Меню
Поиск



рефераты скачать Социальные проблемы молодежи

Социальные проблемы молодежи

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Положение молодежи в обществе

1.2. Государственная молодежная политика

II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ

МОЛОДЕЖИ

2.1. Система учреждений органов по делам молодежи

2.2. Содержание и формы работы социальных учреждений

органов по делам молодежи

2.3.Содержание и организация социальной работы с молодежью

в сфере досуга

III. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВУ

МОЛОДЕЖИ

3.1. Молодежь на рынке труда

3.2. Социальная поддержка безработной молодежи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономи­ческой стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на со­стоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.

Не снижается число детей - "социальных сирот", инвали­дов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся моло­дые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев.

Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, воз­мущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напря­женности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркома­нии, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.

В целом социальное положение молодежи в России отража­ет общее состояние общества, которое находится в переходном периоде.

Моя тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и поли­тике, так и в социальной, духовной сферах общества.


I.                  ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ

1.1. Положение молодежи в обществе

 

"Молодежь" - это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, их специфических интересов и ценностей.

Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. Современные ученые считают, что возрастные границы периода молодости условны, их можно определить интервалом от 13-14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: уча­щийся, военнослужащий, работающий и т. д.

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее числен­ность к настоящему времени составляет более 32 млн человек, или 22% населения страны.

Естественное изменение численности населения обусловле­но главным образом постоянным снижением числа родившихся. Особую тревогу вызывает чрезмерно высокая смертность среди молодых людей. В первую очередь это относится к молодым мужчинам: к 30 годам смертность среди них более чем в 2 раза превосходит смертность среди женщин. В ряду причин на пер­вое место выдвигаются такие, как несчастный случай, гибель в результате транспортных происшествий и др.

Немало проблем связано со здоровьем молодых: резко сни­зилось его качество; возросло число заболеваний, прежде не свойственных молодым людям; наблюдается рост венерических заболеваний и числа ВИЧ-инфицированных.

Главной причиной ухудшения здоровья молодежи продол­жает оставаться кризисное состояние общества и его послед­ствия - некачественное питание, сокращение числа оздорови­тельных учреждений и др. Возможно, ситуация изменится после реализации молодежных программ, принятых Правительством РФ.

В сфере образования молодежи состояние дел также не­однозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получив­ших профессиональное образование. В результате многие их них вынуждены работать не по специальности. Среди официально зарегистрированных безработных доля молодежи на протяжении последних 5 лет составляет 30% и выше.

Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с професси­ональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

Об остроте социального положения молодого поколения в российском обществе говорят и явления социальной патологии в молодежной среде. Несмотря на принимаемые профилакти­ческие меры, продолжают расти преступность несовершен­нолетних, наркомания, токсикомания, алкоголизм. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополу­чии, так и в неумении организовывать свой досуг, отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т. д.

Невольно встает вопрос о системе социальной защиты, на­правленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходимы целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным инсти­тутам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности.


1.2. Государственная молодежная политика


Под государственной молодежной политикой (ГМП) подра­зумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гаран­тий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Государственная молодежная политика - одно из спе­цифических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творчес­кого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в само­стоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.

Объектом государственной молодежной политики явля­ются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, мо­лодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.

Создание современной системы координации молодежной политики началось в январе 1992 г., когда распоряжением Прези­дента РФ была введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи.

Сферу его деятельности составили: обеспечение коорди­нации усилий различных министерств и ведомств Российской Федерации в области молодежной политики; методическое руко­водство комитетами по делам молодежи в субъектах Федерации; разработка и реализация государственных программ в области социального развития и социальной защиты молодежи; государс­твенная поддержка молодежных и детских организаций и т. д.

В целях усиления внимания государства и общества к про­блемам молодежи распоряжением Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 295-п был образован Совет по делам молодежи при президенте РФ и утверждено Положение о Совете.  Следующая реорганизация комитета произошла 30 апреля 1998 г. Теперь его функции передавались Департаменту по делам молодежи в структуре Министерства труда и социального раз­вития Российской Федерации, однако 25 мая 1999 г. Госкомитет Российской Федерации по делам молодежи был восстановлен. Спустя полгода было утверждено новое Положение о Гос­комитете РФ по делам молодежи, который приобрел статус федерального органа исполнительной власти, призванного осу­ществлять функции государственного регулирования и межот­раслевой координации в сфере молодежной политики.

Перед Комитетом были поставлены следующие задачи:

- разработка основных положений государственной моло­дежной политики и ее реализация;

-  обеспечение решения межотраслевых проблем в сфере государственной молодежной политики;

- методическое обеспечение деятельности органов исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации по вопросам государственной молодежной политики;

-  разработка и осуществление совместно с заинтересо­ванными федеральными органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, создание условий для решения их социальных, ма­териальных и жилищных проблем, организация обучения, занятости и отдыха молодежи, а также формирование здорового образа жизни;

- разработка и осуществление мер по поддержке молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных и детских обще­ственных объединений, содействие духовному и физическому развитию молодежи, воспитанию гражданственности и патри­отизма.

