Технико-экономическое обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортного ...
Институт
экономики и управления
Кафедра
отраслевой экономики
Дипломная
работа
на
тему:
«Технико-экономическое
обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности транспортного
хозяйства промышленного предприятия» (на примере транспортно-экспедиционного
предприятия ОАО «НефАЗ»)
Содержание
Введение...................................................................................................................2
Глава 1. Характеристика ТЭП ОАО
«НефАЗ».....................................................5
1.1. Краткая история создания ОАО
«НефАЗ» и Транспортно-экспедиционного предприятия. Виды деятельности и
организационная структура………………………………………………………………………….6
1.2. Структура потребителей
транспортных услуг и маршрутная сеть...........15
1.3. Характеристика производственной базы
и подвижного состава Транспортно-экспедиционного предприятия ОАО «НефАЗ»..........................16
1.4. Динамика основных
технико-экономических показателей.......................21
Глава 2. Организация транспортного
хозяйства на ОАО «НефАЗ».................24
2.1. Задачи и структура транспортного
хозяйства.............................................24
2.2. Виды внутризаводского транспорта и
организация транспортного обслуживания на ОАО «НефАЗ»…………………………………….…………25
2.3. Планирование деятельности
транспортного хозяйства предприятия.......31
2.4. Оценка эффективности
деятельности транспортного хозяйства...............40
Глава 3. Технико-экономическое
обоснование мероприятий по повышению эффективности деятельности Транспортно-экспедиционного
предприятия ОАО «НефАЗ».......................................................................................................48
3.1. Техническая суть мероприятий и
организация их реализации..................48
3.2. Экономическое обоснование
предлагаемых мероприятий и оценка их эффективности.......................................................................................................51
Заключение.............................................................................................................73
Список литературы................................................................................................77
Приложение
Введение
На современном
этапе перехода к рыночным отношениям возникает потребность ускоренного развития
производственной инфраструктуры, в том числе транспорта, обеспечивающей
надежное обращение материальных ресурсов.
Ежегодно в нашей
стране образуется около 200 млрд. различных хозяйственных связей. Намеченный
рост производственного потенциала при прочих равных условиях к концу XX века
вызовет увеличение хозяйственных связей в 4 раза. Эти данные свидетельствуют о
необходимости детального рассмотрения возможностей транспортного комплекса по
обеспечению надежного экономичного функционирования процессов товарообмена в
современных условиях.
При переходе к
рыночному хозяйству повышаются требования потребителей и к качеству
используемой ими продукции. Это относится и к транспортным услугам, так как
повышение их качества позволяет, в конечном счете, увеличить эффективность
производства и соответственно доходы коллективов предприятий, пользующихся
услугами транспорта.
Для грузовых
перевозок, в зависимости от специфики грузов и требований клиентуры,
показателями качества являются сохранность грузов в процессе транспортирования,
регулярность поступления партий груза к получателям, максимальное сокращение
времени доставки грузов, строгое соблюдение расписания отправления партий груза
и гарантированное их прибытие к получателю в точно назначенные сроки,
возможность перевозки крупногабаритных отправок без разборки их на части во
избежание сборочных работ в пунктах получения.
При грузовых
перевозках автомобильный транспорт участвует практически во всех взаимосвязях
производителей и потребителей продукции производственного назначения и товаров
народного потребления.
Автомобильный
транспорт по сравнению с другими видами транспорта имеет ряд преимуществ при
перевозках грузов, такие как: доставка грузов "от двери до двери";
сохранность грузов; сокращение потребности в дорогостоящей и громоздкой
упаковке; экономия упаковочного материала; более высокая скорость доставки
грузов автомобилями; возможность участия в смешанных перевозках; перевозки
небольших партий груза, позволяющее предприятию ускорить отправку продукции и
сократить сроки хранения груза на складах.
Ввиду
перечисленных выше преимуществ, автомобильный транспорт широко используется во
всех областях экономики, применяется во всех областях народного хозяйства, в
том числе и в машиностроении. Процесс изготовления продукции на предприятиях
различного типа сопровождается перемещением большого количества разнообразных
грузов: сырья, материалов, полуфабрикатов, топлива, готовой продукции, отходов.
Для этого используются различные виды транспорта и в первую очередь
автомобильный. Из общего объема перевозок в машиностроительном комплексе более
70 % осуществляется автомобильным транспортом. На каждую технологическую
операцию приходится несколько транспортных операций. Это обусловливает большие
затраты на транспортные работы, которые составляют 10–30% косвенных расходов в
себестоимости продукции, а численность транспортников составляет около 12%
общего числа рабочих.
Таким образом,
транспорт является неотъемлемой частью производственного процесса на
предприятиях машиностроения. Он тесно взаимосвязан со всеми элементами
производства. Поэтому выявление использования имеющихся на автомобильном
транспорте резервов позволяет увеличить объем транспортных услуг,
предоставляемых машиностроительным предприятиям, снизить их транспортные
издержки, а соответственно и цены выпускаемой продукции.
