Полноправное
пенсионное обеспечение колхозников введено только в 1964 г. законом о пенсиях и
пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников
пенсиями и позволило сократить несоответствие в уровнях пенсионного
обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служащих. В 1969 г. в
стране введена единая система социального страхования колхозников. При этом
пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из
Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников,
формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и
ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Отмеченные выше
основные элементы пенсионной системы наглядно показывают наличие серьезных как
методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в
конце 80-х гг. когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии
справляться в возложенными на нее функциями.
Главной проблемой любой
пенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной и
расходной частей пенсионного бюджета. В результате этого финансово-ресурсная
обеспеченность выплаты пенсий к середине восьмидесятых годов снизилась
настолько, что для проведения очередного незначительного повышения размера
пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.
Даже повышение
тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сократило разрыв в уровне
формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального
страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось
до предельно допустимого 0,51. Таким образом, даже в результате повышения
тарифа отчислений на социальное страхование не удалось ликвидировать
дотационность пенсионного бюджета.
Таким образом,
развитие пенсионной системы до периода радикальных рыночных реформ 1990 г.
свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных
проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных перемен всей
пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с
учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.
Масштабность и
глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения
принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного
обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформы должен быть
решен основной вопрос социальной политики государства — стабилизация и
значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое
сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. принят
Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако изменение государственного
устройства страны повлекло за собой уже через полгода после утверждения
упомянутого закона принятие самостоятельного российского закона «О
государственных пенсиях в РФ» [с последующими многочисленными изменениями и
дополнениями], который в то же время привнес значительные отличия в правовые
основания функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионный
закон 1990 г. стал первым законом, в котором пенсионное страхование выделено в
полностью автономную систему, последовательно и достаточно четко проведены в
жизнь общепризнанные принципы обязательного государственного пенсионного
страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия
формирования государственного Пенсионного фонда. При этом важнейшим условием
во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный
отказ от бюджетных дотаций.
Развитие собственных
источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости
тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления
финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущественное использование
страховых методов имело глубокое экономическое содержание и социальные
последствия для развития рыночных отношений и эффективной деятельности системы
пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.
В части
организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате
государственных пенсий сохранена прежняя система — через государственные
органы социального обеспечения (в последующем — социальной защиты населения).
Под государственной
пенсией (в дальнейшем изложении — пенсия) понимаются ежемесячные денежные
выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода),
утраченного в связи с достижением установленного законом возраста,
наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям,
право на получение которой определяется по условиям и нормам, установленным
законодательством РФ.
В соответствии с
пенсионным законодательством Российской Федерации в настоящее время
назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пенсии
военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной травмы и от
общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.
В связи с трудовой и
иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж,
назначаются следующие базовые виды пенсии: по старости (по возрасту); по
инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет.
Трудовые пенсии по
старости на общих основаниях в соответствии с действующими нормативными актами
устанавливаются: мужчинам — по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не
менее 25 лет, а женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не
менее 20 лет.
Отдельным категориям
застрахованных граждан пенсия по старости законодательно устанавливается при
пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях — и при пониженном
трудовом стаже. Пенсионное законодательство содержит довольно широкий перечень
категорий граждан, которым пенсия по старости назначается при более низком
возрасте и в ряде случаев при наличии меньшего стажа, чем требуется по общему
правилу.
На льготных основаниях
пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в
приравненных к ним местностях: мужчинам — по достижении 55 лет и женщинам — по
достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах
Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к
районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж, соответственно, не менее
25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее
установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.
Финансирование всех
видов трудовых пенсий осуществляется за счет страховых взносов, а социальных
пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов
пенсионных выплат — за счет федерального бюджета.
Пенсионным
законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного
обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию,
минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограничения на
учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, поощряемая
продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.
Таким образом,
пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется посредством выполнения
условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» и
целым комплексом соответствующих законов.
Бюджет Пенсионного фонда
России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от
государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ
(федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен
быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и
условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а
также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие
текущего дефицита бюджета ПФР.
