3. Для повышения
эффективности государственной системы реагирования на чрезвычайные ситуации:
·
принятие
мер, направленных на повышение готовности органов управления и формирований РСЧС,
улучшение их технической оснащенности и материально-технического обеспечения;
·
создание
и совершенствование локальных систем оповещения[16].
Глава 3. Программа по
снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера в Российской Федерации
3.1. Цели и
задачи Программы, сроки ее исполнения
Главной целью
Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Для достижения
этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
·
создание
и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций;
·
формирование
нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного
контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
разработка
экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
создание
и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций;
·
развитие
системы информационного обеспечения управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления,
совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях;
·
совершенствование
материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и
смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработка
и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
·
совершенствование
системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных
ситуациях[17].
Достижение
главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации
постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций
и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по
предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Программа
рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа.
На первом этапе
предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной
тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий
чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее
эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей
перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических,
организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации
программных мероприятий в полном объеме.
На втором этапе
планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы.
Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом
этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе
результатов и с учетом выделенных объемов финансирования.
3.2. Система
программных мероприятий
В рамках
Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и
скоординированных во времени мероприятий:
а) разработка
нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области
снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
разработку
нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками
возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей
рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических
условий;
·
разработку
концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе
концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска
возникновения чрезвычайных ситуаций;
·
дальнейшее
развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально
опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также
разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки
ущерба от чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и
эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков
возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению
рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций;
б) разработка и
реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
организацию
и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и
проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного
характера;
·
систематизацию
потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ
технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах,
проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на
территории Российской Федерации;
·
развитие
научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических
последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения;
·
разработку
системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для
проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и
(или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков
возникновения чрезвычайных ситуаций;
в) разработка и
реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций
предусматривает:
·
дальнейшее
развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы
мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий;
·
создание
и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных
ситуаций;
г) развитие
системы информационного обеспечения управления рисками возникновения
чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях
предусматривает:
·
разработку
и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных
информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных
ситуаций в субъектах Российской Федерации;
·
дальнейшее
развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
развитие
геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий
чрезвычайных ситуаций;
·
разработку
методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций
для регионов Российской Федерации;
д) разработка и
реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает:
·
реализацию
инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий
чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений;
·
создание
и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для
ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
·
разработку
и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного
оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий
производственного и общественного назначения в районах, подверженных
воздействию опасных природных процессов и явлений;
·
обеспечение
населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими
средствами защиты;
·
внедрение
систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально
опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших;
·
внедрение
системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных
ситуациях;
·
укрепление
материально-технической базы региональных специализированных отрядов по тушению
крупных пожаров, разработку средств тушения пожаров;
·
создание
средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших
объектов, создание и развитие морских спасательных центров и центров по борьбе
с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы
экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях;
е) разработка и
реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к
действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает:
·
организацию
обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в
чрезвычайных ситуациях;
·
совершенствование
учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций для всех категорий населения, а также для специалистов единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
совершенствование
работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и
чрезвычайным ситуациям;
·
подготовку
информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по
проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций;
·
разработку,
издание и распространение учебно-методических материалов для подготовки
специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций,
подготовки и переподготовки кадров единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций[18].
3.3. Ресурсное
обеспечение Программы и механизм ее реализации
Реализация
Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет
средств федерального бюджета.
Органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают
финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств
федерального бюджета.
За счет средств
федерального бюджета финансируются:
·
проведение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ,
имеющих общее программное значение;
·
разработка
государственных стандартов, нормативно-правовых, организационных и методических
документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
·
разработка
и совершенствование средств технического оснащения сил единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
создание
и совершенствование средств технического, информационного и
программно-математического обеспечения управления единой государственной системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
·
подготовка
специалистов для единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне;
·
обеспечение
деятельности органов управления, сил наблюдения и лабораторного контроля единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на
федеральном уровне и их включение в автоматизированную
информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|