При этом следует иметь в
виду, что к важнейшим основам правопорядка при осуществлении сделок на поставку
товаров (выполнения работ или оказа-ния услуг) относятся соблюдение формы
договора, полнота и своевременность исполнения обязательств сторонами
соответствующих договоров вне зависимо-сти от срока договора. Обязательным
условием договоров, предусматривающих поставку товаров (выполнение работ или
оказание услуг), является определение срока исполнения обязательств по расчетам
за поставленные по договору това-ры (выполненные работы или оказанные услуги).
Установлено также, что
предельный срок исполнения обязательств по ра-счетам за поставленные товары
(выполненные работы, оказанные услуги) равен трем месяцам с момента
фактического получения товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Суммы, не истребованной
кредитором задолженности по обязательствам, порожденным указанными сделками
подлежат списанию по истечении четырех месяцев со дня фактического получения
предприятием-должником товаров (вы-полнения работ, оказания услуг) как
безнадежная дебиторская задолженность на убытки предприятия-кредитора, за
исключением случаев, когда в его дейст-виях отсутствует умысел;
- при поступлении
товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы
(неотфактурованные поставки), необходимо провери-ть, не числятся ли эти
поступившие ценности как оплаченные, но находящие ся в пути или не вывезенные
со складов поставщиков, и не числится ли стои-мость этих ценностей как
дебиторская задолженность;
- проводилась ли инвентаризация
расчетов. Посмотреть ее результаты, а в не-обходимых случаях провести встречную
проверку расчетов;
-
полнота
оприходования материальных ценностей;
- правильность установления цен
на материальные ценности, соответствуют ли они ценам, указанным в договорах
поставки;
- правильность списания затрат
с кредита расчетов с дебиторами и кредитора-ми на себестоимость продукции
(работ, услуг);
- правильность списания
задолженности с истекшим сроком исковой давнос-ти.
Суммы кредиторской и
депонентской задолженности, по которым иско-вая давность истекла, подлежат
отнесению на результаты хозяйственной деяте-льности или на увеличение
финансирования (фондов).
Проверяя расчеты, аудитор
должен обратить внимание на наличие всех оправдательных документов, а в
отдельных случаях – провести встречные про-верки на предприятиях, при
необходимости запросить в банках копии докумен-тов.
На практике бывают случаи,
когда подлинные акцептные поручения – на-пример, на перечисление денежных
средств отделениями связи, на выплату по-чтовых переводов – уничтожают, а
списанные суммы по учету относят на взаи-мные расчеты с другими предприятиями.
Результаты проверки расчетов с пос-тавщиками и подрядчиками можно отразить в
ряде рабочих документов (табли-цах, справках).
Проверка реальности
дебиторской и кредиторской задолженности являет-ся одной из важных процедур
аудита, так как операции с кредиторской задол-женностью и погашением ее
наличными деньгами представляют возможности для мошенничества, растрат и
искажений данных финансовых отчетов. Необхо-димо принимать это во внимание и
знать типичные методы совершения и скры-тия подобных действий.
В сфере текущих обязательств
мошеннические и ошибочные действия значительно отличаются от аналогичных
действий в отношении текущих акти-вов. Зачастую служащие подделывают документы,
содержащие обязательства, составляют фиктивные обязательства для обеспечения
неверных кассовых вып- лат.
Кроме определения реальной
задолженности необходимо определить ср-ок просроченных платежей на счетах
дебиторов и сопоставить этот срок с пока-зателями прошлых лет.
4.3
Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
Для
обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предназначен
счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На этом счете учитываются расчеты:
1) за полученные
товарно-материальные ценности, принятые выполненные ра-боты и потребленные
услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т. п., а также по
доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы, на
которые акцептованы и подлежат оплате через ба-нк;
2) за товарно-материальные
ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или
подрядчиков не поступили, т. е. так называе-мые неотфактурованные поставки;
3) за излишки
товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда фактическое
количество поступивших ценностей превышает количест-во, указанное в расчетных
документах поставщиков. Излишки, выявляемые при приемке материальных
ценностей, должны отражаться в первичных уче-тных документах. Так как
появление излишков признается отклонением от нормального режима поставки, то
применяются специальные формы первич-ных учетных документов, утвержденные
Госкомстатом для предприятий и организаций различных видов деятельности;
4) за полученные услуги по
перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и пе-реборам тарифа (фрахта);
5)
за все
виды услуг связи;
6) генерального подрядчика со
своими субподрядчиками при выполнении дого-вора строительного подряда;
7) генерального подрядчика со
своими субподрядчиками при выполнении дого-вора на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
(НИОКР).
