СУЩНОСТЬ, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ВИДЫ
РЕКЛАМЫ.
Социально-экономические
преобразования, происходящие в России, привели к радикальным переменам в
жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы и, в частности,
многих социальных связей. Как следствие этого, произошло разрушение традиций,
которое повлекло за собой разрушение моральных норм, а также национальной
культуры,
Таким образом,
восстановление общественных связей в данный момент становится актуальной
проблемой общества, а, значит, большое значение приобретают новые методы,
помощью которых пользуются общество и социальные институты, стремясь обеспечить
как гомеостазис общества, так и личностное равновесие.
К таким методам относится
социальная реклама, поскольку помимо информационной функции, она имеет
адаптивную и воспитательную функции. К тому же эмоциональная насыщенность
позволяет быстро и корректно включать индивида в систему социальных отношений и
связей, так что нет ничего удивительного в том, что роль социальной рекламы в
вопросе формирования механизмов социальной защиты за последнее время
значительно возросла.
Однако, закономерно встает
вопрос об эффективности данной рекламы и ее специфике. В связи с этим является
актуальным изучение влияния социальной рекламы на общественное мнение.
Социально-психологический аспект этого феномена до сих пор не освещен в научной
литературе. Вопрос об изученности механизмов формирования массовых социальных
оценок, традиций, стереотипов также остается открытым.
Обусловленное интересами и
ценностями социального субъекта общественное мнение в своей оценочной функции
постоянно отбирает из духовной и природной действительности то, что полезно,
важно и необходимо для удовлетворения его интересов, обеспечения его выживание.
Будучи элементом
культурно-идеологической подсистемы, общественное мнение взаимодействует со
всеми остальными ее подсистемами - нормативной, организационной и
информационно-коммуникативной. Оно выступает как полноправный участник
политических процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции (
адаптирующие, культуронаследования и социорегуляции ).
Вот почему социальные
службы не могут игнорировать данный феномен. Он включается в предметное поле
теории социальной работы. Чтобы влиять на мнение людей, необходимо обладать
максимально широкими знаниями о том, как люди мыслят и как они поступают в
различных обстоятельствах.
Игнорирование социальной
рекламы как одного из способов работы с общественным мнением, ее воспитательной
и адаптивной функций, сказывается на эффективность деятельности социальных
служб. В связи с этим уже сейчас многие учреждения социальной службы обращаются
к социальной рекламе, понимая ее актуальность.
Социальная реклама может и
должна рассматриваться как один из методов социальных служб. Поскольку
социальная реклама - одна из составляющих PR, есть смысл рассматривать ее не
как отдельно существующий феномен, а в рамках общей системы связей с
общественностью.
Предметная область
исследования : теория социальной работы и PR.
Объект: связи с
общественностью, общественное мнение .
Предмет: освещение
социальных проблем методами PR и социальной рекламе
Проблема : необходимость
использования современных методов социальной рекламы и PR в социальной работе.
Цель исследования :
теоретическое обоснование значения использования PR и социальной рекламы в
социальной работе государственных и муниципальных учреждениях.
Задачи исследования:
Дать анализ рекламной деятельности как нового
вида социальной деятельности; раскрыть сущность, смысл, необходимость и цели
службы связи с общественностью.
Выяснить роль социальной
рекламы в формировании имиджа социальных служб и некоммерческих организаций;
формировании национальной идеи, стереотипов, традиций.
Определить роль СМИ в связях
с общественностью.
Определить средства и
методы PR в системе государственной
и муниципальной службы.
Выяснить отношение
жителей города к социальной и политической рекламе.
Анализ литературы:
Разнообразные стороны рекламы явились объектом
внимания многих ученых. В ее изучении сложились определенные подходы как в
зарубежной, так и в отечественной науке. За рубежом наиболее выражены два
подхода к исследованию феномена рекламы: маркетинговый и коммуникационный. В
первом подходе реклама трактуется как один из компонентов маркетинга, здесь
исследуется, в основном, экономическая сторона рекламной деятельности. В рамках
коммуникационного подхода реклама рассматривается как средство коммуникации;
главное внимание при этом уделяется изучению психологических аспектов рекламы (Ю.Л.
Борисов, . Б. Грушин, Л.Ю. Гермогенова, Г.Н. Кэссон, В. Перепелица, Б.С.
Разумовский, В.Л. Музыкант).
Отечественные ученые также неоднократно
обращались к данной тематике. Начиная с прошлого века, в России стали
появляться работы, посвященные психологии рекламы. В советское время особое
внимание уделяли пропагандистским возможностям рекламы. В частности, изучалась
эффективность психологического воздействия, критерии восприятия рекламы,
психология потребительских мотивов; разрабатывались методики психологического
воздействия посредством рекламы.
Проблема использования психологических знаний
в рекламной деятельности актуальна и сегодня. Свидетельством этого являются
многочисленные публикации на эту тему в периодической печати, различные научные
статьи и монографии. Это труды Э. Аронсона, Н.И. Богомомоловой, Н.В.
