Управление в черезвычайных ситуациях
Оглавление:
Введение
Глава 1. Общая оценка состояния защиты населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций
1.1. Катастрофы сопутствуют человечеству
1.2. Способно ли МЧС снизить природные и техногенные
риски в России?
1.3. Прогноз и смягчение последствий природных
катастроф
1.4. Информационное обеспечение чрезвычайных ситуаций
Глава 2. Подготовка органов управления в природных и
техногенных ситуациях
Глава 3. Программа по снижению рисков и смягчению
последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в
Российской Федерации
3.1. Цели и задачи Программы, сроки ее исполнения
3.2. Система программных мероприятий
3.3. Ресурсное обеспечение Программы и механизм ее
реализации
3.4. Организация управления и контроль за реализацией
Программы
Заключение
Список использованной литературы
Введение
На территории
Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и
тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что
заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их
прогноза и предупреждения.
Несмотря на
сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее
время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от
чрезвычайных ситуаций. На сегодняшний день создана единая государственная
система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в
основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф
и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее
подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение
проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Главной задачей
развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер,
направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей,
снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде.
Целью
государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного
уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах
показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для
соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом
мирового опыта в данной области.
Проблема носит
межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на
государственном уровне, повышения ответственности органов государственной
власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за
своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а
в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий
чрезвычайных ситуаций.
Учитывая
сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной
политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их
последствий должен стать программно-целевой метод.
Все это говорит
об актуальности выбранной темы и необходимости ее исследования.
Целью данной
работы является исследование организации управления в природных и техногенных
ситуациях.
Для достижения
поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Во-первых, дать
общую характеристику состояния защиты населения и территорий в чрезвычайных
ситуациях.
Во-вторых, исследовать
вопрос о подготовке органов управления в природных и техногенных ситуациях.
В-третьих,
рассмотреть одну из программ по снижению рисков и смягчению чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации.
Глава 1. Общая оценка
состояния защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1.1.
Катастрофы сопутствуют человечеству
Наибольший
экономический ущерб от стихийных бедствий приходится на развитые страны. По
расчетам доктора географических наук С.М. Мягкова, в первой половине XX в. он
возрастал медленнее, чем объем промышленного производства, но с 1960-х гг.
перегнал промышленный рост (рис. 1). Частота катастроф возросла с 1970-х гг. на
порядок по сравнению с предшествующими пятью десятилетиями[1]. Опережающий рост ущерба от
катастроф означает, что снижается защищенность производства от различных
опасностей и увеличивается доля труда, требующегося на «ремонт» техносферы
(рис. 2). В таблице 1 приведены сравнительные величины риска и потерь от
природных и иных опасностей в развитых странах в 1960-1990 гг.[2].
Рис. 1.
Рост населения (1), промышленного
производства (2) и прямого экономического
ущерба от стихийных бедствий (3) в мире
в XX в., в процентах относительно
величин 1920-1930 гг.
|
Таблица 1
|
Сравнительные величины
риска и потерь от природных и иных опасностей в Японии, Западной Европе
(ФРГ,Франции и Великобритании) и США
в 1960-1990-х гг.
|
Показатель
|
Япония
|
Западная Европа
|
США
|
Число стихийных
бедствий на единицу площади
|
1
|
0,5
|
0,3
|
Плотность населения
|
1
|
0,5
|
0,1
|
Число жертв стихийных
бедствий на 1 млн. человек
|
1
|
1,8
|
7,7
|
Валовой национальный
продукт на единицу площади
|
1
|
4,1
|
0,1
|
Прямой экономический
ущерб от стихийных бедствий на единицу площади
|
1
|
0,41
|
8
|
Число убийств на 1 млн.
