- бесплатное содействие в подборе подходящей
работы и трудоустройстве при посредничестве огранив службы занятости.
Безработным гражданам в возрасте от 18 лет
гарантируются:
- бесплатное получение услуг по профессиональной
ориентации, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению
квалификации, психологической поддержке по направлению органов службы
занятости;
- обеспечение социальной поддержки;
- компенсация в соответствии с законодательством
Российской Федерации материальных затрат в связи с направлением на работу
(обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости;
- бесплатное медицинское обслуживание и
медицинское освидетельствование при приеме на работу и направление на обучение;
- возможность заключения срочных трудовых
договоров на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом
возрастных и иных особенностей граждан.
Важной составляющей государственной социальной
поддержки для молодежи является выплата пособий и компенсаций вследствие
безработицы. Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице, в том числе в
период временной нетрудоспособности безработного;
- выплату стипендии в период профессиональной
подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов
службы занятости;
- возможность участия в оплачиваемых
общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным
переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям органов
службы занятости.
Граждане, обратившиеся в службу занятости, имеют
право проконсультироваться по вопросам выбора сфер деятельности,
трудоустройства, профессионального обучения. Работающие молодые люди, желающие
сменить место работы, также могут обратиться в службу занятости в целях поиска
подходящей работы.
Служба занятости решает не только социальные,
экономические, но и психологические проблемы безработного. Прогнозирование
поведения безработных на рынке труда, диагностика и коррекция негативных
психологических состояний — одни из основных направлений деятельности службы
занятости по работе с молодежью. Стабильное эмоциональное состояние способствует
быстрому трудоустройству.
Содействие занятости и
трудоустройству молодежи может быть организовано по нескольким направлениям:
1. Образование молодежи — проблема
комплексная, ее решение предполагает взаимодействие и сотрудничество разных
структур: государственных органов власти, службы занятости населения, сферы
образования и комитетов по делам молодежи. Одним из направлений деятельности
является содействие дополнительному образованию молодежи через организацию и
функционирование профильных клубов и центров дополнительного образования.
Чтобы предотвратить появление новых безработных, необходимо вести систематическую
профориентационную работу с абитуриентами, которая должна содействовать
личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и
возможностей, но и ситуации на рынке труда.
Для успешной адаптации школьников к трудовой
деятельности реализуется программа "Путь в профессию", которая
призвана сыграть значимую роль в профессиональном самоопределении школьника. В
ходе реализации программы появляется возможность заинтересовать учащихся в
профориентации.
Программа "Эффективное поведение на рынке
труда" рассчитана уже на более взрослую категорию молодежи (18-23 года),
т. е. на выпускников профессиональных учебных заведений. Она предлагает
активные формы обучения навыкам эффективного поведения на рынке труда. Основная
проблема выпускников не в том, что они получили несоответствующее
образование, а в том, что они не умеют грамотно строить отношения с работодателем
при трудоустройстве. Известно, что работодатели охотнее берут на работу
коммуникабельных, уверенных в себе, инициативных людей, а самой главное —
умеющих творчески подходить к решению проблем. Данная программа определяет не
только практический опыт трудоустройства, но и повышает личные качества молодых
людей, т. е. делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Реализация данных программ дает молодежи возможность
эффективно адаптироваться к современным условиям рынка труда.
2. Содействие профессиональной
подготовке молодежи. В системе мер социальной защиты населения от
безработицы важное место занимает право молодежи на бесплатную
профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку по
направлению органов службы занятости.
Профессиональная подготовка, переподготовка и
повышение квалификации безработной молодежи осуществляются в образовательных
учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах
органов службы занятости, образовательных подразделениях организаций или в
иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости
договорами.
Право в приоритетном порядке пройти
профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют
молодые инвалиды, длительно не работающие граждане (по истечении шестимесячного
периода безработицы), уволенные с военной службы, выпускники образовательных
учреждений, а также граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при
этом не имеющие профессии (специальности), и др.
Эффективность системы профессионального
образования молодежи подтверждается высокой долей трудоустройства по окончании
обучения граждан.
