Роль СМИ в связях с общественностью 
Деятельность СМИ в
обществе развертывается благодаря широкому комплексу им функций, методов и
форм, что обеспечивает их значительное влияние на общественное мнение и
сознание, на массовое поведение людей. 
Собственно управленческий
эффект журналистики проявляется в преобразовании социальной действительности,
главным образом, в изменении поведения массовой аудитории, институтов,
коллективов, социальных групп и отдельных личностей. 
Через СМИ реализуются
права граждан, коллективов, союзов и групп населения. Представляя их интересы,
журналистика использует такие методы как убеждение, организацию и моральное
принуждение. Решающим фактором, обеспечивающим реализацию назначения СМИ в
обществе, является их авторитет. Он зависит от степени удовлетворения
потребностей аудитории и общества в целом. 
СМИ играют большую роль в
реализации государственной социальной политики, но по сравнению с
материалами политического и экономического плана, публикациям на социальные
темы в центральных газетах отводится недопустимо малое место. Не существует в
структурах редакций подразделений, которые бы занимались этой проблематикой.  
Но все же, не смотря на
отдельные различия в количестве публикаций и жанровые особенности, газеты
пытаются создать единый информационный поток, направленный на осознание
проблем, накопившихся в социальной сфере. Обширность социальной тематики
позволяет редакциям газет варьировать ими, выбирая наиболее значимые с их точки
зрения. 
Как правило, через СМИ
(ТВ, радио, периодическую печать, рекламные щиты, литовки и др.) осуществляется
собственно массовая коммуникация. 
Существуют различные виды
массовой коммуникации. Например, вовлеченная в процесс правового регулирования,
массовая коммуникация приобретает существенные юридические качества, и таким
образом, может быть определена как массово-правовая коммуникация. Она
может иметь двоякий характер. С одной стороны, способствовать противоправному
поведению, или, больше того, посягать на определенные права и свободы
физических и юридических лиц (например, клевета и другое). С другой стороны,
стимулировать правомерное поведение (например, путем демонстрации стабильности
правовой нормы и неотвратимости ее применения). То есть масс-медиа далеко не
однозначно выполняет свое социальное предназначение. 
Одним из аспектов массовой
коммуникации является криминализм. Существует два явления
массово-коммуникационного характера, которые рассматривают как очень активные
факторы в системе детерминации преступности: 
· криминализация населения, особенно
молодежи и несовершеннолетних; 
· виктимизация населения. 
То и другое явление
возникает, в частности, под усердным воздействием системы массовой
коммуникации. У населения формируется негативное представление о
правоохранительной системе, неверие в ее возможности.  
 Вряд ли нужно доказывать
тот факт, что в массово-правовой коммуникации прогрессирует негативные
информационные процессы, то есть криминогенного (в том числе и криминального)
характера. Более того, криминальный мир с помощью системы массовой коммуникации
формирует идеологическую основу современной преступности в России. 
Также далекие от понимания
тактических и методических тонкостей оперативных служб представители прессы
спешат выдать населению так называемую объективную информацию о чрезвычайном
событии, "расшифровывают" тактические приемы контртеррористических
подразделений, выставляют зачастую террористов чуть ли не как народных героев,
что существенно затрудняет деятельность правоохранительных органов спецслужб по
предупреждению, обезвреживанию акций террористов. 
В рамках прикладного
исследования был проведен опрос населения в городе Новосибирске (всего опрошено
50 человек). В частности, были получены такие результаты: 80% респондентов
положительно относятся к обращениям правоохранительных органов к гражданам с
просьбой сообщить о месте нахождения разыскиваемых лиц в связи с совершением
преступления. Отрицательное отношение к этому выразили лишь 4%. 
Что интересно, к факту
обещаемого поощрения за сообщение отношение было неоднозначным: 36% опрошенных
относятся к этому положительно, а 48% не одобряют обещанную награду. 