Доходная часть
бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взносов для различных
категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а также
за счет поступлений из федерального бюджета на финансирование выплаты
социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского
состава) и других пенсий.
Расходная часть
бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условиями исчисления размера
пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.),
так и по новой (1998 г.) формулам.
Бюджет ПФР
формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных показателях на основании
Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пенсий из бюджета ПФР
выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужащим, пострадавшим от
чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального
бюджета.
Бюджет ПФР в
соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюджетном процессе
формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с
федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других
государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится
к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР
на выплату досрочных пенсий (безработным).
ПФР является
самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою
деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. ПФР
образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения
в Российской Федерации.
ПФР выполняет
отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на
территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской
деятельности.
ПФР и его денежные
средства находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не
подлежат.
Главные функции ПФР:
·
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а
также финансирование расходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
·
организация работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм
государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
·
капитализация средств ПФР, а также привлечение в
него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и
юридических лиц;
·
контроль с участием налоговых органов за
своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль
за правильным и рациональным расходованием его средств;
·
организация и ведение индивидуального
(персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным
законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе
государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение
государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов
в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
·
межгосударственное и международное сотрудничество
Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
·
участие в разработке и реализации в установленном
порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам
пенсий и пособий;
·
изучение и обобщение практики применения
нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в
Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
·
проведение научно-исследовательской работы в
области государственного пенсионного страхования;
·
разъяснительная работа среди населения и
юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Средства ПФР в полном
объеме должны направляться на выплату установленных федеральным
законодательством, межгосударственными и международными договорами
государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пределы Российской
Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей
деятельности ПФР и его органов, включая персонифицированный учет плательщиков
и застрахованных граждан.
Формирование единой
организационно-управленческой структуры ПФР (единая пенсионная служба).
Помимо самого Фонда в
настоящее время организационная структура пенсионной системы включает в себя:
·
региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
·
региональные органы социальной защиты населения,
осуществляющие непосредственное назначение и выплату пенсий получателям;
·
Центральный банк России, через расчетно-кассовые
центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в
отделениях которого имеет свои счета;
·
региональные отделения Сбербанка;
·
Федеральную службу почтовой связи, через отделения
которой осуществляются практически все виды пенсионных выплат.
Основной задачей
регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и
финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих
непосредственную выплату пенсий.
В пятнадцати регионах
России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Марий Эл, Татарстан, Якутия
(Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурятский, Ненецкий автономные
округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в
настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная
служба, охватывающая все процессы пенсионного обеспечения от сбора страховых
взносов до выплаты пенсий.
При этом функции
непосредственного назначения и выплаты пенсий получателям, ранее находившиеся
в ведении органов социальной защиты, переданы в органы Единой пенсионной
службы.
Районные отделения
собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего
средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в
районы для осуществления платежей. Затем на местах с банковских счетов
районного управления средства переводятся либо в местные учреждения социальной
защиты населения, которые затем выплачивают пенсии, либо, в тех регионах, где
создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату
пенсий.
В том случае, если
регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы
— доноры), излишек переводится региональным отделением в центр, где
аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем
направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих
обязательств по пенсионным платежам.
Финансовые потоки между
элементами пенсионной системы выглядят следующим образом:
·
Собранные с работодателей, работников и
индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика
поступают в региональные отделения ПФР откуда через Центральный Банк или банк,
уполномоченный Центральным Банком, поступают в органы социальной защиты,
осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами:
через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на
почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберегательные
кассы — 10-15%, на альтернативные службы доставки — 4-5%. Собственные средства
от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в
Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в
дотационные регионы.
В отличие от
вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба полученные от
плательщиков и из Централизованного фонда средства, направляет в Службу по
назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и альтернативные
службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом на почту приходится
60-75% доставки, на сберегательные кассы — 10-15%, на альтернативные службы
доставки -- 15-20% от общего объема доставляемых пенсий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|