6.
не
допускается ограничение прав клиента на распоряжение денежными средствами,
находящимися на счете, за исключением наложения ареста на денежные средства на
счете или приостановления операций по счету в случаях, предусмотренных законом;
7.
платежи
со счетов производятся при наличии средств на счетах плательщика либо за счет
банковского кредита, предоставленного плательщику;
8.
безналичные
расчеты производятся на основании документов установленной формы1.
В
соответствии с п. 2.2 Положения ЦБ РФ банки осуществляют операции по счетам на
основании расчетных документов. Последние представляют собой оформленное в виде
документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного
платежного документа:
-
распоряжение
плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и
их перечислении на счет получателя средств;
-
распоряжение
получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета
плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств
(взыскателем).
На
основании Постановления ЦБ РФ выделяют следующие формы расчетных документов:
-
платежные
поручения;
-
аккредитивы;
-
чеки;
-
платежные
требования;
-
инкассовые
поручения.
Платежное
поручение—это
поручение плательщика обслуживающей его кредитной организации о перечислении
определенной суммы со своего счета на счет третьего лица [1].
Платежными
поручениями могут производиться:
-
перечисления
денежных средств за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
-
перечисления
денежных средств в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
-
перечисления
денежных средств в целях возврата/размещения кредитов (займов)депозитов и
уплаты процентов по ним;
-
перечисления
денежных средств в других целях, предусмотренных законодательством или
договором.
Расчеты
по аккредитиву -
заключаются в том, что кредитная организация (эмитент) по поручению плательщика
об открытии аккредитива и в соответствии с его указанием обязуется произвести
платежи получателю средств либо оплатить, акцептовать или учесть переводной
вексель против представленных получателем документов, определенных условиями
аккредитива [1].
Действующее
законодательство предусматривает следующие виды аккредитивов:
-
покрытые
(депонированные) или непокрытые (гарантированные);
-
отзывные
или безотзывные.
Покрытыми
(депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент
перечисляет собственные средства плательщика или предоставленный ему кредит в
распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет
«Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка-эмитента.
В
каждом аккредитиве должно ясно указываться, является ли он отзывным или
безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.
Отзывной аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без
предварительного согласования с поставщиком.
Безотзывный
аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в
пользу которого он открыт.
Расчеты
чеками. Легальное
понятие чека закреплено законодателем в чеком признается ценная бумага,
содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести
платеж указанной в нем суммы чекодержателю.
Чек
принадлежит к так называемым неэмиссионным ценным бумагам и, соответственно,
чековое обращение не регулируется Законом «О рынке ценных бумаг».
Чек
как ценная бумага может выступать в качестве самостоятельного объекта
гражданско-правовых сделок [4].
Чек
оплачивается плательщиком за счет денежных средств чекодателя.
Чеки
действительны в течение 10 дней, не считая дня их выдачи. Чеки применяются,
например, при расчетах за принятые по приемосдаточным документам товары, если
они фактически вывезены покупателем или доставлены ему, и оказанные услуги.
Чеки
выписываются в момент установления суммы платежа.
Отличительной
чертой отношений по расчетам чеками является их особый субъектный состав. В
качестве основных участников данных отношений выступают чекодатель,
чекодержатель и плательщик.
Чекодатель
— это лицо, выписавшее чек.
Чекодержатель
— лицо, являющееся владельцем выписанного чека.
Плательщик
— банк, производящий платеж по предъявленному чеку.
При
расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента и за его
счет совершить действия по истребованию от плательщика платежа и (или) акцепта
платежа. Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его
выполнения иной банк (исполняющий банк) [1].
Инкассовое
поручение может оформляться с помощью таких расчетных документов, как платежное
требование, платежное требование-поручение, а также с помощью векселя и чека.
Платежи
по инкассо осуществляются с использованием двух инструментов:
-
платежного
требования, оплата которого может производиться или по распоряжению плательщика
(«с акцептом»), или без его распоряжения («без акцепта»),
-
инкассового
поручения, оплата которого производится без согласия плательщика.
Оплата
расчетных документов производится по мере поступления денежных средств на счет
плательщика в очередности, установленной законодательством.
В
случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента по получению
платежа на основании платежного требования или инкассового поручения
банк-эмитент несет перед ними ответственность в соответствии с
законодательством.
Центральным
банком Российской Федерации установлено указание от 14.11.2001 №1050-У «Об
установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами по одной сделке» на случаи расчетов
наличными деньгами между юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями и между индивидуальными предпринимателями. Установлено
ограничение для юридических лиц при осуществлении ими расчетов наличными
деньгами. Указанным нормативным актом Банка России предельный размер расчетов
наличными деньгами установлен в размере 60000 рублей по одной сделке. Согласно
Кодекса к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без
образования юридического лица, применяются правила, которые регулируют
деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное
не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения [3].
Учет векселей,
применяемых при расчетах между предприятиями за полученные товары, выполненные
работы, оказанные услуги, производится в соответствии с письмами Минфина РФ от
31.10.94г. №142 и от 16.07.96г. № 62.
Вексель, выданный
организацией за поступившие товары, включает в себя цену товара, НДС и доход по
коммерческому кредиту.
