Мероприятия
Программы, должны финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Из средств
бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать:
·
разработку
и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций,
наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации;
·
подготовку
населения субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях и
его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты;
·
материально-техническое
обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении
субъектов Российской Федерации;
·
создание
и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных
ситуаций в субъектах Российской Федерации[19].
Распределение
затрат на реализацию программных мероприятий в должно производиться в
соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий и органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Государственными
заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам
гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий (координатор), Министерство науки и технологий Российской Федерации,
Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет
Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по
ядерной и радиационной безопасности.
Государственный
заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков.
Государственные
заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях
и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных
контрактов.
Отбор
исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом
все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке
размещения заказов на выполнение научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для
государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки
и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом
Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики
Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября
1997 г. № 94/130/74н.
3.4. Организация
управления и контроль за реализацией
Программы
Управление и
контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком
разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных
целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация,
утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995
г. № 594.
Организацию
управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные
заказчики.
Реализация
программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза
сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов
уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях
полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения,
проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и
техногенных факторов.
Заключение
На территории
Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и
тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что
заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать
методы их прогноза и предупреждения.
Наибольший
экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые страны.
Экономические причины роста природного (и техногенного) риска обусловлены
необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в производство
(следствие научно-технического прогресса).
Значительную опасность
представляли аварии на потенциально опасных объектах, транспорте,
электроэнергетических системах и системах жизнеобеспечения. Возникновение
чрезвычайных ситуаций техногенного характера обусловлено физическим износом
основных производственных фондов, нарушениями установленных норм и правил
эксплуатации опасных объектов, снижением требовательности и персональной
ответственности должностных лиц за эти нарушения.
Анализ развития
природных процессов и явлений, состояния техносферы, прогнозов потенциальных
опасностей и угроз свидетельствуют, что на территории субъектов Российской
Федерации сохраняется высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и биолого-социального характера.
В настоящее время
в Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
сформирована единая государственная система, объединяющая органы исполнительной
власти и местного самоуправления, а также организации, в полномочия которых
входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Непосредственное
государственное управление в области защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций возложено на федеральные органы исполнительной власти.
Обязанности этих органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций являются
органической частью их компетенции, осуществляемых в обычных условиях. По
отношению к подведомственным организациям они разрабатывают и осуществляют
организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости
функционирования отрасли в чрезвычайных ситуациях; утверждают отраслевые нормы
и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а
также правила защиты работников организаций от чрезвычайных ситуаций и т. Д.
Министерство
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий (стихийных бедствий) - МЧС России – является специальным
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное
управление и координацию федеральных органов исполнительной власти в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оно образует
подведомственные ему территориальные органы соответствующего профиля.
Особенности управления
вызываются именно чрезвычайными ситуациями и необходимостью их ликвидации.
Так, при
чрезвычайных ситуациях Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в
порядке, предусмотренном федеральным законом, может ввести на территории
Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение. Он
может принимать решение о привлечении к ликвидации чрезвычайных ситуаций
Вооруженные силы Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
МЧС России в этих
условиях осуществляет разнообразные задачи и функции, в том числе руководство
работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных
ситуаций; координацию деятельности органов исполнительной власти и местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению
последствий радиационных аварий и катастроф; контроль за осуществление
мероприятий в этой области; организует формирование и доставку гуманитарной
помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций.
Таким образом,
полномочия органов государственной власти, в том числе Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий, подведомственных ему региональных органов,
можно подразделить на две группы:
а) те, которые
осуществляются в нормальных условиях и направлены на предупреждение
чрезвычайных ситуаций;
б) те, которые
реализуются в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации их последствий. Взятые в
своем комплексе, они ориентированы на выполнение важнейшей государственной
задачи по защите интересов граждан и общества.
Для правильного
управления в чрезвычайных и техногенных ситуациях необходима разработка
специальных программ. Главной целью такой программы является снижение рисков и
смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской
Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций.
Достижение
главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации
постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций
и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Реализация
программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза
сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов
уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях
полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения,
проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и
техногенных факторов.
Список использованной
литературы:
Нормативно-правовая литература:
1.
Конституции
РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. –
1995. - №1. – Ст.1.
3.
Федеральный
закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" // СЗ
РФ. – 1995. - №1. – Ст.3.
4.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996 г. № 1340 "О порядке
создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // СЗ РФ. –
1996. - №34. – Ст.1653.
5.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. № 1479 "Об
аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и
спасателей" // СЗ РФ. – 1996. - №30. – Ст.1708.
6.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 794 "О единой
государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
// СЗ РФ. – 2004. - №1. – Ст.16.
7.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 "О
подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера" // СЗ РФ. – 2003. - №23. – Ст.1462.
8.
Постановление
Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098 «Об
утверждении Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
Российской Федерации до 2005 года"» // СЗ РФ. – 1999. - №21. – Ст.1076.
9.
Приказ
Минпромэнерго России от 2 сентября 2004 г. № 89 "Об организации работы по
сбору и обмену оперативной информацией в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в Минпромэнерго
России, в подведомственных федеральных агентствах и организациях, находящихся в
их ведении" // СЗ РФ. – 2004. - №23. – Ст.1910.
