- отчеты произвольной формы
разработанной пользователем для детального изучения хозяйственных процессов.
Организация аналитического учета позволяет в электронной
бухгалтерии “1:С”, отслеживать расчеты с конкретными покупателями и
поставщиками, учи -тывать наличие и движение товарно-материальных ценностей,
выполнение до-говоров, расчеты по заработной плате и с подотчетными лицами и
т.д.
Помимо «1С:Бухгалтерия Проф.
6.0» используются и такие прикладные программы как «1С‑Торговля», «1С‑Склад».
С помощью программы 1С‑Торго-вля отслеживается движение товаров и
продажи.
Информация о каждом имеющемся
на складе товаре занесена в базу дан-ных. По запросу компьютер анализирует:
-
количество
оставшегося товара;
-
правила
его налогообложения;
-
юридические
ограничения на его продажу и др.
Одновременно с подачей
сведений о проданном товаре компьютер произ-водит соответствующую коррекцию
(уточнение) товарной ведомости.
Обычно программное
обеспечение устроено так, что сводная информация о наличии товаров выдается к
концу рабочего дня. Вместе с тем имеется возмо-жность обновлять данные об
изменении цен и поступлении новых партий това-ров.
«1С‑Склад» контролирует
наличие товаров на складе, формирует заказ на приобретение новых товаров. 1С‑Бухгалтерия
осуществляет все бухгалтерские операции, включая начисление зарплаты и
формирование бухгалтерских отче-тов. Автоматизация работы средствами 1С
позволила выявить наличие товаров, которые реализуются быстро и медленно и
составить рейтинг продажи товаров. Без программных средств эта задача была
невыполнима, учитывая большую но-менклатуру, с которой работает компания.
На предприятии установлена
также справочная компьютерная система “Консультант-бухгалтер”. Справочная
система “Консультант Бухгалтер” - это мощное и в то же время простое и удобное
средство по работе с правовой ин-формацией. Справочная система “Консультант
Бухгалтер” представляет собой удобное справочное средство для работы с
текстовой информацией. Информа-ционный Банк системы включает в себя нормативные
акты, регламентирующие бухучет и налогообложение, а также консультации
квалифицированных специ-алистов по наиболее часто встречающимся в практике
бухгалтеров вопросам налогообложения и бухучета. Информационный Банк системы
постоянно попо-лняется новыми нормативными актами и консультациями, что
позволяет поль-зователям Справочная Система “Консультант Бухгалтер” не
заниматься утоми-тельной работой по сбору необходимой им в работе информации.
Весь Инфор-мационный Банк разбит на две независимые базы. В первую (Нормативные
до-кументы) включены документы, представляющие собой нормативные акты раз-личных
ведомств, регламентирующие бухгалтерский учет и налогообложение. Во вторую
(Вопросы и ответы) - материал, содержащий ответы квалифицирова-нных
специалистов на вопросы, часто встречающиеся в бухгалтерской практи-ке.
Информационный Банк
поддерживается в актуализированном виде, т.е. в нем отражаются все изменения в
нормативных актах (как непосредственно их текстов, так и реквизитов). Это позволяет
пользователю при необходимости ра-ботать только с последними редакциями всех
документов. Многоуровневый ру-брикатор, базирующийся на Общеправовом
классификаторе отраслей законода-тельства, облегчает поиск документов в
Информационном Банке.
Режим гипертекста или
перекрестных ссылок между документами помо-гает отслеживать их юридическую
взаимосвязь. Папки документов позволяют длительно хранить сформированные
подборки документов по некоторым тема-тикам.
Использование средств
вычислительной техники на базе электронной бухгалтерии “1:С” и справочной
системы “Консультант Бухгалтер” позволяет добиться в работе бухгалтерии
своевременного и качественного составления финансовой отчетности предприятия;
строить работу на актуализированной правовой информации и тем самым избежать
серьезных ошибок. При использо-вании средств вычислительной техники экономится
огромное количество вре-мени необходимое для рутинных операций и бухгалтер
может больше времени уделять аналитической работе.
4
Аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками
4.1
Подготовка и планирование аудиторской проверки
До начала проведения аудита
или оказания сопутствующих услуг аудито-рская организация должна ознакомиться в
достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует
рассматривать как важный и ответствен-ный этап аудиторской проверки, поскольку
от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы
аудитора. Планирование аудиторс-кой проверки осуществляется в соответствии с
правилом (стандартом) №3 «Планирование аудита». Оптимальная схема планирования
аудита, составлен-ная на основе российских стандартов аудиторской деятельности,
должна вклю-чать следующие стадии:
-
предварительное
планирование;
-
изучение
системы бухгалтерского учета;
-
оценка
системы внутреннего контроля;
-
установление
уровня существенности;
-
построение
аудиторской выборки;
-
подготовка
общего плана и программы аудита.