Данный перечень не является
исчерпывающим.
Учет
на счете 60 ведется методом начисления, т. е. все операции, связан-ные с
расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные
услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
Счет
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" кредитуется на стои-мость
принимаемых к бухгалтерскому учету товарно-материальных ценностей, работ,
услуг в корреспонденции со счетами учета этих ценностей (либо счетом 15
"Заготовление и приобретение материальных ценностей", если его использо-вание
предусмотрено учетной политикой) или счетами учета соответствующих затрат.
За
услуги по доставке материальных ценностей (товаров), а также по пе-реработке
материалов на стороне записи по кредиту счета 60 "Расчеты с постав-щиками
и подрядчиками" производятся в корреспонденции со счетами учета производственных
запасов, товаров, затрат на производство.
За неотфактурованные поставки счет 60
"Расчеты с поставщиками и под-рядчиками" кредитуется на стоимость
поступивших ценностей, определенную исходя из цены и условий, предусмотренных
в договорах. При получении доку-ментов от поставщика на ТМЦ возможны два
варианта:
-
если
поступившие документы соответствуют условиям договора, предприя-тие производит
дополнительную запись только на сумму НДС;
-
если
поступившие документы не соответствуют условиям договора, то пред-варительная
бухгалтерская запись сторнируется, и производятся записи на суммы, соответствующие
отгрузочным документам. Счет 60 "Расчеты с пос-тавщиками и подрядчиками"
дебетуется на суммы исполнения обязательств, т.е. оплату счетов. Согласно
новому Плану счетов по дебету этого счета от-ражаются также авансы и
предварительная оплата по счетам поставщиков в корреспонденции со счетами
учета денежных средств. Суммы выданных авансов и предварительной оплаты
учитываются обособленно.
Счёт 60 "Расчёт с поставщиками и подрядчиками"
корреспондирует со счетами:
1.
Оприходование
патентов, лицензий и других нематериальных активов. Дт 04
"Нематериальные
активы"
Кт 08 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
2.
Оприходование
материальных ценностей, начисление стоимостных услуг по их доставке.
Дт 10 "Материалы", Дт 41 "Товары" Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
3. Начисление задолженности на
приобретение машин и оборудования, за вы-полнение строительных работ и оказание
услуги.
Дт 08 "Капитальные вложения"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
4.
Начисление
к уплате стоимости выполняемых работ и
услуг. Дт 20, 23, 25, 26, 28, 44,
97 Кт
60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
5.
Возврат
излишне перечисленных
сумм. Дт 51, 52
"Расчётный, валютный счёт"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
6. Отражение убытков от списания
дебиторской задолженности с просроченны -ми сроками исковой давности,
начисление штрафов, неустоек и других сан-кций, присуждённых судом или
признанных предприятием к уплате.
Дт 91/2 "Прочие расходы".
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
7. При поступлении различных
материальных ценностей обнаружена их недос-тача (до оприходования) в пределах
норм естественной убыли или принятая по вине предприятия, его
работников.
Дт 94 "Недостачи и потери от порчи
ценностей"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и
подрядчиками".
8.
Списание
сомнительной к получению задолженности поставщиков и
подря-дчиков. Дт
63 "Резервы по сомнительным
домам"
Кт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками".
9. Списание возвращённых
поставщику ранее оприходованных на склад мате-риальных ценностей при
обнаружении
дефектов.
Дт 60 "Расчёты с поставщиками и
подрядчиками"
Кт 07 "Оборудование к установке",10
"Материалы".
10. Оплата счетов
поставщиков.
Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"
Кт 50, 51, 52, 55 счета денежных средств
11. Штрафы, пени, неустойки, полученные
за нарушение условий хозяйствен-ных договоров, присуждённые или признанные
должником. Зачисление в доходы невостребованной кредиторской задолженности с
просроченными сроками исковой
давности.