Главным мотивами, которыми
руководствуются люди, сообщая в правоохранительные органы о лицах, совершивших
преступление, опрошенные указали следующее: 
· опасение за других людей, может
быть даже за себя, ввиду возможности оказаться жертвой преступления (52%); 
· искреннее и бескорыстное желание
помочь правосудию (30%); 
· желание получить вознаграждение
(5%). 
По мнению части
опрошенных, местная пресса не играет большой роли в поддержании порядка; 50%
респондентов полагают, что она незначительно способствует поддержанию
правопорядка; 30% говорят, что подобной поддержки со стороны прессы нет совсем,
а 16% даже убеждены, что пресса вредит правоохранительной деятельности. 
Возможно, немалую роль в
подобных данных сыграл низкий уровень доверия и к нашей прессе, и слабый имидж
правоохранительных органов. На Западе отношение к полиции и к закону совершенно
иное, чем в России. 
Миллионы долларов были
вложены американским правительством в создание благоприятного имиджа и доверия
службам ФБР и местных правоохранительных органов. Были проведены огромные PR-компании, этой цели служили и
многочисленные комиксы с положительными героями-полисменами и не менее
многочисленные фильмы и сериалы о работе этих служб. 
В России же подобный опыт
работ PR-компании очень мал,
практически не наблюдаем. При всей остроте газетных публикаций, они вряд ли
значительно влияют на практические результаты, поскольку изданиями не
проводятся основные идеи по реформированию социальной сферы и не вырабатываются
надлежащая система контроля за реализацией высказанных деловых предложений.
Например, газета добивается успеха в том случае, если придерживается четкой
принципиальной линии, проводит долговременные акции, печатает серии серьезных
статей по актуальной социальной тематике, всесторонне анализирует основные
проблемы, избегает случайных публикаций. 
Известно, что специалисты
по PR – посредники в общении
между организацией и публикой, и от них во многом зависит успех диалога. 
Сотрудники отдела по
связям с общественностью обеспечивают освещение деятельности организации в СМИ,
снабжая журналистов оперативной и достоверной информацией, занимаются
мониторингом ОМ, дают рекомендации о том, что предпринять, если у аудитории
сложилось неблагоприятное впечатление об организации. 
Важная задача работников PR-отделов – установление двусторонних
отношений между организацией и общественностью и надежной обратной связи.
В целом, эти специалисты влияют на поведение и представление людей, оказывают
воздействие на отношения между организацией и общественностью. 
Профессия советника по PR появилась на рубеже XX века в США. Сегодня в Америке
работают около 1'500'000 специалистов по связям с общественностью; 2/3 из них –
в штате государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, примерно
1/3 – в консалтинговых агентствах, остальные – в качестве независимых
консультантов. 
Статистических данных о
структуре российского рынка услуг в сфере PR пока нет. Но, как и во всем мире, наши специалисты должны уметь писать информационные
материалы, убедительно говорить, быть знакомым с созданием газеты, радио- и
телепрограммы, знать основы графического дизайна и многое другое. Журналистское
образование помогает, хотя и не является обязательным условием для успешной
работы в сфере PR. 
Объем работы советников по
PR зависит от характера и
численности организации, в которой они трудятся. В некоммерческой
организации рамки деятельности пресс-секретаря или менеджера по связям с
общественностью шире, чем где бы то ни было. Как правило, нет разделения труда:
такой сотрудник делает все сам – от составления текста до готового макета.  
При планировании компании
по связям с общественностью последовательность действий, как правило, таково:
анализ ситуации, постановка задач, поиск целевой аудитории, но которую
рассчитана кампания, выбор каналов коммуникации и методов PR, составления бюджета, оценка
результатов, полученных благодаря акции коммуникационной программы. 
Стратегическая цепь усилий
по связям с общественностью – ознакомить публику с деятельностью третьего
сектора, создать у нее верное представление о том, чем живут благотворительные
организации. 
