б) недостаточное количество представленных
материалов;
в) необходимость почерковедческой, технической и
других экспертиз;
г) невозможность получения необходимых
материалов без документальной ревизии;
д) крайне небрежное составление необходимых для
экспертизы документов;
е) непредставление следователем (иным
правоприменителем) необходимых для экспертизы материалов;
ж) отсутствие у эксперта-бухгалтера познаний в
данной отрасли бухгалтерского учета.
Назначенный эксперт-бухгалтер может быть
отстранен от производства экспертизы: при обнаружении оснований для его отвода;
в случае его болезни; при неспособности эксперта дать квалифицированное
заключение.
Для уменьшения сроков проведения
судебно-бухгалтерской экспертизы, а также получения более убедительного
заключения, допустимо поручение производства экспертизы нескольким экспертам.
Сокращение сроков по многотомным, трудоемким
делам достигается при поручении экспертизы нескольким экспертам не по всему
делу, а по отдельным его разделам, эпизодам или вопросам.
Производство экспертизы несколькими экспертами по
всему делу целесообразно при повторных экспертизах, так как заключение,
полученное от комиссии (группы) экспертов, представляется более убедительным.
Когда экспертиза проводится несколькими экспертами, они могут дать как
отдельные заключения, так и единое, общее (если их заключения не имеют
противоречий).
Подозреваемый, обвиняемый (а также его защитник)
для защиты своих интересов при назначении и проведении судебно-бухгалтерской
экспертизы также имеют права, в частности:
а) знакомиться с постановлением о назначении
судебной экспертизы;
б) заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о
производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении; в)
ходатайствовать о привлечении в качестве экспертов указанных ими лиц либо о
производстве судебной экспертизы в конкретном экспертном учреждении;
г) ходатайствовать о внесении в постановление о
назначении судебной экспертизы дополнительных вопросов эксперту;
д) присутствовать с разрешения следователя при
производстве судебной экспертизы, давать объяснения эксперту;
е) знакомиться с заключением эксперта или
сообщением о невозможности дать заключение, а также с протоколом допроса
эксперта.
Нормативно могут определяться, уточняться и иные
вопросы организации и производства судебной бухгалтерской экспертизы.
Общими (но не всегда имеющимися и потому не
обязательными) основаниями для назначения рассматриваемой экспертизы,
возникающими как в совокупности, так и альтернативно, могут являться:
а) имеющиеся противоречия результатами ревизии и
иными материалами дела;
б) необходимость уточнения правильности
определения недостачи и периоды ее образования;
в) противоречия в выводах первоначальной и
повторной ревизий;
г) отказ ревизора принять к зачету документы,
предъявленные обвиняемым;
д) определение круга материально-ответственных
лиц; выявление нарушений и недостатков в бухгалтерском учете, отчетности и
контроле;
е) определение соответствия данным бухгалтерского
учета обстоятельств, устанавливаемых документальной ревизией, заключениями
экспертов других специальностей, показаниями обвиняемых и свидетелей и иными
материалами дела;
ж) обоснованное ходатайство обвиняемого о
назначении судебно-бухгалтерской экспертизы для решения вопросов, требующих
специальных познаний в области бухгалтерского учета.
Объекты рассматриваемой экспертизы могут быть
классифицированы на общие и специальные.
К общим объектам исследования эксперта-бухгалтера
относятся: первичные и сводные бухгалтерские документы; материалы
инвентаризации; документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки,
накопительные ведомости), записи в регистрах аналитического и синтетического
учетов; документы и записи оперативного и неофициального учетов.
Специальными объектами исследования могут являться:
акты документальной ревизии, заключения экспертов в других областях знаний;
протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу; протоколы
иных процессуальных действий (допросов, очных ставок, обысков и выемок).
К вопросам, задаваемым правоприменителем эксперту-бухгалтеру,
предъявляется ряд оправданных требований:
- они должны относиться к
бухгалтерскому учету, быть существенными для дела и вытекать из его
материалов;
- они не могут быть разрешены следователем
(судом), которые должны владеть общеизвестными познаниями в области бухучета;
- они могут быть разрешены лишь на основе
материалов дела, предъявленных эксперту следователем;
- их невозможно разрешить иным, процессуально
упрощенным и экономичным путем;
- они не должны обязывать эксперта разрешать
юридические аспекты дела;
-
они должны быть конкретными, побуждающими эксперта давать по ним
конкретное заключение;
-
они должны располагаться в логической последовательности,
излагаться ясно, четко, что исключало бы их различное толкование.
Количество вопросов должно быть оптимальным, их
многообразие не всегда свидетельствует об их качестве.