В зависимости от намеченных
целей аудита выполнение каждой стадии планирования имеет ряд особенностей.
Рассмотрим выполнение каждого этапа планирования, обращая особое внимание на
методы получения аудиторских до-казательств и ведение рабочей документации
аудитора.
Предварительное планирование
целесообразно начать с бесед с предста-вителями руководства, сотрудниками
подразделений, главным бухгалтером, ру-ководителем службы внутреннего контроля
(если данная служба существует на проверяемом предприятии). Беседы должны
строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое
представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе
характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом
"Разъяснения, предоставляемые руко-водством проверяемого экономического
субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения
непрерывности деятельности, пер-вичной оценки надежности систем бухгалтерского
учета и внутреннего контро-ля. Кроме того, необходима информация об организации
процесса заключения договоров и процесса реализации продукции. Принимая во
внимание пожела-ния руководства и учитывая требования законодательства к
проведению ауди-торских проверок и содержанию аудиторского заключения, аудитор
очерчивает круг проблем, требующих повышенного внимания в ходе проверки, и
четко фо-рмулирует цели, которые должны быть достигнуты по итогам ее
проведения.
Основным источником
информации на данном этапе выступает письмен-но зафиксированная учетная
политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных
факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание
учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях
основополагающих принципов ведения бух-галтерского учета. Наиболее значимые
положения учетной политики необходи-мо отразить в рабочих документах аудитора,
поскольку на всех последующих этапах анализ деятельности предприятия будет
проводиться с позиций адекват-ности принятой учетной политике.
Этап предварительного
планирования следует завершить изучением отче-тов службы внутреннего контроля,
материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы
бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных
принципов организации бухгалтерского учета изу-чаемых операций и документооборота,
закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной
техники в ведении учета, организацио-нной структуры подразделений,
ответственных за ведение бухгалтерского уче-та. Целесообразно выполнить
обзорную проверку типичных бухгалтерских про-водок по операциям по реализации
продукции и установить фактическое нали-чие и правильность оформления
договоров, первичных документов, на основа-нии которых выполнялись записи по
счетам бухгалтерского учета.
На этапе оценки системы
внутреннего контроля аудитор должен собрать достаточный объем
аудиторских доказательств для высказывания мнения об эффективности этой системы
и принять решение о том, в какой мере он в своей работе может на нее
полагаться. Таким образом, основной целью оценки систе-мы внутреннего контроля
является создание основы для определения времени, видов и объема аудиторских
процедур. Система внутреннего контроля может считаться эффективной, если она
своевременно предупреждает о возникнове-нии недостоверной информации и выявляет
такую информацию. Можно также выделить еще одну цель, преследуемую аудитором
при оценке системы внутре-ннего контроля, - выработка конструктивных
предложений по ее совершенство-ванию.
Установление уровня
существенности выполняется на стадии планирова-ния. По сути, это - величина
вероятного искажения данных, так как аудитор не может учесть все факторы,
которые в конечном итоге повлияют на решение от-носительно существенности в
оценке результатов при завершении проверки. Таким образом, величина существенного
в планировании может значительно отличаться от величины существенного при
оценке результатов проверки. Оце-нка аудитором существенности должна учитывать
интересы потребителей ин-формации, а также соответствовать требованиям правила
(стандарта) №4 «Су-щественность в аудите».
Установив допустимый уровень
существенности, аудитор может присту-пать к построению аудиторской выборки.
Аудиторская выборка может коррек-тироваться в зависимости от целей аудита и от
установленных аудитором уров-ней рисков: риска выборки, допустимой и ожидаемой
ошибки и объема генера-льной совокупности.
Завершающей стадией
планирования является подготовка общего плана и программы аудита. В общем плане
должны быть отражены основная цель и на-правления проверки, способ проведения
аудита, установленный уровень сущес-твенности, параметры аудиторского риска,
определены численность и квалифи-кация рабочей группы аудиторов, их обязанности,
ответственность и соподчи-ненность; указаны сроки проведения проверки, а также
дата представления ау-диторского заключения и детализированного отчета.
Составляя программу проверки
расчетов с поставщиками и подрядчика-ми, аудитор направляет свои усилия на
проверку тех участков, которые не под-вергались контролю или мало
контролировались бухгалтерией.
