-
уплатой
наличных денежных средств: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т
50 «Касса организации» на сумму погашенной задолженности;
-
при
проведении взаимозачета: Д-т 60-1 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» К-т
62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками» на сумму зачета взаимных
требований.
На
субсчете 60-2 "Авансы выданные" учитываются операции, когда
предприятие осуществляет авансовые платежи в счет предстоящих поставок
товаро-материальных ценностей.
В
этом случае дебетуется счет 60-2 "Авансы выданные" и кредитуются
счета 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса организации», таким образом, в отчетном
периоде формируется дебиторская задолженность.
При
расчетах по таким операциям как страхование имущества организаций, расчеты по
претензиям используется счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
В
ОАО «ТФ Культторг» действует форма расчетов с поставщиками, основанная на
использовании выписываемого документа (например, накладной). На предъявленные к
оплате счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с поставщиками и
подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета: 10 «Материалы», 01
«Основные средства» или счета по учету соответствующих расходов: 44 «Расходы на
продажу», 41 «Товары». Задолженность на счете 60 отражают в пределах сумм
акцепта. При обнаружении недостач по поступившим товарно-материальным
ценностям, несоответствия цен, обусловленных договором и арифметических ошибок,
делают запись:
Дебет
счета 76.2 Кредит счета 60 - на соответствующую сумму.
Если
поставщик выставляет счет по авансовым платежам за разного рода услуги, то они
относятся на счет 97 "Расходы будущих периодов". Со счета 97 «Расходы
будущих периодов» расходы списывают на счета затрат на производство по
периодам, к которым они относятся.
В
случае отсутствия средств на счете плательщика оплата пени поставщику за
несвоевременный платеж относится на счет 99 "Прибыли и убытки".
В
случае, когда оплата за услуги производится раньше времени их потребности, то
их относят на счет 98 "Доходы будущих периодов", а в отчетный период
списывают на счет расходов на продажу.
Также
в организации используется счет 94 "Недостачи и потери от порчи
материальных ценностей", на котором списываются суммы потерь, превышающие
нормы естественной убыли в пути, разницу между ценами и тарифами,
несоответствие качества или количества оплаченных ТМЦ спецификации и т.п. до
решения судебных органов. Когда судебными органами иски подтверждены, то эти
суммы относятся на счет 76 "Расчеты по претензиям", а если они
отклонены, списываются на счет 99 "Прибыли и убытки".
Когда
расчеты производятся с помощью векселей, то покупатель (плательщик) выдает
поставщику вексель (в векселе обуславливается порядок расчетов, и он является
акцептованным платежным документом), при этом задолженность, обеспеченная
векселями, не списывается со счета 60. При наступлении срока оплаты банк
списывает со счет векселедателя обозначенную сумму. Следует бухгалтерская
проводка:
Дебет
60 Кредит 66 "Краткосрочные займы". За предоставленные краткосрочные
займы предприятие выплачивает банку-кредитору проценты, которые относятся на
счета издержек производства или обращения.
При получении от
поставщика материальных ценностей, делается запись по кредиту счета 60:
Дебет 08 (10,
41,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед поставщиком материальных
ценностей.
Эту проводку
отражают, когда право собственности на эти ценности перешло организации.
Если принимается
выполненная работа (оказанные услуги), задолженность перед подрядчиком
отражается так:
Дебет 20 (26,
44,...) Кредит 60 — отражена задолженность перед подрядчиком по выполненным
работам, оказанным услугам.
Если поставщик
(подрядчик) является плательщиком НДС, то отражается и сумма налога:
Дебет 19 Кредит
60 — учтен НДС, подлежащий уплате поставщику;
Дебет 68 субсчет
"Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС принят к вычету.
Эти записи
делаются на основании полученного от поставщика (подрядчика) счета-фактуры, в
котором выделена сумма НДС.
Погашение задолженности
перед поставщиком (подрядчиком) отражается по дебету счета 60.
При перечислении
поставщику товаров денежных средств делается проводка:
Дебет 60 Кредит
50 (51, 52,...) — перечислены деньги поставщику (подрядчику).
Если поставщик
является одновременно и покупателем товаров ОАО «ТФ Культторг», то можно
произвести взаимозачет. С 1 января 2006 года действует следующий порядок
принятия к вычету НДС при взаимозачете.
Налог, который
принят к вычету при оприходовании продукции, необходимо перечислить "живыми"
деньгами поставщику продукции при проведении зачета.
Отражается это
так:
Дебет 60 Кредит
62 (76) — произведен взаимозачет задолженностей (без НДС);
Дебет 60 Кредит
51 — предъявленная сумма НДС перечислена поставщику.
Если в счет
предстоящей поставки материальных ценностей (работ, услуг) ОАО "ТФ
Культторг" перечислила поставщику аванс, то открывается к счету 60
отдельный субсчет "Расчеты по авансам выданным".
Выданный аванс
отразится:
Дебет 60 субсчет
"Расчеты по авансам выданным" Кредит 50 (51, 52,...) выдан аванс
поставщику (подрядчику).
При поступлении
материальных ценностей (приемке выполненных работ, оказанных услуг), в счет
которых был перечислен аванс, делается проводка:
Дебет 08 (10, 20,
26, 41,...) Кредит 60 — оприходованы материальные ценности (работы, услуги), в
счет оплаты которых был перечислен аванс.
Одновременно
отражается НДС по оприходованным материальным ценностям (работам, услугам):
Дебет 19 Кредит
60 — учтена сумма НДС на основании счета-фактуры поставщика (подрядчика);
Дебет 68 субсчет
"Расчеты по НДС" Кредит 19 — НДС по материальным ценностям (работам,
услугам) принят к вычету.
Затем делается
проводку по зачету аванса:
Дебет 60 Кредит
60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" — зачтен аванс.
Для
осуществления надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с
поставщиками и подрядчиками регулярно проводится инвентаризация задолженности,
путем составления соответствующих актов сверок, после подписания документов
сверки в бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется
дебиторская (в случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская
задолженность.
Однако
не всегда при инвентаризации расчетов выявляется реальная задолженность
предприятия.
Так,
задолженность организации перед поставщиками, с которыми имелись отношения в
прошлых отчетных периодах не удается найти, либо по другим причинам нет
возможности провести инвентаризацию расчетов учитывается по счету 60-1 как
кредиторская задолженность, несмотря на то, что срок исковой давности по этой
задолженности уже прошел и ее следует списать на финансовый результат.
Если
отгрузка ТМЦ происходит вне территории организации, то на получателя груза
(представителя организации - экспедитора) оформляется доверенность, в которой
указываются реквизиты получателя, перечень ТМЦ, которые необходимо получить и
сроки действия доверенности. Выданная доверенность фиксируется в специальном
журнале по учету доверенностей.
Если
ТМЦ не получены по каким-либо причинам, то доверенность возвращается в
бухгалтерию.
Все
первичные документы по учету расчетов оформляются и проводятся в бухгалтерском
учете надлежащим образом, после чего передаются в архив, где хранятся 5 лет.
Минусом
системы контроля является отсутствие графика документооборота, из которого
можно было бы проследить цепочку исполнителей, ответственных за оформление и
проведение документа от составления документа и до сдачи его в архив.
Контроль
за расчетами сводится к отслеживанию дебиторской и кредиторской задолженности.
Для
имущественного и финансового положения организации характерно наличие у нее
кредиторской и дебиторской задолженности. От правильного учета кредиторской и
дебиторской задолженности зависит структура активов и пассивов баланса
организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению.
Рассмотрим
особенности проведения инвентаризации расчетов в ОАО «ТФ Культторг»
Для осуществления
надлежащего контроля за исполнением обязательств при расчетах с поставщиками и
подрядчиками регулярно проводится инвентаризация задолженности, путем
составления соответствующих актов сверок, после подписания документов сверки в
бухгалтерской отчетности на основании этого акта формируется дебиторская (в
случае уплаты авансовых платежей) или кредиторская задолженность.
В ОАО «ТФ
Культторг» инвентаризация расчетов проводится один раз в год перед составлением
годовой бухгалтерской отчетности. Сверка расчетов происходила с участием
аудитора следующим образом.
Запрашиваются
отчетные данные по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками у бухгалтера,
осуществляющего учет и надлежащий контроль за правильностью отражения на счетах
бухгалтерского учета соответствующих операций;
Затем на основе
запрошенных данных был сформирован сводный регистр, который показал реальную
задолженность по счетам 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и 76
«Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в общей сумме 894785 рублей, затем
акт сверки расчетов был направлен на согласование с конкретными контрагентами;
После
согласования и подписания актов сверок обеими сторонами сумма задолженности
была в полном объеме разнесена по соответствующим статьям бухгалтерского
баланса.