Формулировки вопросов должны отвечать указанным
требованиям и могут быть, например, следующими:
а) соответствует ли организация учета и
отчетности на данном предприятии (учреждении) требованиям бухгалтерского
учета; если нет, то какие имеются отступления в ведении учета от нормативных
документов, регламентирующих постановку учета и отчетности;
б) каким образом должно быть оформлено списание
сырья;
в) правильно ли оформлено списание товаров из-за
их порчи и на какую сумму списаны товары;
г) возможно ли путем анализа документов проверить
законность совершения данной финансово-хозяйственной операции;
д) как должен быть оформлен расход денежных
средств в определенный период и какие допущены отступления;
е) каким образом недостача товарно-материальных
ценностей должна быть отражена в учете;
ж) определить реальность валюты баланса
конкретного предприятия (ООО) на момент выхода участников из состава
учредителей;
з) по данным бухгалтерского учета дать оценку
действительной стоимости имущества общества, подлежащей выплате участникам,
на момент их выхода из состава учредителей;
и) дать оценку показателю прибыли общества на
конкретный момент;
к) определить часть прибыли, подлежащей выплате
выбывшим учредителям и т.п.
При подготовке к назначению судебно-бухгалтерской
экспертизы и формулировании вопросов следователь должен собрать и затем вместе
с постановлением о назначении экспертизы представить эксперту материалы,
выступающие объектами экспертизы:
а) первичные и сводные бухгалтерские документы;
б) учетные регистры;
в) документы бухгалтерской отчетности; г)
акты ревизии;
д) протоколы изъятия и осмотра документов;
е) протоколы выемки и обысков;
ж) протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, а
также очных ставок, в которых освещаются исследуемые хозяйственные операции;
з) постановление о приобщении к делу документов;
и) заключения экспертов других специальностей.
Во время проведения судебно-бухгалтерской экспертизы
правоприменитель устанавливает тесный контакт и постоянный обмен информацией с
экспертом о появляющихся новых обстоятельствах дела, а также о данных, полученных
экспертом при исследовании представленных ему материалов.
Активная роль органа, назначившего экспертизу,
проявляется на всех трех стадиях: во время организации и назначения
экспертизы, в процессе ее проведения, на стадии ее последующей оценки.
Выносимое следователем постановление о назначении
судебно-бухгалтерской экспертизы состоит из трех частей:
вводной части, включающей в себя наименование,
дату, место составления, звание и фамилию следователя, по какому делу
составлено постановление;
описательной части, содержащей фабулу дела,
основание для назначения судебно-бухгалтерской экспертизы, ссылки на статьи УПК
РФ, в соответствии с которыми назначается экспертиза;
резолютивной части, включающей в себя решение о
назначении экспертизы, указание, кому поручается производство экспертизы,
формулировку вопросов, выносимых на разрешение, материалы дела, представляемые
в распоряжение эксперта.
Кроме того, правоприменитель должен предусмотреть,
какие следственные (судебные) действия необходимо произвести параллельно с
проводимой экспертизой, какие из них целесообразно спланировать с участием
эксперта-бухгалтера (допросы обвиняемого, счетных работников, обыски для
обнаружения необходимых для дела учетных документов, записей и т.д.) Эксперт-бухгалтер
при необходимости общения с обвиняемым и другими заинтересованными лицами в
процессе своей работы возбуждает об этом ходатайство перед следователем,
который организует такое общение в форме допроса обвиняемого (или иного лица)
с участием эксперта.
Судебный эксперт с разрешения следователя имеет
право задавать допрашиваемому вопросы, получая дополнительные данные для своего
заключения.
Эксперты-бухгалтеры, производившие экспертизу не
по заданию экспертного учреждения, представляют свое заключение
непосредственно следователю. Если экспертиза произведена по заданию
учреждения, то специалист-бухгалтер представляет свое заключение руководителю
экспертного учреждения, который вправе проверить обоснованность выводов
эксперта, в том числе оценить правильность применения методики исследования,
оформления заключения.
При обнаружении неточностей или ошибок
руководитель учреждения возвращает эксперту его заключение для внесения
изменений и уточнений.
При согласии с замечаниями эксперт вносит в
заключение исправления.
Если эксперт не согласен с замечаниями
руководителя учреждения, то заключение направляется следователю с этими
замечаниями.
Заключение эксперта-бухгалтера структурно состоит
из трех частей и приложения.
Вводная часть включает в себя основания для
производства экспертизы, фабулу дела, вопросы, поставленные перед экспертом,
перечень предъявленных эксперту материалов для исследования, данные об эксперте
(фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая степень и звание,
должность, стаж работы по специальности), дату и место проведения экспертизы.