Заключение
договора предполагает выполнение сторонами определенных обязательств, со
стороны продавца – обязанность поставить качественный товар (работы, услуги), в
обусловленный договором срок, а покупателем – принять и оплатить этот товар
(работы, услуги) и оплатить его в срок.
Договором, как
правило, предусмотрены штрафные санкции и неустойка за невыполнение условий
договора.
Таким образом,
письменная форма договора позволяет требовать выполнения определенных условий
договора и является документом первой важности при подаче искового заявления в
суд.
1.2. Особенности организации
учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками
предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
На этом счете учитываются расчеты:
1.
За
полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и
потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п.,
а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы
на которые акцептованы и подлежат оплате через банк.
2.
За
товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы
от поставщиков или подрядчиков не поступили, т.е. так называемые
неотфактурованные поставки.
3.
За
излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке, - когда
фактическое количество поступивших ценностей превышает количество, указанное в
расчетных документах поставщиков.
Таким образом, предметом договора являются полученные
товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные
услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, воды и т.п.
Излишки, выявляемые при приемке материальных ценностей, должны отражаться
в первичных учетных документах. Так как появление излишков признается
отклонением от нормального режима поставки, то применяются специальные формы
первичных учетных документов, утвержденные Госкомстатом для предприятий и
организаций различных видов деятельности.
4.
За
полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам
тарифа (фрахта).
5.
За все
виды услуг связи.
6.
Генерального
подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора строительного
подряда.
7.
Генерального
подрядчика со своими субподрядчиками при выполнении договора на выполнение
научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ
(НИОКР).
Данный перечень не является исчерпывающим.
Учет
на счете 60 ведется методом начисления, т.е. все операции, связанные с
расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или
потребленные услуги, отражаются независимо от времени оплаты.
В
настоящее время организации сами выбирают форму расчетов за поставленную
продукцию или оказанные услуги.
На
предъявленные на оплату счета поставщиков кредитуют счет 60 «Расчеты с
поставщиками и подрядчиками» и дебетуют соответствующие материальные счета (10,
11, 15 и др.) или счета по учету соответствующих расходов (20, 26, 97 и др.).
На
счете 60 задолженность отражается в пределах сумм акцепта. При обнаружении
недостач по поступившим товарно-материальным ценностям, несоответствия цен,
обусловленных договором, и арифметических ошибок счет 60 кредитуют на
соответствующую сумму в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».
Сумма
НДС включается поставщиками и подрядчиками в счета на оплату и отражается у
покупателя по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным
ценностям» и кредиту счета 60. Затраты на оплату процентов по кредитам
поставщиков и подрядчиков за приобретенные ценности, выполненные работы и
оказанные услуги отражаются по дебету счетов учета приобретенного имущества или
затрат на производство (поскольку они включаются в себестоимость продукции) и
кредиту счета 60.
Погашение
задолженности перед поставщиками отражается по дебету счета 60 и кредиту счетов
учета денежных средств (51, 52, 55) или кредитов банка (66, 67). Порядок
бухгалтерских записей при погашении задолженности перед поставщиками зависит от
применяемых форм расчетов.
Помимо
указанных расчетов на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отражают
выданные авансы под закупаемое имущество, суммовые и курсовые разницы, а также
прекращение обязательств.
Выданные
авансы учитывают по дебету счета 60 с кредита счетов учета денежных средств
(51, 52 и др.).
Суммовые
разницы по приобретенному имуществу после его приходования или выполненным
работам (услугам) учитывают на счетах 60 и 91 «Прочие доходы и расходы» в
качестве операционных доходов или расходов в зависимости от значения суммовых
разниц.
Курсовые
разницы по приобретенному имуществу (работам, услугам) также отражают на счетах
60 и 91 в качестве операционных доходов и расходов в зависимости от значения
курсовых разниц.
В
соответствии со (ст. 410, 414, 415, 419) ГК РФ, рекращение обязательств (помимо
надлежащего исполнения) может осуществляться по следующим основаниям: при
зачете взаимных требований, новации, прощении долга, ликвидации юридического
лица
Прекращение
обязательств при зачете взаимных требований отражают по дебету счета 60 и
кредиту счетов 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты
с разными дебиторами и, кредиторами».
Прощение
долга по существу является одним из видов дарения. Прощенная сумма долга
является внереализационным доходом и отражается по дебету счета 60 и кредиту
счета 91 «Прочие доходы и расходы».
При
прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства
другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются
отметки в аналитическом учете.
Прекращение
обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при списании
кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывают
по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание
кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности,
осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования
и приказа руководителя организации.
При
журнально-ордерной форме учета учет расходов с поставщиками ведут в
журнале-ордере № 6. В данном журнале-ордере синтетический учет расчетов с
поставщиками сочетается с аналитическим учетом. Аналитический учет расчетов с
поставщиками при расчетах и порядке плановых платежей ведут в ведомости №5,
данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим
счетам в журнал-ордер № 6.
При
автоматизации учета на основании выписок банка составляются машинограммы
синтетического и аналитического учета по каждому счету, применяемому для учета
расчетов с поставщиками и покупателями («Расчеты с поставщиками и
подрядчиками», «Расчеты с покупателями и заказчиками», «Расчеты с разными
дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям»). Эти машинограммы
служат основанием для разработки машинограмм — оборотных ведомостей по счетам,
по итоговым данным которых делаются записи в Главную книгу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|