• учреждения по делам молодежи, являющиеся
собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов
государственной власти субъектов Российской Федерации (органов по делам
молодежи субъектов Российской Федерации);
• муниципальные учреждения, находящиеся в
собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных
органов по делам молодежи).
Учреждения создаются в целях обеспечения
социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в
социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны,
региона, поселения, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы
с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности,
правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.
Основной задачей учреждений органов по делам
молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного
развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы
оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную
помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной
ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых
семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую
молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы,
формируют и развивают кадровый потенциал.
К учреждениям органов по делам молодежи
можно отнести:
- комплексный центр социального обслуживания
молодежи;
- центр социально-психологической помощи
молодежи, социальную службу для молодежи;
- социальный центр молодежи;
- центр социальной поддержки молодежи;
- центр экстренной психологической помощи
молодежи по телефону;
- молодежный центр планирования семьи;
- центр правовой помощи молодежи;
- центр информации для молодежи;
- подростково-молодежный клуб;
- социально-реабилитационный центр для
подростков и молодежи;
- центр профессиональной ориентации и
трудоустройства молодежи.
Одним из принципов государственной
молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня
1993 г. № 5090-1 "Об основных направлениях молодежной государственной
политики в Российской Федерации", является предоставление молодому
гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению,
воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной
подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны
обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной
жизни.
Социальные службы для
молодежи предоставляют следующие виды услуг:
социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные,
профориентационные, психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные,
правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной
адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков.
Непосредственно реализацией данных социальных
услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:
1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых
людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и
осуществляет их патронаж;
2) устанавливает причины возникающих у
воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а
также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;
3) осуществляет социально-психологическую
реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и
подвергшихся сексуальному насилию;
4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими
неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия
проживания;
5) выявляет бывших воспитанников детских домов и
школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения,
несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;
6) содействует активизации потенциала
собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;
7) дает необходимые консультации по различным
вопросам социальной помощи и защиты;
8) помогает в оформлении документов для принятия
нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и
попечительства;
9) содействует в предоставлении права на
проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для
подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи
женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, и др.).
Специалист по социальной работе с молодежью
осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в
трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального
обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания
молодежи создается как в городе, гак и в сельском поселении, и весь комплекс
социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается
всем категориям молодых граждан, проживающих и данном населенном пункте.
Приоритетными направлениями деятельности данного учреждения являются
профориентация и
трудоустройство.
Другим видом учреждений являются центры
социально-психологической помощи молодежи. Данные центры осуществляют
свою деятельность по следующим направлениям: информационно-консультативная
помощь, коррекционно-педагогическая работа, медико-психологическое консультирование,
медицинская реабилитация, наркологическая помощь, семейный досуг, предоставление
информации о рынке труда. Здесь проводятся социологические исследования,
профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция,
содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь
сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по
телефону.
Адаптации молодежи к современным условиям жизни
содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими
направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство,
профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика,
социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.),
педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации
социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и
зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.
Для наиболее неблагополучных в социальном
отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом
социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие
неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие
родителей, отсутствие места жительства, работы и т. д.). Направления
деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское,
аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное,
социально-педагогическое, социально-реабилитационное и
социально-профилактическое. Социально-терапевтическое направление в центре
социальной поддержки молодежи включает патронаж семей и граждан, нуждающихся в
постоянной или временной заботе (имеющих неблагоприятные социально-демографические,
жилищные условия, молодых семей, проживающих в одной квартире разведенных
супругов, семей, где трагически погиб или умер один из членов семьи).
Социально-реабилитационное направление включает
помощь безработным, эмигрантам, вынужденным переселенцам (содействие в
получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве), женщинам-инвалидам,
имеющим детей, подросткам, желающим заниматься трудовой деятельностью.
Особенно важна деятельность социальных служб
молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях
организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать
на базе дворцов культуры или клубов.
Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи
данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые
могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем.
Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного
консультирования одним из специалистов.
Консультирование позволяет осуществлять более
длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную
работу для конкретной семьи или одного человека.
Таким образом, деятельность учреждений органов по
делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши
или девушки.
В данных учреждениях специалисты по социальной
работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной
ситуации конкретного человека.
Результатом взаимодействия специалиста по
социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента
к самостоятельной жизни.
2.2. Содержание и формы работы социальных
учреждений органов по делам молодежи
Содержание деятельности социальных учреждений
органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного
проведения инновационных технологий и форм работы, направленных
на создание условий для развития личности молодого человека.
Одним из основных направлений деятельности
социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости
юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и
проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок
вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей но
вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного
трудоустройства, квотирования рабочих мест.
Профессиональная
подготовка безработных осуществляется на базе комплексного центра
социального обслуживания молодежи. Здесь комплектуются группы юношей и девушек,
которые желают получить профессию. Обучающимся гражданам предоставляется место
на предприятиях города для прохождения производственной практики. Примерный
период обучения составляет три месяца. После окончания курсов, сдачи экзаменов
выпускники получают свидетельства и могут обратиться в отдел содействия
занятости молодежи, где специалисты оказывают помощь в трудоустройстве. Данная
форма эффективна в работе с выпускниками общеобразовательных школ, не имеющими
возможности обучаться в учреждениях профессионального образования.
Важным направлением деятельности социальных учреждений
является социально-профилактическая работа, которая реализуется с
помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Многими специалистами отмечается эффективность
внедрения коллективных форм
работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных
сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения.
Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия
для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое
сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко
всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится
совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые
обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда
подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в общелагерных
мероприятиях и работе своего отряда.
Социально-профилактическая работа организуется
также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту
жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует
различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам
коллективно-творческой деятельности.
Программа социальной реабилитации включает также
защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации
по месту жительства, для получения паспорта, медицинского полиса и т. д.
В каждом конкретном случае специалисты по
социальной работе с молодежью содействуют в обеспечении психотерапевтической и
медицинской помощи, а также в организации досуга по интересам (компьютерных,
спортивных клубов и т. д.).
Содержание работы специалистов по социальной
работе включает посещение подростков, заключенных под стражу до гуда в
следственном изоляторе, проведение бесед с подростками и их семьями.
Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где
предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет
о проделанной работе.
Содействует формированию духовно-нравственных
ценностей молодого человека военно-патриотическое направление, которое
реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. В
Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по
месту жительства.
Социально-клубные
учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию
возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных
ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен
инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября
2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам
молодежи".
Основным назначением данного учреждения является
развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству,
реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи,
общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности
подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для
личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение
юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование
общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу с подростками и
молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в
одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах,
секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного
сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с
молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных
государственными органами управления образованием. Специалисты могут
разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим)
советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной
тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления
деятельности подростково-молодежного клуба.
Содержание и формы деятельности социальных учреждений
органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации
молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции
и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные
ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются
определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо
старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители,
общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений
предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм,
ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей.
Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль
взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении.
Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода
в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью
в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым
гражданам.
2.3.Содержание и организация социальной
работы с молодежью в сфере досуга
Социальная работа с молодежью в сфере досуга
регулируется соответствующей частью государственной молодежной политики. В
этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию
государства и общества в рассматриваемой области.
Важным методом регулирования свободного времени и
досуга молодежи выступает контроль над деятельностью субъектов предоставляющих
молодежи услуги культурно-досуговой сферы. Главная цель такого контроля
заключается в обеспечении таких условий досуговой деятельности, которые
отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более
высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на
социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.
Организацию молодежного досуга осуществляют
четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере
свободного времени; молодежные общественные организации и объединения;
государственные учреждения культуры; государственные органы по делам молодежи.
Интересы каждой группы организаторов сферы молодежного досуга существенно
различаются.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|