10.
Приказ
Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 22
октября 2004 года № 134 «О предоставлении в Минпромэнерго России оперативной и
текущей информации о чрезвычайных ситуациях на объектах жизнеобеспечения
населения» // СЗ РФ. – 2004. - №24. – Ст.980.
Специальная литература:
1.
Акимов
Н.И., Василевский М.Л., Марков И.Д., Русман Л.П., Умнов М.П. Гражданская
оборона. – М., 1999.
2.
Акимов
В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический аппарат оценки и прогноза
стратегических рисков // Управление риском. 2002. Спец. вып.
3.
Акимов
В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и техногенные чрезвычайные ситуации:
опасности, угрозы, риски. М., 2001.
4.
Акимов
В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив России: теория и практика // Право
и безопасность. 2004. №1(10).
5.
Аковицкий
В.Г., Стручкова Г.П., Шимановский А.А. Геоинформационная система управления
чрезвычайными ситуациями – важнейшее звено интегрированной системы управления
территориями. – М., 2003.
6.
Атаманюк
В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.Гражданская оборона: Учебник. – М., 1998.
7.
Владимиров
B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др. Управление риском. Риск, устойчивое
развитие, синергетика. М., 2000.
8.
Владимиров
В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка и управление техногенной
безопасностью. М., 2002.
9.
Воробьев
Ю.Л. Основы формирования и реализации государственной политики в области
снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М., 2000.
10.
Воробьев
Ю.Л. Национальная безопасность и управление стратегическими рисками в России //
Управление риском. 2002. Спец. вып.
11.
Голубчиков
С. Катастрофы сопутствуют человечеству // Энергия. 2003. №3.
12.
Гусева
Т.В., Хачатуров А.Е., Макаров С.В., Заика Е.А., Хотулева М.В. Добровольная
экологическая деятельность. Неиспользуемые возможности. – М., 2000.
13.
Макаров
С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. – М., 2001
14.
Надежность
технических систем и техногенный риск: Учебное пособие для вузов / Под ред.
М.И.Фалеева. М., 2002.
15.
Основы
анализа и управления риском в природной и техногенной сферах: Учебное пособие
для ВУЗов МЧС России / Под ред. Ю.Л.Воробьева). М., 2003..
16.
Порфирьев
Б.И. Экологическая экспертиза и риск технологий. – М.: ВИНИТИ, 1990.
17.
Предупреждение
и ликвидация чрезвычайных ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава
РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М., 2003.
18.
Шахраманьян
М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной и техногенной безопасности
России: теория и практика. М., 1998.
[1] Порфирьев Б.И. Экологическая экспертиза и риск технологий. – М.:
ВИНИТИ, 1990. С.2-3
[2] Акимов Н.И., Василевский М.Л., Марков И.Д., Русман
Л.П., Умнов М.П. Гражданская оборона. – М., 1999. С.67.
[3] Акимов В.А., Порфирьев Б.Н., Радаев Н.Н. Методический
аппарат оценки и прогноза стратегических рисков // Управление риском. 2002.
Спец. вып. С. 10-18.
[4] Акимов В.А., Новиков В.Д., Радаев Н.Н. Природные и
техногенные чрезвычайные ситуации: опасности, угрозы, риски. М., 2001. С.123.
[5] Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив
России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. №1(10).
[6] Акимов В.А. Оценка и прогноз стратегических раскив
России: теория и практика // Право и безопасность. 2004. №1(10).
[7] Аковицкий В.Г., Стручкова Г.П., Шимановский А.А.
Геоинформационная система управления чрезвычайными ситуациями – важнейшее звено
интегрированной системы управления территориями. – М., 2003. С.201.
[8] Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И.Гражданская
оборона: Учебник. – М., 1998. С.46.
[9] Владимиров B.A., Воробьев ЮЛ., Малинецкий Г.Г. и др.
Управление риском. Риск, устойчивое развитие, синергетика. М., 2000. С.331
[10] Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка
и управление техногенной безопасностью. М., 2002. С.84
[11] Воробьев Ю.Л. Основы формирования и реализации
государственной политики в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций. М.,
2000. С.148
[12] Воробьев Ю.Л. Национальная безопасность и управление
стратегическими рисками в России // Управление риском. 2002. Спец. вып. С. 4-9.
[13] Голубчиков С. Катастрофы сопутствуют человечеству //
Энергия. 2003. №3. С.42-47.
[14] Основы анализа и управления риском в природной и
техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред.
Ю.Л.Воробьева). М., 2003. С.258
[15] Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций:
Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред. Ю.Л.Воробьева. М.,
2003. С.123
[16] Основы анализа и управления риском в природной и
техногенной сферах: Учебное пособие для ВУЗов МЧС России / Под ред.
Ю.Л.Воробьева). М., 2003. С.358
[17] Шахраманьян М.А., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка
природной и техногенной безопасности России: теория и практика. М., 1998. С.118
[18] Предупреждение и ликвидация чрезвычайных
ситуаций: Учебное пособие для руководящего состава РСЧС / Под ред.
Ю.Л.Воробьева. М., 2003. С.280
[19] Макаров С.В., Гусева Т.В. Экологический менеджмент. –
М., 2001. С.129
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|