Качество продукции мясной промышленности
зависит от множества факторов и условий. На него оказывают влияние качество
поступающего сырья и материалов, техническая оснащенность предприятия,
совершенствование планирования, соблюдение технологической дисциплины и
требований правил санитарии. Комплексность управления качеством продукции
охватывает все эти условия. Таким образом, КСУКП — это совокупность
взаимосогласованных инженерно-технических, организационных, социологических,
экономических, технологических, снабженческих, контрольных, транспортных, складских
и других процессов, направленных на совершенствование качества продукции. ВНИИ
стандартизации принято следующее определение КСУКП — это совокупность
мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и
поддержание необходимого уровня качества продукции при ее разработке,
изготовлении, обращении и эксплуатации или потреблении. КСУКП предназначена для
совершенствования организации производства с целью постоянного обеспечения
соответствия качества продукции потребностям народного хозяйства и населения и
систематического повышения на этой основе эффективности производства. При
управлении качеством продукции выполняются 14 основных функций. В их
реализации участвуют практически все подразделения предприятия.
Опыт работы показывает, что высокое и
стабильное качество продукции не всегда возможно обеспечить усилиями
предприятий одной отрасли, например, качество продукции мясной промышленности
в значительной степени зависит от сельского хозяйства, продовольственного
машиностроения, условий реализации мясных продуктов. Таким образом, проблема
качества продукции приобретает всеобъемлющий характер. Работа в этой области
проводится на трех уровнях: межотраслевом, отраслевом и уровне предприятия.
Организационно-методической основой КСУКП
являются стандарты предприятий, регламентирующие всю многообразную деятельность
предприятия по обеспечению заданного уровня качества выпускаемой продукции.
Стандарты предприятий значительно отличаются от распоряжений, положений и
другой нормативно-технической документации тем, что они обязательно
разрабатываются в соответствии с действующими государственными,
отраслевыми стандартами, взаимосвязаны друг с другом, обязательны для всех подразделений
предприятия.
Комплекс стандартов по КСУКП четко
определяет задачи и функции всех служб предприятия, устанавливает порядок их
работы, увязывает их взаимоотношения. Поскольку стандарт и требования его
обязательны к исполнению, то комплекс стандартов предприятия становится, по
существу, сводом законов по организации работы в области качества.
2. Экспериментальная часть
2.1. Объект, место и методы
исследования
Объектом моих исследований явились
копченые изделия ЗАО « _____ » - буженина запеченая, шейка «Московская» и
рулет «Ростовский», произведенные в мае 2001 г.
1.
Буженина
запеченая (ГОСТ 17482-85)
Из несоленых задних окороков туш
молодых свиней. Срезают шкуру и шпик, оставляя слой жира не более 2 см. На
поверхности окорока делают насечки, натирают специями, запекают или жарят,
охлаждают.
2.Шейка «Московская» (ГОСТ
17482-85)
Из мякоти шейной части свиных туш.
Мясо солят, замачивают, зачищают, плотно перевязывают через каждые 5 см,
коптят, сушат.
3.Рулет «Ростовский» (ГОСТ
18236-85)
Вареное изделие из свиных задних
или передних окороков с толщиной шпика 1-3 см. Рулька не удалена.
Местом проведения экспертизы
явилась лаборатория кафедры экспертизы товаров Сибирского Университета
Потребительской Кооперации.
Экспертиза включала: идентификацию
изделий ( ГОСТ Р 51074-97 «Информация для потребителя. Общие требования»),
оценку соответствия продукции требованиям нормативных документов (НД).
Соответствие нормам безопасности по СанПин 2.3.2.560-96 гарантируется
предприятием-производителем. Для всех видов продуктов мясной продукции
нормируются общие требования к содержанию информации:
· наименование продукта;
· категория, сорт (при
наличии);
· наименование, местонахождение
(адрес) изготовителя, экспортера, импортера, поставщика, наименование
страны и места происхождения;
· товарный знак изготовителя
(при наличии);
· масса нетто или
количество;
· состав продукта;
· пищевая ценность;
· дата изготовления;
· условия хранения;
· срок годности;
· обозначение нормативного
или технического документа в соответствии с которым изготовлен или может быть
идентифицирован продукт;
· информация о сертификации.
Гигиенические нормативы качества и
безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов нормируются в
соответствии с СанПин 2.3.2.560-96.
Пункт 6.1. Мясо и мясопродукты;
птица, яйца и продукты их переработки.
