На этапе технического проектирования
предполагается обосновать окончательный комплекс организационных решений,
дающий полное представление об организационных нововведениях, которые
предусматриваются в моделируемой или вновь проектируемой системе.
На этапе рабочего проектирования осуществляется
выпуск полного комплекса рабочей документации; завершает весь комплекс работ по
проектированию экспертиза оргпроектов.
В наиболее общем случае применительно к
производственным системам организационный проект включает следующие разделы.
1.
Общесистемное
описание объекта проектирования: общая характеристика; производственная и
организационная структуры; численность промышленного персонала; оценка
эффективности проектных решений.
2.
Организационные
решения, относящиеся к подсистеме производства: производственный процесс в
пространстве, во времени; разделение труда в основном, вспомогательном и
обслуживающих производствах; формы организации труда; организация обслуживания
рабочих мест; уровень механизации и автоматизации труда; меры по безопасности.
3.
Организационные
решения, относящиеся к управляющей подсистеме в целом: структура; методы
управления; технология управления; коммуникации; численность и состав
персонала; функциональное разделение труда.
4.
Организационные
решения, относящиеся к отдельным функциям управления: технико-экономическое,
оперативно-производственное планирование и управление; линейное руководство;
материальное обеспечение; маркетинг; учет; обслуживание.
5.
Организационные
решения, относящиеся к подготовке производства: технические, экономические,
организационные, социальные аспекты на разных этапах создания и освоения
нововведений.
6.
Организационные
решения по п. 1-5, относящиеся к структурным подразделениям более низкого
уровня: структурные единицы цеха и т.д.
Представленные разделы и состав
организационного проекта могут быть детализованы по отдельным задачам и
процедурам в соответствии с конкретными условиями проектирования. При
проектировании организационных решений по отдельным функциям детализируется
описание каждой функциональной подсистемы, разрабатываются положения о
подразделениях, их структура и штатное расписание, рекомендации по технологии
принятия решений, методам обработки информации, используемым им техническим
средствам и т.д.
В процессе проектирования структуры организации
выделяют три этапа.
1.
Анализ
действующей организационной структуры. Он призван установить, в какой мере она
соответствует требованиям, предъявляемым к организации, т.е. насколько
организационная структура рациональна с точки зрения установленных оценочных
критериев.
К оценочным критериям обычно относят
принципы управления:
·
соотношение
между централизацией и децентрализацией;
·
объем
контрольных функций, установленный для каждого уровня управления;
·
анализ и
оценка аппарата управления;
·
анализ функций
управления;
·
оценка
хозяйственной деятельности.
В результате анализа выявляются
недостатки, выясняются причины слишком медленного повышения эффективности
управления.
2. Проектирование организационных структур.
Коммерческая организация – весьма сложная система, включающая ряд подсистем:
производственную, экономическую, социальную, информационную, административную и
др. Одни подсистемы поддаются рациональному проектированию, а другие из-за
большого числа переменных, которые не могут быть описаны только рациональными
величинами, требуют диалектического подхода к качественному и количественному
описанию их функции и задач. Этим объясняется специфика проектирования
организационных структур управления. Ее суть состоит в количественно-качественном
подходе к оценке организационных структур, сочетании формализованных методов с
субъективной деятельностью руководителей, специалистов и экспертов по выбору и
оценке наилучших вариантов организационных проектов.
3. Оценка эффективности организационных
структур исходя из уровня реализации заданий, надежности и организованности
системы управления, скорости и оптимальности принимаемых решений [22].
Проектирование организационных структур
управления осуществляется на базе следующих основных методов: аналогий,
экспертного, структуризации целей и организационного моделирования.
Метод аналогий предполагает использование
опыта проектирования структур управления в аналогичных организациях и
предусматривает выработку типовых структур управления в различных видах
организаций, определение различных рамок, условий и механизма применения.
Необходимо подчеркнуть, что типовые организационные структуры должны носить
вариантный характер, предусматривающий возможность корректирования, отклонения
в случае изменений условий, в которых действует фирма.
Экспертный метод базируется на изучении
рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков. Цель
этого метода - выявить специфические особенности работы аппарата управления,
возможные недостатки в деятельности различных звеньев организационных структур,
обоснованные рекомендации по их совершенствованию. На основе опроса экспертов
осуществляются диагностический анализ организационных структур действующих фирм
и их оценка. Формируются основные научные принципы формирования организационных
структур с учетом конкретных ситуаций и условий деятельности фирмы.
Метод структуризации целей предусматривает
выработку системы целей организации, включая их количественную и качественную
формулировки, и последующий анализ организационных структур с точки зрения их
соответствия системе целей. При его использовании выполняются следующие этапы:
1)
разработка
системы целей;
2)
экспертный
анализ предлагаемых вариантов организационной структуры;
3)
составление
таблиц полномочий и ответственности за достижение целей как каждым
подразделением, так и по комплексным многофункциональным видам деятельности,
где конкретизируются границы ответственности (материальные ресурсы, производственные,
информационные процессы), определение конкретных итогов, за достижение которых
устанавливается ответственность, полномочий, которыми наделяются соответствующие
органы управления.