3. Изменение порядка приема молодежи на
работу. Работодатели сегодня предъявляют завышенные требования к молодым
специалистам. Многие компании не видят перспектив применения труда подростков и
молодежи и относятся к их способностям и возможностям с большим неуважением,
не видят для них условий карьерного роста в рамках своего предприятия.
Следовательно, основной мерой по социальной поддержке молодежи может стать
смягчение критериев приема на работу, трудоустройство без опыта работы,
создание гибкого графика работы для студентов дневной формы обучения и др.
Сегодня есть возможность совместить вторичную
занятость несовершеннолетних с ориентацией на будущую профессию. При разумной
организации данная форма занятости молодежи может быть экономически выгодна
компаниям и предприятиям и ориентирована на выполнение социальных функций. Социальный
эффект от реализации программы вторичной занятости подростков может полностью
оправдать экономические затраты на ее реализацию, поскольку приобщение
подростков к трудовой деятельности, безусловно, оказывает позитивное влияние.
4. Квотирование мест для молодежи.
Для усиления социальной защищенности молодых людей в некоторых
муниципальных образованиях уже приняты постановления о квотировании рабочих
мест для молодежи. Однако вследствие отсутствия закона о квотировании рабочих
мест для молодежи социально незащищенным категориям молодых людей не
гарантируется получение рабочих мест.
5. Развитие предпринимательской
деятельности. В системе занятости молодежи характерной является
частичная или скрытая безработица, когда работодатель дает возможность
трудиться неполный рабочий день, неделю или официально не регистрирует
работника. По мнению многих специалистов, для нормализации ситуации в области
занятости населения требуется развитие предпринимательства, особенно в малых
городах и сельской местности. Малый и средний бизнес во многом инициирует
появление дополнительных рабочих мест, способствует деловой активности
граждан, в том числе и тех, кто менее конкурентоспособен на рынке труда.
В стратегическом плане речь идет о подготовке
поколения людей, способных наращивать финансово-экономические, научные,
образовательные, социально-политические, культурные и духовные ресурсы страны.
В силу специфики и стратегической важности для будущего страны
предпринимательскую подготовку следует рассматривать как самостоятельную
образовательную область и развивать по двум направлениям. Первое касается всех
без исключения молодых людей и направлено на развитие их способностей, знаний,
умений и навыков в проектно-практической деятельности, на формирование
предпринимательского образа. Второе является линией подготовки специалистов,
профессионально занимающихся предпринимательской деятельностью в области
промышленного производства, сфере услуг, торговли, рекламы, массмедиа, банковского
дела и т. д. и формирующих новые источники ресурсов с целью получения прибыли.
6. Привлечение молодежи к оплачиваемым
общественным работам. Элементом поддержки безработной молодежи является
финансирование государством общественных работ и привлечение к ним молодежи.
Под общественными работами понимается
трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и
организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих
работу.
Право на участие в общественных работах имеют
молодые люди, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска
подходящей работы, и безработные. Преимущественным правом на участие в
общественных работах пользуются молодые безработные, не получающие пособие, и
граждане, состоящие на учете длительное время (свыше 6 месяцев). Участие
граждан в общественных работах допускается только с их согласия. При этом
учитывается состояние здоровья, возрастные и профессиональные особенности
человека.
Общественная работа позволяет снизить социальную
напряженность, при этом часть молодых безработных обеспечивается рабочими
местами с оплатой труда.
Удельный вес граждан до 30 лет, принимавших
участие в общественных работах, составляет в среднем по России около 30%. В
основном это люди, впервые ищущие работу и не имеющие трудовых навыков, однако
месячный заработок участника общественных работ очень мал. Объем вовлечения
граждан в данную форму занятости зависит не только от финансирования, но и от
желания безработной молодежи в ней участвовать.