Цели PR-программы могут быть такие: 
· рассказывать аудитории, что такое
некоммерческие организации; 
· проинформировать об истории и
направлениях деятельности организации, ее месте в некоммерческом движении
России; 
· собрать средства на осуществление
своих программ; 
· привлечь внимание властей к своей
инициативе; 
· сообщить нуждающимся в помощи
социальных служб и других некоммерческой организации о том, что они могут для
них сделать; 
· найти добровольцев. 
Задачи, нужно выполнить, чтобы
добиться поставленных целей, имеют количественные характеристики, например: 
· выпустить 2 раза в месяц
пресс-релиз, посвященный деятельности организации; 
· провести "день открытых
дверей" для журналистов; 
· принять участие в слушаниях
Комитета по делам общественных организаций и религиозных объединений; 
· опубликовать статью в центральной
газете, имеющей наибольшее число подписчиков в данном регионе; 
· организовать интервью с
руководителями организации на студии кабельного телевидения и т.п. 
Аудитория, для которой
предназначены сообщения, распространяемые PR-специалистами, включает в себя
тех, чьи интересы представляет организация, реальных и потенциальных спонсоров,
представителей местной администрации, жителей горда и района, другие
некоммерческие организации и т.п. 
Выбор каналов, по которым будет
передаваться информация, зависит от поставленных задач, времени, на которое
рассчитана кампания, финансовых возможностей, а главное – от того, насколько
совпадает целевая аудитория и аудитория СМИ. 
Взаимоотношения со СМИ на
постоянной основе, пожалуй, самая существенная и сложная часть работы
пресс-службы. Несмотря на то, что в любой газете есть отдел социальных проблем,
журналисты нечасто пишут о некоммерческих организациях, поскольку плохо
осведомлены об их работе, и "благотворительная" тема часто
относится к разряду рождественских рассказов. 
Но в последнее время
некоммерческие организации сделали немало, чтобы преодолеть непонимание между
собой и журналистами. Центр развития образования, АСИ, ассоциация журналисток,
"Нестор-центр" в Москве и другие организации проводят семинары и
"круглые столы", посвященные проблеме взаимопонимания СМИ и некоммерческих
организаций. 
Некоммерческие организации
выпускают специализированные бюллетени – их могут использовать журналисты в
своей работе. Например, пресс-служба благотворительного фонда “Центр охраны
дикой природы” ежемесячно распространяет бюллетень для СМИ “Дикая природа:
новости”, в котором публикуется актуальная информация о проблемах охраны дикой
природы, проектах Центра и о различных программах экологических организаций. 
На круглом столе под
названием “Пропаганда гражданских инициатив в СМИ2, состоявшемся в августе 1998
года, представители третьего сектора отметили, что заметно увеличилось число
сообщений в прессе, посвященных НКО России и проектам, которые они
осуществляют. 
Хотя некоммерческие
организации работают со всеми СМИ, наибольшее значение для них имеют пресса и
радио. Телевидение не балует своим вниманием, размещая большой объем оплаченных
материалов. В этом отношении пресса и радио более демократичны. 
Также у некоммерческих
организаций есть свои СМИ. Среди них координирующую роль играет Агентство
социальной информации (АСИ) – независимое информационное агентство, созданное в
1994 году по инициативе благотворительных фондов “Душа человека” и “НАН”,
идеологического объединения “Радуга” по модели настоящего информационного
агентства. АСИ – источник информации о третьем секторе, которым пользуются и
центральные, и региональные СМИ. Агентство по каналам электронной почты
еженедельно рассылает выпуск новостей и анонсов, посвященных деятельности
третьего сектора, а также готовит статьи, посвященные его работе и совместно с
благотворительным фондом “Сопричастность” издает информационно-аналитический
бюллетень, посвященный актуальным социальным проблемам. К сожалению, НКО мало
используют возможности других информационных агентств. 