Составляя программу, аудитор
определяет, какие приемы проверки он бу-дет использовать. Для проверки расчетов
с поставщиками и подрядчиками мо-жно использовать пересчет, сопоставление,
прослеживание, сканирование, до-кументальную проверку, подтверждение.
Программа аудита расчетов с
поставщиками и подрядчиками, операций по приобретению и реализации продукции
представляет собой детальный пере-чень содержания аудиторских процедур для
сбора аудиторских доказательств.
При проверке необходимо установить:
-
заключены
ли договора поставки продукции;
- реальность задолженности
поставщикам и подрядчикам, что должно быть подтверждено актами инвентаризации
(сверки) расчетов;
-
правильность
составления бухгалтерских проводок по счетам 60;
- соответствие записей
аналитического учета по счету 60 записям в журналах-ордерах, главной книге и
балансе.
При проверке в МУП "Водоканал" было установлено:
1.
на
предприятии заключены все договора на поставку продукции;
2. производилась инвентаризация
расчетов с поставщиками и подрядчиками и актом инвентаризации расчетов
подтверждена реальность задолженности поставщикам;
3.
бухгалтерские
проводки по счету 60 составлены правильно;
4. записи аналитического учета
по счету 60 соответствуют записям в журнале-ордере № 6, главной книге и
балансу.
По выявленным несоответствиям
определяют существенность, характер и возможные причины возникновения
отклонений.
Аудиторские процедуры по
существу предполагают детальную проверку верности отражения в бухгалтерском
учете оборотов и сальдо по счетам. Цель общей программы аудита - собрать
достаточный объем аудиторских доказате-льств, в соответствии с правилом
(стандартом) №5 «Аудиторские доказательст-ва» для формулирования
профессионального мнения о соответствии бухгалтер-ского учета операций по
приобретению и реализации продукции требованиям действующего законодательства и
достоверности во всех существенных аспек-тах бухгалтерской отчетности в части
отраженных в ней операций.
Важным шагом на этапе
планирования аудита является комплектация адекватной рабочей группы в
зависимости от целей проверки, объема работы и сроков проведения аудита. Так, в
случае проведения целевой проверки и при значительном объеме операций рабочую
группу аудиторов предлагается разде-лить на отдельные подгруппы по направлениям
проверки. Рабочая группа дол-жна формироваться из аудиторов, специализирующихся
на проверках данных операций. При незначительном объеме операций в состав
рабочей группы дос-таточно включить двух - трех аудиторов (специалистов в сфере
торговли). Ау-диторы должны иметь достаточную теоретическую подготовку в
области пра-вовых и экономических основ операций по приобретению и реализации
проду-кции, заключению договоров, механизма их проведения и бухгалтерского уче-та,
а также иметь практический опыт работы в торговле. В необходимых случа-ях к
выполнению отдельных этапов аудита могут быть привлечены эксперты. Работа
эксперта и использование предоставленных им материалов регламенти-рованы
правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование ра-боты
эксперта".
Общее руководство проверкой,
координация деятельности членов рабо-чей группы и контроль за соблюдением
графика использования рабочего време-ни должны осуществляться руководителем
аудиторской проверки. При разделе-нии рабочей группы на подгруппы по
направлениям функции локального руко-водства целесообразно возлагать на старших
аудиторов.
В ходе проверки и
планирования аудита расчетов с поставщиками и под-рядчиками в МУП
"Водоканал" была разработана программа проведения ауди-торской
проверки в соответствии со стандартами аудиторской деятельности.
4.2 Аудит состояния расчетов с поставщиками и
подрядчиками
Непосредственную проверку начинают с установления
соответствия дан-ных бухгалтерского баланса, Главной книги, регистров
синтетического и анали-тического учета по счету 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками», актов сверки расчетов с данными по счетам 50 «Касса», 51
«Расчетный счет», 52 «Ва-лютный счет».
Проверка по счетам расчетов
должна осуществляться по следующим ос-новным направлениям: наличие и правильность
оформления документов, опре-деляющих права и обязанности сторон по поставке
материальных ценностей (работ, услуг); правильность оплаты или получения сумм
за полученные или отгруженные материальные ценности; полнота оприходования и
списания по-лученных ценностей.
При проверке следует обратить внимание на следующее:
- имеются ли договора на
поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;
- при наличии дебиторской и
кредиторской задолженности необходимо уста-новить дату возникновения и причину
образования;
- имеется ли задолженность с
истекшим сроком исковой давности, принимаю-тся ли меры к ее взысканию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|