Меню
Поиск



рефераты скачать Судебно-экономические экспертизы

самостоятельно собирать материалы для производства экспертизы;

сообщать кому-либо о результатах экспертизы, за исключением органа или лица, ее назначивших;

уничтожать объекты исследований либо существенно изменять их свойства без разрешения органа или лица, назначивших экспертизу;

проводить экспертизу по делу, в котором ранее принимал участие в качестве специалиста, ревизора.

В соответствии со ст. 17 Закона № 73-ФЗ эксперт вправе.

ходатайствовать перед руководителем соответствующего государственного судебно-экспертного учреждения о привлечении к производству экспертизы других экспертов, если это необходимо для проведения исследований и дачи заключения;

делать подлежащие занесению в протокол следственного действия или судебного заседания заявления по поводу не­правильного истолкования участниками процесса его заклю­чения или показаний;

обжаловать в установленном законом порядке действия органа или лица, назначивших экспертизу, если они нару­шают права эксперта;

участвовать в производстве комиссионных экспертиз (ст.22, 23 Закона № 73-ФЗ).

Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Государственному судебно-экспертному учреждению не может быть поручено производство экспертизы (а в случаях, когда указанное производство начато, оно немедленно прекращается), если установлены обстоятельства; подтверждающие заинтересованность в исходе дела руководителя данного учреждения (ст. 18 Закона № 73-ФЗ).

Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебной экспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратить ее производство при наличии оснований, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации.

В развитие положений Закона № 73-ФЗ Приказом Минюста России от 23.01.2002 г. утверждено Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Положение устанавливает порядок аттестации работников на право самостоятельного производства экспертизы с целью определения их уровня профессиональной подготовленности.

Для этого образуются Центральная экспертно-квалификационная комиссия в Российском федеральном центре судебной экспертизы при Минюсте России (РЦСЭ) и Зональные комиссии в региональных центрах и центральных лабораториях судебной экспертизы.

Право самостоятельного производства экспертизы присваивается работникам судебно-экспертных учреждений, имеющим высшее профессиональное образование, прошедшим подготовку по конкретной экспертной специальности и обладающим специальными познаниями, необходимыми для производства конкретных родов (видов) судебных экспертиз.

Он должен знать действующее законодательство по вопросам судебной экспертизы, ведомственные нормативные акты, регулирующие экспертную деятельность, теоретические основы судебной экспертизы в целом и конкретного ее рода (вида), современные методы и методики производства экспертиз по своей экспертной специальности и владеть ими.

Право самостоятельного производства экспертизы в системе судебно-экспертных учреждений Минюста России присваивается сроком на пять лет. Через каждые пять лет экспертно-квалификационной комиссией рассматривается вопрос о его продлении.

Полноценную, независимую, законную и эффективную деятельность эксперта обязан обеспечить руководитель экспертного учреждения, правовой статус которого также находит подробное отражение в ст. 14, 15 Закона № 73-ФЗ.

Так, руководитель не вправе:

истребовать без постановления или определения о назначении судебной экспертизы объекты исследований и материалы дела, необходимые для производства судебной экспертизы;

самостоятельно без согласования с органом или лицом, назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производству лиц, не работающих в данном учреждении;

давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов по конкретной судебной экспертизе.

При производстве судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении могут присутствовать те участники процесса, которым такое право предоставлено процессуальным законодательством Российской Федерации.

Участники процесса, присутствующие при производстве экспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могут давать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся к предмету судебной экспертизы.

При составлении экспертом заключения, а также на стадии совещания экспертов и формулирования выводов, если судебная экспертиза производится комиссией экспертов, присутствие участников процесса не допускается.

В случае если участник процесса, присутствующий при производстве экспертизы, мешает эксперту, последний вправе приостановить исследование и ходатайствовать перед орга­ном или лицом, назначившим экспертизу, об отмене разрешения на его присутствие при экспертизе.

На основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссии удостоверяются печатью государственного судебно-экспертного учреждения.

