В решении этих проблем
специалисты PR могут придерживаться различных стратегий:
· интегрировать функции PR с
управленческими, выступая экспертами в какой-либо профессиональной области
(здравоохранении, образовании и т.д.);
· входить в группу принимающих
решения, обеспечивая политическую поддержку программам до их принятия;
· развивать сервисную ориентацию,
т.е. работать на потребителя управленческих структур;
· работать на вход системы,
обеспечивая обратные связи с помощью опросов, встреч, привлечения людей к
участию с тем, чтобы своевременно совершенствовать действие, информацию, связи
со СМИ.
Стремиться к открытости,
не срывая ошибок и неудачных решений.
Важным средством эффективной
управленческой работы службы PR является контактность всех служащих с
общественностью. В этом отношении специалисты выступают в качестве воспитателей
персонала.
Как бы то ни было, но
любой специалист PR, работающий в правительственных и государственных
структурах управления, вынужден выступать по отношению к своему руководству в
качестве адвоката, интерпретатора, пропагандиста. Вполне понятно, что для
выполнения этих непростых, триединых функций требуется не только
профессионализм, но и то, чтобы каждый был личностью.
В зарубежной прессе
специалистов PR часто критикуют за то, что они много внимания уделяют работе на
публику. Конечно, так и есть, но без этой работы деятельность правительства и
государственных служб будет всегда подвергаться критике со стороны
общественности. Хороший профессионал PR, работающий во властных структурах,
смягчает минусы, действуя на основе концепции двухсторонней коммуникации,
которая дает возможность и органам власти, и избирателям лучше узнать друг
друга.
Эффективность
социальной и политической рекламы. Исследование российской аудитории
Вообще, рекламную деятельность можно
рассматривать в плане ее эффективности из нескольких этапов. Скажем, можно
изучать (измерять) эффективность рекламы только с позиции сенсорного и
субсенсорного восприятия. Или на сколько содержание рекламы адекватно
возможностям удовлетворения потребности на потребительском рынке. Или какой
имидж (образ) запрашивается народом в данный политический момент и как
эффективно он формируется политической рекламой.
Многие авторы придерживаются позиции, что
наибольшей эффективности рекламы можно добиться, снизив "барьер
резистантности" к новым сведениям, что достигается путем формирования
положительного отношения к рекламе, поскольку "положительные эмоции
заставляют человека стремиться к поддержанию контакта с позитивным
событием". Известно, что сведения, связанные с положительными эмоциями,
"запоминаются примерно в два раза лучше, чем сведения, подкрепленные
отрицательными эмоциями".
Однако для российского общества, которое,
можно сказать, еще адаптируется к рекламе, а рекламопроизводители – к
социально-психологическим его особенностям, важнейшим критерием ее
эффективности является эмоционально-оценочное отношение. Такое отношение
является своеобразным фильтром, который дозирует допуск содержания рекламы к
мотивам потребительского поведения граждан.
Вообще, изучение эмоциональной компоненты
рекламы предполагает выявление таких аспектов в рекламе, которые вызывают у
человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и самому товару, желания
или нежелания его купить.
Что же касается политической рекламы, то для
нее характерна методика создания имиджа (и товара, и кандидата). Частично эту
методику я уже рассмотрела во второй главе моей работы, и на основе приведенных
фактов могу предположить, что эмоциональный фактор оказывает основное влияние
на восприятие рекламы. А значит, для повышения эффективности рекламы необходимо
сформировать положительный имидж рекламы в целом.
Для того, чтобы выяснить
отношение граждан к социальным технологиям в современном обществе, а в
частности к социальной рекламе и деятельности НКО и их служб PR, мною было
проведено анкетирование. Выборка составляла 60 человек.
В результате опроса
выяснилось, что большинство опрошенных (52%) вообще не знают понятия
“социальной рекламы”, не знают о мероприятиях, проводимых службами PR по
выявлению различных социальных проблем, общественного мнения и формированию
имиджа некоммерческих благотворительных организаций, различных социальных
служб.
Лишь 25% респондентов
подтвердили знание и положительное эмоциональное отношение к социальной
рекламе, причем в первую очередь большая часть опрошенных вспоминала о
рекламной кампании, проведенной АСИ по телевидению на тему отношений детей и родителей
(“Они выросли и забыли своих родителей. А Вы помните? Позвоните родители”). По
словам респондентов этот рекламный ролик действительно заставлял задуматься над
данной проблемой и вспомнить о своих обязанностях перед родителями, даже
почувствовать какую-то вину перед ними. Также опрашиваемые вспоминали различные
мероприятия, движения, митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, защиты
детей и материнства, проводящиеся в нашем городе и транслируемые СМИ.
На вопрос “Что, на Ваш
взгляд, связывает всех нас вместе как граждан России и как российский этнос?”