чел. в 1990-х гг.
|
1
|
50-100
|
200-250
|
Как видно из
таблицы, величина ущерба от стихийных бедствий сопоставима с объемом
производства валового национального продукта развитых стран. При этом Япония,
имеющая наивысшую плотность населения и производства, также имеет и наивысшую
повторяемость стихийных бедствий на единицу площади, При одинаковой
защищенности от природных опасностей наивысшей потери от природных катастроф
следовало бы ожидать в «стране восходящего солнца» Но этого не происходит —
самые высокие потери от природных стихий несут США а самые низкие (из развитых
стран) — Япония. Ущерб от каждого стихийного бедствия в Японии в среднем ниже,
чем Е Западной Европе и США. Причина этого находится, по мнению С.М. Мягкова, в
социокультурном факторе, который определяет отношение общества к риску (не
только к природному, но и к техногенному и социогенному). Кроме этого,
готовность общества рисковать определяется и стабильностью государства. Она
эпизодически снижается после военных поражений, при внутренних социальных
конфликтах, теряется в период распада этнической культуры и государства. По
мнению американского социолога Б. Берри, современной японской культуре
свойственна сильная ориентация на коллективизм и устранение неопределенностей в
повседневной жизни, тогда как культуре США — противоположные, а
западно-европейской культуре — промежуточные отношения.
Рис. 2. Среднее
годовое число техногенных чрезвычайных ситуаций в России в 1990-1993гг.в
расчете на 1 млн. чел. городского населения: 1 — менее 3.3; 2 — 3.3-6.2;3 —
6.3-12.5; 4 — более 12.5. Среднее по России значение равно 6.3.
Помимо этого,
существуют и экономические причины роста природного (и техногенного) риска,
обусловленные необходимостью сокращения срока окупаемости капиталовложений в
производство (следствие научно-технического прогресса). Во всем мире возрастает
влияние транснациональных компаний, на долю которых приходится половина всего
мирового производства. Растущая конкуренция вынуждает предпринимателей
сокращать непроизводительные затраты. В итоге надежная защита от природных
опасностей вводится (поддерживается) для все меньшего числа объектов и на все
меньший срок, а непредотвращенные потери все больше восполняются посредством
страхования.
Что же касается
2003 года, то в течение всего года на территории Российской Федерации
сохранилась тенденция к некоторому снижению общего количества чрезвычайных
ситуаций. Вместе с тем, увеличились масштабы последствий и размеры ущерба от
них. К наиболее тяжелым социально-экономическим последствиям привели
чрезвычайные ситуации связанные сезонным шинными природными явлениями (паводки,
наводнений, землетрясения и торфяные пожары)[3].
Актуальными оставались
проблемы обеспечения техногенной безопасности. Значительную опасность представляли
аварии на потенциально опасных объектах, транспорте, электроэнергетических
системах и системах жизнеобеспечения. Возникновение чрезвычайных ситуаций
техногенного характера обусловлено физическим износом основных производственных
фондов, нарушениями установленных норм и правил эксплуатации опасных объектов,
снижением требовательности и персональной ответственности должностных лиц за
эти нарушения.
Анализ развития
природных процессов и явлений, состояния техносферы, прогнозов потенциальных
опасностей и угроз свидетельствуют, что на территории субъектов Российской
Федерации сохраняется высокая степень риска возникновения чрезвычайных ситуаций
природного, техногенного и биолого-социального характера.
В 2003 году на
территории Российской Федерации всего произошло 838 чрезвычайных ситуаций, в
которых пострадало 15631 человек, из них погибло 1161 человек.
Общее количество
чрезвычайных ситуаций по сравнению с 2002 годом уменьшилось на 26,43 %, в том
числе: биолого-социальных - на 55,9 %, техногенного характера - на 36,4 %. Количество
чрезвычайных ситуаций природного характера возросло на 2,51 %[4].
При этом число
погибших в чрезвычайных ситуациях уменьшилось с 2151 до 1161 человек.
1.2. Способно
ли МЧС снизить природные и техногенные риски в
России?
За 10-15 лет
наземная наблюдательная гидрометеорологическая сеть из-за недостаточного
финансирования сократилась в два раза. Существенно упал объем информации о
природных процессах, протекающих в труднодоступных, прежде всего горных
районах, наиболее подверженных различным стихийным бедствиям. Поэтому
прогнозированием опасных природных явлений занимается не только сильно
постаревшая Гидрометслужба России (постаревшая в прямом смысле — более 90% ее
сотрудников — люди пенсионного возраста), но и Министерство чрезвычайных
ситуаций России.