Таким образом,
учитывая все вышеизложенное, объектом исследования дипломного проекта был выбран цех № 15
«Транспортно-экспедиционное предприятие» (ТЭП) ОАО «Нефтекамский автозавод»
(«НефАЗ»).
Автор данного
дипломного проекта произвел анализ эффективности деятельности
Транспортно-экспедиционного предприятия на примере транспортного хозяйства
машиностроительного предприятия.
Для осуществления
этой цели были выполнены следующие задачи. Во-первых, рассмотрена характеристика
Транспортно-экспедиционного предприятия ОАО «НефАЗ», виды деятельности,
структура потребителей транспортных услуг, характеристика производственной базы
и подвижного состава, а также проанализирована динамика основных
технико-экономических показателей транспортного хозяйства. Все это нашло
отражение в первой главе дипломного проекта.
Во второй главе,
рассмотрена и подробно изложена организация Транспортно-экспедиционного
предприятия, а именно задачи и структура ТЭП, виды внутризаводского транспорта
и организация транспортного обслуживания. Также в этой главе рассмотрено
планирование деятельности Транспортно-экспедиционного предприятия, как оно
применяется на обследуемом предприятии, а также дана оценка эффективности
деятельности транспортного хозяйства.
В третьей главе
обоснованы технико-экономические мероприятия по повышению эффективности
деятельности Транспортно-экспедиционного предприятия ОАО « НефАЗ»,
разрабатываемые планово-экономическим отделом ТЭП, рассмотрена техническая суть
этих мероприятий.
Учитывая что,
темой дипломной работы явился поиск и обоснование технико-экономических
мероприятий по повышению эффективности деятельности Транспортно-экспедиционного
предприятия, то в заключении приведены рекомендации по мероприятиям в этой
области.
Вся
дипломная работа проиллюстрирована рисунками и таблицами, которые были собраны
еще на преддипломной практике. Данные этих приложений основываются на
статистической отчетности планово-экономического отдела Транспортно-экспедиционного
предприятия ОАО «НефАЗ».
1. Характеристика ТЭП ОАО « НефАЗ»
1.1.Краткая
история создания ОАО «НефАЗ» и Транспортно-экспедиционного предприятия. Виды
деятельности и организационная структура.
Открытое
акционерное общество «Нефтекамский Автозавод», сокращенно ОАО «НефАЗ», входит в
состав ОАО «КамАЗ».
Строительство
завода начато по Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1970 года за
№1000 и приказа Минавтопрома от 8 января 1971г. за №4.
В октябре 1977
года запустили главный конвейер в корпусе автосамосвалов. С вводом завода в
эксплуатацию перед коллективом сразу была поставлена серьезная задача: в
кратчайшие сроки увеличить объёмы производства. Уже в 1977 году было выпущено
800 автосамосвалов КАМАЗ 5511. В 1978 году 10 тысяч автосамосвалов, а в 1986
году завод вышел на проектную мощность 40 000 автомобилей в год.
В 1981 году был
запущен КАМАЗ 55102, бортовой с трёх сторонней разгрузкой.
В 1977 году
Президиумом Совета Министров СССР совместно с Минавтопромом было принято
решение о создании на Нефтекамском заводе автосамосвалов производства по
выпуску 6 тыс. шт. вахтовых автомобилей; прицепов-цистерн и
полуприцепов-цистерн для перевозки нефтепродуктов в количестве 16,1 тыс. шт. в
год.
В конце 1981 года
бала сдана в эксплуатацию первая очередь корпуса вахтовых автобусов, в июле
1982 года первые 10 вахтовых автобусов были отправлены на испытания нефтяникам,
испытания прошли успешно. И вахтовые автобусы были запущены в серию.
С 1985 года начат
выпуск полуприцепов – цистерн для перевозки светлых нефтепродуктов ёмкостью 19300литров.
Кроме того, завод
выпускает ТНП, особо популярным стал прицеп к легковому автомобилю
грузоподъёмность 300кг.
В 2000 году
руководством завода была принята новая серьёзная программа. Программа освоения
пассажирских автобусов на шасси «КАМАЗ». В августе 2000 года была начата
разработка конструкторской документации городского автобуса.
6 декабря 2000
года в этот день представлен первый автобус городского типа «НефАЗ - 5299»
В данный момент
разработаны и запущены в производство семь модификаций автобуса.
Завод расположен
в промышленной северо-восточной зоне города. Территория, занимаемая
предприятием, составляет 84га, также завод располагает собственной
железнодорожной веткой; теплоснабжение осуществляется от заводской котельной;
топливо-газ от Башкиргаза; водоснабжение хозяйственно-питьевой водой
производится от городского коммунального водопровода; электроснабжение завода
производится от ЛЭП-110 кВт протяженностью 28км. Средний возраст оборудования
составляет 19 лет.