были получены следующие ответы: 47% опрошенных считают, что это образ жизни,
20% - обычаи, народные традиции, 33% - государство, в котором мы живем и общий
язык.
Выразили не просто
положительное отношение к социальной рекламе, но и подчеркнули ее необходимость
65% всех респондентов. Еще 20% не видят в ней большой пользы и помощи в решении
социальных проблем; 15% же считают, что в целом социальная реклама и акции
служб PR по формированию имиджа социальных служб необходима и может сыграть не
последнюю роль в формировании общественного мнения, но очень маленькая
распространенность и низкий профессионализм этих методов в настоящее время в
России не позволяет им выполнять свою функцию, и поэтому эффективность
социальной рекламы очень мала.
Ответы на вопрос “На какую
социальную проблему в первую очередь необходимо обратить внимание и действия в
области социальной рекламы и PR” распределились следующим образом:
Проблема алкоголизма и
наркомании (эту проблему поставили на первое место по важности и актуальности
65% респондентов);
Проблема СПИДа;
Защита детства и
материнства;
Охрана окружающей среды;
Формирование национальной
идеи и интеграции российского общества.
Многими респондентами было
отмечено, что все эти проблемы настолько серьезны и актуальны, что трудно
поставить на первое место по важности какую-либо из них, все они требуют
широкого обсуждения и эффективных решений.
В связи с актуальностью
проблемы экологии в настоящее время было решено включить в анкеты несколько
вопросов по данной проблематике. Общая оценка экологической ситуации в
Новосибирске была следующей:
Состояние окружающей среды
в Новосибирске за последнее время:
· улучшилось – 5%;
· осталось без изменений - 20%;
· ухудшилось – 75%.
Ответы на вопрос “Какие
экологические проблемы Вас особенно беспокоят?” распределились следующим
образом:
Содержание ответов
|
Место по важности
|
Загазованность воздуха
|
1
|
Качество питьевой воды
|
2
|
Загрязненность реки Оби
|
3
|
Состояние дворов, улиц и
т.д.
|
4
|
Состояние зеленых
насаждений
|
5
|
Уровень шума
|
6
|
Уровень радиации
|
7
|
Три последних места
занимают состояние зеленых насаждений, уровень шума и уровень радиации. Можно
отметить, что в настоящее время новосибирцы высказывают большую обеспокоенность
по поводу чистоты своих дворов и улиц. Также большую обеспокоенность вызывает
состояние питьевой воды (в рейтинге этот вопрос занимает второе место).
Жителям Новосибирска также
было предложено ответить на вопрос о главных причинах плохого состояния
окружающей среды, в результате чего были получены следующие результаты:
Содержание ответов
|
Место по важности
|
Загрязнение
автотранспорта
|
1
|
Вредные предприятия в
городе
|
2
|
Загрязнение города
самими жителями
|
3
|
Пассивность горожан в
деле охраны природы
|
4
|
Плохая работа коммунальных
служб
|
5
|
Отсутствие необходимых
законов
|
6
|
Невнимание властей к
экологии
|
7
|
Обращает на себя внимание
тот факт, что большое значение респонденты придают причинам, связанным с ролью
самих горожан в деле охраны окружающей среды: на 3-ем и 4-ом местах находятся
“загрязнение города самими жителями” и “пассивность горожан в деле охраны
природы”.
При ответе на вопрос:
“Чувствуете ли Вы себя хозяином города, района, улицы, двора, подъезда” лишь
около 20% ответили “да” или “в какой-то мере” относительно города и района, а
2/3 опрошенных уверены, что “нет”.
Немного более благополучны
показатели по двору, улице, подъезду: положительные ответы дали 33% (двор,
улица) и 50% (подъезд).
Во всех указанных случаях
от 14 до 18% отвечающих уклонились от ответа.
Среди наиболее важных мер,
которые могут, по мнению опрошенных, помочь изменить ситуацию с экологией
города в лучшую сторону указывались:
закрытие вредных
предприятий (50%);
развитие экологически
чистого транспорта (15%);
усиление работы
экологических организаций (40%);
пропаганда защиты
окружающей среды (30%).
Интересными оказались
данные указывающие на знание жителями нашего города экологических служб и их
работы:
|
Знаю
хорошо
|
Кое-что
знаю
|
Практически
не знаю
|
Первый
раз слышу
|
Экологическая
милиция
|
9
|
45
|
34
|
12
|
Природоохранная
прокуратура
|
3
|
25
|
42
|
30
|
Санэпидемнадзор
|
29
|
54
|
16
|
1
|
Экологические
общественные организации
|
10
|
35
|
42
|
13
|
Недостаточно полно и
объективно, по мнению горожан, отражают проблемы экологической обстановки,
состояния окружающей среды новосибирские газеты, телевидение, радио, идет очень
слабая пропаганда защиты и охраны природы. Лишь 6% респондентов считают, что
СМИ достаточно полно и объективно освещают данную проблему. 40% дали
отрицательную оценку освещению экологии, 54% опрошенных считают, что получают
относительно полную и объективную информацию о состоянии окружающей среды.
