Комитеты по делам молодежи, департаменты
культуры, образования и науки субъектов Федерации осуществляют контроль
деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных
клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью по месту жительства через
создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка — клуб
по месту жительства — молодежный центр).
Наиболее комплексным набором функций в
организации свободного времени молодого поколения наделены учреждения органов
по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи,
молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в
удовлетворении культурных интересов и потребностей различных категорий молодежи
в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к
активным досуговым занятиям, а с другой — в социальном воспитании учащихся и
молодых рабочих и служащих.
В работе с молодежью центры следуют принципам соревновательности,
взаимного уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального
подхода и единства интересов личности и коллектива. Во многих населенных пунктах
молодежные центры становятся любимым и привычным местом отдыха, встреч с
друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга для относительно
постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а
другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент
посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.
Экономическую основу деятельности молодежных центров
может составлять хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и
внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных
ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от
оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д.
Структура молодежного центра основана на взаимодействии профессионального или
полупрофессионального труда организаторов в лице штатных социальных работников, педагогов,
режиссеров, с одной стороны, а с другой — развивающей, творческой, игровой,
развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей,
подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может включать в себя
различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку,
парк, музей, кинотеатр и т. д.
В молодежных центрах могут быть реализованы
программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе
реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические;
спортивно-оздоровительные; научно-технические. Каждый молодежный центр — это
своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных
групп, гак и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в
любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе,
дискотеке, игротеке и т. д. Молодежный центр предоставляет широкий выбор
"технологий досуговых занятий", создает для них подходящие условия;
функциональная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор
вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функциональную модель,
использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые
изменения в соответствии с изменением задач культурной политики.
III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
МОЛОДЕЖИ
3.1. Молодежь на рынке труда
Переход России к рыночным отношениям существенно
изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом
рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Возникает ситуация,
когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой
разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных
процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста
безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными
категориями безработных граждан, особенно с молодежью.
Под рынком труда понимается система,
включающая в себя комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий
найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства; механизм
спроса и предложения, который функционирует на основе информации, поступающей
в виде изменений цены труда (заработной платы).
Необходимость анализа положения молодежи на
российском рынке труда обусловливается рядом обстоятельств. Во-первых, молодые
люди составляют около 35% трудоспособного населения России, во-вторых, они —
будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее
развитие нашего государства. Молодежь уже сегодня во многом определяет
политическую, экономическую и социальную структуру общества.
Вместе с тем она является одной из особо уязвимых групп в нашей стране.
Рынок труда молодежи является особым
социально-демографическим сегментом российской экономики, подчиняющимся
собственным закономерностям, которые необходимо учитывать в политике занятости.
Молодые люди характеризуются неустойчивостью жизненных установок, отсутствием
производственного стажа и опыта работы и, как следствие, относительно низким
профессиональным статусом. Из-за перенасыщенности рынка труда более
конкурентоспособными категориями населения молодежь является достаточно
выраженной группой риска. В то же время, в отличие от других социально уязвимых
групп (инвалидов, женщин), молодежь является наиболее перспективной категорией
рабочей силы. Еще полностью не сформировавшись как субъект трудовой
деятельности, она наиболее восприимчива ко всем изменениям, имеет способность
к постоянной смене трудовых функций, огромные возможности профессионального
роста, наиболее продолжительный период предстоящей трудовой деятельности.
В условиях рыночных отношений проблема занятости
молодежи приобретает новые свойства. С одной стороны, вопросы трудоустройства
чрезвычайно значимы для молодых людей, с другой — реализовать свои потребности
в профессиональной сфере удается далеко не каждому.
Положение молодежи в обществе определяет ряд
объективных и субъективных факторов: уровень материальной обеспеченности,
возможность реализовать себя в профессиональной сфере, получить образование,
сделать карьеру, обеспечить свои гражданские права и социальные гарантии.
Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения
в силу особой остроты ее негативных последствий.
Выходящие на рынок труда молодые люди (14-30 лет)
различаются по возрасту, полу, образовательному уровню, жизненным установкам.