Завод имеет
двадцатилетний опыт производства автосамосвалов, которые хорошо зарекомендовали
себя как у отечественных, так и у зарубежных потребителей. О высоком качестве
автосамосвалов говорят Международные награды, полученные в Швейцарии и Испании.
С самого начала существования завода создавалась база для расширения
номенклатуры выпускаемой продукции. В настоящее время помимо освоенных
автосамосвалов на шасси КАМАЗ, УРАЛ, ЗИЛ заводом освоено производство
самосвальных прицепов и полуприцепов, также выпускается целая гамма топливо
перевозчиков-прицепов и полуприцепов.
Вахтовые
автомобили, выпускаемые на заводе, имеют достаточную вместимость,
комфортабельность и повышенную проходимость. Значительно расширена номенклатура
выпускаемых товаров народного потребления, спросом пользуются прицепы к
легковым автомобилям, передвижной торговый киоск «Коробейник». В последние годы
освоено производство сельхозтехники, в том числе косилки ротационной,
граблей-ворошителей, пресс-подборщика для кормозаготовок. Завод имеет в составе
инструментальное производство, которое позволяет изготовить сложное
технологическое оснащение от металлорежущего инструмента до штампов и пресс-форм.
Рынок потребления продукции ОАО «НефАЗ» охватывает всю Россию и часть стран
СНГ.
Территориально
рынок потребителей распределяется следующим образом. Эксплуатация самосвалов и
самосвальных прицепов практически охватывает всю территорию России. Вахтовые
автобусы, в силу специфики, и автоцистерны на шасси используются в
нефтегазодобывающем комплексе в районах Сибири, Дальнего Востока, Крайнего
Севера, Казахстана, Туркменистана. В связи с развитием сети бензозаправочных
станций география применения топливоперевозчиков как на шасси, так и в составе
автопоезда распространилась на всю Россию. Прицепы и полуприцепы, а также
сельскохозяйственную технику приобретают районы Урала и Поволжья. Товары
народного потребления, в основном, имеют сбыт только на территории
Башкортостана и в соседних регионах.
Основные
потребители продукции, основываясь на данных за период с декабря 2006 года до
декабря 2007 года, рассмотрены в таблице 1.1., 1.2., 1.3. приложения №1 [12,14],
и рисунка 1.1.
За сентябрь 2007
года объем произведенной товарной продукции составил 678 млн. руб., с начала
года 5 млрд. 206 млн. руб., что составляет 115.1% к бизнес-плану. В общем
объеме отгрузка товарной продукции представлена в таблице № 1
Таблица 1. Объем
товарной продукции.
№
|
Наименование продукции
|
Объем за сентябрь 2007г., млн. руб.
|
Объем с начала 2007г., млн.руб.
|
Удельный вес в общем объеме, %.
|
1
|
Пассажирские автобусы
|
187
|
1 771
|
32,6
|
2
|
Прицепная техника
|
200
|
1 443
|
26,6
|
3
|
Специальные надстройки
|
273
|
1 807
|
33,3
|
4
|
Запасные части
Итого:
|
18
678
|
185
5206
|
3,4
95,9
|
Акционерное
общество продолжает проводить инвестиционную политику, направленную на
техническое перевооружение и реконструкцию завода, капитальное строительство в
соответствие с утвержденным титульным списком.
Необходимость
капитальных затрат обусловлена, прежде всего, освоением и производством нового
вида продукции – модельного ряда автобусов.
Рисунок 1.
Отгрузка прицепной техники производства ОАО « НефАЗ» по регионам в 2007г.
В качестве
программы дальнейшего финансово-экономического оздоровления предприятия
разработан «Бизнес-план» ОАО «НефАЗ» на 2008 год, который предусматривает ряд
мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности предприятия:
-
Увеличение
объемов продаж в 2008 году за счет увеличения объемов производства, в целом, в
1,3 раза;
-
Обеспечение
рентабельности продукции не ниже 6,7 %, в 2008 году не ниже 11%;
-
Программа
по расширению дилерской сети в крупных промышленных центрах.
В ходе открытой
подписки ценные бумаги ОАО «НефАЗ» приобрели Республика Башкортостан и
администрация г.
Нефтекамска в
лице соответствующих комитетов по управлению собственностью. Изменение долей в
Уставном капитале наиболее крупных акционеров отражено в таблице 1.4. приложения
№ 1 [14], где отображено насколько возрос % акций, принадлежащих государству,
Госкомсобственности РБ и администрации г.Нефтекамска и соответственно упал процент
акций у физических лиц.
В условиях
рыночных отношений большое внимание уделяется проведению маркетинговых
исследований.
Повышенное
внимание производителя российских большегрузных машин к предприятиям нефтяной и
газовой промышленности не случайно. Отмечена новая тенденция усиления роли
сырьевых отраслей в развитии отечественной автомобильной промышленности. Эти
отрасли становятся не только основными потребителями специальной автотехники,
но и влиятельными инвесторами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|