Исследовательская часть — это отражение процесса
экспертного исследования, его результатов, научное объяснение Установленных
фактов, и отдельно — методов судебно-бухгалтерского исследования по всем
конкретным вопросам. Здесь же формулируются развернутые выводы (ответы) по
каждому из поставленных вопросов.
Заключение эксперта отражает объективные
данные, добытые специалистом в процессе исследования с применением научных
методов, соответствующих ст. 191 "Содержание заключения эксперта" УПК
РФ, имеющие доказательную силу по конкретному делу, рассматриваемому
правоохранительными органами.
Заключительная часть:
Как показывает следственная практика,
потребность в экспертном исследовании документов бухгалтерского учета
встречается по большинству дел о хищениях, должностных и хозяйственных
преступлениях. С помощью экспертов-бухгалтеров работники следственных органов
устанавливают размер материального ущерба, правильность
бухгалтерско-документальных операций, недостатки в организации бухгалтерского
учета и т.п. А заключение судебно-бухгалтерской экспертизы может быть важным
доказательством истины для правоохранительных органов лишь тогда, когда оно основано
на результатах научных исследований с соблюдением методологии бухгалтерского
учета и нормативно-правового регулирования финансово-хозяйственной
деятельности.
Схема документального подтверждения материалов проверок и
уголовных дел по наиболее характерным фактам нарушений и злоупотреблений.
Перечень
нарушений
|
Необходимо
обосновать документами
|
1
|
2
|
1. Недостача
или излишек денег в кассе
|
Акт
инвентаризации наличия денежных средств, справка бухгалтерии об остатке денег
на дату инвентаризации, объяснение кассира.
|
2. Нарушения и
злоупотребления по кассовым операциям
|
Описи
выявленных нарушений со ссылкой на пункты положения о ведении кассовых
операций, объяснения должностных лиц, изъятые подлинные документы, в которых
имеются следы подделок.
|
3. Недостача
денег у подотчетного лица.
|
Акт
инвентаризации подотчетных сумм, справка бухгалтерии о задолженности
подотчетного лица на дату инвентаризации, объяснение и оправдательные
документы подотчетного лица.
|
4. Подлоги в
документах.
|
Подлинники
подложных документов или их копии, объяснения должностных лиц.
|
5. Недостачи
или излишки ТМЦ.
|
Акт
инвентаризации, сличительная ведомость, объяснения МОЛ.
|
6. Незаконная
реализация товаров.
|
Опись незаконно
реализованных ценностей, объяснения должностных лиц.
|
7. Перерасход сырья,
строительных материалов и т.п.
|
Выписка из
нормативных документов, расчеты, объяснения должностных лиц.
|
8. Приписка и
завышение расценок в документах на оплату труда.
|
Опись
документов, в которых выявлены приписки и завышенные расценки, справки специалистов,
принимавших участие в ревизии, выписки из действующих норм и расценок,
объяснения должностных лиц.
|
9. Подлоги в
документах на оплату труда.
|
Подлинные
документы, в которых допущен подлог, объяснения должностных лиц.
|
10. Незаконные
выплаты премий и пособий.
|
Выписка из
положения о премировании, расчеты, копии приказов, объяснения руководителя и
главного бухгалтера.
|
11. Подлоги в
расчетно-платежных ведомостях.
|
Подлинные
расчетно-платежные ведомости, объяснения должностных лиц.
|
12. Недостачи
или излишки основных средств.
|
Акты
инвентаризации, сличительные ведомости, объяснения МОЛ.
|
13. Причиненный
материальный ущерб.
|
Акты, справки,
описи, расчеты, выписки из приказа, выписки из нормативных документов,
объяснения виновных лиц.
|
14. Перерасход
фонда заработной платы.
|
Расчеты,
объяснения руководителя и главного бухгалтера.
|
2.
ОСОБЕННОСТИ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК,
ПРОВОДИМЫХ СОТРУДНИКАМИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ
В связи с вступлением в силу
с 1 января 1999 г. первой части Налогового кодекса Российской Федерации, в
соответствии со статьей 9 Налогового кодекса федеральные органы налоговой
полиции не включены в число участников отношений, регулируемых
законодательством о налогах и сборах, а проведение налоговых проверок отнесено
статьей 31 Кодекса к компетенции налоговых органов.
Вместе с тем в статье 36
Кодекса за федеральными органами налоговой полиции при выполнении ими функций
по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений
законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или
административными правонарушениями, закреплено право осуществлять
оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие и иные
полномочия, предусмотренные Законом Российской Федерации «О федеральных органах
налоговой полиции».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|