Меню
Поиск



рефераты скачать Социальные проблемы молодежи

•  учреждения по делам молодежи, являющиеся собствен­ностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ве­дении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации);

• муниципальные учреждения, находящиеся в собственнос­ти и в ведении органов местного самоуправления (муниципаль­ных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности, правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравст­венного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содей­ствуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищ­ных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициа­тивы, формируют и развивают кадровый потенциал.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального обслуживания молодежи;

- центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

- социальный центр молодежи;

- центр социальной поддержки молодежи;

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования семьи;

- центр правовой помощи молодежи;

- центр информации для молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

-  социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной по­литики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 "Об основных направлениях молодеж­ной государственной политики в Российской Федерации", явля­ется предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следую­щие виды услуг: социально-профилактические (профилактичес­кие, диагностические, коррекционные, профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, инфор­мационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1)  выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной под­держки, и осуществляет их патронаж;

2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3)  осуществляет социально-психологическую реабилита­цию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4)  ведет работу с молодыми семьями, имеющими небла­гоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6)  содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7)  дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8)  помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9)  содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка ока­зывается всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте. Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются профориентация и трудоустройство.

Другим видом учреждений являются центры социаль­но-психологической помощи молодежи. Данные центры осу­ществляют свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование, медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, соци­альная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ве­дущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направ­лений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.

Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объ­ектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-тера­певтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре социаль­ной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические, жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).

Социально-реабилитационное направление включает помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам, имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятель­ностью.

Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских по­селениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов.

Здесь сначала выявляются актуальные проблемы моло­дежи данного поселения, а затем организуются выездные бри­гады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов.

Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.

Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития лич­ности юноши или девушки.

 В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного чело­века.

Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи


Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последователь­ного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Профессиональная подготовка безработных осуществля­ется на базе комплексного центра социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек, которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный пери­од обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.

Важным направлением деятельности социальных учреж­дений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллек­тивных форм.

Многими специалистами отмечается эффективность внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подрост­ками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межлич­ностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще­лагерных мероприятиях и работе своего отряда.

Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализу­ет различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

Программа социальной реабилитации включает также защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.

В каждом конкретном случае специалисты по социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапев­тической и медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и т. д.).

Содержание работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.

Содействует формированию духовно-нравственных ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

Социально-клубные учреждения предоставляют разнооб­разные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи".

Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростко­во-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.

Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по инте­ресам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комп­лексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.

Содержание и формы деятельности социальных учреж­дений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают усло­вия для развития его активной жизненной позиции и воспиты­вают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разно­возрастный состав коллектива, куда помимо старших школьни­ков и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного соци­ального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равно­правии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью в сфере досуга


Социальная работа с молодежью в сфере досуга регули­руется соответствующей частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства и общества в рассматриваемой области.

Важным методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положи­тельное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи. Инте­ресы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно различаются.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.