Среди отдельных пожеланий
респондентов можно отметить следующие:
· наладить более тесные контакты
между жителями и экологическими организациями (вывешивать контактные телефоны,
информировать СМИ);
· обеспечить более правдивую, полную
и объективную информацию об экологической ситуации в городе и стране;
· постоянно увеличивать количество
зеленых насаждений;
· и др.
Заключение
Поскольку реклама относится
к одному из новых методов, которыми пользуется общество и социальные институты,
стремясь включить индивида в социальную структуру и адаптировать его к
социальным и экономическим системам, мне кажется, что одним из направлений
деятельности социального работника может стать изучение
социально-психологических аспектов рекламы и регулирование ее воздействия на
современное общество.
В результате анализа
социальной рекламы и работы служб связи с общественностью и на основе данных,
полученных в результате опроса жителей нашего города, я пришла к следующим
выводам.
Вследствие
социально-экономических преобразований, происходящих в России и приводящих к
различным переменам в жизнедеятельности общества, к трансформации социальной
системы, восстановление социальных связей в данный момент является актуальной
проблемой общества.
Общественное мнение,
будучи элементом культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми
остальными ее подсистемами – нормативной, организационной и
информационно-коммуникативной, реализует прежде всего свои социологические
функции (адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции).
Данный феномен включается
в предметное поле теории социальной работы и не должен игнорироваться
социальными службами, государственными и муниципальными структурами.
Исходя из того, что цель
социальной рекламы – изменить отношение общественности к какой-либо социальной
проблеме, а в долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности,
понимание социальной рекламы как одного из способов работы с общественным
мнением, понимание ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на
эффективности деятельности социальных служб.
Также стратегической целью
усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомление общественности с
деятельностью так называемого "третьего сектора" – сектора
некоммерческих благотворительных организаций и социальных служб, создание
верного представления об их работе.
Опыт стран с развитой
социальной сферой показывает, что значение маркетинга социальных услуг резко
возрастает. Это объясняется:
· во-первых, расширением оказываемых
социальных услуг;
· во-вторых, усложнением задач,
решаемых в социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);
· в-третьих, отсутствие конкуренции,
так как в основном этими проблемами занимается государство, и лишь немного –
общественные благотворительные организации.
Поскольку данный феномен
также включается в предметное поле теории социальной работы, возникает вопрос о
необходимости изучения социальными работниками социального маркетинга, подготовки
специалистов в сфере PR.
В своей работе я
попыталась рассказать о том, каким образом различные некоммерческие
организации, социальные службы и государственные учреждения могут использовать
связи с общественностью для повышения эффективности своей деятельности, для
установления прочной обратной связи с населением.
Исходя из этого, мне
кажется, что одним из направлений работы специалистов по социальной работе в
государственных и муниципальных учреждений могут быть:
·
установление,
поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;
·
информирование
общественности о существе принимаемых решений;
·
анализ
общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
·
прогнозирование
социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными
аналитическими разработками;
·
формирование
благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Также
в связи с тем, что вопрос об изученности формирования массовых социальных
оценок, стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема социальной
рекламы практически не освещена в научной литературе, является необходимым
дальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальной
работы.
Анализ литературы:
В связи с относительно недавним появлением в рекламной терминологии
понятия "связи с общественностью", работ, посвященных данной
проблематике, не много. Труды Сэма Блэка и Доти Дороти легли в основу
изучения PR.
Рядом ученых исследуется влияние общественного мнения на
национальное развитие и на межнациональные отношения, формирование гражданского
самосознания и национальной идеи (Р.М. Тухватулин, И.Б. Гасанов, Д.Г.
Амбуладзе, Н.В. Кривельская, В.И. Ильичев, В.Н. Иванов и др.).
Вопросам социального маркетинга и социальных технологий в
сфере рекламы как в зарубежной, так и в отечественной литературе уделено
недостаточное внимание. По проблеме социальной рекламы до сих пор не существует
полноценной монографии, полностью посвященной данной теме. Более того, эта
проблема не разработана в предметной области социальной работы, а
социально-психологической аспект этого феномена не освещен в научной
литературе. Но несомненно большой вклад в определение роли служб связи с
общественностью и социальной рекламы в формировании имиджа соц. служб и других
некоммерческих организаций внесли следующие авторы: Т.В. Астахова, Г.Г. Почепцов, В.М. Мелиховский, Э.А. Капитонов,
В.Н. Иванов, А.Н. Чумиков.
Помимо
вышеперечисленных авторов, в данной работе были использованы выводы, изложенные
в общетеоретических трудах В.Я. Сюнькова, В.Н. Турченко, О.Д. Гаранина, Г.Н.
Горшенкова.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|