Социальные проблемы молодежи
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
С МОЛОДЕЖЬЮ
1.1. Положение молодежи в обществе
1.2. Государственная молодежная политика
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ
2.1. Система учреждений органов по делам молодежи
2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений
органов по делам молодежи
2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью
в сфере досуга
III. СОДЕЙСТВИЕ
ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ
МОЛОДЕЖИ
3.1. Молодежь на рынке труда
3.2. Социальная поддержка безработной молодежи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Несмотря на наметившиеся процессы
социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается
неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой
социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний,
сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых
людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той
специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет
профессии.
Не снижается число детей - "социальных
сирот", инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся молодые
люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние,
возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди
молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества.
Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим
условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме,
бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России
отражает общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.
Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее
России. На данный момент молодежь составляет 30%
населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в
экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.
I.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ
1.1. Положение молодежи в обществе
"Молодежь" - это
социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом
особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в
социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.
Прежде чем говорить о социальном положении и
защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения.
Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны,
их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не
столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека,
связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий,
работающий и т. д.
К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько
заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель,
четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность
к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.
Естественное изменение численности населения
обусловлено главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую
тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых
людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность
среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин
на первое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате
транспортных происшествий и др.
Немало проблем связано со здоровьем молодых:
резко снизилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных
молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа
ВИЧ-инфицированных.
Главной причиной ухудшения здоровья молодежи
продолжает оставаться кризисное состояние общества и его последствия -
некачественное питание, сокращение числа оздоровительных учреждений и др.
Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых
Правительством РФ.
В сфере образования молодежи состояние дел также
неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе
в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства
выпускников, получивших профессиональное образование. В результате многие их
них вынуждены работать не по специальности. Среди
официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних
5 лет составляет 30% и выше.
Безусловно, молодежь как социальная группа имеет
свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным
социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением,
трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.
Об остроте социального положения молодого
поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в
молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилактические меры, продолжают
расти преступность несовершеннолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм.
Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в
неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности
найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах,
потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.
Невольно встает вопрос о системе социальной
защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для
каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям,
организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная
помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.
1.2. Государственная молодежная политика
Под государственной молодежной политикой
(ГМП) подразумевается деятельность государства, направленная на
создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для
самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений,
движений и инициатив.
Государственная молодежная политика - одно из специфических
направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с
целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в
самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело
государства, политических партий, общественных объединений.
Объектом государственной молодежной политики являются
граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без
гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также молодежные
объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные
лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Создание современной системы координации
молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Президента
РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам
молодежи.
Сферу его деятельности составили: обеспечение
координации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в
области молодежной политики; методическое руководство комитетами по делам
молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных
программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государственная
поддержка молодежных и детских организаций и т. д.
В целях усиления внимания государства и общества
к проблемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п
был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено
Положение о Совете. Следующая реорганизация
комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались
Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального развития
Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по
делам молодежи был восстановлен. Спустя
полгода было утверждено новое Положение о Госкомитете РФ по делам молодежи,
который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного
осуществлять функции государственного регулирования и межотраслевой координации
в сфере молодежной политики.
Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:
- разработка основных положений государственной
молодежной политики и ее реализация;
- обеспечение решения межотраслевых проблем в
сфере государственной молодежной политики;
- методическое обеспечение деятельности органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам
государственной молодежной политики;
- разработка и осуществление совместно с
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мер по
обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий
для решения их социальных, материальных и жилищных проблем, организация
обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа
жизни;
- разработка и осуществление мер по поддержке
молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских общественных
объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию
гражданственности и патриотизма.
С реорганизацией Минобразования России и
созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление
Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был
преобразован в Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию
и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве
Департамент должен определять основные направления молодежной политики
государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы.
Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции
государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о
приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ,
проведении мероприятий общероссийского уровня.
В то же время функции организационно-финансового
обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на
Управление по делам молодежи Федерального агентства по образованию.
Вопросами молодежной политики занимаются и органы
законодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по
делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при
Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах
Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На
городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в
социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.
Кроме того, в формирование и осуществление
государственной молодежной политики вовлечены молодежные организации и
объединения России. В стране действуют более 400 молодежных и детских
общественных объединений. Среди них есть общероссийские, международные,
межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет
молодежных и детских объединений России. В декабре 1998 г. на конференции
этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами
Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 26 июня
1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных
объединений" создан федеральный реестр объединений, которые пользуются
государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня
1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных
объединений ведет Министерство образования и науки РФ. В него включены около
60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в
рамках Федеральной межведомственной программы.
Под государственной поддержкой молодежных и
детских объединений подразумевается совокупность мер,
принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии
с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых,
экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких
объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию
детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.
Молодежные общественные объединения участвуют в
выработке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законодательных и
нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов
и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.
Общепризнанна в нашей стране социальная
значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему
социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.
На региональном уровне также формируются реестры
детских и молодежных общественных объединений. Государство поддерживает
молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации,
оказывает организационную и информационную помощь.
В июне 2001 г. был создан Координационный совет
по вопросам взаимодействия с молодежными и детскими общественными
объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать
предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских
общественных объединений. Государственная молодежная
политика России строится на основе крупных целевых программ.
В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана
на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие
потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика
должна стать политикой приоритетов, определяющих такие направления деятельности,
работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения
возникающих проблем.
Предполагается, что с учетом тенденций
социально-экономического и общественно-политического развития России
государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать
несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях
развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной
активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной
ситуации в жизнь общества.
Таким образом, перечисленные приоритеты
определяют направления и сферы первоначального инвестирования государственных
и общественных ресурсов в рамках ГМП, формируют систему ресурсов поддержки российской
молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут
востребованы в XXI веке.
В соответствии с выделенными приоритетами и
принципами ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный
подход. В частности, предложены девять общенациональных проектов, которые
открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым
людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть",
"Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе"
и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой
программой.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ
МОЛОДЕЖИ
2.1. Система учреждений органов по делам
молодежи
Деятельность учреждений органов по делам молодежи
включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и
реабилитации юношей и девушек.
Социальные службы могут быть государственными и
муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными
учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания
молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской
Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании)
учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи"
относятся:
• государственные предприятия и учреждения
социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся
в ведении органов по делам молодежи;
• государственные предприятия и учреждения
социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской
Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов
Российской Федерации;
• муниципальные учреждения, находящиеся в
собственности и в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с Примерным положением "Об
учреждении органов по делам молодежи", разработанным в 2005 г. Департаментом
государственной молодежной политики воспитания и социальной
защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам
молодежи субъектов Российской Федерации или муниципальные органы по делам
молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На
основании данного положения в систему учреждений органов по делам
молодежи входят:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|