Алимпиевой, В.Н. Володеевой, В.Г. Зазыкина, Т.И. Ивлева, А.Н. Лебедева и А.К.
Боковикова, В.В Усова, В.М. Шепеля и др.
Социология общественного мнения получила свое
развитие в работах Ф. Гольцендорфа "Роль общественного мнения в
государственной жизни" и Ф. Тенниса "Критика Общественного
мнения". Позднее она стала взаимодействовать с социологией политики и
социально-массовых коммуникаций (П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл, Д.В. Дмитриев,
В.П. Конецкая).
При помощи социологического метода выясняется
влияние информации и рекламы на формирование общественного мнения (Н.Н.
Худенко, П.В. Горбунова, Д.П. Гавра и др.); политические установки,
предпочтения избирателей, политические привязанности и предрассудки (Т.И.
Заславская, Г.В. Осипов, В.П. Ядов, В.Н. Жуков, Д.В. Ольшанский, О.В. Кучмаева,
а также зарубежные исследователи – С. Липсет, А. Кэмпбелл, Раджив Батор, Д.
Джугенхаймер и др.).
В связи с относительно недавним появлением в
рекламной терминологии понятия "связи с общественностью", которое
ввел английский
Профессор Сэм Блэк в конце 80-х годов,
работ, посвященных данной проблематике, не много. Труды Сэма Блэка и Доти
Дороти легли в основу изучения PR.
Рядом ученых исследуется влияние общественного
мнения на национальное развитие и на межнациональные отношения, формирование
гражданского самосознания и национальной идеи (Р.М. Тухватулин, И.Б.
Гасанов, Д.Г. Амбуладзе, Н.В. Кривельская, В.И. Ильичев, В.Н. Иванов и др.).
Вопросам социального маркетинга и социальных
технологий в сфере рекламы как в зарубежной, так и в отечественной литературе
уделено недостаточное внимание. По проблеме социальной рекламы до сих пор не
существует полноценной монографии, полностью посвященной данной теме. Более
того, эта проблема не разработана в предметной области социальной работы, а
социально-психологической аспект этого феномена не освещен в научной
литературе. Но несомненно большой вклад в определение роли служб связи с
общественностью и социальной рекламы в формировании имиджа соц. служб и других
некоммерческих организаций внесли следующие авторы: Т.В. Астахова, Г.Г. Почепцов, В.М. Мелиховский, Э.А. Капитонов,
В.Н. Иванов, А.Н. Чумиков.
Помимо вышеперечисленных авторов, в данной
работе были использованы выводы, изложенные в общетеоретических трудах В.Я.
Сюнькова, В.Н. Турченко, О.Д. Гаранина, Г.Н. Горшенкова.
PR и социальная реклама как социальный институт и
деятельность
Служба связи с общественностью: смысл и необходимость
Социальные службы не могут
игнорировать социальную рекламу, понимая ее влияние на эффективность их
деятельности. В связи с этим социальная реклама и работа с общественностью
должна занимать важное место в маркетинге социальных услуг. Стратегической
целью усилий по связям с общественностью является ознакомление публики с
деятельностью третьего сектора, создание у нее верного представления о том, чем
живут социальные службы и некоммерческие организации (НКО). Взаимоотношения
социальных служб и СМИ также является одной из сложных задач. Ведь несмотря на
то, что в любой газете есть отдел социальных проблем, журналисты не часто пишут
об НКО, поскольку плохо знают их работу, и “благотворительная” тема часто
относится к разряду “рождественских” рассказов.
В России социальной
рекламой занимается лишь считанное число рекламных агентств, в то время как
опыт стран с развитой социальной сферы показывает, что значение маркетинга в
ней значительно возрастает. Это объясняется:
· расширением объема оказываемых
социальных услуг;
· усложнением задач, решаемых в
социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);
· отсутствием конкуренции, ибо в
основном этими проблемами занимается государство и немного – общественные
благотворительные организации. В связи с этим нужно создание необходимого
механизма реализации идеи социальной помощи.
В России эти
обстоятельства имеют место, но одновременно ситуация осложняется недостаточным
финансировании социальных услуг. Прежде чем перейти непосредственно к
использованию социальной рекламы социальными службами необходимо определиться с
понятиями.
PR является неотъемлемой
частью эффективного управления любой организованной формы деятельности:
государственной и муниципальной, производственной, коммерческой, общественной и
т.д., включающих в себя отношения внеценовой конкуренции (престиж, авторитет,
репутация, доверие, взаимопонимание и т.д.).
Само словосочетание “связи
с общественностью” появилось в нашем обиходе около десяти лет назад. “Паблик
рилейшнз. Что это такое?” - так называлась книга английского профессора Сэма
Блэка, который первым рассказал российской аудитории об этом.
Существует множество
определений понятия “связи с общественностью”. Вот, например, трактовка
Института связи с общественностью (Великобритания): “PR – это спланированные и
осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на
установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между
организацией и общественностью”.
