствованию учетной работы и проведению экономического
анализа, использованию ЭВМ в учете и анализе товарооборота.
Поставленная в работе цель предопределила комплекс взаимосвязанных и
взаимообусловленных задач, важнейшими из которых явились следующие:
1. Рассмотреть экономическое содержание товарооборота и задачи его учета
и анализа.
2.
Определить нормативно-правовое регулирование и информационное обес-печение
продажи товаров предприятиями торговли.
3.
Изучить документальное оформление реализации товаров.
4.
Описать методику и организацию синтетического и аналитического учета реализации
товаров.
5. Проанализировать выполнение плана и
динамику товарооборота по предприятию розничной торговли – ЗАО «Дом торговли
Рамонак».
6. Анализ обеспеченности и эффективности
использования товарных ресурсов.
7. Анализ обеспеченности и эффективности
использования трудовых ресурсов.
8. Анализ состояния, развития и
использования материально-технической базы торговли.
9. Обобщение неиспользованных возможностей и
экономическое обоснование прогнозных резервов розничного товарооборота.
10. Разработать рекомендации по
компьютеризации учета и анализа товарооборота.
Проблемами
учета и анализа розничного товарооборота занимался ряд ученых экономистов, в
том числе Анисимовец Т.П. и Кудрявец З.В.[35 ], Кравченко Л.И.[3], Кожарский
В.В.[ 10 ], Абрютина М.С. [ 1], Баканов М.И. [5], Осмоловский В.В. [ 30] и др.
В учебнике
«Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании» под общей редакций Кравченко
Л.И. изложены организация и основные принципы учета товаров и тары на
предприятиях розничной торговли, особенности ценообразования и контроля за
ценами на товары в розничной торговле, порядок документального оформления и
учета реализации товаров юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям,
населению в кредит, в комиссионных магазинах [3].
Экономистами в учебнике
«Бухгалтерский учет в торговле» под общей редакцией Кожарского В.В.
подчеркивается, что «осуществляя контроль за розничным товарооборотом,
бухгалтер должен следить за реализацией товаров, проданных за наличный расчет,
путем сопоставления ежедневной выручки с плановым заданием» [9].
Методологической основой
написания дипломной работы явились Законы Республики Беларусь, Указы Президента
Республики Беларусь, Постановления и решения правительства Республики Беларусь,
инструктивный и методологический материал по теме исследования, специальная
экономическая литература.
1.
РОЗНИЧНЫЙ
ТОВАРООБОРОТ – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ТОРГОВЛЕ
1.1 Значение, закономерности и
основные направления развития розничного товарооборота
Торговля – это форма
товарного обращения, осуществляемого при посредстве денег.
Торговля – особая деятельность людей,
связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой
совокупность специфических технологических и хозяйственных операций,
направленных на обслуживание процесса обмена.
Обособление торговли в отдельную отрасль
экономики связано с общественным разделением труда и выделением торгового
капитала как части промышленного капитала, что обусловлено стремлением к более
эффективному использованию имеющихся ресурсов.
Функции торговли во многом определены ее
сущностью как формы товарного обращения. Важнейшими функциями торговли
являются:
реализация произведенной потребительной
стоимости (товаров). Исполнение этой функции создает экономическую предпосылку
воспроизводства совокупного общественного продукта, связывая производство с
потреблением;
доведение предметов потребления до
потребителей. Выполняя данную функцию, торговля организует пространственное
перемещение товаров от производителей к потребителям, осуществляя при этом ряд
операций по продолжению процесса производства в сфере обращения (например,
транспортировку, хранение);
поддержание баланса между предложением и
спросом с одновременным активным воздействием на производство в части объема и
ассортимента выпускаемой продукции;
сокращение издержек обращения в сфере
потребления (затрат покупателей на приобретение товаров) путем
совершенствования технологии продаж, информационных услуги и др.;
функции, обусловленные концепцией маркетинга:
разработка товара, рыночные исследования, организация распределения,
определение цены, создание служб сервиса и др.
Различают следующие виды торговли:
оптовая – реализация товаров, как правило,
крупными партиями, что предполагает их дальнейшую перепродажу или переработку.
Товары в результаты оптового товарооборота в конечное потребление не поступают;
розничная – реализация товаров конечному
потребителю, что является завер-шающим звеном движения товара в сфере
обращения. В розничной торговле заканчивается процесс обращения товаров.
Они переходят в сферу личного потребления в обмен на денежные доходы населения.