Мониторинг и
контроль за чрезвычайными природными ситуациями осуществляется специалистами
Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»). В этот
Центр входит и Служба наблюдений и лабораторного контроля (СНЛК), которая
осуществляет мониторинг опасных природных и техногенных ситуаций на основе
анализа наблюдений более чем 7 тысяч станций различных министерств и ведомств.
Специалистами Центра с привлечением других министерств и ведомств в 2001 г.
была проведена проверка готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях СНЛК
четырех субъектов Российской Федерации — Амурской, Архангельской, Кемеровской
областей и Ханты-Мансийского автономного округа. Проверено 81 учреждение СНЛК:
поведомственных Минздраву России — 27, Минсельхозу России — 21, Росгидромету —
5, другим министерствам, ведомствам и акционерным обществам — 28.
Для оценки
практической готовности учреждений СНЛК к выполнению задач в 2001 г. было
подготовлено и выдано 892 контрольные пробы на радиоактивные (РВ), отравляющие
(ОВ) и другие химические опасные вещества (ХОВ) и имитаторы биологических
веществ, содержащих возбудителей особо опасных инфекционных заболеваний.
Высокую практическую подготовленность показали специалисты учреждений СНЛК
Кемеровской области и Ханты-Мансийского автономного округа. Процент правильно
идентифицированных проб составил, соответственно, 90 и 91%. Несколько хуже в
целом справились с задачей по идентификации проб специалисты учреждений СНЛК
Амурской области (70%)[5].
В том же году
была проведена проверка готовности бактериологических и химических лабораторий
учреждений СНЛК к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, вызванных
террористическими актами. В целом готовность бактериологических и химических
лабораторий, соответственно, составила в Дальневосточном — 56 и 55%,
Приволжско-Уральском — 82 и 49%, Северо-Западном — 83 и 78%, Северо-Кавказском
(Южном) — 64 и 70%, Сибирском — 51 и 51% и Центральном регионе — 78 и 62%, в
Москве — 100 и 33%. Проверка показала, что укомплектованность учреждений СНЛК
специалистами в среднем составляет 92.4%, в основном это люди с высшим и
средним образованием. Обеспеченность приборами, оборудованием и специальной
техникой учреждений СНЛК составляет в среднем 80%. Вместе с тем наблюдается
очень большой износ оборудования, особенно в учреждениях, подведомственных
Минсельхозу России. Многие приборы устарели физически и морально, перестали
отвечать современным требованиям. Низкая укомплектованность приборами и оборудованием
отмечается в учреждениях СНЛК Приморского края (60-67%), Алтайского края (60%)
и Республики Бурятия (55%). В лучшую сторону по оснащенности оборудованием и
приборами для действий при чрезвычайных ситуациях отличаются учреждения СНЛК,
подведомственные Минздраву России[6].
В соответствии с
распоряжением Президента Российской Федерации от 23.03.2000 № 86-рп, в 2001 г.
разработано и согласовано с заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти (Минздравом, Минатомом, Минприроды, Минобороны,
Минэнерго, Росгидрометом, Госгортехнадзором и Госстроем России) Положение о
Системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера. Эта Система позволяет повысить
оперативность и качество мониторинговой и прогностической информации,
необходимой для решения задач в области снижения рисков и последствий природных
и техногенных катастроф.
Основными
задачами Системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования
чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) являются:
·
оперативный
сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера;
·
прогнозирование
возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера и их последствий на основе оперативной фактической и практической
информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием
окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих
к ним территориях;
·
лабораторный
контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного,
химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения)
объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного
сырья (в соответствии с «Положением о СНЛК»);
·
разработка
и оценка эффективности реализации мер по предотвращению или устранению
чрезвычайных ситуаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|