Показатели, устанавливаемые государственными
стандартами, должны обеспечивать высокое качество обслуживания и учитывать
отечественный передавой и зарубежный опыт.
Основными видами стандартов в сфере услуг являются:
· Основополагающие стандарты;
· Стандарты на услуги;
· Стандарты на процессы;
· Стандарты на методы контроля
К нормативным документам, наиболее часто
используемым в туристской практике, относятся:
· ГОСТ 28681.0-90 «стандартизация в сфере
туристско – экскурсионного обслуживания. Основные положения.»
· ГОСТ Р 50646-94 «услуги населению. Термины и
определения»
· ГОСТ Р 50644 – 94 «туристско –экскурсионное
обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»
· ГОСТ Р 50645 – 94 «туристско – экскурсионное
обслуживание. Классификация гостиниц»
· ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства
размещения. Общие требования»
· ГОСТ Р 50690 -98 «туристские услуги. Средства
размещения. Общие требования»
· ГОСТ Р 50690 -2000 « Туристские услуги. Общие
требования»
· ГОСТ Р 50681 -94 «Туристско экскурсионное
обслуживание. Проектирование туристских услуг»
· ГОСТ Р 50460 -92 «знак соответствия при
обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования.
К нормативным документам по стандартизации относятся
так же классификаторы, порядок разработки и применения которых устанавливается
государством.
Социально – культурная услуга – это услуга
по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию
нормальной жизнедеятельности потребителя.
Процесс стандартизации в туризме тесно связан с
вопросами качества услуг. При разработке государственных стандартов должен
учитываться опыт зарубежных стран и организаций, в частности ВТО, международной
организации по стандартизации ИСО, Европейский законодательной комиссии ООН,
Европарламента и др.
Важным элементом системы государственного
регулирования туризма, обеспечение безопасности услуг и наиболее признанным в
мире способом независимого подтверждении их соответствия установленным
требованиям является сертификация. Использование ее создает предпосылки и
условия для успешного решения ряда важнейших социально- экономических проблем и
задач, соответствуют интеграции отдельных государств в мировую экономику.
Сертификация продукции – процедура
подтверждения соответствия посредством которой независимо от изготовителя и
потребитель организация удостоверяет в письменной форма, что продукция
соответствует установленным требованиям.
Сертификация осуществляется в целях:
· Созданий условий для деятельности предприятий
и предпринимателей на едином товарном рынке, а так же участия в международном
экономическом, научно –техническом сотрудничестве и международной торговле;
· Содействие потребителям в компетентном выборе
продукции;
· Защиты потребителя от недобросовестного
изготовителя;
· Контроля безопасности продукции для
окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· Подтверждения показателей качества продукции,
заявленных изготовителем.
Сертификация может быть как
обязательной, так и добровольной.
Обязательная сертификация – осуществляется на
основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательство
соответствия услуг гостеприимства требованиям технических регламентов,
обязательным требованиям стандартов. Обязательные требования относятся к
безопасности, охране здоровья людей и окружающей среды .
Объектами обязательной сертификации являются
туристские услуги и услуги размещения, оказываемые организациями независимо от
их организационно – правовой фирмы и формы собственности.
Добровольная сертификация проводится по
инициативе физического или юридического лица на договорных условиях между
заявителем и органом по сертификации в системе добровольной сертификации.
Добровольная сертификация не может изменить
их обязательную сертификацию.
Порядок сертификации:
· Подача заявки;
· Рассмотрение и принятие решения по заявке;
· Оценка соответствия услуг установленным
требованиям;
· Принятие решения о выдаче (отказе в выдаче)
сертификаты;
· Выдача сертификата или лицензии на применение
знака соответствия
· Инспекционный контроль сертифицированных
услуг.
В случае несоответствии услуг, предприятию
дается срок на корректировочные мероприятия.
После выполнения корректирующих мероприятий и
при положительной их оценке орган по сертификации принимает решение о
возобновлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение заказа
соответствия, а так же информирует об этом заинтересованных участников
сертификации. В случаи не выполнении корректирующих мероприятий или их не
эффективности орган по сертифицированию отменяет действие сертификата
соответствия и лицензии на применение знака соответствия и лицензии на
применение знака соответствия и так же информирует об этом участников сертификации.
10. Маркетинг для индустрии гостеприимства и туризма.