Дт 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками"
Кт 91/1 "Прочие доходы".
12. Оплата счетов поставщиков за
счёт краткосрочных кредитов. Дт 60
"Расчёты с поставщиками и подрядчиками" Кт
66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
Аудиторская проверка операций по расчетам с
поставщиками и подрядчиками проводится по следующим
направлениям:
- проверка наличия и правильности оформления договоров;
-
проверка полноты и правильности оприходования полученных материальных ценностей (работ,
услуг);
-
проверка своевременности и правильности
оплаты за материальные ценности (работы, услуги).
Аудитор устанавливает, прежде всего, наличие
договоров поставки продук-ции и других хозяйственных договоров на оказание услуг и выполнение работ,
а также правильность оформления договоров. Договоры должны
соответствовать требованиям действующего
законодательства.
Сделки, осуществляемые сторонами умышленно без соблюдения установлен-ной ГК РФ формы, не
в полном объеме или несвоевременно, считаются
ничтожны-ми (недействительными). Аудиторы выясняют,
нет ли подобных сделок в проверяе-мой организации.
Далее необходимо получить доказательства,
что расчеты с поставщиками и подрядчиками за полученные материальные ценности (работы, услуги) отражены
в полном объеме, в соответствующем периоде, правильно
оценены и отражены в учетных регистрах.
Сопоставляя данные первичных документов с
данными договора, заказа, счета-фактуры, проектно-сметной
документацией, аудитор получает подтвержде-ние о полноте,
своевременности и правильности оприходования
полученных матери-альных ценностей (работ, услуг).
При
проверке оплаты счетов поставщиков и подрядчиков аудитор
устанавли-вает:
-
подтверждены ли операции по погашению задолженности соответствующими платежными документами
(квитанциями к приходным кассовым ордерам, выпи-сками
банка и платежными поручениями, актами зачета взаимных требований,
векселями, чеками и т. п.);
-
подлинность и правильность оформления платежных документов (наличие всех обязательных реквизитов,
выделение сумм НДС отдельной строкой, штампы бан -ка,
заверенный перевод документов на иностранных языках и т. п.);
-
соответствие данных платежных документов данным учетных регистров по счету 60 "Расчеты с поставщиками и
подрядчиками";
-
соответствие данных регистров по счету 60 регистрам по счетам 50, 51, 52, 60, 62, 71, 76. Проверяя
погашение задолженности в порядке взаимных расчетов, ауди-тор
устанавливает наличие оснований для взаимных расчетов (договор, письмо одной из сторон с просьбой произвести оплату в порядке
взаимных расчетов), сумму и дату погашения задолженности, а
также правильность отражения в уче-тных регистрах.
В ходе аудиторской проверки своевременности и
полноты расчетов с по-ставщиками и подрядчиками установлено, что учет расчетов
с поставщиками и подрядчиками осуществляется на счете 60. Также установлено,
сто бухгалтерс-кий учет на предприятии ведется в соответствии с действующими
нормативны-ми документами. Данные учетных регистров бухгалтерского учета
расчетов с поставщиками и подрядчиками правильно перенесены в главную книгу, а
бух-галтерские балансы составлены на основе остатков на счетах Главной книги.
Расчеты предприятия подтверждены соответствующими документами. Данные отчетов о
прибылях убытках соответствуют данным Главной книги и журналов -ордеров.
Завершая проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками,
аудитор обоб-щает выявленные отклонения и несоответствия и
уточняет предварительную оцен-ку реальности сальдо.
5.
Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками
Кредиторская задолженность -
стоимостное выражение обязательств дол-жника перед своими кредиторами.
Обычно кредиторскую
задолженность составляют неосуществленные пла -тежи поставщикам за отгруженные
товары, неоплаченные налоги, невыплачен-ная начисленная заработная плата,
невнесенные страховые взносы, неоплачен-ные долги. Кредиторская задолженность
отражается в разделе VI пассива бала-нса.
Анализируя состояние
кредиторской задолженности, необходимо отлича-ть реальную и нереальную
(неоправданную) задолженность.
В ходе анализа кредиторской
задолженности производят выборку обяза-тельств, сроки погашения которых
наступают в отчетном периоде, а также отс-роченных и просроченных обязательств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|