Главная причина снижения
интереса к учреждениям культуры и отдыха связана не только с недостатком
времени, но, прежде всего, с недостатком средств. Хотя и недостаток времени в
связи с необходимостью получения дополнительных доходов и затрат своего
свободного времени на это имеет место. Пенсионеры отметили, прежде всего,
нехватку времени на учебу, посещение кино, театров, непрофессиональное
творчество и любительские занятия, физкультуру и спорт. Так, из занимающихся
повышением своего образования (хотя их и немного - от 4,1 до 7,7%) 40%
ответили, что им на это не хватает времени, на посещение кино, театра - 30,8%,
на непрофессиональное творчество и любительские занятия - 34,6%, на физкультуру
и спорт - 32,6%. Причем нехватка времени на большинство занятий в последние
годы возросла. Так, если в 1986 г. отмечали ее в отношении просмотра
телепередач 5,8% всех опрошенных неработающих пенсионеров, то в 1995 г. -
19,0%, в отношении чтения соответственно - 18,9 и 23,1%, слушание радио - 5,2 и
23,1%, посещение кино, театров - 45,0 и 89,3%.
Приведенные выше
данные свидетельствуют о сокращении свободного времени пенсионеров, об
ухудшении возможностей его использования, о невысокой степени удовлетворенности
его величиной и проведением.
В связи с
изменившимися условиями жизни, прежде всего материального положения, у
пенсионеров произошло снижение ценности свободного времени. Так, среди
работающих опрошенных пенсионеров лишь 4,1% хотел бы иметь свободного времени
больше, 28,6% -меньше, 42,9% - существующую его величину (24,5% затруднились с
ответом).
Перечисленные
проблемы сделали неизбежной необходимость реформирования пенсионной системы
России.
Реализуемая в
настоящее время Программа пенсионной реформы, как и рассматриваемые предложения
по реформе пенсионного обеспечения на среднесрочную перспективу определяют
государственное пенсионное страхование следующим образом:
Государственное
пенсионное страхование — один из видов государственного социального
страхования, реализуемого через систему финансовых, организационных мер и
правовых норм, направленных на гарантированное государственное обеспечение
граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Обязательное
пенсионное страхование представляет систему правовых, экономических и
организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае
утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности старости, потери
кормильца и других случаев, установленных законодательством
Государственное
(обязательное) пенсионное страхование — это совокупность правовых,
экономических и организационных институтов и норм, имеющих обязательный
характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях предусмотренных
законодательством Российской Федерации, и для других граждан, и обеспечивающих
реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета
государственного (обязательного) пенсионного страхования, формируемого за счет
страховых взносов работодателей и граждан.
Одновременно с
выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений
государственное пенсионное страхование является неотъемлемой частью
бюджетно-финансовой системы государства. Для этого все условия и нормы
материального обеспечения застрахованных, также как и уплата обязательных
страховых взносов, регулируются государством путем создания системы правовых
актов, и государство гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается
как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и создания
специальных органов, управляющих институтом пенсионного страхования. Если
взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств
для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пенсий,
государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение
пенсионных обязательств по закону.
Социальная сущность
пенсионного страхования заключается в перераспределении риска наступления
страхового случая между застрахованными, с одной стороны, и всеми
работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей,
между застрахованными и работодателями, живущими и работающими на предприятиях
в разных регионах страны, занятых на предприятиях различных отраслей и т.д.
Полная автономность
бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе.
Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной
выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное
взыскание, санкции за задержку платежей и т.п., круг застрахованных, условия
предоставления обеспечения, его уровень и т.п.) должно относиться к
исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который
проводит пенсионную политику через соответствующие законы.
Обязательное
государственное пенсионное страхование включает в себя систему пенсионного
обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспособном возрасте,
включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные
виды деятельности, участвующих в обязательной пенсионной системе на
специальных условиях.
Основная особенность
пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные
пенсионные схемы, в состав которых входят отдельные категории граждан из
числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные
органы, служащие определенных сфер государственной власти и т.д.
Изложенные выше
положения по формированию системы пенсионного обеспечения в основном получили
отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует
основные принципы пенсионного страхования:
·
единство и федеральный характер государственного
пенсионного страхования;
·
всеобщность;
·
обязательность для всех страхователей уплаты
страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;
·
государственная гарантия для всех застрахованных;
·
солидарность материальных обязательств (между
поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и
гражданами);
·
федеральный (общенациональный) характер
собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального
перераспределения финансовых ресурсов);
·
автономности бюджета пенсионной системы от
государственного бюджета;
·
поддержания уровня жизни пенсионеров
(осовременивания пенсий путем сохранения покупательной способности начисленной
пенсии в течение всего периода жизни);
·
эквивалентности страховых платежей и пенсионных
выплат;
·
зависимости размера пенсии от трудового вклада
работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при
назначении пенсий;
·
целевого использования страховых взносов на выплаты
пенсий и пособий;
·
возвратности пенсионных платежей;
·
зависимости размера пенсии от трудового вклада
работника (продолжительности трудового стажа и размера заработной платы) при
назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);
·
индивидуального учета (персонификации) уплаченных
страховых взносов и др. принципы.