В гостиничном бизнесе маркетинг часто отожествляют со сбытом
гостиничных услуг, и это не удивительно. Деятельность отдела сбыта у всех на
виду. Менеджеры этого отдела предлагают всем заинтересованным клиентам услуги и
развлекают их в ресторанах, барах и других местах, где гости завтракают,
обедают, ужинают или просто выпивают и общаются. Поэтому маркетинговые функции
этого отдела у всех на виду, в то время как аналогичные функции других
подразделений осуществляются за закрытыми дверями. В ресторанном бизнесе
маркетинг не редко путают с рекламой и стимулированием сбыта. Часто приходится
слышать, как менеджеры ресторанов говорят, что «Не верят в маркетинг», имея,
правда, в виду, что они разочарованы тем, какое влияние оказывает на
посетителей проводимые ими рекламные компании. На самом же деле реклама и сбыт
в ресторанном деле – лишь компонент одной из составляющих Маркетинг – микса и
часто не самые главные. Другими словами, реклама и сбыт являются только
отдельными компонентами в системе маркетинговых мер воздействия на рынок.
Другие ее элементы – сам продукт, его цена и дистрибьюция. В маркетинг так же
входят комплексные изделия, информационные системы и планирование.
Если маркетинг правильно идентифицируют потребности
потребителей, способствуют производству доброкачественного продукта,
установлению обоснованных цен, эффективно стимулирует спрос со стороны
потребителя и дистрибьюцию товаров и услуг, то результатом будут
привлекательный продукт, и довольный потребитель. Маркетинг – это «точное
попадание в цель». Питер Дракер, один из теоретиков менеджмента, выразил это
таким образом: «Цель маркетинга сделать продажу сверхбойкой. А для этого надо
знать и понять потребности потребитель на столько глубоко, чтобы производимые
товары или услуги подходили ему идеально и продавались как бы сами собой».
Это не значит. Что продажа и ее стимулирование не важны, но
они – только часть более масштабного явления называемого маркетинг – микстом,
т.е. набора инструментов маркетинга, с помощью которых создается то, что мы
называем «довольным клиентом». Единственным эффективным способом, при помощи
которого можно предложить потребителю свой продукт и продать его более выгодно,
- сначала определить цель и потребности клиента, а затем сложить то, что
представляется ему ценным, в один удобный для него пакет и поместить этот пакет
в легкодоступном для него месте.
Важность
маркетинга.
Индустрия гостеприимства – один из важнейших бизнесов в
мире.
Утверждают, что маркетинг играет все более значимую роль в
ресторанном секторе этой отрасли. Выход на это рынок гигантов бизнеса привели к
огромным переменам, а вместо прежних ресторанов и гостиниц, которые
принадлежали отдельным частным лицам и в некоторых работали сами члены семьи,
владеющей этими заведениями, появились огромные сетевые структуры, которые
стали в этой отрасли доминирующими. Этим компаниям приходилось действовать в
условиях жесткой конкуренции, где без овладения искусством маркетинга завоевать
клиента не возможно.
Маркетинг в сфере туризма.
Род деятельности, который мы называем «туризмом» включает в себя два
основных направления: индустрию гостеприимства и организацию поездок.
Успешность маркетинга в этом бизнесе в значительной степени зависят от организации
всей индустрии организации поездок. Например, многие из гостей, проживающих в
курортных местах, покупают места в гостинице одновременно с билетом на
транспорт в одном и том же агентстве по организации поездок. Сотрудничество с
такими агентствами, которые формируют пакеты услуг, помогают гостиницам более
успешно вести конкурентную борьбу с соперниками. Точно таким же образом
гостиницы и компании, занимающиеся прокатом автомобилей, налаживают бизнес –
связи с авиалиниями, который организуют чартерные рейсы.
Коммерческий успех компании, специализирующихся на организации
круизов, стал результатом совместного маркетинга многих членов индустрии
организации поездок.
В настоящее время к маркетинговой кооперации в индустрии
организации поездок по продвижению круизных маршрутов подключаются авиалинии,
компании по аренде автомобилей, железные дороги. Это в свою очередь требует
координации в ценовой политике, в подготовке компаний стимулирования сбыта
пакетов услуг и доставке этих пакетов клиентам. В этом деле важную роль играют
государственные и некоторые другие структуры вроде руководства порта Massport,
принимающие законодательные акты, направленные на развитие индустрии, или
помогающие их принять, а так же активно пропагандирующие отдельные территории,
регионы или страну в целом.
В экономике вряд ли можно найти столь же взаимозависимых
отраслей, как организация поездок и гостинично – ресторанные услуги, причем эта
взаимосвязь становится все более и более комплексной. Поэтому индустрии поездок
требуется все больше Профессионалов маркетинга, понимающих ее глобальные
проблемы и способных оперативно реагировать на растущие потребности
потребителей, создавая творческие стратегии, в основе которых лежат хорошие
знания маркетинга.