Индекс
|
Группа продуктов
|
КМАФАнМ
КОЕ/г,не более
|
Масса продукта (г), в которой не допускаются
|
БГКП
(колиформы)
|
Сульфит-редуцирующие клостридии
|
S aureus
|
Патогенные, в т.ч. сальмонеллы
|
6.1.4.8.
|
Мясные вареные продукты:рулет «Ростовский»
|
1*10
|
1,0
|
0,1
|
-
|
25
|
6.1.4.10.
|
Продукты копчено-запеченые: буженина, шейка
«Московская»
|
1*10
|
1,0
|
0,1
|
-
|
25
|
Оценка соответствия продукции
требованиям НД проводилась по комплексу показателей: органолептических,
физико-химических. Приоритетной явилась органолептическая оценка.Внешний вид,
форма, консистенция,вид в разрезе, запах и вкус оценивались в соответствии с
действующими стандартами (ГОСТ 17482, ГОСТ 18236) и характеризовались словесно.
Для усиления объективности использована также 9-балльная система оценки,
стандартизированная для мясопродуктов в настоящее время(ГОСТ 9959-91 «Мясо.
Методы органолептической оценки.»). Результаты сенсорной оценки обобщены и
обсуждены в пункте работы 2.4.
В тех случаях, когда в результате
сенсорной оценки возникали сомнения, определяли физико-химические показатели,
повышающие значимость сенсорных впечатлений.
Использовали метод высушивания для
определения массовой доли влаги (ГОСТ 9793-74 «Продукты мясные. Методы
определения влаги.»). В работе использован экспресс-метод высушивания на
приборе «ЭВЛАС-2», который выдает в готовом виде конечный результат.
Массовую долю поваренной соли
определяли оргентометрическим способом (арбитражный метод) по ГОСТ 9957-73
«Колбасные изделия и продукты из свинины. Методы определения хлористого
натрия.».
Полученные результаты приводятся и
обсуждаются в п. 2.4
Ассортимент, его структура,
динамика, объем производства изучались на отчетных материалах предприятия.
Информация по этому вопросу приводится в п. 2.3
Кроме результатов полученных при
личном проведениии экспертизы и анализе работы предприятия использована также
информация контролирующих органов и материалы лаборатории предприятия.
2.2. Краткая характеристика
технико-экономических показателей деятельности ЗАО « _____ »
ЗАО « _____ » - это организация, которая производит готовые мясопродукты.
Она существует уже девять лет, и за этот период времени уже успешно
зарекомендовала себя на рынках Сибирского региона. Главный офис находится в
Новосибирске, цех по производству мясопродуктов – в поселке ______________.
В данный момент предприятие
расширило свой ассортимент, и теперь производит не только готовую к
употреблению продукцию, но и мясные полуфабрикаты ( фарш, лангет, котлеты и
т.п.).Уже четыре года производятся пельмени.
Сейчас главная задача
функционирования организации – это расширение сферы деятельности, привлечение к
сотрудничеству заинтересованных лиц, предприятий работающих в сфере снабжения
населения готовыми мясопродуктами и полуфабрикатами. В настоящее время ЗАО «
_____ » является поставщиком таких городов как Омск, Томск, Бийск, Барнаул,
Кемерово, Новосибирск и других близлежащих регионов, городов и сел.
Если рассматривать
конкурентоспособность и перспективы организации, то можно отметить, что она
является достойнейшим соперником таких производителей как «НМК», «Торговая площадь»,
«Омский бекон» и т.п., так как она ориентирована на высокое качество, большие
объемы выработки и доступные для среднего покупателя цены. На складах ЗАО «
_____ » постоянно находится полный ассортимент своей продукции гарантированного
качества, действует гибкая система скидок, применяются бартерные,
взаимозачетные схемы расчетов, что также очень важно при наших нестабильных
условиях жизни. Поэтому перспективы у этой организации, я считаю, очень
большие.
Анализом всех технико-экономических
показателей деятельности организации занимается Климова И.А., главный
экономист.
Основным показателем деятельности
является состояние материально-технической базы, которая оценивается
ежеквартально по итоговым значениям баланса. Сопоставляется стоимость значений
на начало и конец квартала, дается заключение об эффективности работы. На
предприятии такими показателями являются:
· стоимость зданий, сооружений;
· наличие технологического
оборудования( есть ли сбои в работе, действует ли «замкнутый цикл»:от сырья до
готового продукта);
· средства связи (телефоны,
факсы, пейджеры…)
· энерго- и
теплообеспеченность (ограничения в подаче и т.п)
· транспорт (техническое
состояние)
· санитарно-экологическое
обеспечение (утилизация отходов)
· пожарная
безопасность
(дымоулавливающая сигнализация, водные запасы для тушения).
