Несмотря на колебания спроса на такие туры,
они имеют определенные преимущества для дальнейшего их развития:
· В целом комплексная поездка стоит дешевле, чем
набор услуг, покупаемых отдельно;
· Тур агентству легче советовать клиенту, какой
выбрать маршрут, поскольку программа и цены услуг известны заранее;
· Большие возможности показать привлекательность
своего продукта.
Пакет- тур – это комплекс услуг, предоставляемых в
путешествии по индивидуальному или по групповому варианту, который предлагается
на широкую продажу для потребителей и в которой, кроме транспорта, входят
размещение, услуги гида, питание и другое обслуживание.
Факторы, влияющие на организацию турпакета:
· Наличие спроса на данное путешествие;
· Наличие возможностей материальной базы,
инфраструктуры и услуг;
· Взаимоотношения с авиакомпаниями и другими
транспортными компаниями;
· Отношения между страной отправки и страной
направления;
· Взаимоотношение с партнерскими туристскими
организациями (поставщиками услуг);
· Уровень развития туризма в стране назначения;
· Политическая стабильность в стране назначения.
Цена турпакета. Ключевой фактор,
влияющий на успех туристского пакета, это цена, по которой тот или иной тур
предлагается на рынок. Возможностью наибольшей гибкости в ценообразовании
обладают специализированные тур операторы, владеющие уникальным тур пакетом.
Они определяют цену пакета, ориентируясь на затраты по покупке услуг плюс
расчетная величина на покрытие других расходов и включение определенного
процента прибыли. Определяя цену турпакета, тур операторы следуют ценам лидера
рынка. Крупные тур операторы уменьшают затраты, и таким образом, не дают своим
соперникам шансов на успех в ценообразовании. При затратном методе расчета цен
тур операторы, используя данные маркетинга, ориентируются также на
среднерыночные цены.
Цены в туризме отражают
колебания спроса в различные периоды года, когда затраты и прибыль распределены
неравномерно. Цены падают в «мертвый» сезон, и восстанавливаются в пиковый с
учетом прибыли.
Стратегия ценообразования
находится в развитии, особенно это касается пакетных туров, как самых массовых.
Их цены могут зависеть от состояния рынка туристских услуг, от цен тур
операторов – конкурентов и от цен на другие туры.
8. Лицензирование в туризме. Основные
положения.
Одной из форм государственного регулирования туризма является
лицензирование, предусматривающее выдачу специального разрешения (лицензии) на
осуществление туристской деятельности. Цель лицензирования состоит в
обеспечении защиты прав и законных интересов государства и потребителей
туристских услуг, повышении уровня туристского обслуживания, приведение его в
соответствие с международными требованиями.
Лицензирование – проведение мероприятий, связанных с предоставлением
соискателям лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие
лицензий, приостановление и возобновлением действия лицензий, аннулированием
лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при
осуществлении туристской деятельности соответствующих лицензионных требований и
условий
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристской
деятельности и защиты прав потребителей туристских услуг является
стандартизация.
Стандартизация – это проведение мероприятий, связанных с
предоставлением соискателям лицензий, переоформление документов, подтверждающих
наличие лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за
соблюдением лицензиатам при осуществлении туристской деятельности
соответствующих лицензионных требований и условий
Данное определение содержит ряд понятий, которые нуждаются в
дополнительном рассмотрении.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление конкретного вида
деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий,
выданное лицензирующим органом соискателю лицензии.
Соискатель лицензии –юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель, обратившийся в лицензирующий орган с заявлением о
предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензиат – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель,
имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.
Лицензирующие органы – органы исполнительной власти, осуществляющие
лицензирование. Лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:
·
Предоставление лицензии;
·
Переоформлять документы,
подтверждающие наличие лицензий;
·
Приостанавливать,
возобновлять, аннулировать действие лицензий;
·
Вести реестр лицензий –
совокупность данных о составлении лицензий, переоформление документов,
подтверждающие наличие лицензий, приостановлении и возобновлении действия
лицензии и об аннулировании лицензий;
·
Контролировать соблюдение
лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий при
осуществлении лицензируемых видов деятельности.
Лицензионные требования и условия – установленных нормативными актами
требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении
лицензируемого вида деятельности.
Порядок и условия лицензирования в туризме регулируются
соответствующими постановлениями правительства и положениями лицензионных
органов.
Лицензирующим органом является орган государственного управления
туризмом.
К общим лицензионным требованиям и условиям относятся:
·
Доведение до каждого
туриста в установленном порядке исчерпывающей информации об особенностях
въезда, выезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во
время туристской поездки, в том числе об необходимости уважения местных
традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей
среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
·
Оказание туристских услуг
только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованием
законодательства;
·
Предоставление клиенту
исчерпывающей информации о режиме работы туроператора и турагента, месте их
нахождении, наличии лицензии, сертификаты на услуги, подлежащие обязательной
сертификации, фамилии, имени и отчества должностных лиц, ответственных за
ведение соответствующих направлений туристской деятельности;
·
Наличие определенного
количества работников, имеющих высшее, средне специальное и дополнительное
образование в области туризма, либо определенный стаж работы в туризме, а так
же наличие у руководителя высшего, средне специального и дополнительного
образования и определенного стажа работы в туризме;
·
Повышение с определенной
периодичностью квалификации работников юридического лица, а так же индивидуального
предпринимателя.
Основаниями для отказа выдачи лицензии являются:
·
Наличие в документах,
предоставленных соискателем лицензий, недостоверной или искаженной информации;
·
Несоответствие соискателя
лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным
требованиям и условиям.
Не допускается отказ в предоставлении лицензии по мотивам
нецелесообразности осуществление соискателем туристской деятельности.