Розничную продажу товаров ведут предприятия всех форм собственности различных
торговых систем.
Одним из основных экономических
показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия является
товарооборот – процесс обмена товаров на деньги. Владелец товара – торговое
предприятие – за деньги продает товар в собственность другому юридическому или
физическому лицу. Товарооборот характеризует процесс движения товаров
посредством актов купли-продажи. Как экономическая категория товарооборот
характеризуется наличием одновременно двух признаков:
товар как объект продажи;
продажи как формы движения товара от
производителя к потребителю.
Товарооборот торгового предприятия можно
рассматривать:
во-первых, как результат деятельности
предприятия торговли, его экономический эффект;
во-вторых (в социально-экономическом
аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей
уровня жизни.
В торговом предприятии товарооборот
выражается в объеме денежной выручки за проданные товары – по его размеру можно
судить о значимости данного предприятия на потребительском рынке.
В экономической литературе существуют
различные определения розничного товарооборота.
По мнению экономиста Лебедева С.Н.,
«розничный товарооборот – это количественный показатель, характеризующий объем
продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной
стадии движения товаров из сферы обращения в сферу потребления путем их обмена
на денежные доходы. Розничный товарооборот отражает состояние национальной
экономики, эффективность производства и управления процессом товародвижения,
степень развитости рынка и его конъюнктуру» [ 40].
По мнению профессора Брагина Л.А. и
профессора Данько Т.П., «под рознич-ым товарооборотом понимают передачу товаров
конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается – он
поступает в сферу потребления»[33].
Экономистами в учебнике под общ. ред.
Кожарского В.В. подчеркивается, что «товарооборот розничной торговли – это
продажа товаров населению как через специально организованную торговую сеть,
так и непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях; продажа товаров
рыночного фонда из розничной торговой сети организациям, учреждениям и
предприятиям по мелкому опту для их хозяйственных нужд или для организации
питания соответствующих контингентов населения; продажа порожней тары
населению» [ 10].
Согласно Инструкции по учету розничного
товарооборота и товарных запасов в торговле, утвержденной приказом Министерства
статистики и анализа Республики Беларусь от 05.08.1998 г. № 188, «розничным
товарооборотом является продажа продовольственных и непродовольственных товаров
населению через специально организованную торговую сеть, рынки, а также
непосредственно на предприятиях, в организациях, учреждениях, т.е. продажа
товаров населению через все каналы их реализации, независимо от того, является
ли для субъектов хозяйствования торговая деятельность основной или нет» [19].
Согласно
Инструкции розничный товарооборот делится на:
розничный
товарооборот торговой сети;
розничный
товарооборот общественного питания.
В состав
розничного товарооборота торговой сети включается:
1.1.
Продажа
товаров населению:
а) за
наличный расчет, по кредитным, пластиковым карточкам банков, электронным
картам, расчетным чекам сберегательных банков, по перечислениям со счетов
вкладчиков банков по их поручениям, включая ссуды молодым семьям на
приобретение товаров за иностранную валюту, в том числе по перечислениям с
валютных счетов населения; продажа товаров на борту самолетов, в пассажирских
поездах, с аукционов, через комиссионные магазины, реализация товаров непосредственно
производителями с оплатой через кассу предприятия;
б) в кредит
с рассрочкой платежа, при этом в объем товарооборота включается полная
стоимость товаров по ценам фактической реализации по моменту получения товара
покупателем;
в) по
безналичному расчету организациями, фирмами, выполняющими заказы населения на
покупку товаров по почте (по времени сдачи ими посылок в отделения связи);
г) в порядке
встречной торговли между производственными предприятиями и населением при
закупках сельскохозяйственной продукции (концентрированных кормов и других
товаров из магазинов, сахара с сахарных заводов, масла с маслозаводов и
масложирокомбинатов и т.п.).
1.2. Продажа
через торговую сеть юридическим лицам и их обособленным подразделениям:
а) продовольственных товаров по
безналичному расчету для питания обслуживаемых ими контингентов населения, а
именно: детским, лечебным, лечебно-оздоровительным учреждениям, интернатам для
престарелых, домам инвалидов, учебным заведениям, оздоровительным детским
лагерям; судам речного флота для организации питания экипажей судов, туристов и
пассажиров в судовых ресторанах; геологопоисковым группам для организации
питания работников экспедиций; производственным предприятиям
лечебно-профилактического питания для рабочих и служащих, занятых в цехах с
вредными условиями труда;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|