Согласно ст. 25 Закона № 73-ФЗ в заключении должны быть отражены:

время и место производства судебной экспертизы;

основания производства экспертизы;

сведения об органе или о лице, назначивших судебную .экспертизу;

сведения о государственном судебно-экспертном учреждении, об эксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое зва­ние, занимаемая должность), которым поручено производ­ство экспертизы;

предупреждение эксперта в соответствии с законодательством Российской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложного заключения;

вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов;

объекты исследований и материалы дела, представленные эксперту для производства судебной экспертизы;

сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы;

содержание и результаты исследований с указанием примененных методов;

оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам.

Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (комиссии экспертов), прилагаются к заключению и служат его составной частью. Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, хранятся в судебно-экспертном учреждении. По требованию органа или лица, назначивших экспертизу, указанные документы предоставляются для приобщения к делу.

Таким образом, экспертиза как процессуальное действие представляет собой самостоятельное исследование, проводимое в целях установления тех существенных обстоятельств, для выяснения которых нужны специальные познания, а не контрольные действия по отношению к выводам ревизии.

Основные положения об экспертных исследованиях, порождающих новые процессуальные доказательства, а также требования к проводимым их субъектам подлежат государственно-правовому регулированию.

Судебная экспертиза в соответствии с действующим законодательством может проводиться и вне государственного судебно-экспертного учреждения, в том числе аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами с учетом квалификации специалистов и при соблюдении всех материально-правовых и процессуальных нормативов.

Вопрос 2. Судебно-бухгалтерская экспертиза


Все процессуальные отрасли отечественного права к числу важнейших самостоятельных доказательств относят заключения экспертов (ст. 74, гл.27 УПК РФ, ст. 49, 74 ГПК РСФСР, ст. 45 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).

Судебной экспертизой считается экспертиза, производимая в порядке, определенном Российским процессуальным законодательством (см., например: п. 49 ст. 5 УПК РФ; ст. 9 Закона № 73-ФЗ).

Судебно-бухгалтерской экспертизой называется процессуальная деятельность специалистов в области бухгалтерского учета, состоящая в производстве по поручению субъекта расследования или суда исследований различных объектов, и даче ими заключений по специальным вопросам (за исключением правовых).

Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы — понятие нормативно не определенное, но корреспондирующее с предметом бухучета и потому поливариантное.

Наиболее предпочтительным представляется понимание предмета как бухгалтерских операций финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, отраженные в первичных документах и учетных регистрах, ставшие объектом предварительного расследования или судебного рассмотрения и относительно которых эксперт-бухгалтер дает заключение по вопросам, поставленным правоохранительными органами или судом.

Фигура эксперта нормативно предусмотрена во всех видах процесса: в уголовном, гражданском, арбитражном и даже в •административном — в качестве полноценного участника судопроизводства.

Методы судебно-бухгалтерской экспертизы в целом аналогичны рассмотренным методам производства документальной ревизии, аудита, носящим, как отмечалось, универсальный характер.

Так, эксперт-бухгалтер при исследовании материалов по любому делу осуществляет:

а)  формальную, арифметическую и нормативную проверку документов;

б)  сопоставление документов;

в)  встречную проверку;

г)  контрольное сличение;

д)  моделирование;

е)  восстановление количественно-суммового учета.

При необходимости используются и другие приемы исследования на основе рассмотренных в предыдущей теме принципов экспертной деятельности.

Эксперт-бухгалтер при проведении процессуального действия — производстве судебно-бухгалтерской экспертизы:

устанавливает недостачи и излишки товарно-материальных ценностей;

проверяет документальную обоснованность расходов товарно-материальных ценностей и денежных средств;

проверяет обоснованность списания сырья, материалов, готовой продукции и товаров;

выявляет нарушения финансовой, бюджетно-сметной или кассовой дисциплины;

устанавливает наличие и размеры приписок к отчетам о выполнении планов;

определяет соответствие совершенных хозяйственных операций нормативным предписаниям;

выявляет отрицательные экономические последствия нарушений, злоупотреблений, совершенных конкретными должностными и материально ответственными лицами;

устанавливает материальный ущерб от совершенных правонарушений и преступлений;

определяет правильность методики учета, применяемой в данной организации, наличие отклонений от правил учета и отчетности, несоответствие между данными учета и отчетности и т.п.;

устанавливает правильность или ошибочность методики проведенной документальной ревизии; определяет недостатки текущего и последующего финансового контроля;

выясняет условия, способствовавшие совершению злоупотреблений;

разрабатывает предложения, направленные на борьбу с нарушениями.