Также распространено
следующее определение: PR – это специальная наука и искусство управления
социальной информацией в условиях внеценовой конкуренции:
· направленные на установление и
поддержание открытого двухстороннего общения между социальными службами и их
общественностью;
· посредством положительных
информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных
общественных реакций;
· основанных на правде, знании и
гласности;
· с целью достижения
взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных
обстоятельств.
Но несмотря на
разнообразие определений, исследователи сходятся в одном: деятельность в сфере
связей с общественностью есть часть процессов управления коммуникацией между
организацией и ее целевой аудиторией. Целевая аудитория при этом может
пониматься широко – как общественность.
Общественность – это все
те, с кем социальная организация вступает в контакт как внутри (служащие,
сотрудники, работник, акционеры, члены общественных организаций и т. п.), так и
за ее пределами (избиратели, налогоплательщики, местные жители, социальные
заказчики, партнеры, потребители и т. п.).
Структура общественности:
· население в сфере влияния;
· структуры самоуправления;
· СМИ;
· общественные объединения;
· сотрудники администрации;
· вышестоящие органы власти;
· ключевые аудитории в кризисных
ситуациях;
· производственные и другие органы.
В условиях переходного
времени нарождаются новые социально-политическая и экономическая дифференциация
и конфигурация, формы экономического хозяйствования государственного и
муниципального управления, способы волеизлияния общественности. Для обеспечения
собственной жизнедеятельности в ситуации нарастающей конкуренции, в том числе и
внеценовой, все социальные службы вынуждены заниматься организованной
деятельностью по связям с общественностью: оценкой реакций общественности на
деятельность организации, установлением контактов, поддержанием репутации
информационно разъяснительной работы и т. п., полагаясь только на собственные
возможности и силы.
Отношение с
общественностью – это двусторонние взаимодействия и связи, разворачивающиеся в
процессе действительного общения между совместно действующими социальными
организациями и разнообразными социальными группами, общественными
организациями, контактными (целевыми) аудиториями в условиях повседневной
жизнедеятельности.
Установление двустороннего
общения как консенсусной коммуникации в рамках социальной ответственности
обусловливает потребность:
· для организации – добиваться
благоприятного отношения к себе со стороны общественности посредством
распространения разъяснительного материала у своей деятельности в интересах
общественности;
· для общественности – добиваться реализации
права общественности знать все, относящееся к общественной жизнедеятельности в
рамках деятельности социальной организации.
В этом заключается
определенная сложность положения сотрудников службы общественных связей, так
как их работа направлена на обеспечение устойчивого положения социальной
организации, но с соблюдением интересов общественности, что и позволяет
достигать социального партнерства, согласия и спокойствия в обществе.
Деятельность по связям с
общественностью в социальных службах включает в себя:
Любые действия,
направленные на улучшение контактов между людьми или службами.
Все, что может
предположительно улучшить взаимопонимание между социальными службами и теми, с
кем они вступают в контакт как внутри, так и за их пределами.
Мероприятия, направленные
на выявление и ликвидацию слухов или других источников непонимания.
Мероприятия, направленные
на расширение сферы влияния службы средствами, адекватными поставленной цели и
не противоречащими социальной этике.
Рекомендации по созданию
благоприятного климата, укреплению общественной значимости социальных служб.
Связи с общественностью в
США развивались быстрее, чем в других странах. Уже в конце 40-х годов
зарубежные исследователи пришли к выводу, что с помощью PR американское
общество успешнее адаптируется к изменяющимся обстоятельствам, что способствует
разрешению противоречий между его институтами.
В России связи с
общественностью развиваются с начала 90-х годов. Методы PR первыми начали
использовать представители деловых кругов. В Москве были открыты
представительства международных агентств, возникли российские агентства. В
государственной реестр профессий внесли новую специальность, и сегодня уже
многие вузы выпускают дипломированных PR-специалистов.
Национальные ассоциации,
объединяющие этих специалистов, существуют в большинстве стран мира. У нас
действуют две профессиональные организации: Российская ассоциация по связям с
общественностью (РАСО) и Гильдия работников пресс-служб и служб PR России.
Консультанты по связям с
общественностью работают в различных областях PR: в сфере деловых коммуникаций,
взаимоотношений с инвесторами, в государственном секторе, в сфере культуры и
образования.
В российских
некоммерческих и благотворительных организациях пресс-секретари появились не
так давно. В социальных же службах недостаток этих специалистов особенно
очевиден.
Западные некоммерческие
организации тоже нечасто употребляют этот термин. Как заметил американский
журнал “Новости маркетинга”, НКО гораздо легче признать, что они “повышают
уровень информированности публики о своей деятельности”, чем занимаются
рекламой или PR.
PR-программы осуществляют,
согласно результатам опроса Института Гэллапа, меньше половины некоммерческих
организаций. Но сели на Западе общественные организации все-таки составляют 13%
клиентов PR-агентов, то у нас этот процент практически равен нулю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|