В каждой пресс-службе
социальной организации должна быть база данных о СМИ, в которой содержались бы
их основные характеристики, включая адрес, названия отделов и телефоны, имена
редакторов отделов, журналистов, которые пишут на социальные темы, дни выхода
номера или программы, тираж издания, число зрителей канала и т.д.  
Пресс-секретарю приходится
считаться с тем, что работа в НКО имеет налет неформальности. Это вступает в
противоречие с необходимостью тщательно планировать работу. 
Если НКО или социальная
служба планируют интересное мероприятие, журналисты должны заранее об этом
знать. Необходимо отправить пресс-релиз до звонка в редакцию, быть готовым
сообщить журналисту имена и телефоны тех людей, которые могут дать
дополнительную информацию, включая руководителей организации, аналитиков и экспертов.
Разослать свои пресс-релизы нужно по возможности заранее. Если есть новость,
которая может заинтересовать соперничающие издания, нужно быть
беспристрастными: разослать пресс-релизы в одно и то же время, чтобы новость
могла появиться в различных СМИ одновременно. 
В российских НКО,
например, объединении “Южная волна”, Социально- экологическом Союзе (СоЭС),
Центре охраны дикой природы СоЭС уже существуют стабильно функционирующие
пресс-службы. 
Интересный опыт накоплен в
Социально-экологическом Союзе. Появившаяся два года назад пресс-служба создана
для распространения экологической и социально значимой информации в СМИ, чтобы
помочь журналистам профессионально и шире освещать проблемы экологии. СоЭС
располагает уникальным банком данных по проблемах экологии, поступающих более
чем от 250 экологических организаций-членов Союза. 
Начав с отправки
информационных писем о деятельности союза, пресс-служба сейчас работает по
нескольким направлениям. Во-первых, ее сотрудники готовят и рассылают
пресс-релизы о решениях властей, касающихся экологических проблем и
затрагивающих интересы населения, об успехах в области защиты окружающей среды,
об альтернативных технологиях, результатах научных исследований, экологическом
законодательстве. В пресс-службу союза обращаются 130 российских и иностранных
СМИ. 
Второе направление работы
– пресс-конференции и брифинги, которые всегда посвящены "горячим"
проблемам. Журналисты не только используют в своих материалах информацию
пресс-службы, но и заказывают ее сотрудникам статьи, получают консультации. 
С весны 1995 года на
факультете журналистики НГУ пресс-служба СоЭСа ведет семинар "основы
экологических знаний", обучая студентов работе с информацией о проблемах
экологии. 
 
Психология потребительских мотивов в социальной рекламе. 
Эффективное действие рекламы вообще и
социальной рекламы в частности на человека может быть достигнуто только с
учетом знания создателями рекламы психологии потребительских мотивов. Характер
и форма взаимодействия внутренних и внешних факторов определяют в конечном
итоге поведение потребителя по отношению к объекту рекламы. 
В качестве основных внутренних факторов
личности выступают ее потребности. Потребности человека разделяются на
биологические (потребность в пище, воде, сне и т.д.), социальные (потребность
общественного признания, одобрения действий, борьбы и т.д.) и культурные,
связанные с достижениями человеческой культуры и функционированием общественных
институтов, например, познание произведений духовной культуры (книги, фильмы,
театры), а также обладание продукцией материальной культуры (радиоприемник,
телевизор и т.д.). 
Потребности подразделяются также по характеру
их удовлетворения. Исходя из этого принципа, потребности принято условно делить
на следующие группы: 
· материально-бытовые потребности (питание, предметы
гардероба, домашний инвентарь, транспорт и т.д.); 
· культурно-бытовые потребности (образование,
здравоохранение, физическая культура, условия интеллектуальной жизни); 
· общественные потребности (общественная, творческая
деятельность, семейно-бытовые и прочие социальные условия). 
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |