Аналитический
учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке
плановых платежей — по каждому поставщику и подрядчику. Построение
аналитического учета должно обеспечивать получение данных о задолженности
поставщикам: по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; по не
оплаченным в срок расчетным документам; по неотфактурованным поставкам; авансам
выданным; по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил; по просроченным
векселям; по полученному коммерческому кредиту и др.
Учет
расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных
организаций, о деятельности которой составляется бухгалтерская отчетность,
ведется на счете 60 обособленно.
Для
учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, организациями,
отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами». На этом счете учитывают расчеты с разными
организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями,
научными организациями и др.), транспортными организациями за услуги,
оплачиваемые чеками, по депонированной заработной плате, суммам удержаний из
заработной платы в пользу организаций и отдельных лиц по исполнительным документам
и др.
К
счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» могут быть открыт
субсчета:
76-1
«Расчеты по имущественному и личному страхованию».
76-2
«Расчеты по претензиям».
76-3
«Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам».
76-4
«Расчеты по депонированным суммам» и др.
На
субсчете 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» отражают расчеты по
страхованию имущества и персонала организации, в котором организация выступает
страхователем (кроме расчетов по социальному страхованию и обязательному
медицинскому страхованию, учитываемых на счете 69 «Расчеты по социальному
страхованию и обеспечению»).
Для
учета различных расчетных отношений с другими предприятиями, организациями,
отдельными лицами используют активно-пассивный счет 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами». На этом счете учитывают расчеты с разными
организациями по операциям некоммерческого характера (учебными заведениями,
научными организациями и др.), транспортными организациями за услуги,
оплачиваемые чеками, по депонированной заработной плате, суммам удержаний из
заработной платы в пользу организаций и отдельных лиц по исполнительным
документам и др.
Суммы
удовлетворенных претензий списывают с кредита счета 76-2 в дебет счетов учета
денежных средств (51, 52 и др.). Суммы неудовлетворенных претензий, как
правило, списывают с кредита счета 76-2 в дебет тех счетов, с которых они были
списаны на счет 76-2 (60, 10, 20, 23 и др.).
Суммы штрафов,
пеней и неустоек, предъявленных другим организациям за несоблюдение договорных
условий, отражают по дебету счета 76-2 «Расчеты по претензиям» и кредиту счета
91 «Прочие доходы и расходы». Со счета 76-2 оплаченные штрафы, пени и неустойки
списывают в дебет счетов учета денежных средств (50, 51, 52). Штрафы, пени,
неустойки, не признанные арбитражем, списывают на уменьшение прибыли (дебет
счета 91 «Прочие доходы и расходы», кредит счета 76-2).
Аналитический
учет по субсчету 76-2 ведут по каждому дебитору и отдельным претензиям.
На субсчете 76-3
«Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитывают расчеты по
причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли,
убыткам и другим результатам по договору простого товарищества [28].
Подлежащие
получению доходы отражают по дебету счета 76-3 и кредиту счета 91 «Прочие
доходы и расходы». Полученные доходы записывают по дебету счетов учета активов
(51, 52 и др.) и кредиту счета 76-3.
На
субсчете 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» учитывают расчеты с работниками
организации по невыплаченным в установленный срок суммам из-за неявки
получателей.
Депонированные
суммы отражают по кредиту счета 76-4 и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по
оплате труда». При выплате депонированных сумм получателю кредитуют счета учета
денежных средств и дебетуют счет 76-4.
Аналитический
учет по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» ведут по каждому
дебитору и кредитору. Сальдо по счету 76 определяют по оборотной ведомости по
аналитическим счетам счета 76.
Учет
расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных
организаций, о деятельности которых составляется сводная бухгалтерская
отчетность, ведется на счете 76 обособленно.
1.3.
Методика внутреннего контроля расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Учет расчетов с
поставщиками и покупателями и формирование внутреннего контроля имеют жизненно
важное значение для любого предприятия, активно работающего в условиях рыночной
экономики.
Предприятия
постоянно ведут расчеты с поставщиками и покупателями. С поставщиками за
приобретенные у них основные средства, сырье, материалы и другие
товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги; с
покупателями - за купленные ими товары; с заказчиками - за выполненные работы и
оказанные услуги.