Объективными
причинами большинства современных проблем функционирования пенсионной системы
стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах
пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное невыполнение на
практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначально не получили
адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В настоящее время с
учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из
перечисленных проблем получили частичное решение на практике.
В большинстве
государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех
источников:
·
из государственных средств (в рамках
государственного социального обеспечения),
·
из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках
государственного пенсионного страхования),
·
из средств страховых компаний и иных финансовых
организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).
Многообразие видов
пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:
индивидуальное страхование пенсий, когда
страхователь страхует пенсию обусловленного размера;
накопление средств в страховой организации
адекватно размеру назначаемой пенсии;
групповое страхование — пенсии всех участников
адекватны общей сумме взносов.
В России до 1917 г.
общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие пенсии своим членам,
назывались пенсионными кассами.
За период, прошедший
после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ
(постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по
реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ»), разработан
и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений.
В 1996 г. вступил в
силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в
системе государственного пенсионного страхования», на основании которого
создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая
информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов всеми работающими.
Введение персонифицированного учета должно осуществляться в опережающем
порядке, так как это создает предпосылки для последующих преобразований.
Следующим шагом по введению
системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и
перерасчета пенсий с ориентацией на использование указанных лицевых счетов. В
мае 1997 г. в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в
Российской Федерации» внесены изменения, предусматривающие установление
трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и
их перерасчете на основе данных индивидуальных лицевых счетов.
В целях осуществления
дальнейшей работы в этом направлении принято Постановление Правительства
Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации
индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного
пенсионного страхования». Для осуществления работ по обработке информации по
индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного
пенсионного страхования распоряжением Правительства Российской Федерации от 9
июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при
Пенсионном фонде Российской Федерации.
Федеральным законом
«О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусмотрен переход
на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий,
основанный на определении индивидуально-
го коэффициента для
каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не только исчисление размера
пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней
заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем
старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и
ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсионном обеспечении.
Позитивный сдвиг
наблюдался в соотношении средней пенсии и средней заработной платы в стране:
·
26% в 1992 году,
·
35-39% —в 1997-98 гг.
Однако этот сдвиг
достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В
настоящее время дифференциация максимальной и минимальной пенсий составляет
1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого заработная плата
практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли
стимулы к «зарабатыванию» пенсии.
В период после начала
пенсионной реформы развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения
происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы
регулирования их деятельности. Это негативно отразилось на общем уровне
финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и низком уровне
доверия к ним населения.
Объективной причиной
финансовой нестабильности пенсионной системы является, с одной стороны, кризис
неплатежей в народном хозяйстве, с другой — ее несоответствие изменившимся
социально-экономическим условиям в стране.
Число пенсионеров
растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к
увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.
Временная
нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу
демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и
плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе
обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Проведенные
расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной системы,
основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем
неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской
Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочного
демографического прогноза.
Стабилизации
существующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достичь
лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой
всех имеющихся льгот.
Предотвратить
углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосылки для экономического
роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной
системы к комбинированной системе пенсионного обеспечения, в которой
значительную роль играют накопительные механизмы финансирования пенсий.
Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую
зависимость пенсионной системы от соотношения численности между лицами
трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым существенно повысить ее
устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
В долгосрочной
перспективе в качестве альтернативы действующей распределительной системе
предлагается комбинированная система пенсионного обеспечения, которая включает
в себя:
·
государственное пенсионное страхование как ведущий
элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от
страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет
государственного пенсионного страхования и финансируется как за счет текущих
поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств,
полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и
за счет инвестиционного дохода от их размещения;
·
государственное пенсионное обеспечение для
отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на
пенсию по государственному пенсионному страхованию, — за счет средств
федерального бюджета;
·
дополнительное пенсионное страхование
(обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и
работников, а в случаях, установленных законодательством Российской Федерации,
— обязательных страховых взносов.
В целях повышения
долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы предлагается
поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансовыми
возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных
механизмов в систему государственного пенсионного страхования.
Индексация пенсий
осуществляется с учетом финансовых возможностей общества и не должна привести
к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы.
В процессе
реформирования необходимо осуществить изменения нормативно правовых актов по
вопросам индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в
системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного
учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением
условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизм
финансирования пенсий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|