Близкой к судебно-бухгалтерской (но не совпадающей с ней) является планово-экономическая (судебно-экономическая) экспертиза. Ее предмет — хозяйственные процессы, получившие отражение в плановых и расчетных документах, фиксирующих обоснованность и достоверность исчисления показателей планирования, по поводу которых следователь или суд ставит вопрос перед экспертами.

Исследования объектов при планово-экономической экспертизе опираются на методику экономического анализа, в особенности на метод сопряженных сопоставлений, специальных расчетных показателей, стереотипов, метод коррек­тирующих показателей.

Эксперт при планово-экономической экспертизе, отвечая на специфические и зачастую далекие от бухгалтерского учета вопросы, исследует документы, в которых отражены: себестоимость выпускаемой продукции, ее номенклатура, ассортимент, прибыль, отклонения от норм расхода сырья, отходы, потери сырья и материалов, бухгалтерская отчетность, наличие и размер приписок, размер материального ущерба, незаконно выплаченные премии и т. д.

В литературе (преимущественно не уголовно-правовой) судебно-экономическая экспертиза рассматривается как понятие, большее по своему объему, чем понятие судебно-бухгалтерской экспертизы.

Представляется, что рассмотрение вопросов судебно-экономической экспертизы в рамках правовой (судебной) бухгалтерии излишне, так как размывает предмет, метод и источниковую базу этого спецкурса; перегружает дисциплину спорными положениями и усложняет ее восприятие.

Экспертиза, как способ применения специальных бухгалтерских познаний, организуется правоприменителем, а проводится экспертом (комиссией экспертов).

Следователь (суд) вправе поручить производство судебно-бухгалтерской экспертизы как государственному экспертному учреждению, так и частному лицу, обладающему соответствующими познаниями в этой области (в том числе аудиторской организации, индивидуальному аудитору).

Правоприменитель (в частности, следователь — см. ст. 197 УПК РФ) вправе присутствовать при производстве судебной экспертизы, получать разъяснения эксперта по поводу проводимых им действий. Факт его присутствия отражается в заключении эксперта.

Следователь также вправе по собственной инициативе или по ходатайству иных участников процесса допросить эксперта для разъяснения данного им заключения. При этом допрос до представления заключения не допускается. Эксперт не может быть допрошен по поводу сведений, ставших ему известными в связи с производством экспертизы, если они не относятся к предмету данной судебной экспертизы (ст. 205 УПК РФ).

Эксперт-бухгалтер как незаинтересованный участник судопроизводства — это лицо, обладающее специальными познаниями в области бухгалтерского учета, и назначенное в установленном процессуальном порядке для производства судебной экспертизы и дачи заключения (ст. 57 УПК РФ).

Эксперт-бухгалтер обязан:

явиться по вызову следователя, прокурора, суда;

дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам или сделать мотивированное заявление о невозможности такого заключения;

провести экспертизу по заданию руководителя экспертного учреждения, если он состоит в нем;

заявить самоотвод, если на то есть основания.

Согласно ст. 57 УПК РФ эксперт-бухгалтер имеет право:

знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы;

ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к судебно-бухгалтерской экспертизе;

давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении экспертизы, но имеющим отношение к предмету экспертного исследования;

приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных бухгалтерских познаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.

Эксперт-бухгалтер не вправе:

без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством экспертизы;

самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования (например, проводить ревизии, следственные действия);

проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

давать заведомо ложное заключение;

разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в установленном законом порядке.

За дачу заведомо ложного заключения в уголовном процессе эксперт-бухгалтер несет ответственность в соответствии со ст. 307 УК РФ; за разглашение данных предварительного расследования — по ст. 310 УК РФ.

Заведомо ложное заключение эксперта при производстве по делу об административном правонарушении влечет соответственно административную ответственность (ст. 17.9 КоАП РФ предусматривает штраф в размере от 10 до 15 МРОТ).

В тех случаях, когда не представляется возможным дать заключение по поставленным вопросам, эксперт-бухгалтер составляет мотивированное сообщение. К таким ситуациям следует отнести:

а)  случаи, когда вопросы выходят за пределы компетенции эксперта, носят правовой (юридически оценочный) характер или не требуют специальных бухгалтерских познаний;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.