С реорганизацией Минобразования России и созданием Министерства образования и науки Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 5 июня 2004 г. № 280) прежний орган по делам молодежи был преобразован в Депар­тамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей. В соответствии с Положением о новом министерстве Департамент должен определять основные направления молодежной политики государства, разрабатывать ее нормативные правовые и организационные основы. Таким образом, в рамках полномочий Министерства Департамент реализует функции государственной молодежной политики на федеральном уровне, принимает решения о приоритетах в сфере молодежной политики, реализации проектов и программ, проведении мероприятий общероссийского уровня.

В то же время функции организационно-финансового обеспечения планируемых мероприятий в сфере молодежной политики возложены на Управление по делам молодежи Феде­рального агентства по образованию.

Вопросами молодежной политики занимаются и органы за­конодательной власти. В 1995 г. в Государственной Думе образован Комитет по делам женщин, семьи и молодежи; в 1997 г. создан Совет по делам молодежи при Совете Федерации РФ. Органы по делам молодежи имеются во всех субъектах Российской Федерации. К началу 2006 г. в них работало более 1000 человек. На городском и районных уровнях - примерно 3000 человек, непосредственно в социальных службах, связанных с молодежью, занято почти 15 тыс. сотрудников.

Кроме того, в формирование и осуществление государствен­ной молодежной политики вовлечены молодежные организации и объединения России. В стране действуют более 400 молодеж­ных и детских общественных объединений. Среди них есть об­щероссийские, международные, межрегиональные и местные. В январе 1992 г. образован Национальный совет молодежных и детских объединений России. В дека­бре 1998 г. на конференции этого совета была принята концепция взаимодействия с государственными органами Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 26 июня 1995 г. 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских Общественных объединений" создан федеральный реестр объ­единений, которые пользуются государственной поддержкой. Он ведется на основе положения № 1104 от 13 июня 1996 г., зарегистрированного в Минюсте России. Реестр молодежных и детских общественных объединений ведет Министерство обра­зования и науки РФ. В него включены около 60 общественных организаций, которые пользуются государственной поддержкой в рамках Федеральной межведомственной программы.

Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений подразумевается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ. Цель поддержки - создание и обеспечение правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и саморе­ализацию детей и молодежи в общественной жизни, на охрану и защиту их прав.

Молодежные общественные объединения участвуют в выра­ботке, экспертизе и внесении в органы власти проектов законо­дательных и нормативных актов по молодежной политике. Они координируют реализацию проектов и программ молодежных и детских объединений и оказывают ей содействие.

Общепризнанна в нашей стране социальная значимость этих организаций, поскольку они включают молодежь в систему социальных отношений, помогают постигать новые социальные роли.

На региональном уровне также формируются реестры детских и молодежных общественных объединений. Госу­дарство поддерживает молодежные и детские программы и проекты - выделяет гранты, субсидии, дотации, оказывает организационную и информационную помощь.

В июне 2001 г. был создан Координационный совет по вопро­сам взаимодействия с молодежными и детскими общественными объединениями. Это консультативно-совещательный орган, призванный вырабатывать предложения по вопросам совершенствования деятельности молодежных и детских общественных объединений. Государственная молодежная политика России строится на основе крупных целевых программ.

В конце 2005 г. была принята программа, которая рассчитана на десять лет — до 2016 года и определяет главную цель ГМП — развитие потенциала молодежи в интересах России. Причем эффективная молодежная политика должна стать поли­тикой приоритетов, определяющих такие направления деятель­ности, работа по которым обеспечит молодежи возможности для самостоятельного решения возникающих проблем.

Предполагается, что с учетом тенденций социально-эко­номического и общественно-политического развития России государственная молодежная политика в Российской Федерации должна реализовать несколько приоритетов: информирование молодежи о потенциальных возможностях развития России и ее вовлечения в социальную практику; развитие инновационной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в жизнь общества.

Таким образом, перечисленные приоритеты определяют направления и сферы первоначального инвестирования госу­дарственных и общественных ресурсов в рамках ГМП, фор­мируют систему ресурсов поддержки российской молодежи, способствуют развитию тех качеств молодых людей, которые будут востребованы в XXI веке.

В соответствии с выделенными приоритетами и принципа­ми ГМП стратегия для ее реализации предлагает использовать проектный подход. В частности, предложены девять обще­национальных проектов, которые открывают для молодежи возможности для равного участия в них всем молодым людям. Среди них: "Российская молодежная информационная сеть", "Всероссийский стройотряд", "Доброволец России", "Вместе" и др. Точные параметры проектов будут определены федеральной целевой программой.


II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ ОРГАНОВ ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

2.1. Система учреждений органов по делам молодежи


Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К госу­дарственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. № 3 "О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи" относятся:

• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

• государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Россий­ской Федерации и находящиеся в ведении органов государствен­ной власти субъектов Российской Федерации;

• муниципальные учреждения, находящиеся в собственнос­ти и в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Примерным положением "Об учреждении органов по делам молодежи", разработанным в 2005 г. Департа­ментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов Россий­ской Федерации или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством Российской Феде­рации. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.