Метод организационного моделирования
представляет собой разработку формализованных математических, графических,
машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в
организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных
вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Выделяют
следующие основные типы организационных моделей:
1) математико-кибернетические модели
иерархических управленческих структур, описывающие организационные связи и
отношения в виде математических уравнений и неравенств;
2) графоаналитические модели
организационных систем, представляющие собой сетевые, матричные и другие
табличные и графические отображения распределения функций, полномочий,
ответственности, организационных связей;
3) натуральные модели организационных
структур и процессов, заключающиеся в оценке их функционирования в реальных
организационных условиях;
4) математико-статистические модели
зависимостей между исходными факторами организационных систем и
характеристиками организационных структур [3].
Процесс организационного проектирования
должен базироваться на всей системе методов, которые используются с учетом
этапов проектирования и складывающейся организационной ситуации. В процессе
проектирования организационных структур управления организацией решаются
следующие задачи:
·
определение
типа структуры управления;
·
уточнение
состава и количества подразделений по уровням управления;
·
определения
численности управленческого персонала;
·
определение
характера соподчиненности между звеньями организации;
·
расчет затрат
на содержание аппарата управления.
Выбор метода решений той или иной
организационной проблемы зависит от ее характера, а также от возможностей для
проведения соответствующего исследования [16].
1.4. Оценка эффективности
организационных систем
Оценка эффективности организационных
систем проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или
способа ее совершенствования. Эффективность организационной структуры должна
оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления
действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по
совершенствованию управления. Комплексный набор критериев эффективности системы
управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
1)
по степени
соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной
организации;
2)
по степени
соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его
содержанию, организации и результатам [17].
Критерием эффективности при сравнении
различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее
полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при
относительно меньших затратах на ее функционирование. Критерием эффективности
мероприятий по совершенствованию организационной структуры служит возможность
более полного и стабильного достижения установленных целей или сокращения
затрат на управление, эффект от реализации которых должен за нормативный срок
превысить производственные затраты.
Принципиальное значение для оценок
эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определение
уровня эффективности, который принимается за нормативный. При оценках
эффективности организационной структуры могут быть использованы следующие
группы показателей:
1)
характеризующие
эффективность системы управления, выражающиеся через конечные результаты деятельности
организации и затраты на управление. В качестве эффекта могут рассматриваться:
объем выпускаемой продукции, прибыль, себестоимость, капитальные вложения,
качество продукции и т.п.;
2)
характеризующие
содержание и организацию процесса управления, в том числе непосредственные
результаты и затраты управленческого труда. В качестве затрат на управление
учитываются текущие расходы на содержание аппарата управления, эксплуатацию
технических средств, подготовку и переподготовку кадров и т.д.;
3)
характеризующие
рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень.
Они могут использоваться в качестве нормативных при анализе эффективности
проектируемых вариантов организационных структур. К ним относятся: звенность
системы управления, принятые нормы управляемости, уровень централизации функций
управления.[25].
В литературе разработаны количественные
методы изучения зависимости между конечным результатом, достигнутым фирмой, и
производительностью аппарата управления, которая может определяться как
количество произведенной организацией конечной продукции, приходящейся на
одного работника аппарата управления.
Для этого используются следующие
коэффициенты:
1. Коэффициент эффективности
организационной структуры управления:
КЭ = РП/ЗУ,
(1.1)
где РП – конечный результат
(эффект), полученный от функционирования организационной структуры управления; ЗУ
– затраты на управление (фонд заработной платы, расходы на содержание
помещений, приобретение и ремонт средств оргтехники, прием передачу
управленческой информации).
2.
Коэффициент
звенности:
КЗВ = ПЗВФ/ПЗВО,
(1.2)
где ПЗВФ – количество звеньев
существующей организационной структуры; ПЗВО – оптимальное
количество звеньев организационной структуры.
3.
Коэффициент
территориальной концентрации:
КТК = ППРФ/П,
(1.3)
где ППРФ – количество
организаций данного типа в регионе деятельности нашей организации; П площадь
региона, на которой функционирует все организации данного типа.
4.
Коэффициент
дублирования функций:
КД = КОЗ/КН,
(1.4)
где КОЗ – количество работ,
закрепленных за несколькими подразделениями; КН – нормативное
количество работ.
5.
Коэффициент
надежности системы управления:
КНАД = 1- КНЕР/КОБЩ,
(1.5)
где КНЕР – количество
нереализованных решений; КОБЩ – общее количество решений, принятых в
подразделении.
6.
Степень
централизации функций:
КЦ = РФЦ/РФ,
(1.6)
где РФЦ - количество принятых
решений при выполнении данной функции на верхних уровнях управления; РФ
– общее число принятых решений на всех уровнях управления [2].
Выводы.
1.
В определении
организационной структуры присутствуют три ключевых компонента.
·
Организационная
структура отражает формальные отношения отчетности, включая уровни иерархии и
объем контроля менеджеров.
·
Организационная
структура отражает объединение индивидов в подразделения и подразделений в
целостную организацию.
·
Организационная
структура требует разработки систем, гарантирующих эффективную коммуникацию,
координацию и интеграцию усилий всех подразделений.
2.
Любая
организация представляет собой технико-экономическую и социальную систему,
описать которую можно, если определить характер взаимодействия с внешней
средой, характер взаимодействия подразделений организации друг с другом и,
наконец, характер взаимодействия индивида с организацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|