7. Организация ярмарок вакансий. В
целях оказания гражданам дополнительных услуг по содействию в
трудоустройстве в ходе сотрудничества с работодателями служба занятости
организует ярмарки вакансий. Данная форма работы дает возможность любому
желающему ознакомиться с банком данных свободных рабочих мест, самостоятельно
подобрать себе работу и в ходе непосредственного общения с работодателем
выяснить варианты и условия трудоустройства. В последнее время широкое
распространение получили мини-ярмарки, специализированные ярмарки
для определенных групп населения (молодежи, инвалидов, специалистов в
определенной сфере трудовой деятельности, высококвалифицированных работников и
т. д.).
8. Создание специальных молодежных
организаций для решения проблемы занятости. Сегодня социальные
предприятия для молодых людей — реальное явление на молодежном рынке труда.
Несмотря на то, что действуют они в различных секторах и отраслях экономики,
решаемые ими задачи дают основание выделить данные предприятия в отдельную
категорию.
При создании социальных предприятий приходится
преодолевать целый ряд проблем, связанных с неопределенностью их правового
статуса. Вместе с тем одной из задач создания данных организаций является
выполнение важнейших социальных функций (увести подростков с улиц, снизить
напряженность в молодежной среде и др.). Создание рабочих мест для подростков
и молодежи дает им возможность сочетать работу с учебой, определиться с выбором
профессии, приобрести опыт трудовой деятельности. Организуя подготовку и
обучение молодых работников, предприятие как бы включается в реализацию
социальной молодежной политики. Поэтому важно создавать и развивать такие
механизмы, которые позволили бы молодежи не только зарабатывать, но и учиться
новой, интересной профессии, приобретать знания и опыт. Когда подросток
приобретет необходимые навыки, сформируется и профессионально, и
психологически, он может стать полноценным участником рынка труда.
Применяются разнообразные формы организации рабочих
мест для учащихся, такие как создание некоммерческих предприятий и организация
социальных производств на базе учебных заведений.
9. Правовое регулирование молодежной
политики. Необходимость формирования современной законодательной базы
в области государственной молодежной политики определяется сохранением, а
нередко и нарастанием целого ряда социальных проблем молодежи, что негативно
отражается на социально-экономическом и культурно-духовном аспектах ее
жизнедеятельности и перспективах ее развития. Предпринимаемые меры по
повышению образовательного уровня молодежи, ее трудоустройству, решению
жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей
недостаточно эффективны в силу слабой координации этих мер, их частичного
характера и недостаточной правовой обеспеченности.
Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими
друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи
целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия
мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически
сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и
федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование
рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая
для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий,
инвесторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение я
хочу сделать несколько выводов по данной работе:
1.
Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве
материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее
участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и
государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца
преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь
сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только
формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для
своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих
подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной
работы.
2. Задача
общества и государства сегодня – оказывать всемерную поддержку молодежным
общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону
общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и
обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм
молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.
3. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи
формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии,
взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе
индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна
оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна
строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих
молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними
проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это
– адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение
средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой,
организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления
и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить
системный, долгосрочный и стабильный характер.
4. Для
координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо
совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до
муниципального уровня. Молодежная работа должна осуществляться в
субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и
местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов.
Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано
участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и
законных интересов.
4. Ситуация на молодежном рынке труда является
достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна
осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и
поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица
среди молодежи.
И в заключение: в современной молодежи заложен
прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие
России — это будет зависеть не только от успешного хода
социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской
молодежи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа
с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.
2. Иваненков С. П. «Проблема социализации современной молодежи». М.,
1999.
3. Камалдинова Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности»,
Педагогика. 1998.
4. Лисовский В. Т. «Социальная защита молодежи». М., 1994.
5. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение,
выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.
6. Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. «Социально-клубная работа
с молодежью: Проблемы и подходы». Екатеринбург, 1997.
7. «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова.
2-е изд., испр. М., 2005.
8. Быков В. В., Парамонов А. И. «Развитие предпринимательства
в молодежной среде», Учеб.-метод. пособие. М., 2002.
9. «Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический
доклад». М., 2005.
10. Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профессиональной
ориентации». М., 2001.
11. «Социальная
защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|