Задолженность по
этим расчетам в процессе финансово - хозяйственной деятельности должна
находится в рамках допустимых значений.
Сомнительная
дебиторская задолженность и просроченная кредиторская задолженность
свидетельствуют о нарушениях поставщиками и клиентами финансовой и платежной
дисциплины, что требует незамедлительного принятия соответствующих мер для
устранения негативных последствий. Своевременное принятие этих мер, возможно,
только при осуществлении со стороны предприятия систематического контроля [24].
Развитие рыночных
отношений повышает ответственность и самостоятельность предприятий в выработке
и принятии управленческих решений по обеспечении эффективности расчетов с
дебиторами и кредиторами. Увеличение или снижение дебиторской и кредиторской
задолженности приводят к изменению финансового положения предприятия.
Дело в том, что
при значительном отвлечении средств предприятия из оборота, появляется
невозможность гасить вовремя задолженность перед кредиторами. На основании этого
необходимо проводить мониторинг и внутренний аудит расчетов.
Для проведения
внутреннего контроля используются данные бухгалтерского учета и отчетности,
поэтому немаловажную роль играет правильная организация на предприятии
бухгалтерского учета расчетных операций, которая требует своевременного и
полного отражения хозяйственных операций по расчетам в первичных документах и
учетных регистрах.
Необходимость
внутреннего контроля связана, прежде всего, с увеличением объектов и данных в
бухгалтерском учете предприятия.
По мере роста
масштаба деятельности предприятия и расширения аппарата управления возникают
проблемы, связанные с обменом информацией, затрудняется контроль за различными
подразделениями предприятия со стороны центрального руководства, что повышает
риск ошибок и злоупотреблений персонала.
Основными
функциями внутреннего контроля являются: осуществление проверок звеньев
управления, предоставление обоснованных предложений по устранению выявленных
недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления; осуществление
экспертных оценок различных сторон функционирования организации и
предоставление обоснованных предложений по их совершенствованию [27].
Кроме того, в
компетенцию внутренних аудиторов входят экспертиза средств управления риском (в
частности, риском, связанным с условными обязательствами и аналогичными
статьями финансовой отчетности), контроль за осуществлением программы по
соблюдению этических норм, организация специальных расследований и надзор за их
проведением.
Многие предприятия
страдают от неэффективного использования разного рода ресурсов от недостатка
необходимой для принятия правильных решений информации, непреднамеренного и
преднамеренного искажения отчетности, прямого мошенничества со стороны
работников.
Подобных проблем
можно избежать путем создания внутри самих компаний эффективной системы
внутреннего контроля.
На службу
внутреннего контроля организации возложено выполнение следующих функций:
-
контроль
за эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля,
разработка рекомендаций по их улучшению;
-
контроль
за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы
средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой
информации и составления на ее основе отчетности, а также изучение отдельных
статей отчетности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
-
контроль
за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учетной
политики, инструкций, решений и указаний руководства и собственников;
-
контроль
за деятельностью различных звеньев управления;
-
контроль
за эффективностью механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных
процедур в филиалах и структурных подразделениях экономического субъекта;
-
контроль
за сохранностью и состоянием имущества экономического субъекта;
-
контроль
за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
-
проведение
мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
-
разработка
рекомендаций и мероприятий по устранению выявляемых недостатков и повышению
эффективности управления.
В число общих
задач отдела внутреннего аудита также входит проверка:
-
достоверности
и правильности информации, а также источников информации;
-
систем,
предназначенных для реализации задач и планов и соблюдения процедур,
законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками
компании;
-
сохранности
активов;
-
оценка
эффективности использования ресурсов, и т.д.
Рассмотрим
расчетные операции, по которым наиболее часто возникают ошибки у бухгалтеров
при отражении их бухгалтерскими проводками и оформлении документами.
В соответствии со
статьей 9 «Первичные учетные документы» Федерального закона от 21 ноября 1996
г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые
организацией, должны оформляться оправдательными документами.
Таблица 1.1
Содержание и
признаки нарушений при оформлении документов
|