Маркетинг – это управляемый социальный процесс, посредством
которого отдельные люди и их группы приобретают то, в чем они нуждаются и что
хотят получить, обмениваясь для этого с другими людьми, созданными ими
продуктами и ценностями.
11. Безопасность в сфере туризма. Общая
характеристика страхования.
В законе Республики Узбекистан «О туризме» (статья 19
«Меры по обеспечению безопасности туристов») говорится: «В целях безопасности
туристов субъекты туристической деятельности обязаны:
- Обеспечивать условия для нормального
пребывания туристов, обустройства трасс, походов, прогулок, экскурсий, мест
проведения соревнований;
- обучать туристов методам профилактики и защиты от
травм и несчастных случаев, проводить инструктаж по оказанию первой медицинской
помощи, а так же информировать об источниках опасности, которая могут быть
обусловлены характером маршрута и поведения самих туристов;
-осуществлять контроль за подготовкой
туристов к путешествиям, походам, соревнованиям и иным туристическим
мероприятиям;
-оказывать оперативную помощь терпящим
бедствие туристам;
-разрабатывать и реализовать особые
требования безопасности при организации и проведении автомобильного, горного,
лыжного, велосипедного, водного, мотоциклетного, пешеходного и др. специальных
форм туризма.
Этой же статьей определяется, что «в целях обеспечения
безопасности туристов, представления им помощи и защиты в экстремальных
ситуациях субъекты туристской деятельности, специализирующиеся в организации
туристских путешествий с использованием активных форм передвижения туристов, заключают
договоры на обслуживание с поиско – спасательными службами». В настоящее время
в Узбекистане около 400 туристских предприятий, имеющих лицензии от
национальной компании «Узбек туризм», и значительная часть из них имеет
договора с соответствующими спасательными и другими организациями.
- Особенности вопросов безопасности и защиты
туристов
К опросам опасности в туризме относятся так же
следующие аспекты:
- соответствие подготовки туристов к категории
маршрута, тура (если речь идет о спортивных, походных, приключенческих турах и
т.п.). Наряд маршрутов туристы допускаются только при наличии медицинской
справки об отсутствии противопоказаний к путешествию;
- наличие высокой квалификации у гидов, инструкторов
по туризму, сопровождающих туристов на маршруте (не допускаются к работе с
туристами люди случайные, не подготовленные);
- надлежащее оборудование безопасных трас передвижения
туристов, а также пунктов их остановок.
Все это серьезные проблемы, которое решаются
туристическими фирмами в целях успешной работы своих предприятий. Компании,
занимающиеся страхованием в сфере туризма, вкладывают средства в
предупредительные мероприятия. Например, в целях предупреждения пропажи
туристов на маршрутах путешествий туристов обеспечивают радиостанциями. Однако
это не отменяет необходимости в работе специальных спасательных и
контролирующих безопасность туристов служб. Во многих странах СНГ такие
контрольно – спасательные службы (КСС) действуют во всех регионах активного
туризма.
12. Проектирование тура и программа
обслуживания.
Согласно ГОСТ-28681.195 «туристско-экскурсионное
обслуживание. Проектирование туристских услуг», проектирование тура
предусматривает согласование возможностей предприятия, осуществляющее это
проектирование с запросом туристов. Проектная документация должна содержать
требования безопасности, обеспечивающие в соответствие с законом «О защите прав
потребителей» безопасной жизни, здоровья и имущества туристов, охрану
окружающей среды.
Основой для проектирования услуги является ее краткое
описание (вербальная модель) – набор требований, выявленных в результате
исследования рынка услуг, согласованных с заказчиком и учитывающих возможности
их исправления.
Услуги должны быть не ниже государственного стандарта
на соответствующий вид услуги.
Документация, отражающая требования к любому виду
обслуживания туристов должна содержать:
· Описание процессов, форм и методов
обслуживания туристов;
· Характеристику процессов обслуживания
туристов;
· Требования к типу, количеству и пропускной
способности используемого оборудования;
· Необходимое количество персонала и уровень его
подготовки;
· Договорное обеспечение обслуживания;
· Гарантия обслуживания туристов;
· Согласование с собственниками рекриционных
ресурсов, органами санитарно-эпидемиологического контроля, пожарного надзора и
др.
Проектирование услуги «Туристское путешествие»
предусматривает два этапа:
3)
проектирование каждого
тура, включаемого в услугу «туристское путешествие» в соответствие с программой
обслуживания туристов;
4)
проектирование услуги
«Туристское путешествие» в целом.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|