В решении о предоставлении лицензии и в подтверждающем ее наличие
документе указываются:
·
Наименование
международного органа, выдавшего лицензию;
·
Наименование
организационно-правовой фирмы юридического лица, место его нахождения;
·
Фамилия, имя, отчество,
местожительства, данные документа, удостоверяющего личность – для
индивидуального предпринимателя;
·
Лицензируемый вид
деятельности, срок деятельности лицензии;
·
Индивидуальный номер
налогоплательщика, номер лицензии, дата принятия решения о предоставлении
лицензии
В случае преобразования юридического лица, изменение его наименования или
места нахождения, либо изменение фамилии, имени или места жительства
индивидуального предпринимателя, либо утраты документа, подтверждающего наличие
лицензии, лицензиат обязан в установленный срок подать заявление о
переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии, с приложением
документов, подтверждающих указанные изменения или утрату документа,
подтверждающего наличие лицензии.
Лицензирующими органами осуществляется контроль за соблюдением
лицензиатом лицензионных требований и условий. При этом лицензирующие органы
имеют право:
·
Проводить проверки
деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и
условиям;
·
Запрашивать у лицензиата
необходимые объяснения и документы при ведении проверок;
·
Составлять на основании результатов
проверок акты с указанием контрольных нарушений;
·
Выносить решения,
обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения, устанавливать сроки их
устранения, делать предупреждение лицензиату.
Лицензирующие органы имеют право приостанавливать действие лицензии в
случаи выявлении неоднократных нарушений и грубого нарушения лицензиатом
лицензионных требований и условий, при этом устанавливается срок, в течении
которого лицензиат обязан устранить выявленные нарушения. В случае, если в этот
срок лицензиат не устранил указанные в акте проверки нарушения, лицензирующий
орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Последняя
теряет юридическую силу так же в случае ликвидации юридического лица или
прекращения его деятельности в результате реорганизации либо прекращения
действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя.
Лицензирование туристской деятельности, соблюдение лицензионных
требований и условий способствуют обеспечению и поддержанию высокого уровня
обслуживания, а так же защите прав потребителей туристских услуг.
9.Основные стандартизации в туризме.
Сертификация в туризме.
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристской
деятельности и защиты прав потребителей туристских услуг является
стандартизация.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку и
установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для
выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на
потребление услуг надлежащего качества за соответственную цену, а так же право
на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации – достижение оптимальной
степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и
многократного использования установленных положений, требований, норм для
решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели
стандартизации можно разделить на общие и узкие.
Конкретизация общих целей связана с выполнением
трех требований стандартов, которые являются обязательными. К ним относятся
разработка норм, требований, правил, обеспечивающих безопасность услуг для
жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества, качество услуг в
соответствии с уровнем развития научно – технического прогресса, экономию всех
видов ресурсов, безопасность хозяйственных объектов, связанную с
предотвращением возникновения различных катастроф и чрезвычайных ситуаций.
Конкретные цели стандартизации относятся к
определенной области деятельности, сфере услуг в целом, тому или иному
туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуге и т.д.
Целью стандартизации в сере туризма, согласно
ГОСТ 28681.0-90 «стандартизация в сфере туристско – экскурсионного
обслуживания», является нормативное обеспечение повышения уровня качества и
эффективность туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов
потребителей услуг.
Основными задачами стандартизации в сфере
туризма являются:
· Установление номенклатуры показателей качества
услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;
· Установление прогрессивной требований к
технологии и типовым технологическим процессам оказания туристских услуг;
· Установление требований, обеспечивающей
безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды,
точность и своевременность исполнения услуг, эргономичность и эстетичность
услуг и условий обслуживания;
· Установлении в требовании к сертификации
туристских услуг;
· Обеспечение координации деятельности
туристских предприятий с предприятиями других отраслей, участвующих в процессе
туристско – экскурсионного обслуживания;
· Установление терминов и определений понятий в
области стандартизации и управление качеством в сфере туристско –
экскурсионного обслуживания.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект
стандартизации и область стандартизации.
Объект стандартизации – услуга, процесс обслуцивания,
для которых разрабатываются те или иные требования, характеристики, параметры,
правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его
отдельных составляющих.
Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных
объектов стандартизации.
Стандартизация осуществляется на следующих
уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники
какого географического, экономического, политехнического региона мира принимает
стандарт. В зависимости от уровня на котором осуществляется стандартизация,
различают следующие ее виды:
· Международная стандартизация – деятельность,
открытая для соответствующих органов любой страны;
· Региональная стандартизация - деятельность,
открытая для соответствующих органов государств одного географического,
политического и экономического региона мира;
· Национальная стандартизация – стандартизация в
одном конкретном государстве. В свою очередь национальная стандартизация может
осуществляться на различных уровнях.
В связи с этим существуют различные находящиеся во
взаимосвязи категории стандартов нормативных документов:
· Государственные стандарты;
· Стандартные отрасли;
· Стандарты общественных объединений;
· Стандарты предприятий и объединений предприятий
– СТП.
Стандарт – это нормативный документ, разработанный на
основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение
оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В сфере туристско – экскурсионного
обслуживания используют следующие категории стандартов:
· Межгосударственные;
· Национальные;
· Предприятий;
Государственные стандарты устанавливают обязательные
общие требования к туристскому обслуживанию, обеспечивающие безопасность,
охрану здоровья и жизни населения, охрану окружающей среды, комплексность,
точность и своевременность исполнения услуг, а так же рекомендательные
требования к видам услуг, включая систему обслуживания.
Стандарты предприятий устанавливают требования
на конкретные туристические услуги, включая условия обслуживания, организацию
управления производством, техническое оснащение, технологические процессы и
методы , применяемые только на данном предприятии.
Наряду со стандартами предприятий допускается
разработка технологических инструкций, регламентов, карт, технических описаний
конкретных услуг.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|