В данной социальной группе можно выделить по меньшей мере три подгруппы, каждая
из которых имеет свои специфические черты.
Молодежь в возрасте от 14 до 18 лет представляют
в основном учащиеся школ, училищ, колледжей и вузов. Именно в этот период
человек усваивает основные жизненные ценности, нормы поведения в обществе и
стремится адаптироваться к существующим условиям. Одной из важнейших задач
этого периода является выбор будущей профессии.
В основном она не вовлечена в трудовую деятельность.
Однако в отличие от молодежи наиболее развитых стран, где возраст вступления в
трудовую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена начинать
социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас почти 80%
молодых людей заработали свои первые деньги до 18 лет. Казалось бы, это должно
привести к положительным результатам, так как у подростка вырабатывается
установка на труд, самостоятельность, инициативность. Однако это не так: ранняя
трудовая деятельность не позволяет в полной мере получить должное образование,
что изначально предполагает низкий уровень квалификации.
При этом различные отрасли экономики принимают
молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. В основном работодатели не
заинтересованы в подростковом труде. В большей степени молодежь представлена в
сфере услуг и предпринимательстве; ощущается нехватка квалифицированных
молодых кадров в бюджетной сфере, на производстве. Это может усложнить вопросы
кадрового обеспечения, сделать невозможным проведение государством ряда реформ
и привести к кризису в определенных сферах. Продолжается уход молодежи в сферу
"теневой" экономики, что может привести к деградации трудового
потенциала страны. Для государства это означает потерю большого числа
квалифицированной рабочей силы, способной эффективно участвовать в развитии
страны.
Вторая категория — молодые люди 18-24 лет,
завершающие или завершившие профессиональную подготовку, а также отслужившие в
армии. Данная группа достаточно уязвима на рынке труда, так как не имеет
должного профессионального и социального опыта и, как следствие, менее
конкурентоспособна.
Трудоустройству мешают уровень и качество
полученного образования и невостребованность выпускников учебных заведений на
рынке труда. Сейчас более половины выпускников не могут найти работу по
специальности, что негативно влияет на профессиональное становление человека и
определение его жизненного пути.
Молодые люди, принадлежащие к первым двум
подгруппам, как правило, выходят на рынок труда впервые и отличаются более
низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеют стажа работы. Все
эти факторы обуславливают более низкую их конкурентоспособность. Вместе с тем
именно на этот период приходится начальный этап карьеры.
В возрасте от 25 до 30 лет молодые люди в
основном уже определили свою профессиональную стратегию и имеют определенный
опыт работы. В данный период жизни у большинства из них уже есть семья, и они
предъявляют высокие требования к предлагаемой (будущей) работе. При этом
отсутствие работы данной категорией воспринимается более болезненно, что ведет
к тяжелым социальным и психологическим последствиям (распаду семьи, брошенным
детям, уходу в криминальную среду, приобщению к наркомании, алкоголизму и др.).
Особенность положения
молодежи на российском рынке труда определяется рядом факторов:
1. Сохранение стереотипов. Многие работодатели
негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков
трудовой деятельности и неумение выстраивать взаимоотношения в рабочем
коллективе, излишняя эмоциональность и неустойчивость поведения, т. е. все то,
что свидетельствует о социальной незрелости человека, недостаточном уровне его
социализации в обществе. Масштабность и устойчивость влияния стереотипов
такого рода приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
2. Необоснованное представление молодежи о путях
адаптации в сфере труда и занятости. Это проявляется в выборе будущей
профессии, а в дальнейшем — в определении перспектив собственного
трудоустройства. Выбор направления или специальности, по которым будет
осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из идеальных
представлений о будущей работе, а не в результате анализа реальной ситуации на
рынке труда, информация о которой к настоящему моменту стала широко доступной
для населения.