При оценке показателей
товарооборота и товарных запасов используются счет- фактуры. Так как работа на
предприятии ведется только под заказ, эти показатели взаимосвязаны. Обычная
норма производства 15-20 тонн в сутки, в зависимости от количества заказов. В
конце каждой недели экономисту предоставляют сводную ведомость, в которой
указаны объемы производства и реализации продукции, цены и итог.
Оценка издержек производится не
регулярно, в зависимости от условий внешней среды (дорожание сырья,
электроэнергии, топлива, бензина; инфляции и т.п.). Проводится перерасчет
постоянных затрат (амортизация, оплата обслуживающего персонала, реклама,
страхование…) и переменных затрат (сырье, материалы, временные работники и
т.п.), после чего пересчитывается себестоимость, а затем просчитывается
рентабельность (отношение чистой прибыли к себестоимости) продукции и
деятельности предприятия. Результаты анализа оформляются в виде отчета, который
предоставляется директору и тот в свою очередь принимает решение о дальнейшей работе.
СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИИ
В целом, на предприятии работает
около 290 человек, в три смены. Возглавляет фирму директор или зам. директора.
На предприятии существует три отдела- экономический, производственный,
бухгалтерский. Экономический отдел (главный экономист,экономисты, зав.складом
готовой продукции, диспечеры) занимается маркетинговой политикой , менеджментом
на предприятии, осуществляет контроль за производством и реализацией
продукции. Бухгалтерский отдел (гл. бухгалтер, зам. бухгалтера, кассир) ведет
финансовые дела предприятия. Самый большой отдел- производственный. Он состоит
из: зав.производством, технологов, бригадиров, обвальщиков, жиловщиков,
засольщиков, составителей фарша, варщиков, коптильщиков, электриков, механиков,
грузчиков, техничек, водителей, охраны.
Заработная плата составляет от 700
руб. до 10000 руб. в месяц. При благоприятных условиях работы все же
наблюдается текучесть кадров, в основном из-за нарушения дисциплины. Главной
проблемой предприятия является воровство. Уже введен тройной контроль за
отделом сбыта, при выходе с территории осматриваются и сами работники. Я считаю
личный досмотр не этичным, но к сожалению в связи со сложившейся ситуацией эта
крайняя мера просто необходима.
Несмотря на эти проблемы,
обстановка на предприятии очень благоприятная.
Оптовая продажа на ЗАО « ЗАО «
_____ »» включает в себя четыре элемента:
1.
Обработка
заказов
2.
Транспортировка
3.
Хранение
4.Контакты с потребителями
Товародвижение начинается с
получения заказа от клиента. Это может осуществляться по телефону или
оформлением бланка заказа на предприятии. Далее отдел заказов составляет
сводную ведомость и отсылает ее зав. производством , которая обрабатывает
полученную информацию и составляет план выработки на сутки. Обычно это
составляет около 20 тонн. Затем вырабатывается продукция и поступает на склад ,
где ее хранение не превышает 12 часов. Заказчики обычно вывозят продукцию сами,
но предприятие может тоже оказать эту услугу за определенную плату. Отгружаемая
продукция сопровождается отгрузочной и платежной документацией. Копии этих документов
отправляются в бухгалтерию, экономисту иногда зам.директора (если выявлены
нарушения).
Также важным аспектом организации
оптовой продажи является участие в ярмарках. ЗАО « _____ » принимало участие
на «Сибирской ярмарке» в декабре 1999 года - « ПродСиб-1999». За это время (5
дней) предприятие установило новые связи с потребителями, заключило договоры по
оптовой поставке продукции и провело дегустацию мясо-колбасных изделий.
В 2000 году предприятие отказалось
от участия в ярмарке, так как после анализа результатов « ПродСиб –1999»
управляющий персонал решил что это не выгодно, и расходы( за аренду места,
оборудования, дегустацию) превысили доходы. Но я считаю, что это не правильно,
так как основной целью участия была реклама предприятия и качественной продукции
, что окупилось в первый же день участия . В этом году ЗАО « _____ » планирует
участие в ярмарке с целью привлечения новых заказчиков и покупателей мясной
продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|