При осуществлении
данных операций нарушений выявлено не было.
После
инвентаризации инвентаризационные описи и акты сверки расчетов хранятся в
архиве бухгалтерии в течение 5 лет.
При инвентаризации
первичных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками были
обнаружены следующие нарушения:
19 сентября 2005
года подрядной организацией ЗАО «Металлургмонтаж» были осуществлены работы по
установке стеклопакета в помещении администрации предприятия. По итогам
выполненной работы подрядной организацией были предъявлены акты выполненных
работ свободной (не унифицированной) формы, кроме того, счет-фактура был
составлен не по форме, действовавшей на дату оказания услуг.
Таким образом,
при принятии данных документов к учету возникает большой риск того, что
первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей, если
будут какие-либо сомнения в правильности оформления документов;
В учетной
политике торговой фирмы «Культторг» предусмотрено, что при инвентаризации
расчетов приказом директора по организации в обязательном порядке должна
создаваться инвентаризационная комиссия в составе 3 человек: директор, главный
бухгалтер, заместитель главного бухгалтера.
Однако, при
проведении инвентаризации фактически не было создано инвентаризационной
комиссии, что является грубым нарушением правил проведения инвентаризации,
предусмотренных действующим законодательством о бухгалтерском учете.
При использовании в расчетах с поставщиками и подрядчиками векселей
бухгалтером по учету расчетов делаются следующие бухгалтерские записи:
дебетуются счета по учету товаров и материалов (10 или 41), дебетуются счета по
учету расчетов (60 и 76 соответственно), далее дебетуется счет 19 и кредитуется
соответственно счета 60 и 76, что полностью соответствует правилам ведения
бухгалтерского учета и учетной политике на предприятии. По данному разделу
замечаний выявлено не было.
В период проведения инвентаризации задолженности, аудитором не было
обнаружено задолженности с просроченным сроком исковой давности.
При проверке
договоров поставки и подряда отмечено, что все обязательства по оплате товаров
(работ, услуг) выполняются перед контрагентами своевременно и в полном объеме.
По результатам
инвентаризации, в целях достоверности учетных и отчетных данных, а также для
осуществления надлежащего контроля по учету расчетов с поставщиками и
подрядчиками рекомендуется:
Разработать и утвердить в
учетной политике формы первичной учетной документации на основе типовых форм,
содержащихся в альбомах форм первичной учетной документации, утвержденных
Госкомстатом России;
Приказом руководителя по
организации утвердить постоянно действующую инвентаризационную комиссию в
составе председателя и двух членов комиссии (руководителя, главного бухгалтера
и заместителя главного бухгалтера соответственно).
2.3. Аудит учета и контроля
расчетов с поставщиками и подрядчиками на ОАО «ТФ Культторг»
Целью
аудита расчетов является установление соответствия применяемого в организации
порядка учета и налогообложения операций по учету расчетов с поставщиками и
подрядчиками нормативным документам, действующим в Российской Федерации
проверяемом периоде.
Учету расчетов с
поставщиками и подрядчиками свойственны факторы риска, обусловленные такими
причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на
стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и
исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность
несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации
значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих
операций. Таким образом, высок риск того, что первичная документация может быть
не признана в качестве подтверждающей.
Источники
информации для проведения:
1.Унифицированные
формы первичной учетной документации, служащие основанием для отражения в учете
операций по учету затрат на производство продукции (работ, услуг) (утверждено
Постановлением Госкомстата РФ от 03.10.97 г. № 71а и от 28.11.97 г. № 78) [24].
2.Документы,
типовые формы которых не утверждены, служащиеоснованием для отражения в учете
операций по учету затрат:
-
самостоятельно
разработанные организацией формы первичной учетной документации.
-
регистры
налогового учета;
3. Учетные
регистры (журналы-ордера, ведомости), используемые дляотражения операций по
учету расчетов.
4. Формы
бухгалтерской отчетности
Начальным
этапом аудита является разработка плана (табл. 2.2)
Таблица 2.2
|