3. Падение престижа производительного труда для
значительной части молодых людей. Особое беспокойство вызывает то, что 25%
безработной молодежи составляют выпускники высших учебных заведений. Наибольшим
спросом у молодежи пользуются такие профессии, как экономист и бухгалтер,
менеджер, юрист, творческий работник, программист, предприниматель. Современный
российский рынок квалифицированного труда характеризуется значительными
сложностями трудоустройства молодых специалистов. Особенно остро данная
проблема стоит в малых городах и сельской местности. Квалифицированные молодые
кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу
в профессиональной структуре рабочей силы. Приоритет отдается не содержательному
труду на производстве, а работе, направленной на получение значительной
материальной выгоды. Все это, конечно, не может способствовать подъему
экономики страны.
Анализ наиболее востребованных вакансий для молодежи
показал, что существует большой спрос на людей, готовых работать в области
продаж, на втором месте стоят разнообразные предложения о работе в сфере
информационных технологий, далее — необходимы молодые специалисты с
экономическим образованием. Другие наиболее часто встречающиеся типы вакансий,
предлагаемых молодым специалистам, — это все, что связано с бухгалтерией, должностями
секретарей, администраторов. Есть спрос на людей с техническим образованием.
Для рынка труда молодежи характерны высокая
мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень
безработицы. Почти пятую часть безработных составляет молодежь, которая не
имеет опыта трудовой деятельности. Сегодня еще нельзя говорить о высоком уровне психологической
адаптации к реалиям нашей экономики, а также о верных представлениях молодежи о
характере спроса на рынке труда.
Таким
образом, сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является
достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с
объективными процессами — сокращением рождаемости, ухудшением физического и
психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием
социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая
социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных
структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной
сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному
и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом подходе к решению проблемы
занятости.
3.2. Социальная поддержка безработной
молодежи
Безработица — сложное
социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного
населения, желающая работать на условиях найма или создания собственного дела,
не может реализовать (применить) свою рабочую силу из-за отсутствия подходящих
рабочих мест (предложений) и лишается вследствие этого основного дохода
(заработной платы).
К безработным в соответствии с
законодательством Российской Федерации относят трудоспособных граждан, не имеющих
работы и заработка (трудового дохода), проживающих на территории России,
зарегистрированных в органах службы занятости по месту жительства в целях
поиска подходящей работы, ищущих ее и готовых приступить к ней.
На основании российского законодательства
безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста,
и трудоспособные граждане, проходящие очный курс обучения.
Для создания эффективных условий обеспечения
занятости, решения адресных проблем безработного и членов его семьи были
созданы службы занятости, осуществляющие комплексное
регулирование вопросов трудовой сферы. Оказание помощи в трудоустройстве
молодежи — одно из приоритетных направлений деятельности центра занятости
населения.
Для эффективной работы в системе занятости во
многих регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые
оказывают содействие подросткам и молодежи в постоянном или временном
трудоустройстве.
Функционируют молодежные центры
трудоустройства и информации (МЦТИ), которые являются
многопрофильными социальными учреждениями, осуществляющими психологическую,
профконсультационную, юридическую и информационную помощь.
Основной целью деятельности данных организаций
является создание благоприятных условий для интеграции молодежи на рынке
труда, адаптации ее к современным требованиям профессиональной подготовки и
квалификации, снижение социальной напряженности в молодежной среде региона и
обществе в целом.
Для достижения этой цели предусматривается
решение следующих задач:
- создание правовых и организационных условий для
предотвращения значительного роста безработицы среди молодежи;
- социально-психологическая адаптация молодых
людей к рыночным условиям;
- обеспечение занятости с ориентацией на интересы
и способности человека;
- создание системы информации, способствующей
принятию решения о трудоустройстве, обучении и переквалификации;
- правовое просвещение молодежи;
- профилактика правонарушений среди подростков и
молодежи;
- содействие системе поддержки молодой семьи.
Поставленные задачи реализуются на основе соответствующих региональных
социальных программ.
Эффективным средством социальной защиты молодежи
в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В России в
соответствии с действующим законодательством государство гарантирует:
- свободу выбора рода деятельности, в том числе с
разным режимом труда;
- охрану труда, правовую защиту от
необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу в
соответствии с законодательством Российской Федерации о труде;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|